Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность вуза как процессный инновационный проект'

Научно-исследовательская деятельность вуза как процессный инновационный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / UNIVERSITY / INNOVATIONS / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CENTERS / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гороховатский Леонид Юрьевич, Потачёв Сергей Александрович, Потёмкин Михаил Николаевич

В статье авторами описываются основные отличительные черты современного университета как специфического научно-образовательного центра, призванного генерировать инновации. Рассмотрены такие аспекты построения инновационного ВУЗа как создание научно-образовательных центров (НОЦ) и инновационных малых предприятий при ВУЗах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIY OF A HEI AS A PROCESS INNOVATIVE PROJECT

In the paper authors describe the main features of modern university as a specific centre for producing innovations. Such aspects of modern university as organization of university scientific-educational centers and affiliated small and medium businesses are discussed

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность вуза как процессный инновационный проект»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА СЯ КАК ПРОЦЕССНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ1 Е

2 Е

Гороховатский Ю.А. ^

Потачёв С.А. ы

Потёмкин М.Н. С

Ш

В статье авторами описываются основные отличительные черты современного университета как специфического научно-образовательного центра, ^ призванного генерировать инновации. Рассмотрены такие аспекты построения О инновационного ВУЗа как создание научно-образовательных центров (НОЦ) и ин- д новационных малых предприятий при ВУЗах р

О

In the paper authors describe the main features of modern university as a specific ф centre for producing innovations. Such aspects of modern university as organization of ^ university scientific-educational centers and affiliated small and medium businesses are discussed

И

Ключевые слова: университет, инновации, научно-образовательные центры, Q

малые предприятия д

А

Keywords: University, Innovations, Scientific-Educational Centers, ^

Small and Medium Businesses Ь

д

Инновационное развитие современной системы образования рас- О пространяется на все компоненты научно-образовательного пространства высшей школы. Для ВУЗов это характеризуется, прежде всего, новыми особенностями системы организации научно-исследовательской деятельности, в процессе которой происходит генерация новых знаний: «Одним р из главных условий развития системы высшего профессионального обра- З зования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундамен- ° тальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить В известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний» (Концепция долгосрочного социально-экономическо- Я го развития Российской Федерации на период до 2020 года).

Преобразуясь затем через ряд таких обязательных этапов, как выполнение научно-исследовательских работ, реализация мероприятий по охране интеллектуальной собственности, формулировка инновационного

О О

ея

> я

3

1 Статья открывает серию концептуальных публикаций, приуроченных к предстоящему преобразованию Российской таможенной академии в университет.

предложения и др., в социальные, экологические и экономические блага, составляющие, в конечном итоге, смысл инноваций2, новое знание остается ключевым элементом модели университета, в котором происходит «обучение на основе науки». При этом сформулированные В.Гумбольдтом основные функции такого университета, интегрирующего учебный процесс и научные исследования - производство знаний, накопление и хранение знаний, передача знаний, распространение знаний, конкретизируются условиями становления инновационного общества и воздействием рыночной экономики.

Требования глобальной конкуренции на рынках инноваций определяют переход к опережающему образованию квалифицированных специалистов, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда. Вузам становится необходимо готовить научные кадры, которые потребуются завтра, несмотря на то, что сегодня их содержательный потенциал может оказаться не полностью востребованным. Подготовленный Минэкономразвития России проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года гласит: «Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни».

Инновационная деятельность, инновационное развитие, инноватизация - невозможны без модернизации как социальной реформации. В независимом экспертном докладе «Модернизация России как построение нового государства» (Москва, 2009), представленном группой известных аналитиков (И.В.Пономарев, М.В.Ремизов, Р.Н.Карев, К.С.Бакулев) в Институте современного развития (ИНСОР) в рамках общественной дискуссии о модернизации страны, главная миссия модернизация определяется, как «полноценная социализация человека и формирование нации как культурно однородного и солидарного сообщества». Авторы доклада предостерегают от ограничения сути модернизации на уровне «процесса развития технологий» или «снятия кальки с современного состояния западных обществ». В докладе обращается также внимание на имеющее место смешение понятий «модернизация» и «инноватизация»: «...если инноватизация представляет собой «подстегивание» экономико-технологического развития, то модернизация - создание фундаментальных, инфраструктурных (в самом широком смысле) предпосылок такого развития». При этом инновационное развитие возможно лишь на базе модернизированных социальных институтов, одним из которых является система образования.

Человеческий фактор представляет собой приоритетный ресурс модернизации. На самом деле на развитие этого ресурса в конечном итоге и

2 Майер Г.В. Наш ответ на инновационный вызов современности: из опыта разработки и реализации инновационной образовательной программы Томского государственного университета // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9.

Научно-исследовательская деятельность вуза...

ориентирована научно-инновационная деятельность в вузах: «Научно-инновационная деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых знаний и умений с целью их применения для создания новых технологий и совершенствования старых......Научно-инновационная деятельность

принципиально меняет характеристику знания. Это уже не просто информация, а экзистенционально и личностно наполненное знание»»3. Да и в перспективах инновационной экономики, развивающейся на потоке инноваций, прибыль в основном создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала) (ru.wikipedia).

Формирование инновационного человека невозможно без инновационной культуры, которую известная энциклопедия по социологии определяет как исторически сложившуюся, устойчивую систему норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерную для данной социокультурной общности4. Обозначая задачи по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года Президент России Д.А.Медведев подчеркнул: «.. .инновационная экономика может сформироваться только в определённом социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни».

Решающим образом эффективность модернизации и инновационного развития пространства научно-исследовательской деятельности высшей школы, включая формирование инновационной культуры, зависит от развития научно-инновационной инфраструктуры самих вузов. Речь идет о развитии новых форм интеграции науки и образования, которые могут стать базовыми структурами для развития исследовательских компетенций и аккумуляции научно-инновационного потенциала. Такими центрами, в первую очередь, являются научно-образовательные центры - так называемые НОЦ.

Их появление было инициировано условиями участия в конкретных мероприятиях федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». В идеале, НОЦ - это «восокоор-ганизованная» среда, обеспечивающая социализацию в научно-инновационной деятельности. Основными задачами создания таких структур является закрепление в науке молодежи и создание условий для мобильности научных и научно-педагогических кадров. Важнейшими характеристиками НОЦ являются:

3 Рыкун А.А. Философская проблематизация применения новейших информационных технологий в научно-инновационной деятельности личности. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Пятигорск, 2004.

4 Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

• высокий уровень научных исследовании;

• высокая результативность подготовки кадров высшей квалификации;

• участие студентов в научной работе;

• использование результатов научных исследований в образовательном процессе.

Таким образом, по уровню организации НОЦ представляют собой универсальные элементы сетевой структуры, которая создается для того, чтобы эффективно использовать наработанные преимущества на основе формирования, распространения и обновления знаний.

Образовательная составляющая НОЦ складывается из таких функций как:

• освоение передовых отраслевых технологий, в том числе, социальных и гуманитарных;

• получение опыта практической работы по созданию интеллектуальных результатов;

• освоение стиля научной деятельности;

• формирование представлений о будущей профессиональной деятельности;

• осмысление значимости фундаментального знания;

• мотивация целенаправленной работы с научной информацией и т.д.

Очевидно, что исследовательская программа автономна в интеллектуальном плане для каждого НОЦ и, в значительной степени, определяет его самоуправление. Это сближает перспективы развития НОЦ с развитием научно-педагогических школ, которые представляют собой самые «незащищенные» в социально-экономическом плане коллективы ученых, ответственные за воспроизводство научных и научно-педагогических кадров. В этой связи, представляется, что будущее НОЦ - за их «симбиозом» с научными школами. Позиционируя себя, таким образом, в научно-образовательном пространстве, научные школы обогащают творческую атмосферу НОЦ и создают необходимую мотивацию для вовлечения обучающейся молодежи в реальный исследовательский процесс.

Еще одним аспектом инновационного развития научно-исследовательской деятельности современного вуза является дятельность малых инновационных предприятий, создаваемых на основании Федерального закона № 217-ФЗ от 2 августа 2009 года, позволившего государственным вузам быть учредителями хозяйственных обществ. создание центров коллективного пользования уникальным оборудованием. Деятельность таких подразделений, приобретающих в новой модели университета статус базовых, опорных компонентов научно-исследовательской среды, позволяет укреплять и объединять научный, технический и образовательный потенциал, а также ориентировать его на инновационное развитие.

Предметом деятельности малых инновационных предприятий является практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной

Научно-исследовательская деятельность вуза.

деятельности, что непосредственное касается понятия трансфера, включающего в себя: продажу патентов на изобретения, патентное лицензирование, торговлю беспатентными изобретениями, передачу технологической документации, «ноу-хау», а также различные формы информационного обмена и коммуникации учёных, плюс сам процесс внедрения и др.

Современному вузу - в первую очередь, университету необходимо создание работающей системы трансфера технологий и результатов интеллектуальной деятельности для реализации всех стадий научно-инновационного процесса: генерация идеи - выполнение научно-исследовательской работы - формулировка инновационного предложения - разработка инновационного проекта, включая бизнес-план, - реализация инновационного проекта. Сказанное относится в полной мере и к проблеме эффективного внедрения инновационных образовательных технологий в образовательную практику.

Таким образом, нужно отметить, что развитие инфраструктуры научно-инновационной деятельности обеспечивается целым комплексом условий, которые не ограничиваются изменениями структурной «конфигурации» исследовательского пространства. Вместе с формированием новых центров интеграции науки и образования необходимо развитие научных коммуникаций, создание реально работающих механизмов внедрения результатов интеллектуальной деятельности, продвижение новых форм организации научной и научно-инновационной деятельности и многое другое. К принципиальным изменениям инфраструктуры научно-инновационной деятельности в вузовском секторе науки относятся:

• освоение студентами компетенций исследовательской и инновационной деятельности;

• активное использование обучающейся молодёжи в качестве важнейшей «рабочей силы» для исследований и разработок;

• реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая в ряде случаев может рассматриваться как приоритетная по отношению к преподавательской работе;

• превращение университета в центр коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;

• развитие тесного сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так и в поисках фундаментальной тематики;

• полидисциплинарность исследований и разработок;

• формирование инновационных производств и организация инновационных предприятий;

• интернационализация научной деятельности, выражающаяся в подключении к передовой глобальной научной повестке дня, публикации в международных журналах, организация интернациональных исследовательских команд и др.

Исходя из вышеизложенного, необходимые изменения системы научно-исследовательской деятельности вуза представляют собой процессный инновационный проект, связанный с миссией организации и направленный на ее эффективное развитие - использованной в процессе производства (в отличие от инновации продуктовой - то есть, внедренной на рынке). Это соответствует классификации инноваций в зависимости от технологических параметров: продуктовые инновации включают применение новых материалов, и получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации деятельности (производства) - новые технологии. Проецируя сказанное на научно-инновационную деятельность в вузовском секторе науки можно определить ее как деятельность, заключающуюся в проведении комплекса согласованных мероприятий управленческого, финансово-организационного, научно-методического, информационного и инфраструктурного плана по количественному и качественному расширению интеллектуального потенциала университета для того, чтобы добиться получения новых практически значимых результатов. При таком подходе инновации (и как процесс, и как материализованный результат) естественным образом «произрастают» из деятельности вуза, развивающегося в рамках «знаниевой» модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.