Научная статья на тему 'Роль научно-образовательного центра в инновационном развитии вуза'

Роль научно-образовательного центра в инновационном развитии вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / RESEARCH AND EDUCATION CENTER / INNOVATION ACTIVITY / STABLE DEVELOPMENT / SOCIAL PARTNERSHIP / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левых Алена Юрьевна, Ведерникова Людмила Васильевна

В данной статье раскрыта роль научно-образовательного центра в обеспечении и развитии инновационной деятельности регионального педагогического вуза на основе интеграции и социального партнёрства. Представлены цели, задачи, функции, структура НОЦ ИГПИ им. П.П. Ершова, деятельность входящих в состав центра лабораторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE RESEARCH AND EDUCATION CENTER IN INNOVATION DEVELOPMENT OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article ascertains the role of a research and education center in providing and developing an innovation activity of a regional teachers’ training higher educational institution. The activities of this center is based on the integration and social partnership and is aimed at elaboration of the strategy of social development of the regional educational space and providing high quality of teachers’ training. The article describes the structure, main tasks of the research and education center, and the functions of the constituent laboratories.

Текст научной работы на тему «Роль научно-образовательного центра в инновационном развитии вуза»

118

Высшее образование в России • № 11, 2013

Роль научно-

А.Ю. левых, доцент образовательного центра

Л.В. ВЕДЕРНИКОВА, профессор В инновационном

развитии вуза

В данной статье раскрыта роль научно-образовательного центра в обеспечении и развитии инновационной деятельности регионального педагогического вуза на основе интеграции и социального партнёрства. Представлены цели, задачи, функции, структура НОЦИГПИ им. П.П. Ершова, деятельность входящих в состав центра лабораторий.

Ключевые слова: научно-образовательный центр, инновационная деятельность, устойчивое развитие, социальное партнёрство, интеграция

Формирование в России инновационной экономики предполагает опережающее развитие образовательной сферы. Решать такую задачу вузам необходимо в самых разных направлениях, что требует структурных изменений и кардинальных перемен в организации учебного процесса. Использование зарубежного опыта, а также собственные стратегии инновационной деятельности могут принципиально изменить ситуацию на рынке образования и дать необходимые конкурентные преимущества выпускникам российских вузов [1; 2]. В условиях формирования экономики, основанной на знаниях, первостепенной задачей является интеграция науки и образования на базе высших учебных заведений. Ее результатом можно считать инновационную многомерную деятельность, направленную на создание многомерных продуктов, технологий и услуг, обучение инновациям и воспроизводство инновационныхкадров [3]. Инновационный процесс при этом следует понимать как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Таким образом, сегодня высшие учебные заведения должны обеспечить разра-боткуи внедрение инноваций какв процесс подготовки кадров, так и в производственную, социально-культурную сферы, что

отражено в ряде нормативных документов: в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.

Обеспечение инновационной деятельности является приоритетной задачей развития и регионального педагогического вуза. В программе инновационного развития ИГПИ им. П.П. Ершова выделены следующие основные этапы: создание инновационных инициатив; формирование инновационных коллективов; развитие инновационной деятельности; инновационное распространение инновационных разработок;

Из жизни вуза

119

закрепление инновационной политики вуза в регионе; обобщение опыта инновационной деятельности. Каждый этап должен обеспечивать переход вуза на качественно новый уровень развития [4-6]. Итогом реализации указанной программы должно стать функционирование ИГПИ как эффективного инновационного научно-образовательного учреждения в регионе.

Необходимым условием развития малого педагогического вуза является интег-ративный, междисциплинарный характер научно-исследовательской деятельности с учетом запросов потребителей. В связи с этим на этапе инновационных инициатив в ИГПИ им. П.П. Ершова создан научно-образовательный центр, основной целью деятельности которого является разработка социально-педагогической стратегии развития образовательного пространства и обеспечение гарантий качества в подготовке молодых специалистов на основе интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности.

Основными задачами центра являются: 1) развитие инновационных подходов к подготовке кадров с ориентацией на запросы работодателей, профессиональных сообществ и бизнес-структур; 2) обеспечение соответствия образовательных программ института требованиям современного рынка труда; 3) внедрение инновационных технологий, отвечающих современным тенденциям развития образования и обеспечивающих эффективную реализацию образовательных программ; 4) обеспечение взаимодействия науки с образовательным процессом, привлечение к выполнению научно-исследовательских работ и инновационной деятельности студентов, магистрантов и аспирантов; 5) развитие системы государственно-общественного управления образованием, социального партнерства в образовательной и социальной сферах.

Основные функции научно-образовательного центра:

■ выполнение фундаментальных и

прикладных научно-исследовательских работ по плану НиИД в соответствии с целевыми федеральными и региональными заказами;

■ подготовка заявок на получение грантов в области науки и образования и участие в конкурсах научно-исследовательских и инновационных проектов;

■ разработка и реализация инновационных образовательных проектов с привлечением обучающейся молодёжи (студентов, магистрантов, аспирантов), молодых ученых, высококвалифицированных специалистов и педагогической общественности;

■ обеспечение и развитие социального партнерства с российскими и зарубежными общественно-профессиональными объединениями и образовательными организациями;

■ анализ запросов работодателей и профессиональных сообществ на новое содержание образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования;

■ разработка и внедрение уникальных программ дополнительного профессионального образования, востребованных в современных условиях;

■ научно-методическое сопровожде-

120

Высшее образование в России • № 11, 2013

ние инновационно-образовательной деятельности (разработка методического обеспечения и сопровождение новых программ, в том числе электронных образовательных комплексов);

■ создание и развитие системы поддержки и продвижения молодежных профессиональных инициатив в вузе;

■ проектирование форм вовлечения студентов педагогического вуза в сферу инновационной деятельности и предпринимательства;

■ проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, презентаций и др.) по обмену опытом и освещение результатов деятельности вуза.

В структуру НОЦ ИГПИ им. П.П. Ершова входят:

■ центр развития естественно-научного знания (лаборатории экологического мониторинга и биоразнообразия, ландшафтного проектирования и экологии Приишимья, мониторинга состояния и сохранения растительных сообществ При-ишимья);

■ центр развития гуманитарного знания (лаборатории семиотических исследований в области литературы и искусства, проблем культуры речи и речевого этикета);

■ центр инновационных образовательных технологий (лаборатории инклюзивного образования, психологического сопровождения психического и личностного развития детей, интерактивных средств обучения, разработки и внедрения в учебный и управленческий процессы программных средств, педагогической практики);

■ центр развития детей раннего и дошкольного возраста (лаборатория качества общего и дошкольного образования в условиях ФГОС и ФГТ);

■ лингвистический центр;

■ бизнес-инкубатор;

■ малое инновационное предприятие.

Важную роль в деятельности НОЦ выполняет центр развития естественно-науч-

ного знания, основной целью которого является формирование новой модели экологического образования на основе интеграции научно-исследовательской, эколого-просветительской, учебно-методической, организационной и инновационной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность данного центра осуществляется на базе научно-исследовательских лабораторий с постоянными и временными творческими коллективами по следующим направлениям.

1. Экологический мониторинг и биоразнообразие. Цель направления - реализация приоритетных направлений в области экологических исследований(изучение биологического разнообразия на генетическом, видовом и структурном уровнях организации живых систем; оценка состояния экосистем в мониторинговом режиме).

2. Научно-методические основы реализации экологического подхода в естественно-научном образовании. Цель направления - проведение педагогического эксперимента по совершенствованию системы экологического образования при подготовке учителей дисциплин естественно-научного цикла и методическое сопровождение процесса экологического образования.

3. Формирование экологического мировоззрения обучающихся. Цель направления - разработка и реализация многоуровневой системы мероприятий по формированию экологического мировоззрения для разных категорий обучающихся.

4. Формирование культуры здорового образа жизни. Цель направления - формирование ценностных мировоззренческих установок, способствующих повышению качества жизни посредством обеспечения и сохранения физического и психического здоровья обучающихся.

5. Создание экологических баз данных на основе ГИС-технологий. Цель направления - формирование интегрированных экологических (эколого-географических, эко-

Из жизни вуза

121

лого-биологических, эколого-химических, эколого-физичес-ких) баз данных, предназначенных для дальнейшей коммерциализации результатов фундаментальных и прикладных научных исследований.

6. Создание экологически благоприятной среды на территории муниципальных образований региона. Цель направления - внедрение результатов прикладных естественно-научных исследований и проектно-инновационной деятельности в работу муниципальных учреждений региона с целью улучшения экологической обстановки.

7. Создание социально благоприятной среды жизнедеятельности в различных учреждениях социальной сферы. Цель направления - внедрение в практику образовательных, социальных и медицинских учреждений региона прикладных научно-техничес-кихи технологических разработок, направленных на создание комфортной среды жизнедеятельности и развития человека.

Аналогичной формой организации деятельности характеризуется центр развития гуманитарного знания, методологически базирующийся на антропологическом подходе.

Интеграция в рамках центра разных видов деятельности способствует оптимальному распределению кадровых, финансовых ресурсов, материально-технической базы и обеспечивает выполнение вузом ак-кредитационных параметров.

Все научно-исследовательские, научно-методические и инновационные разработки в структурных подразделениях НОЦ осуществляются с участием студентов, магистрантов и аспирантов. Вовлечение студентов в качестве полноправных субъектов деятельности в социальные процессы города, региона, государства, в социальное партнёрство и социальное проектирование способствует решению важнейших учебно-

воспитательных задач: формированию системы устойчивых нравственно-ценностных установок, обеспечению высокого уровня мотивации выпускников вуза к профессиональной деятельности.

Литература

1. Головцева И.Г. Теоретические предпосыл-

ки развития инновационной деятельности вузов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. № 96. С. 75-81.

2. Своеволин В.Ю. Формирование инноваци-

онной экономики в России как основы постиндустриального общества: институционально-эволюционный подход // Журнал институциональных исследований. 2010. № 1. С. 101-112.

3. Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Инноваци-

онная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник НГПУ. 2012. № 4. С. 44-51.

4. Ведерникова Л.В. Организация научно-ис-

следовательской деятельности как основа инновационного развития вуза // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 80-85.

5. Ведерникова Л.В. Инновационное развитие

ИГПИ им. П.П. Ершова // Ершовские чтения: материалы научной конференции. Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2011. С. 6-9.

6. Ведерникова Л.В. Центр инновационных

образовательных технологий как инновационная система образовательной деятельности в условиях малого города // Академический журнал Западной Сибири. 2012. № 2. С. 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.