118
Высшее образование в России • № 11, 2013
Роль научно-
А.Ю. левых, доцент образовательного центра
Л.В. ВЕДЕРНИКОВА, профессор В инновационном
развитии вуза
В данной статье раскрыта роль научно-образовательного центра в обеспечении и развитии инновационной деятельности регионального педагогического вуза на основе интеграции и социального партнёрства. Представлены цели, задачи, функции, структура НОЦИГПИ им. П.П. Ершова, деятельность входящих в состав центра лабораторий.
Ключевые слова: научно-образовательный центр, инновационная деятельность, устойчивое развитие, социальное партнёрство, интеграция
Формирование в России инновационной экономики предполагает опережающее развитие образовательной сферы. Решать такую задачу вузам необходимо в самых разных направлениях, что требует структурных изменений и кардинальных перемен в организации учебного процесса. Использование зарубежного опыта, а также собственные стратегии инновационной деятельности могут принципиально изменить ситуацию на рынке образования и дать необходимые конкурентные преимущества выпускникам российских вузов [1; 2]. В условиях формирования экономики, основанной на знаниях, первостепенной задачей является интеграция науки и образования на базе высших учебных заведений. Ее результатом можно считать инновационную многомерную деятельность, направленную на создание многомерных продуктов, технологий и услуг, обучение инновациям и воспроизводство инновационныхкадров [3]. Инновационный процесс при этом следует понимать как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.
Таким образом, сегодня высшие учебные заведения должны обеспечить разра-боткуи внедрение инноваций какв процесс подготовки кадров, так и в производственную, социально-культурную сферы, что
отражено в ряде нормативных документов: в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.
Обеспечение инновационной деятельности является приоритетной задачей развития и регионального педагогического вуза. В программе инновационного развития ИГПИ им. П.П. Ершова выделены следующие основные этапы: создание инновационных инициатив; формирование инновационных коллективов; развитие инновационной деятельности; инновационное распространение инновационных разработок;
Из жизни вуза
119
закрепление инновационной политики вуза в регионе; обобщение опыта инновационной деятельности. Каждый этап должен обеспечивать переход вуза на качественно новый уровень развития [4-6]. Итогом реализации указанной программы должно стать функционирование ИГПИ как эффективного инновационного научно-образовательного учреждения в регионе.
Необходимым условием развития малого педагогического вуза является интег-ративный, междисциплинарный характер научно-исследовательской деятельности с учетом запросов потребителей. В связи с этим на этапе инновационных инициатив в ИГПИ им. П.П. Ершова создан научно-образовательный центр, основной целью деятельности которого является разработка социально-педагогической стратегии развития образовательного пространства и обеспечение гарантий качества в подготовке молодых специалистов на основе интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности.
Основными задачами центра являются: 1) развитие инновационных подходов к подготовке кадров с ориентацией на запросы работодателей, профессиональных сообществ и бизнес-структур; 2) обеспечение соответствия образовательных программ института требованиям современного рынка труда; 3) внедрение инновационных технологий, отвечающих современным тенденциям развития образования и обеспечивающих эффективную реализацию образовательных программ; 4) обеспечение взаимодействия науки с образовательным процессом, привлечение к выполнению научно-исследовательских работ и инновационной деятельности студентов, магистрантов и аспирантов; 5) развитие системы государственно-общественного управления образованием, социального партнерства в образовательной и социальной сферах.
Основные функции научно-образовательного центра:
■ выполнение фундаментальных и
прикладных научно-исследовательских работ по плану НиИД в соответствии с целевыми федеральными и региональными заказами;
■ подготовка заявок на получение грантов в области науки и образования и участие в конкурсах научно-исследовательских и инновационных проектов;
■ разработка и реализация инновационных образовательных проектов с привлечением обучающейся молодёжи (студентов, магистрантов, аспирантов), молодых ученых, высококвалифицированных специалистов и педагогической общественности;
■ обеспечение и развитие социального партнерства с российскими и зарубежными общественно-профессиональными объединениями и образовательными организациями;
■ анализ запросов работодателей и профессиональных сообществ на новое содержание образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования;
■ разработка и внедрение уникальных программ дополнительного профессионального образования, востребованных в современных условиях;
■ научно-методическое сопровожде-
120
Высшее образование в России • № 11, 2013
ние инновационно-образовательной деятельности (разработка методического обеспечения и сопровождение новых программ, в том числе электронных образовательных комплексов);
■ создание и развитие системы поддержки и продвижения молодежных профессиональных инициатив в вузе;
■ проектирование форм вовлечения студентов педагогического вуза в сферу инновационной деятельности и предпринимательства;
■ проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, презентаций и др.) по обмену опытом и освещение результатов деятельности вуза.
В структуру НОЦ ИГПИ им. П.П. Ершова входят:
■ центр развития естественно-научного знания (лаборатории экологического мониторинга и биоразнообразия, ландшафтного проектирования и экологии Приишимья, мониторинга состояния и сохранения растительных сообществ При-ишимья);
■ центр развития гуманитарного знания (лаборатории семиотических исследований в области литературы и искусства, проблем культуры речи и речевого этикета);
■ центр инновационных образовательных технологий (лаборатории инклюзивного образования, психологического сопровождения психического и личностного развития детей, интерактивных средств обучения, разработки и внедрения в учебный и управленческий процессы программных средств, педагогической практики);
■ центр развития детей раннего и дошкольного возраста (лаборатория качества общего и дошкольного образования в условиях ФГОС и ФГТ);
■ лингвистический центр;
■ бизнес-инкубатор;
■ малое инновационное предприятие.
Важную роль в деятельности НОЦ выполняет центр развития естественно-науч-
ного знания, основной целью которого является формирование новой модели экологического образования на основе интеграции научно-исследовательской, эколого-просветительской, учебно-методической, организационной и инновационной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность данного центра осуществляется на базе научно-исследовательских лабораторий с постоянными и временными творческими коллективами по следующим направлениям.
1. Экологический мониторинг и биоразнообразие. Цель направления - реализация приоритетных направлений в области экологических исследований(изучение биологического разнообразия на генетическом, видовом и структурном уровнях организации живых систем; оценка состояния экосистем в мониторинговом режиме).
2. Научно-методические основы реализации экологического подхода в естественно-научном образовании. Цель направления - проведение педагогического эксперимента по совершенствованию системы экологического образования при подготовке учителей дисциплин естественно-научного цикла и методическое сопровождение процесса экологического образования.
3. Формирование экологического мировоззрения обучающихся. Цель направления - разработка и реализация многоуровневой системы мероприятий по формированию экологического мировоззрения для разных категорий обучающихся.
4. Формирование культуры здорового образа жизни. Цель направления - формирование ценностных мировоззренческих установок, способствующих повышению качества жизни посредством обеспечения и сохранения физического и психического здоровья обучающихся.
5. Создание экологических баз данных на основе ГИС-технологий. Цель направления - формирование интегрированных экологических (эколого-географических, эко-
Из жизни вуза
121
лого-биологических, эколого-химических, эколого-физичес-ких) баз данных, предназначенных для дальнейшей коммерциализации результатов фундаментальных и прикладных научных исследований.
6. Создание экологически благоприятной среды на территории муниципальных образований региона. Цель направления - внедрение результатов прикладных естественно-научных исследований и проектно-инновационной деятельности в работу муниципальных учреждений региона с целью улучшения экологической обстановки.
7. Создание социально благоприятной среды жизнедеятельности в различных учреждениях социальной сферы. Цель направления - внедрение в практику образовательных, социальных и медицинских учреждений региона прикладных научно-техничес-кихи технологических разработок, направленных на создание комфортной среды жизнедеятельности и развития человека.
Аналогичной формой организации деятельности характеризуется центр развития гуманитарного знания, методологически базирующийся на антропологическом подходе.
Интеграция в рамках центра разных видов деятельности способствует оптимальному распределению кадровых, финансовых ресурсов, материально-технической базы и обеспечивает выполнение вузом ак-кредитационных параметров.
Все научно-исследовательские, научно-методические и инновационные разработки в структурных подразделениях НОЦ осуществляются с участием студентов, магистрантов и аспирантов. Вовлечение студентов в качестве полноправных субъектов деятельности в социальные процессы города, региона, государства, в социальное партнёрство и социальное проектирование способствует решению важнейших учебно-
воспитательных задач: формированию системы устойчивых нравственно-ценностных установок, обеспечению высокого уровня мотивации выпускников вуза к профессиональной деятельности.
Литература
1. Головцева И.Г. Теоретические предпосыл-
ки развития инновационной деятельности вузов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. № 96. С. 75-81.
2. Своеволин В.Ю. Формирование инноваци-
онной экономики в России как основы постиндустриального общества: институционально-эволюционный подход // Журнал институциональных исследований. 2010. № 1. С. 101-112.
3. Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Инноваци-
онная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник НГПУ. 2012. № 4. С. 44-51.
4. Ведерникова Л.В. Организация научно-ис-
следовательской деятельности как основа инновационного развития вуза // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 80-85.
5. Ведерникова Л.В. Инновационное развитие
ИГПИ им. П.П. Ершова // Ершовские чтения: материалы научной конференции. Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2011. С. 6-9.
6. Ведерникова Л.В. Центр инновационных
образовательных технологий как инновационная система образовательной деятельности в условиях малого города // Академический журнал Западной Сибири. 2012. № 2. С. 3-4.