Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития педагогического института в структуре классического университета'

Приоритетные направления развития педагогического института в структуре классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / ВУЗ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ОПОРНАЯ СТРУКТУРА / ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ / DEVELOPMENT PRIORITIES / UNIVERSITY / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTER / SUPPORTING STRUCTURE / TRAINING / RETRAINING / MODERN TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Сергей Павлович

Статья раскрывает приоритетные направления развития пединститута в рамках интеграции с классическим университетом: повышение научно-исследовательской, научно-методической и языковой квалификации профессорско-преподавательского состава; повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда. Научно-образовательный центр вуза рассматривается как опорная структура для решения ключевых задач подготовки и переподготовки современного педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилов Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority directions of pedagogical institute development in the structure of classical university

The author reveals the priorities of pedagogical institute development in the frames of its integration with the classical university. The priority trends are: improving research, methodological and linguistic qualification of the teaching staff, and improving the quality of training and competitiveness of graduates at the international job market. Research-and-Educational Center of the pedagogical institute is regarded as basic structure for solving key tasks of modern teachers training and retraining

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития педагогического института в структуре классического университета»

С. П. Шилов

(г. Ишим, Тюменская обл.)

Приоритетные направления развития педагогического

института в структуре классического университета

Статья раскрывает приоритетные направления развития пединститута в рамках интеграции с классическим университетом: повышение научно-исследовательской, научно-методической и языковой квалификации профессорско-преподавательского состава; повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда. Научно-образовательный центр вуза рассматривается как опорная структура для решения ключевых задач подготовки и переподготовки современного педагога.

Интеграция России в международное образовательное пространство диктует необходимость повышения конкурентоспособности российских вузов среди ведущих университетов мира и обусловливает опережающее развитие их инновационной структуры, научно-исследовательского потенциала, образовательных технологий и внедрение новых практик управления.

Тюменский государственный университет, с 2007 г. реализующий программу инновационного развития и являющийся победителем конкурса инновационных образовательных программ в 2007-2008 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование», победителем открытого конкурса Правительства РФ 2010 г. по отбору программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, стал участником «Проекта 5-100», нацеленного на укрепление позиций российских университетов в международных рейтингах [5, 6]. В связи с этим среди ключевых направлений развития вуза на современном этапе руководство университета выделило следующие: повышение научно-исследовательской, научно-методической и языковой квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС); работа ППС над проектами глобальной тематики в составе международных научно-исследовательских групп; увеличение количества образовательных программ, реализуемых совместно с зарубежными вузами; развитие инновационных образовательных технологий; создание равных возможностей для обучающихся независимо от языка и на-

личия ограничений по здоровью; повышение качества подготовки, и, как следствие, повышение конкурентоспособности выпускников не только на региональном и российском, но и на международном рынке труда.

Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова, с 2014 г. являющийся филиалом Тюменского государственного университета, в 2012 г. начал реализовывать программу инновационного развития с создания инновационной структуры - Научно-образовательного центра (НОЦ), включающей подразделения «Центр развития гуманитарного образования», «Центр развития естественнонаучного образования», «Центр развития детей раннего и дошкольного возраста „Академия детства"», Лингвистический центр, «Центр инновационных образовательных технологий», бизнес-инкубатор, малое инновационное предприятие [1, 2].

В соответствии с основными нормативными документами, определяющими на тот момент деятельность учреждений высшего профессионального образования (ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года») и «Программой развития качества подготовки педагогических кадров ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» на 2013-2018 гг.» первоначально перед НОЦ ставились следующие основные задачи: 1) развитие инновационной деятельности вуза путём обеспечения взаимодействия образовательного процесса с научной деятель-

ностью; 2] повышение эффективности реализуемых образовательных программ за счет внедрения инновационных образовательных технологий; 3] обеспечение соответствия качества подготовки выпускников требованиям рынка труда посредством развития системы государственно-общественного управления образовательными программами (т.е. социального партнёрства в сфере образования].

Реализация программы работы НОЦ в период с 2012 по 2015 годы способствовала переходу на ФГОС 3-го поколения и обеспечила соответствие реализуемых Институтом образовательных программ критериям государственных образовательных стандартов. По результатам аккредитационной экспертизы, проведённой в июне 2015 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Приказ Рособрнадзора №1288 от 24.07.2015 г.], признаны аккредитованными 12 образовательных программ (ОП) специа-литета, 34 ОП бакалавриата по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Профессиональное обучение», «Социальная работа», «Социально-культурная деятельность», одна ОП магистратуры (направление «Педагогическое образование»), три ОП аспирантуры (направления «Образование и педагогические науки», «Биологические науки», «Культурове-дение и социокультурные проекты» [7].

Создание временных творческих коллективов на базе НОЦ для выполнения коллективных фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, а также инновационных проектов обеспечило выполнение показателей научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов (в т.ч. публикации в ведущих журналах, входящих в базы данных РИНЦ, Web of Science, Scopus; объём НИОКР и др.].

Научно-методическая и организационно-методическая деятельность различных подразделений НОЦ обеспечила:

- репрезентативное участие работодателей в управлении образовательными программами (экспертизе и реализации ОП];

- академическую мобильность обучающихся (в 2014 г. 16 студентов ИПИ им. П. П. Ершова прошли зарубежную языковую стажировку в Оксфордском университете и в лингвистической школе «Education First» на острове Мальта];

- участие ППС в экспертизе и реализации ОП высшего образования зарубежных вузов (в 2014-2015 гг. осуществлена экспертиза 24-х ОП, реализуемых вузами Республики Казахстан: Северо-Казахстанским государственным университетом имени М. Козыбаева, Государственным университетом им. Шака-рима (г. Семей], Казахским агротехническим университетом им. С. Сейфуллина (г. Астана], Казахским национальным аграрным университетом (г. Алматы); в 2014 г. на базе ИПИ им. П. П. Ершова разработано и реализовано 28 программ стажировок магистрантов СевероКазахстанского университета им. М. Козыбаева по психологии, биологии, экологии);

- участие ППС и обучающихся в научно-исследовательских проектах зарубежных вузов (Университет Хельсинки - проекты «Связь глобальных изменений климата с изменениями биоразнообразия в бореальных лесах Евразии», «Изучение агрессивных взаимодействий крупных хищников и человека»; СевероКазахстанский государственный университет имени М. Козыбаева - проект «Учёт водоплавающих птиц на водоёмах Северо-Казахстан-ской области» в рамках республиканского проекта Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана - АСБК].

Анализ эмпирического опыта работы научно-образовательного центра ИПИ им. П. П. Ершова позволяет рассматривать НОЦ как опорную структуру для решения ключевых задач современного этапа, определяемых, с одной стороны, программой опережающего развития головного вуза, и, с другой стороны, требованиями профессионального стандарта педагога [4], включающего необходимые умения, такие как: владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.); организация различных видов внеурочной деятельности (игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона].

НОЦ является также и опорным пунктом для практико-ориентированной подготовки и переподготовки педагогов, так как подготовка учителя для новой школы требует формирования готовности к инновационной деятельности. Достигнуть этого возможно путем

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44] 2015

31

Современные проблемы развития образования

реальной интеграции поисковых, фундаментальных и прикладных исследований с образовательным процессом.

Поэтому базовый принцип работы НОЦ -интеграция научной, образовательной, инновационной деятельности и ориентация на коммерциализуемость результатов исследований позволяют рассматривать центр и как опорную площадку для практикоориентиро-ванной подготовки и переподготовки учителей школ и педагогов дополнительного образования.

К основным формам переподготовки учителей школ и педагогов дополнительного образования можно отнести:

- совместную с обучающимися и творческими коллективами вуза исследовательскую и проектную деятельность в рамках школы «Основы научных исследований» и физико-математической школы;

- подготовку совместных с преподавателями вуза публикаций по результатам исследований;

- подготовку совместных с преподавателями вуза учебно-методических изданий;

- участие в разработке и реализации образовательных программ, экспертиза реализуемых вузом образовательных программ бакалавриата;

- участие в научно-методических мероприятиях вуза: научно-практических конференциях, научно-методических семинарах, мастер-классах, круглых столах;

- курсы повышения квалификации и переподготовки.

С целью совершенствования учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся и педагогов школ г. Ишима и При-ишимья функционирует научная школа «Основы научных исследований», где основные задачи сводятся:

- к знакомству педагогов и обучающихся с научно-методическими основами учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- знакомству педагогов и обучающихся с методами исследовательской деятельности в области биологии и экологии; физики и математики; гуманитарного знания;

- подготовке учебно-исследовательских работ обучающихся в области биологии и экологии; физики и математики; гуманитарных знаний на базе научных лабораторий при кафедрах;

- подготовке научных проектов обучающихся на ресурсной базе НОЦ;

- рецензированию учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся и педагогов.

Критериями оценки эффективности деятельности НОЦ как опорной площадки для практико-ориентированной подготовки и переподготовки педагога, на наш взгляд, являются следующие:

- совершенствование мотивации педагогов к профессиональной деятельности;

- увеличение количества совместно разработанных ОП;

- соответствие ОП общего среднего и вузовского образования требований ФГОС;

- наличие учебно-методических разработок нового типа, подготовленных педагогами ОУ самостоятельно и совместно с преподавателями вуза;

- увеличение показателей сформирован-ности общекультурных и профессиональных компетенций у педагогов при профессиональной аттестации и сертификации;

- увеличение результативности творческой деятельности педагогов (количества подготовленных работ обучающихся, занявших призовые места на конкурсах разного типа и уровня; победы на конкурсах профессионального мастерства).

Литература

1. Ведерникова Л. В., Левых А. Ю. Селицкая З. Я. Роль научно-образовательного центра в инновационном развитии вуза // Ершовские чтения. Спецвыпуск : межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. Л. В. Ведерникова. - Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2014. - С. 58-64.

2. Левых А. Ю., Ведерникова Л. В. Роль научно-образовательного центра в инновационном развитии вуза // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 118-121.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2013 г. № 296 «О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» ГЭлектронный ресурс]. - URL: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения 8.11.2015).

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129/

5. Проект 5-100 повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. - URL: http://www. utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/108183/ (дата обращения 8.11.2015).

6. Программа повышения конкурентоспособности Тюменского государственного университета ГЭлектронный ресурс]. - URL: http://www.utmn.ru/5top100/programma/ (дата обращения 8.11.2015)

7. Приказ Рособрнадзора от 24.07.2015 № 1288 «О государственной аккредитации образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» [Электронный ресурс]. - URL: base.consultant.ru/

8. Vedernikova L. V., Shilov S. P. (2013). Fundamental prerequisites for research of teacher's value system as for the creative self-fulfillment in humanities knowledge. World Applied Sciences Journal, 27(13A), 428-432. Retrieved from http://www.idosi.org/wasj/ wasj27(elelc)13/88.pdf/

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44) 2015

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.