С. П. Шилов
(г. Ишим, Тюменская обл.)
Приоритетные направления развития педагогического
института в структуре классического университета
Статья раскрывает приоритетные направления развития пединститута в рамках интеграции с классическим университетом: повышение научно-исследовательской, научно-методической и языковой квалификации профессорско-преподавательского состава; повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда. Научно-образовательный центр вуза рассматривается как опорная структура для решения ключевых задач подготовки и переподготовки современного педагога.
Интеграция России в международное образовательное пространство диктует необходимость повышения конкурентоспособности российских вузов среди ведущих университетов мира и обусловливает опережающее развитие их инновационной структуры, научно-исследовательского потенциала, образовательных технологий и внедрение новых практик управления.
Тюменский государственный университет, с 2007 г. реализующий программу инновационного развития и являющийся победителем конкурса инновационных образовательных программ в 2007-2008 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование», победителем открытого конкурса Правительства РФ 2010 г. по отбору программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, стал участником «Проекта 5-100», нацеленного на укрепление позиций российских университетов в международных рейтингах [5, 6]. В связи с этим среди ключевых направлений развития вуза на современном этапе руководство университета выделило следующие: повышение научно-исследовательской, научно-методической и языковой квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС); работа ППС над проектами глобальной тематики в составе международных научно-исследовательских групп; увеличение количества образовательных программ, реализуемых совместно с зарубежными вузами; развитие инновационных образовательных технологий; создание равных возможностей для обучающихся независимо от языка и на-
личия ограничений по здоровью; повышение качества подготовки, и, как следствие, повышение конкурентоспособности выпускников не только на региональном и российском, но и на международном рынке труда.
Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова, с 2014 г. являющийся филиалом Тюменского государственного университета, в 2012 г. начал реализовывать программу инновационного развития с создания инновационной структуры - Научно-образовательного центра (НОЦ), включающей подразделения «Центр развития гуманитарного образования», «Центр развития естественнонаучного образования», «Центр развития детей раннего и дошкольного возраста „Академия детства"», Лингвистический центр, «Центр инновационных образовательных технологий», бизнес-инкубатор, малое инновационное предприятие [1, 2].
В соответствии с основными нормативными документами, определяющими на тот момент деятельность учреждений высшего профессионального образования (ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года») и «Программой развития качества подготовки педагогических кадров ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» на 2013-2018 гг.» первоначально перед НОЦ ставились следующие основные задачи: 1) развитие инновационной деятельности вуза путём обеспечения взаимодействия образовательного процесса с научной деятель-
ностью; 2] повышение эффективности реализуемых образовательных программ за счет внедрения инновационных образовательных технологий; 3] обеспечение соответствия качества подготовки выпускников требованиям рынка труда посредством развития системы государственно-общественного управления образовательными программами (т.е. социального партнёрства в сфере образования].
Реализация программы работы НОЦ в период с 2012 по 2015 годы способствовала переходу на ФГОС 3-го поколения и обеспечила соответствие реализуемых Институтом образовательных программ критериям государственных образовательных стандартов. По результатам аккредитационной экспертизы, проведённой в июне 2015 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Приказ Рособрнадзора №1288 от 24.07.2015 г.], признаны аккредитованными 12 образовательных программ (ОП) специа-литета, 34 ОП бакалавриата по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Профессиональное обучение», «Социальная работа», «Социально-культурная деятельность», одна ОП магистратуры (направление «Педагогическое образование»), три ОП аспирантуры (направления «Образование и педагогические науки», «Биологические науки», «Культурове-дение и социокультурные проекты» [7].
Создание временных творческих коллективов на базе НОЦ для выполнения коллективных фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, а также инновационных проектов обеспечило выполнение показателей научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов (в т.ч. публикации в ведущих журналах, входящих в базы данных РИНЦ, Web of Science, Scopus; объём НИОКР и др.].
Научно-методическая и организационно-методическая деятельность различных подразделений НОЦ обеспечила:
- репрезентативное участие работодателей в управлении образовательными программами (экспертизе и реализации ОП];
- академическую мобильность обучающихся (в 2014 г. 16 студентов ИПИ им. П. П. Ершова прошли зарубежную языковую стажировку в Оксфордском университете и в лингвистической школе «Education First» на острове Мальта];
- участие ППС в экспертизе и реализации ОП высшего образования зарубежных вузов (в 2014-2015 гг. осуществлена экспертиза 24-х ОП, реализуемых вузами Республики Казахстан: Северо-Казахстанским государственным университетом имени М. Козыбаева, Государственным университетом им. Шака-рима (г. Семей], Казахским агротехническим университетом им. С. Сейфуллина (г. Астана], Казахским национальным аграрным университетом (г. Алматы); в 2014 г. на базе ИПИ им. П. П. Ершова разработано и реализовано 28 программ стажировок магистрантов СевероКазахстанского университета им. М. Козыбаева по психологии, биологии, экологии);
- участие ППС и обучающихся в научно-исследовательских проектах зарубежных вузов (Университет Хельсинки - проекты «Связь глобальных изменений климата с изменениями биоразнообразия в бореальных лесах Евразии», «Изучение агрессивных взаимодействий крупных хищников и человека»; СевероКазахстанский государственный университет имени М. Козыбаева - проект «Учёт водоплавающих птиц на водоёмах Северо-Казахстан-ской области» в рамках республиканского проекта Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана - АСБК].
Анализ эмпирического опыта работы научно-образовательного центра ИПИ им. П. П. Ершова позволяет рассматривать НОЦ как опорную структуру для решения ключевых задач современного этапа, определяемых, с одной стороны, программой опережающего развития головного вуза, и, с другой стороны, требованиями профессионального стандарта педагога [4], включающего необходимые умения, такие как: владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.); организация различных видов внеурочной деятельности (игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона].
НОЦ является также и опорным пунктом для практико-ориентированной подготовки и переподготовки педагогов, так как подготовка учителя для новой школы требует формирования готовности к инновационной деятельности. Достигнуть этого возможно путем
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44] 2015
31
Современные проблемы развития образования
реальной интеграции поисковых, фундаментальных и прикладных исследований с образовательным процессом.
Поэтому базовый принцип работы НОЦ -интеграция научной, образовательной, инновационной деятельности и ориентация на коммерциализуемость результатов исследований позволяют рассматривать центр и как опорную площадку для практикоориентиро-ванной подготовки и переподготовки учителей школ и педагогов дополнительного образования.
К основным формам переподготовки учителей школ и педагогов дополнительного образования можно отнести:
- совместную с обучающимися и творческими коллективами вуза исследовательскую и проектную деятельность в рамках школы «Основы научных исследований» и физико-математической школы;
- подготовку совместных с преподавателями вуза публикаций по результатам исследований;
- подготовку совместных с преподавателями вуза учебно-методических изданий;
- участие в разработке и реализации образовательных программ, экспертиза реализуемых вузом образовательных программ бакалавриата;
- участие в научно-методических мероприятиях вуза: научно-практических конференциях, научно-методических семинарах, мастер-классах, круглых столах;
- курсы повышения квалификации и переподготовки.
С целью совершенствования учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся и педагогов школ г. Ишима и При-ишимья функционирует научная школа «Основы научных исследований», где основные задачи сводятся:
- к знакомству педагогов и обучающихся с научно-методическими основами учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- знакомству педагогов и обучающихся с методами исследовательской деятельности в области биологии и экологии; физики и математики; гуманитарного знания;
- подготовке учебно-исследовательских работ обучающихся в области биологии и экологии; физики и математики; гуманитарных знаний на базе научных лабораторий при кафедрах;
- подготовке научных проектов обучающихся на ресурсной базе НОЦ;
- рецензированию учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся и педагогов.
Критериями оценки эффективности деятельности НОЦ как опорной площадки для практико-ориентированной подготовки и переподготовки педагога, на наш взгляд, являются следующие:
- совершенствование мотивации педагогов к профессиональной деятельности;
- увеличение количества совместно разработанных ОП;
- соответствие ОП общего среднего и вузовского образования требований ФГОС;
- наличие учебно-методических разработок нового типа, подготовленных педагогами ОУ самостоятельно и совместно с преподавателями вуза;
- увеличение показателей сформирован-ности общекультурных и профессиональных компетенций у педагогов при профессиональной аттестации и сертификации;
- увеличение результативности творческой деятельности педагогов (количества подготовленных работ обучающихся, занявших призовые места на конкурсах разного типа и уровня; победы на конкурсах профессионального мастерства).
Литература
1. Ведерникова Л. В., Левых А. Ю. Селицкая З. Я. Роль научно-образовательного центра в инновационном развитии вуза // Ершовские чтения. Спецвыпуск : межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. Л. В. Ведерникова. - Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2014. - С. 58-64.
2. Левых А. Ю., Ведерникова Л. В. Роль научно-образовательного центра в инновационном развитии вуза // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 118-121.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2013 г. № 296 «О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» ГЭлектронный ресурс]. - URL: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения 8.11.2015).
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129/
5. Проект 5-100 повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. - URL: http://www. utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/108183/ (дата обращения 8.11.2015).
6. Программа повышения конкурентоспособности Тюменского государственного университета ГЭлектронный ресурс]. - URL: http://www.utmn.ru/5top100/programma/ (дата обращения 8.11.2015)
7. Приказ Рособрнадзора от 24.07.2015 № 1288 «О государственной аккредитации образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» [Электронный ресурс]. - URL: base.consultant.ru/
8. Vedernikova L. V., Shilov S. P. (2013). Fundamental prerequisites for research of teacher's value system as for the creative self-fulfillment in humanities knowledge. World Applied Sciences Journal, 27(13A), 428-432. Retrieved from http://www.idosi.org/wasj/ wasj27(elelc)13/88.pdf/
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44) 2015
33