Л. В. Ведерникова
(г. Ишим, Тюменская обл.)
Региональный аспект подготовки педагога
в условиях сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательной практики
Автор статьи излагает опыт организации сетевого взаимодействия регионального вуза и общеобразовательной практики в процессе подготовки практико-ориентированного педагога. Большое внимание в уделяется использованию индивидуального наставничества (супервизии).
В условиях модернизации высшего педагогического образования ключевой проблемой является проблема сетевого взаимодействия вуза и школы как основного механизма практико-ориентированной подготовки педагога в условиях регионального вуза.
Сетевая форма реализации образовательных программ закреплена в постановлении Правительства России, приказе Министерства образования и науки РФ, в Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования [6, 7, 8, 12]. В них отмечается, что сетевая форма реализации образовательных программ магистратуры и бакалавриата призвана укрепить сотрудничество между вузами, научными организациями и предприятиями; обеспечить возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную и иные виды деятельности.
Рассмотрим основные понятия, связанные с сетевой формой реализации образовательных программ высшего образования.
Н. С. Бугрова, И. М. Реморенко и др. понимают под образовательной сетью совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества деятельности друг друга [1, 2, 5, 10].
Обратимся к понятию социального взаимодействия. Традиционно под ним понимается процесс обмена социальными действиями между двумя и более участниками взаимодействия; при этом понятия социального действия и взаимодействия имеют существен-
ные различия. Социальное действие - это система поступков, средств и методов, при помощи которых одни люди намериваются изменить поведение, установки или мнения других людей. Социальное взаимодействие -это процесс обмена социальными действиями между двумя и более социальными субъектами, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга, при котором действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [11]. Формы сетевого взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными [1, 2, 5, 10].
Под сетевым взаимодействием в высшем педагогическом образовании мы понимаем систему непосредственных и опосредованных связей между научно-исследовательскими учреждениями, вузами, учреждениями среднего профессионального, дошкольного, общего и дополнительного образования, позволяющих профессиональному педагогическому сообществу разрабатывать, апробировать и реализовывать инновационные модели содержания образования и управления образовательными системами, направленные на подготовку педагога как профессионала.
Центральное место в сетевом взаимодействии в высшем педагогическом образовании занимает не информация, а субъекты образования и со-бытия. Со-бытия (курсы, семинары, конкурсы, конференции, дискуссии, веби-нары, круглые столы, практики и т.д.] предполагают ориентацию на решение совокупности профессионально-педагогических задач в стандартных и нестандартных ситуациях, нацеленных на осмысление и преобразование внутреннего мира (личностной и про-
фессиональной сфер] будущего педагога и его Я-концепции.
Взаимодействие в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую; поэтому множественность уровней взаимодействия - одна из характеристик сетевой формы организации высшего педагогического образования. Нами выделены три основных уровня сетевого взаимодействия при подготовке педагога в Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова (филиале] ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»:
- первый (базовый], включающий ИПИ им. П. П. Ершова, Департамент по социальным вопросам администрации города Ишима, Муниципальное казенное учреждение «Ишим-ский городской методический центр» (МКУ «ИГМЦ»), отдел образования администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, городские и районные профессиональные сообщества педагогов, городские и районные методические объединения, методические службы образовательных учреждений, педагогические коллективы образовательных учреждений;
- второй (творческий] представлен творческими и проектными группами педагогов, школами передового педагогического опыта - опорными школами, стажерскими площадками, предметными лабораториями.
- к третьему (уровню внешних связей] отнесены АОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» как основной партнер в сфере повышения квалификации педагогов, иные учреждения высшего и среднего профессионального образования, социальные партнеры, а также собственно обучающиеся и студенты образовательных учреждений как конечный объект и одновременно субъект подготовки педагога как профессионала.
В Ишимском педагогическом институте им. П.П. Ершова начала активно внедряться такая модель реализации образовательных программ в процессе сетевого взаимодействия, как «вуз-производство», характеризующаяся тем, что дошкольные, средние и дополнительные образовательные организации являются партнерами по реализации образовательных программ высшего образования. Некоторые из них имеют статус стажировочной площадки; в других созданы «опорные школы» и предметные лаборатории для реализа-
ции различных циклов и аспектов подготовки педагога как в городе, так и в районе.
В городе Ишиме определены опорные школы и методические центры в соответствии с приоритетными направлениями подготовки. Школы и лицеи города взяли на себя функции: городской сетевой физико-математической школы, сетевой школы «Основы научного исследования», лаборатории по работе с одаренными детьми, городской сетевой школы по английскому языку, сетевой школы по проблемам инклюзивного образования, а городской научно-методический центр - роль научно-методической мастерской по помощи в подготовке педагогов к конкурсу «Педагог года».
В рамках сетевого взаимодействия Ишим-ского педагогического института с образовательными учреждениями Ишимского района также выделены опорные школы, определены субъекты сетевого взаимодействия и организованы сетевые научно-предметные лаборатории. Стрехнинская СОШ взяла на себя функции районной сетевой обучающей школы для одарённых детей и районной научно-методической мастерской (в помощь молодому учителю]; Гагаринская СОШ - районной сетевой школы «Основы научного исследования».
В школах Ишимского района созданы сетевые научно-методические лаборатории, осуществляющие взаимодействие с инновационными научно-образовательными центрами, действующими на базе Педагогического института им. П.П. Ершова: естественно-научная, физико-математическая, гуманитарная, историческая лаборатории; лаборатория физической культуры и ОБЖ; лаборатория инклюзивного образования и целый ряд лабораторий по иным направлениям.
При организации сетевого взаимодействия в процессе подготовки педагога был выделен ряд проблемных областей содержательного и организационного планов:
- образовательная среда организаций-партнеров не всегда соответствует требованиям, необходимым для подготовки педагога как профессионала;
- не все воспитатели, учителя и педагоги образовательных учреждений могут выступать наставниками студентов, так как к учителям-супервизорам предъявляются достаточно высокие требования (опыт, достижения, готовность к помощи, поддержке, выпол-
нение функций наставника, психотерапевта и других];
- неразработанность нормативно-правового и финансового механизмов взаимодействия (положения, приказы, локальные акты, договоры, должностные инструкции и др.];
- неразработанность единых требований, оценочных критериев работы студентов со стороны преподавателей вуза и учителей-супервизоров;
- недостаточная четкость в распределении функций между преподавателями вуза и учителями-супервизорами;
- сложности взаимного сотрудничества в режиме становления и развития сетевого взаимодействия.
Не во всех образовательных учреждениях города и района была создана развивающая образовательная среда для студентов - будущих педагогов.
Механизм сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и других уровней образования представляет собой деятельность учебно-методических объединений преподавателей вузов и педагогов «опорных школ» [4]. С этой целью в ряде школ и детских садов города Ишима созданы базовые кафедры, посредством которых осуществляется сетевое взаимодействие вуза и образовательной практики по проектированию и организации образовательного процесса как в школах, так и детских садах.
Базовые кафедры разрабатывают программы формирования профессиональных компетенций в соответствии с содержанием психолого-педагогической модели подготовки практико-ориентированного педагога, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и требованиями Профессионального стандарта педагога, апробируют их, координируют взаимодействие в проведении контроля и оценки сформированности у студентов профессиональных компетенций, осуществляют коррекцию разработанных программ, разрабатывают программы развития опорной школы и научно-методических лабораторий и насыщают развивающую образовательную среду образовательных учреждений-партнеров по сетевому взаимодействию.
Следующий механизм равноправного партнерства между вузами и другими образовательными учреждениями - введение института индивидуального наставничества (супервизии) для студентов.
Использование понятия супервизии в образовательном процессе, в процессе подготовки компетентного педагога при сетевом взаимодействии вуза с другими образовательными учреждениями - феномен новый, мало изученный и научно и методически не проработанный.
Мы выделяем специфические функции су-первизии в подготовке будущего педагога как профессионала: образовательная, консультирующая, поддерживающая, контрольно-измерительная, административная, менеджерская. Функционал учителей-супервизоров разнообразен и требует соответствующей готовности. Учителю-супервизору необходимо быть профессионалом не только в области методики преподавания, но и в совершенстве знать психолого-педагогические аспекты проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.
Для оценки психолого-педагогической готовности учителей к деятельности супервизора в процессе подготовки педагога в условиях сетевого взаимодействия с вузом нами была разработана анкета. Ее содержание определялось на основе требований профессионального стандарта педагога [9]. Анкета включала 76 вопросов открытого и закрытого типов, например, «Назовите основные психические новообразования детей младшего школьного возраста / подросткового возраста»; «Перечислите две-три психолого-педагогические технологии, которые Вы применяете в своей профессиональной деятельности»; «Имели ли Вы опыт разработки и реализации за последние три года программ индивидуального развития ребенка?»; «Приведите 3-4 приема, используемых Вами для формирования системы саморегуляции поведения и деятельности обучающихся»; «Разрабатывали и реализовывали ли Вы за последние три года индивидуально-ориентированные образовательные программы?»; «Владеете ли Вы стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; перечислите 5-6 методик диагностики».
Анкетирование учителей со стажем педагогической работы более 10 лет показало, что такая трудовая функция, как «развивающая деятельность» сформирована у них на уровне, недостаточном для осуществления супер-визорской деятельности в процессе подготовки педагога в сетевом взаимодействии с
вузом; при этом обучающая и воспитательная деятельность находятся у респондентов на приемлемом для осуществления супервизор-ской деятельности уровне. Для того чтобы повысить уровень психолого-педагогической подготовки педагогов, нами была организована стажировочная площадка «Психолого-педагогическое сопровождение организации образовательного процесса в школе» на базе МАОУ СОШ №7 г. Ишима [3]. В рамках данной площадки осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка учителей-супервизоров с использованием активных и интерактивных форм. Например, лекции проводятся в следующих формах: лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-консультация, групповая консультация. На семинарах и практических занятиях используются такие формы, как дискуссия, семинар-«круглый стол», «семинар малых полемических групп», выездной семинар, мозговой штурм, метод проектов, учебный тренинг, деловая игра, ролевая игра, метод анализа конкретных ситуаций.
Для профессионального совершенствования учителей-супервизоров применяются различные формы самостоятельной работы: проведение диагностики школьников по предложенной тематике; творческий отчет о проведенной диагностике (доклад, электрон-
ная презентация, письменный отчет]; работа с научно-методической литературой и интернет-ресурсами; проведение открытых уроков и мастер-классов; составление психологического портрета школьника и практических рекомендаций по учету его индивидуально-личностных особенностей в учебно-воспитательном процессе; анализ видеосюжетов школьной действительности; проектирование программ индивидуального развития ребенка; разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуально-ориентированной образовательной программы; создание программ профилактики различных форм насилия в школе, девиантного и зависимого поведения обучающихся; внедрение практических рекомендаций в учебно-воспитательный процесс и оценка их эффективности.
Контроль работы учителей-супервизоров проводится только в нетрадиционных, творческих формах, выбор которых зависит от специфики дисциплины и профессиональных интересов слушателей. Это может быть разбор конкретного случая из педагогической практики, защита проекта программы по тематике дисциплины, портфолио по дисциплине, проведение открытых уроков, мастер-классов, написание эссе, проведение круглых столов, защита результатов мини-исследования, анализ видеосюжетов школьной жизни, ролевые и деловые игры; тестирование и др.
Литература
1. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук : 13.00.08. - Омск, 2009. - 188 с.
2. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне : методич. пособие. - М.:АПК и ППРО, 2007.
3. Ведерникова Л. В. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 6.
4. Гуружапов В. А., Марголис А. А. Проектирование модели прак-тико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. -№ 3. - C. 143-159.
5. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А. И. Адамского. - М.: Эврика, 2006.
6. Постановление Правительства РФ от 17.04.2013 N 350 (ред. от
28.10.2014) «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145240/ (дата обращения:
02.07.2015).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 июля 2013 г. N 560 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/08/23/konkurs-dok.html (дата обращения: 02.07.2014).
8. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 N 35263) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174065/ (дата обращения 07.07.2015).
9. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от
25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) [Электрон. ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_law_155553/? frame=1 (дата обращения: 20.07.2015).
10. Реморенко И. М. На путях к сетевому управлению // На путях к новой школе. - 2003. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/12/8 (дата обращения:
10.07.2015).
11. Социологический словарь ИАЦ "SOCIUM" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.socium.info/dict.html (дата обращения: 15.07.2015).
12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 31 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 11 января 2015 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 10.07.2015).