Научная статья на тему 'Региональный аспект подготовки педагога в условиях сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательной практики'

Региональный аспект подготовки педагога в условиях сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БАЗОВЫЕ КАФЕДРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / СУПЕРВИЗИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / NETWORK INTERACTION / PRINCIPAL CHAIRS / INDIVIDUAL TUTORSHIP / SUPERVISION / EDUCATOR''S PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна

Автор статьи излагает опыт организации сетевого взаимодействия регионального вуза и общеобразовательной практики в процессе подготовки практико-ориентированного педагога. Большое внимание в уделяется использованию индивидуального наставничества (супервизии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A regional aspect of training educators in the network interaction of the university and comprehensive schools

The author presents the experience of network interaction of a regional university with a number of comprehensive secondary schools in the process of training an educator oriented to practice. The article gives much attention to using an individual supervision as maintenance to the process of educators' trainin

Текст научной работы на тему «Региональный аспект подготовки педагога в условиях сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательной практики»

Л. В. Ведерникова

(г. Ишим, Тюменская обл.)

Региональный аспект подготовки педагога

в условиях сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательной практики

Автор статьи излагает опыт организации сетевого взаимодействия регионального вуза и общеобразовательной практики в процессе подготовки практико-ориентированного педагога. Большое внимание в уделяется использованию индивидуального наставничества (супервизии).

В условиях модернизации высшего педагогического образования ключевой проблемой является проблема сетевого взаимодействия вуза и школы как основного механизма практико-ориентированной подготовки педагога в условиях регионального вуза.

Сетевая форма реализации образовательных программ закреплена в постановлении Правительства России, приказе Министерства образования и науки РФ, в Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования [6, 7, 8, 12]. В них отмечается, что сетевая форма реализации образовательных программ магистратуры и бакалавриата призвана укрепить сотрудничество между вузами, научными организациями и предприятиями; обеспечить возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную и иные виды деятельности.

Рассмотрим основные понятия, связанные с сетевой формой реализации образовательных программ высшего образования.

Н. С. Бугрова, И. М. Реморенко и др. понимают под образовательной сетью совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества деятельности друг друга [1, 2, 5, 10].

Обратимся к понятию социального взаимодействия. Традиционно под ним понимается процесс обмена социальными действиями между двумя и более участниками взаимодействия; при этом понятия социального действия и взаимодействия имеют существен-

ные различия. Социальное действие - это система поступков, средств и методов, при помощи которых одни люди намериваются изменить поведение, установки или мнения других людей. Социальное взаимодействие -это процесс обмена социальными действиями между двумя и более социальными субъектами, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга, при котором действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [11]. Формы сетевого взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными [1, 2, 5, 10].

Под сетевым взаимодействием в высшем педагогическом образовании мы понимаем систему непосредственных и опосредованных связей между научно-исследовательскими учреждениями, вузами, учреждениями среднего профессионального, дошкольного, общего и дополнительного образования, позволяющих профессиональному педагогическому сообществу разрабатывать, апробировать и реализовывать инновационные модели содержания образования и управления образовательными системами, направленные на подготовку педагога как профессионала.

Центральное место в сетевом взаимодействии в высшем педагогическом образовании занимает не информация, а субъекты образования и со-бытия. Со-бытия (курсы, семинары, конкурсы, конференции, дискуссии, веби-нары, круглые столы, практики и т.д.] предполагают ориентацию на решение совокупности профессионально-педагогических задач в стандартных и нестандартных ситуациях, нацеленных на осмысление и преобразование внутреннего мира (личностной и про-

фессиональной сфер] будущего педагога и его Я-концепции.

Взаимодействие в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую; поэтому множественность уровней взаимодействия - одна из характеристик сетевой формы организации высшего педагогического образования. Нами выделены три основных уровня сетевого взаимодействия при подготовке педагога в Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова (филиале] ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»:

- первый (базовый], включающий ИПИ им. П. П. Ершова, Департамент по социальным вопросам администрации города Ишима, Муниципальное казенное учреждение «Ишим-ский городской методический центр» (МКУ «ИГМЦ»), отдел образования администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, городские и районные профессиональные сообщества педагогов, городские и районные методические объединения, методические службы образовательных учреждений, педагогические коллективы образовательных учреждений;

- второй (творческий] представлен творческими и проектными группами педагогов, школами передового педагогического опыта - опорными школами, стажерскими площадками, предметными лабораториями.

- к третьему (уровню внешних связей] отнесены АОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» как основной партнер в сфере повышения квалификации педагогов, иные учреждения высшего и среднего профессионального образования, социальные партнеры, а также собственно обучающиеся и студенты образовательных учреждений как конечный объект и одновременно субъект подготовки педагога как профессионала.

В Ишимском педагогическом институте им. П.П. Ершова начала активно внедряться такая модель реализации образовательных программ в процессе сетевого взаимодействия, как «вуз-производство», характеризующаяся тем, что дошкольные, средние и дополнительные образовательные организации являются партнерами по реализации образовательных программ высшего образования. Некоторые из них имеют статус стажировочной площадки; в других созданы «опорные школы» и предметные лаборатории для реализа-

ции различных циклов и аспектов подготовки педагога как в городе, так и в районе.

В городе Ишиме определены опорные школы и методические центры в соответствии с приоритетными направлениями подготовки. Школы и лицеи города взяли на себя функции: городской сетевой физико-математической школы, сетевой школы «Основы научного исследования», лаборатории по работе с одаренными детьми, городской сетевой школы по английскому языку, сетевой школы по проблемам инклюзивного образования, а городской научно-методический центр - роль научно-методической мастерской по помощи в подготовке педагогов к конкурсу «Педагог года».

В рамках сетевого взаимодействия Ишим-ского педагогического института с образовательными учреждениями Ишимского района также выделены опорные школы, определены субъекты сетевого взаимодействия и организованы сетевые научно-предметные лаборатории. Стрехнинская СОШ взяла на себя функции районной сетевой обучающей школы для одарённых детей и районной научно-методической мастерской (в помощь молодому учителю]; Гагаринская СОШ - районной сетевой школы «Основы научного исследования».

В школах Ишимского района созданы сетевые научно-методические лаборатории, осуществляющие взаимодействие с инновационными научно-образовательными центрами, действующими на базе Педагогического института им. П.П. Ершова: естественно-научная, физико-математическая, гуманитарная, историческая лаборатории; лаборатория физической культуры и ОБЖ; лаборатория инклюзивного образования и целый ряд лабораторий по иным направлениям.

При организации сетевого взаимодействия в процессе подготовки педагога был выделен ряд проблемных областей содержательного и организационного планов:

- образовательная среда организаций-партнеров не всегда соответствует требованиям, необходимым для подготовки педагога как профессионала;

- не все воспитатели, учителя и педагоги образовательных учреждений могут выступать наставниками студентов, так как к учителям-супервизорам предъявляются достаточно высокие требования (опыт, достижения, готовность к помощи, поддержке, выпол-

нение функций наставника, психотерапевта и других];

- неразработанность нормативно-правового и финансового механизмов взаимодействия (положения, приказы, локальные акты, договоры, должностные инструкции и др.];

- неразработанность единых требований, оценочных критериев работы студентов со стороны преподавателей вуза и учителей-супервизоров;

- недостаточная четкость в распределении функций между преподавателями вуза и учителями-супервизорами;

- сложности взаимного сотрудничества в режиме становления и развития сетевого взаимодействия.

Не во всех образовательных учреждениях города и района была создана развивающая образовательная среда для студентов - будущих педагогов.

Механизм сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и других уровней образования представляет собой деятельность учебно-методических объединений преподавателей вузов и педагогов «опорных школ» [4]. С этой целью в ряде школ и детских садов города Ишима созданы базовые кафедры, посредством которых осуществляется сетевое взаимодействие вуза и образовательной практики по проектированию и организации образовательного процесса как в школах, так и детских садах.

Базовые кафедры разрабатывают программы формирования профессиональных компетенций в соответствии с содержанием психолого-педагогической модели подготовки практико-ориентированного педагога, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и требованиями Профессионального стандарта педагога, апробируют их, координируют взаимодействие в проведении контроля и оценки сформированности у студентов профессиональных компетенций, осуществляют коррекцию разработанных программ, разрабатывают программы развития опорной школы и научно-методических лабораторий и насыщают развивающую образовательную среду образовательных учреждений-партнеров по сетевому взаимодействию.

Следующий механизм равноправного партнерства между вузами и другими образовательными учреждениями - введение института индивидуального наставничества (супервизии) для студентов.

Использование понятия супервизии в образовательном процессе, в процессе подготовки компетентного педагога при сетевом взаимодействии вуза с другими образовательными учреждениями - феномен новый, мало изученный и научно и методически не проработанный.

Мы выделяем специфические функции су-первизии в подготовке будущего педагога как профессионала: образовательная, консультирующая, поддерживающая, контрольно-измерительная, административная, менеджерская. Функционал учителей-супервизоров разнообразен и требует соответствующей готовности. Учителю-супервизору необходимо быть профессионалом не только в области методики преподавания, но и в совершенстве знать психолого-педагогические аспекты проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Для оценки психолого-педагогической готовности учителей к деятельности супервизора в процессе подготовки педагога в условиях сетевого взаимодействия с вузом нами была разработана анкета. Ее содержание определялось на основе требований профессионального стандарта педагога [9]. Анкета включала 76 вопросов открытого и закрытого типов, например, «Назовите основные психические новообразования детей младшего школьного возраста / подросткового возраста»; «Перечислите две-три психолого-педагогические технологии, которые Вы применяете в своей профессиональной деятельности»; «Имели ли Вы опыт разработки и реализации за последние три года программ индивидуального развития ребенка?»; «Приведите 3-4 приема, используемых Вами для формирования системы саморегуляции поведения и деятельности обучающихся»; «Разрабатывали и реализовывали ли Вы за последние три года индивидуально-ориентированные образовательные программы?»; «Владеете ли Вы стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; перечислите 5-6 методик диагностики».

Анкетирование учителей со стажем педагогической работы более 10 лет показало, что такая трудовая функция, как «развивающая деятельность» сформирована у них на уровне, недостаточном для осуществления супер-визорской деятельности в процессе подготовки педагога в сетевом взаимодействии с

вузом; при этом обучающая и воспитательная деятельность находятся у респондентов на приемлемом для осуществления супервизор-ской деятельности уровне. Для того чтобы повысить уровень психолого-педагогической подготовки педагогов, нами была организована стажировочная площадка «Психолого-педагогическое сопровождение организации образовательного процесса в школе» на базе МАОУ СОШ №7 г. Ишима [3]. В рамках данной площадки осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка учителей-супервизоров с использованием активных и интерактивных форм. Например, лекции проводятся в следующих формах: лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-консультация, групповая консультация. На семинарах и практических занятиях используются такие формы, как дискуссия, семинар-«круглый стол», «семинар малых полемических групп», выездной семинар, мозговой штурм, метод проектов, учебный тренинг, деловая игра, ролевая игра, метод анализа конкретных ситуаций.

Для профессионального совершенствования учителей-супервизоров применяются различные формы самостоятельной работы: проведение диагностики школьников по предложенной тематике; творческий отчет о проведенной диагностике (доклад, электрон-

ная презентация, письменный отчет]; работа с научно-методической литературой и интернет-ресурсами; проведение открытых уроков и мастер-классов; составление психологического портрета школьника и практических рекомендаций по учету его индивидуально-личностных особенностей в учебно-воспитательном процессе; анализ видеосюжетов школьной действительности; проектирование программ индивидуального развития ребенка; разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуально-ориентированной образовательной программы; создание программ профилактики различных форм насилия в школе, девиантного и зависимого поведения обучающихся; внедрение практических рекомендаций в учебно-воспитательный процесс и оценка их эффективности.

Контроль работы учителей-супервизоров проводится только в нетрадиционных, творческих формах, выбор которых зависит от специфики дисциплины и профессиональных интересов слушателей. Это может быть разбор конкретного случая из педагогической практики, защита проекта программы по тематике дисциплины, портфолио по дисциплине, проведение открытых уроков, мастер-классов, написание эссе, проведение круглых столов, защита результатов мини-исследования, анализ видеосюжетов школьной жизни, ролевые и деловые игры; тестирование и др.

Литература

1. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук : 13.00.08. - Омск, 2009. - 188 с.

2. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне : методич. пособие. - М.:АПК и ППРО, 2007.

3. Ведерникова Л. В. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 6.

4. Гуружапов В. А., Марголис А. А. Проектирование модели прак-тико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. -№ 3. - C. 143-159.

5. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А. И. Адамского. - М.: Эврика, 2006.

6. Постановление Правительства РФ от 17.04.2013 N 350 (ред. от

28.10.2014) «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145240/ (дата обращения:

02.07.2015).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 июля 2013 г. N 560 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/08/23/konkurs-dok.html (дата обращения: 02.07.2014).

8. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 N 35263) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174065/ (дата обращения 07.07.2015).

9. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от

25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) [Электрон. ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_law_155553/? frame=1 (дата обращения: 20.07.2015).

10. Реморенко И. М. На путях к сетевому управлению // На путях к новой школе. - 2003. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/12/8 (дата обращения:

10.07.2015).

11. Социологический словарь ИАЦ "SOCIUM" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.socium.info/dict.html (дата обращения: 15.07.2015).

12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 31 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 11 января 2015 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 10.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.