Научная статья на тему 'Инновации в деятельности предприятий на современном этапе развития'

Инновации в деятельности предприятий на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1072
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Оксана Михайловна, Суворова Светлана Дмитриевна

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «инновация». В частности, инновация рассматривается как «результат творческого процесса», и как «процесс внедрения новшеств». В настоящий момент, инновационный аспект негласно присутствует в деятельности прогрессивных предприятий функционирующих на современном рынке. В связи с чем, авторами обосновывается необходимость использования инновационных продуктов и технологий рыночными субъектами, с целью формирования и обеспечения конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в деятельности предприятий на современном этапе развития»

УДК 338.2

ИННОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Куликова Оксана Михайловна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия (e-mail: [email protected])

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «инновация». В частности, инновация рассматривается как «результат творческого процесса», и как «процесс внедрения новшеств». В настоящий момент, инновационный аспект негласно присутствует в деятельности прогрессивных предприятий функционирующих на современном рынке. В связи с чем, авторами обосновывается необходимость использования инновационных продуктов и технологий рыночными субъектами, с целью формирования и обеспечения конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: научно-технический прогресс, инновационная активность предприятия, цифровые технологии, автоматизация процессов.

В условиях стагнации рыка, его меняющейся конъюнктуры и высокого уровня конкуренции российская экономика переживает период глубоких системных преобразований, вызывающих трансформацию деятельности предприятий. В связи с чем, особую актуальность приобретает повышение инновационной активности всех рыночных субъектов, поскольку использование инноваций является наиболее перспективным направлением в развитии современного бизнеса. Кроме того инновации являются необходимым элементом антикризисного управления [1].

В сложившихся условиях от предприятий требуется проведение сложной подготовительной работы, изменение мышления, приобретение новых знаний и навыков [2]. Решение перечисленных задач возможно лишь посредством внедрения инновационных технологий в профессиональную деятельность и формирования принципиально новой системы управления. Инновационный аспект всегда негласно присутствует в деятельности передовых предприятий. Он направлен на поиск и реализацию новых идей, которые поддерживают миссию предприятия и могут обеспечить дополнительную прибыль [3,4].

Следовательно, применение новейших технологических механизмов становится ведущей силой, позволяющей даже небольшим рыночным субъектам перейти на новый уровень организации деятельности и создать проектный стиль управления. В этом случае главным средством конкуренции будет являться не владение капитальными и материальными активами, а способность к разработке и внедрению инноваций. Часто под инновацией

понимается создание нового продукта. Такой подход является ошибочным, поскольку подразумевает использование концепции внедрения инноваций только промышленными предприятиями, не учитывая другие составляющие инновационного процесса: маркетинга, продвижения и сбыта продукции.

В настоящее время понятие «инновация» трактуется как превращение научно-технического прогресса из потенциального в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях [5], имеющих практическую значимость и применение. Не случайно, в современном научном сообществе, при рассмотрении термина «инновация» используются различные подходы. С одной стороны, инновация рассматривается как «результат творческого процесса», а с другой - как «процесс внедрения новшеств». Например, инновацией является представление на рынке продукции с абсолютно новыми потребительскими свойствами, модифицированные и модернизированные товары или качественное повышение эффективности производственных систем.

Сегодня, термин «инновация» прочно устоялся в современном обществе. В соответствии с действующим законодательством РФ «инновация является конечным результатом деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике» [6; 7; 8]. Данное определение весьма емко демонстрирует сущностное значение понятия «инновация продуктов», но не отражает организационные и управленческие аспекты инновационных процессов. Таким образом, российское законодательство в области инноваций носит неполный характер.

В настоящее время правительство нашей страны разрабатывает комплекс законодательных и нормативных документов, нацеленных на повышение и оптимизацию эффективности инновационной деятельности, способствующей развитию внутренней экономики. Потому что переход на более высокий уровень экономического развития невозможен без формирования и активного применения конкурентоспособной инновационной системы [9]. В подтверждение данного факта 07.05.2018 г. президентом России был подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»[10]. В указе, особое внимание уделено технологическому развитию страны, увеличению количества предприятий, применяющих технологические инновации и обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий, как в экономике, так и в социальной сфере, отвечающих требованиям мирового уровня.

Следует отметить, что в соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде [11; 12; 13, с.9]:

- новых или усовершенствованных продуктов/услуг, внедренных на рынках;

- новых или усовершенствованных информационных и технологических процессов;

- новых способов организации хозяйственной деятельности, при использовании всех факторов производства.

Изучение мировых и внутренних достижений в сфере исследования и управления процессами создания, распространения и внедрения инноваций в деятельность предприятий показывают, что неоспоримыми преимуществами являются:

- создание системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для работы в инновационной среде;

- повышение качества партнерства, за счет снижения затрат времени на организацию и оформление хозяйственных связей и применения прогрессивного документооборота;

- автоматизация и оптимизация производственного и технологического процессов при развитии необходимой инновационной инфраструктуры;

- сокращение операционных расходов и затрат на использование и содержание основных фондов предприятия;

- приобретение дополнительных конкурентных преимуществ, повышение конкурентоспособности и увеличение доли рынка;

- минимизация влияния человеческого фактора и, как следствие, исключение необоснованных потерь и рисков;

- изменение структуры затрат и границ традиционно сложившихся отраслей [14; 15 с.38].

Авторы полагают, что одним из наиболее важных элементов проявления инновационной активности предприятия является цифровизация технологических процессов. Она подразумевает внедрение и активное использование таких технологий как искусственный интеллект, облачные решения, роботизация и автоматизация производства, чат-боты, омникальное обслуживание, интернет вещей, блокчейн, виртуальная реальность, «мобильное проникновение» и др. Неслучайно, прогрессивные предпринимательские структуры инвестируют средства в новые технологии, телекоммуканици-онные системы и компьютерное оборудование, проводят роботизацию производственного процесса. Все это представляет собой не только определенную самостоятельную ценность, но и в зависимости от уровня их применения порождает мультипликативный эффект, распространяющийся на другие факторы производства [16; 17], что в свою очередь, приводит к сокращению затрат. Автоматизация значительно ускоряет производственные и технологические процессы, инвентаризацию, поиск и перемещение товаров в зоне хранения, а также снижает трудозатраты [18]. Применение роботов в хозяйственной деятельности способствует снижению товарных потерь, связанных с человеческим фактором.

Современные предприятия должны рассматривать инновационные технологии [19] и средства автоматизации, как способ повышения конкурентоспособности и, в перспективе, как потенциал роста прибыли. Зарубеж-

ный опыт внедрения инноваций (несмотря на высокие затраты) положительно влияет на повышение производительности труда, обеспечение оптимального уровня показателя ROI и улучшение качества оказываемого сервиса. В России производственные структуры уже начинают внедрять передовые технологии, увеличивая рентабельность своей деятельности. Для активизации инновационной деятельности предприятий предусматривается организация и развитие бизнес-инкубаторов [20], инновационно-технологических центров (ИТЦ) и других объектов инновационной сферы разной организационно-правовой формы. Одновременно с формированием инновационной инфраструктуры, необходимо разработать механизмы поддержки предприятий, особенно на этапе стартапов, до момента стабилизации экономического состояния и достижения финансовой самодостаточности посредством коммерциализации результатов и технологий научно-технического прогресса.

К настоящему времени в стране создаются предпосылки переориентации приоритетов бизнеса на активизацию инновационной деятельности, что побуждает предприятия к поиску новых технологий и нестандартных решений для обеспечения конкурентных преимуществ в условиях глобализации рынка. Поддержание данной тенденции позволит экономики России перейти на новый уровень развития.

Список литературы

1. Каримова В.М., Каримова В.М., Сычева Э.В. Оценка инновационных проектов в современных условиях. В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. // Сборник научных статей Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 3-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2017. С. 167-171.

2. Суворова С.Д., Куликова О.М., Теванян А.М. Генерации и управление лидами на В2В рынке. Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 967-969.

3. Тропынина Н.Е., Фурсова Е.А. Малое инновационное предпринимательство, как интеллектуальный потенциал России: проблемы и направления развития. // В сборнике: Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества ХХ1 века сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. 2016. С. 756-764

4. Халезов В.Н. Управление инновационной деятельностью в торговле. «Актуальные вопросы экономики, управления и маркетинга в торговле и общественном питании» / СПб.:ТЭИ, 2010.-140 с., с.119-122

5. Царегородцева С.Р., Трофимова Л.И. Применение инновационных технологий в торговле// Журнал Управленец - 2015. С 74-78.

6. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы». ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/179112/#ixzz5OcvVFsnK

7. Пахомов М.А., Кореняко А.А. Сущность и особенности реализации инновационной деятельности промышленного предприятия. // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6 (22). С. 146-149

8. А.В. Кантор. Инновационный потенциал: формирование и оценка. В сборнике материалов ежегодной межвузовской научно-практической конференции «Инновационное развитие России: экономический и культурный потенциал» - ЧОУ СПб ЭКИДА, 2013. -с.36-40.

9. О.М. Куликова, С.Д. Суворова, А.М. Теванян. Влияние инновационных технологий на уровень занятости на мировом рынке труда. Экономика и предпринимательство. 2014. №11-2 (52-2). С. 59-61

10. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/ doc/71837200/ #ixzz5OeuR4tvk

11. Диянова С.Н., Джум Т. А. Теоретико-методологические аспекты развития инноваций в торговой деятельности. / В сборнике: Инновационные вопросы развития экономики, права, социологии и педагогики. 2015. С. 48-56.

12. Антончева О. А., Величко Г.А. Инновации как экономический и социокультурный феномен. // Управленческое консультирование. 2014. № 9 (69). С. 127-136

13. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: Учебник. - М.: ИНФА-М, 2012. - 238 с. - (Высшее образование).

14. Рогова Е.М. Организационно-экономическое обеспечение технологического трансфера: теория и методология. Автореферат диссертации доктора экономических наук // С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2005

15. Балашов А.И., Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. Инновационная активность российских предприятий: проблемы измерения и условия роста. СПб.: Издательство СПбГПУ, 2010 - 207 с.

16. Мурашова С.В. Инновации в банковском обслуживании клиентов. «Актуальные вопросы управления социально-экономическими системами» / СПб.:ТЭИ, 2009.-127 с. (84-87)

17. Теванян А.М. Роль интеллектуального капитала в развитии инновационной экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 4A. С. 110-119.

18. Суворова С. Д., Малышева Н.Н., Назарова Э.А. Логистические инновации в сфере складских технологий // В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 256-258.

19. Пацукова И.Г. Варианты развития инновационной активности в АПК. Научные труды Sword. - выпуск 3(40). Том 9. - Иваново: Научный мир, 2015 - 90 с. (С. 79-82)

20. Явич С.Э., Изопайтис Н.Р. Сложности внедрения инноваций. Инновации и КСО. Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2018. № 1. С. 101-108.

Koulikova Oksana Mikhaylovna, Senior lecturer St. Petersburg State University of Technology and Design Suvorova Svetlana Dmitrievna, Ph.D. Econ., associate professor St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great

INNOVATION ACTIVITIES OF ENTERPRISES AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

Abstract. The article discusses various approaches to the definition of "innovation". In particular, innovation is seen as" the result of the creative process "and as"the process of innovation". At the moment, the innovative aspect is secretly present in the activities of progressive enterprises operating in the modern market. In this connection, the authors substantiate the need for the use of innovative products and technologies by market entities in order to form and ensure competitive advantages.

Key words: scientific and technical progress, innovative activity of the enterprise, digital technologies, automation of processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.