Научная статья на тему 'Отраслевой организационно-экономический механизм инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности'

Отраслевой организационно-экономический механизм инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ / ФИРМЫ / КОМПАНИИ) ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / РАСШИРЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТА И НОМЕНКЛАТУРЫ ПРОДУКЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ORGANIZATIONAL / MARKETING / TECHNOLOGY AND PRODUCT INNOVATION / INDUSTRY ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / ENTERPRISES (ORGANIZATIONS / FIRMS / COMPANIES) / FOOD INDUSTRY / THE EXPANSION AND RENEWAL OF ASSORTMENT AND PRODUCT RANGE / INNOVATIVE PROCESS / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идрисова К.М.

Предприятия пищевой промышленности выполняют важные социальную и экономическую роли. Процессы формирования и использования инноваций на предприятиях отрасли имеют свои особенности. В статье автором уточнена классификация инноваций применительно к пищевой промышленности, он делит технологические и организационные инновации на несколько взаимосвязанных уровня. С учётом особенностей инновационной деятельности и разработанной классификацией предложена модель формирования отраслевого организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности. По мнению автора, в сферу инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности должны включаться, помимо самых фирм-инноваторов следующие участники: научные и образовательные организации, поставщики сырья (материалов) и оборудования, предприятия розничной торговли. Инновационный процесс должен «насквозь» пронизывать всю цепочку изготовления пищевых продуктов: потребитель торговля изготовление пищевого продукта производство исходного сырья (материалов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRY ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF INNOVATIVE ACTIVITY OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES

The food industry has an important social and economic role. The formation and use of innovations in the industry enterprises have their own characteristics. In the article the author verified the classification of innovation in relation to the food industry, it shares technological and organizational innovations on several interrelated levels. Taking into account the characteristics of innovation and develop a classification model is proposed the formation of sectoral organizational and economic mechanism to stimulate innovation. According to the author, in the field of innovation of the food industry should be included, in addition to most firms-innovators following participants: scientific and educational organizations, suppliers of raw materials (materials) and equipment retailers. The innovation process is to “through” permeate the entire chain of production of food products: the consumer trade manufacturing food producing feedstock (materials).

Текст научной работы на тему «Отраслевой организационно-экономический механизм инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности»

УДК 330

ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Идрисова К.М., аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Предприятия пищевой промышленности выполняют важные социальную и экономическую роли. Процессы формирования и использования инновацийна предприятиях отрасли имеют свои особенности. В статье автором уточнена классификация инноваций применительно к пищевой промышленности, он делит технологические и организационные инновации на несколько взаимосвязанных уровня. С учётом особенностей инновационной деятельности и разработанной классификацией предложена модель формирования отраслевого организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности. По мнению автора, в сферу инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности должны включаться, помимо самых фирм-инноваторов следующие участники: научные и образовательные организации, поставщики сырья (материалов) и оборудования, предприятия розничной торговли. Инновационный процесс должен «насквозь» пронизывать всю цепочку изготовления пищевых продуктов: потребитель - торговля - изготовление пищевого продукта - производство исходного сырья (материалов).

Ключевые слова: организационные, маркетинговые, технологические и продуктовые инновации, отраслевой организационно-экономический механизм, предприятия (организации, фирмы, компании) пищевой промышленности, расширение и обновление ассортимента и номенклатуры продукции, инновационный процесс, инновационная деятельность.

INDUSTRY ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF INNOVATIVE ACTIVITY OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES

Idrisova K., the post-graduate student, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»

The food industry has an important social and economic role. The formation and use of innovations in the industry enterprises have their own characteristics. In the article the author verified the classification of innovation in relation to the food industry, it shares technological and organizational innovations on several interrelated levels. Taking into account the characteristics of innovation and develop a classification model is proposed the formation of sectoral organizational and economic mechanism to stimulate innovation. According to the author, in the field of innovation of the food industry should be included, in addition to most firms-innovators following participants: scientific and educational organizations, suppliers of raw materials (materials) and equipment retailers. The innovation process is to "through" permeate the entire chain ofproduction of food products: the consumer - trade - manufacturing food - producing feedstock (materials).

Keywords: organizational, marketing, technology and product innovation, industry organizational and economic mechanism, enterprises (organizations, firms, companies), the food industry, the expansion and renewal of assortment and product range, innovative process, innovative activity.

Проблемы повышения эффективности и активизации инновационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности страны стоят наиболее остро, это связано со следующим:

- объявление экономических санкций против ряда отраслей национальной экономики России и ответные санкции против стран объявивших и поддержавших антироссийские санкции;

- пищевая промышленность вместе с сельскохозяйственными предприятиями является ключевой отраслью формирующей продовольственную безопасность страны;

- от качества и разнообразия пищевых продуктов зависит здоровье нации.

Как отрасль национальной экономики пищевая промышленность обладает рядом особенностей. Это связано с высокими санитарно-гигиеническими и экологическими требованиями к производству и содержанию пищевых продуктов, сроками хранения и особенностями доставки некоторых готовых товаров, требованиями по обеспечению безопасности здоровья потребителей. Эти особенности и требования ограничивают использования видов сырья для изготовления продуктов питания и использования материалов, необходимых для их упаковки и хранения.

Специфика пищевой промышленности как вида экономической деятельности связана с определёнными особенностями функционирования рынка пищевых продуктов. Эта специфика и особенности выражаются в следующем:

- предприятия, задействованные во всей цепочке создания потребительской ценности являются инвестиционно привлекательными, это диктуется устойчивым спросом на их продукцию со стороны потребителей;

- многие виды продуктов питания могут быть взаимозаменяемыми;

- уровень спроса и динамика продаж продуктов питания во многом зависит от степени платёжеспособности потребителей;

- наблюдается существенная ценовая разница на пищевые продукты не только на региональных рынках, но и на локальных.

Эта специфика и особенности требуют от предприятий пищевой

промышленности и их партнёров постоянной напряжённой работы расширению и обновлению ассортимента продуктов питания, способов их упаковки, методов хранения и доставки до конечного потребителя.

Переход на инновационный путь развития национальной экономики и требования продовольственной безопасности страны предопределяют особую роль и задачи к пищевым предприятиям и всем остальным, которые прямо или косвенно задействованы в цепочке создания потребительской стоимости на рынке продуктов питания. Развитие и рост этих предприятий и рынка способствуют решению экономических, социальных, экологических задач и безопасности страны. Реализация поставленных целей возможна только при повышении эффективности и активности инновационной деятельности участников рынка.

Как показал анализ, инновационная деятельность предприятий пищевой промышленности направлена на:

- разработку и производство новых видов продуктов питания. Это направление реализуется в расширение ассортимента и разработке новых «моделей» товаров;

- применение новых видов упаковки: - применение экологически безопасных и быстро утилизируемых материалов, способствующих повышению качества и длительности хранения;

- формы и методы хранения пищевых продуктов и сырья необходимого для их производства;

- расширения методов и способов доставки продуктов до конечного потребителя.

Анализ статистических материалов представленных Госкомстатом и Высшей школой экономики показывает, что пищевая промышленность довольно активно в своей деятельности все виды инноваций, по отдельным позициям наблюдается превышение среднего по уровня по российской промышленности в целом. С другой стороны анализ отчётной документации конкретных предприятий отрасли (ПАО «Микояновский мясокомбинат» и ПАО «Вимм-Билль-Данн») и эмпирические наблюдения показывают, что предприятия ограничиваются двумя видами инноваций - это маркетинговые и обновление оборудования.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2016 | 13

Таблица 1. Классификация направлений инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности

Тип инноваций Направления инновационной деятельности

Продуктовые Разработка продуктов «здорового питания»

Разработка продуктов с длительными сроками хранения

Разработка продуктов с сохранением наиболее полезных свойств исходного сырья

Разработка продуктов для детей и лиц с ограниченными возможностями

Разработка продуктов (полуфабрикатов) быстрого приготовления

Технологические I - изготовление продуктов Применение в производстве безотходных и экологически чистых технологий

Применение в производстве технологий позволяющих сохранять наиболее полезные свойства исходного сырья

Применение энерго- и ресурсосберегающих технологий

Технологические II - упаковка и хранение Разработка и применение биоразлагаемой упаковки

Разработка и применение экологически чистой упаковки

Разработка и применение упаковки позволяющей в течении длительного времени сохранять качество продуктов питания

Разработка и использование холодильного и иного складского оборудования позволяющего в течении длительного времени хранить продукты питания и исходное сырьё без потери ими полезных свойств

Маркетинговые Разработка и продвижение новых брендов

Разработка и применение новых технологий сбыта продукции: «электронная торговля», позаказная и т.д.

Создание «системы обратной связи» взаимодействия производителей и потребителей при разработке, производстве и реализации продуктов питания

Организационные I - управленческие Применение современных информационных технологий в управлении предприятием

Применение системы «управление проектами»

Повышение эффективности бизнес-процессов создающих добавленную ценность для потребителей и организации

Применение современных методов построения организации, например «по центрам ответственности»

Построение эффективного механизма взаимодействия со всеми участниками цепочки создания потребительской ценности продуктов питания

Организационные II - производственные Разработка и применение современных и эффективных средств транспортировки

Применение методов логистики при транспортировки готовых продуктов питания и исходного сырья

Повышение уровня автоматизации и роботизации в производственном и других бизнес-процессах фирмы

Организационные III - управление персоналом Разработка и применение новых форм и методов стимулирования и мотивации труда

Расширение нематериальных методов стимулирования, например, «Лучший по профессии», «Лучший инноватор (рационализатор)» и др.

Формирование эффективной системы повышения квалификации и переподготовки персонала

На основании проведённого анализа, эмпирических наблюдениях, а также на работах российских специалистов1 можно предложить следующую классификацию направлений инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности, которая представлена в табл.1.

Разработка и внедрение продуктовых инноваций способствует расширению ассортиментного ряда продукции и более полному удовлетворению требований потребителей. Технологические инновации позволяют решать производственные, технические и экономические задачи, они в первую очередь направлены на снижение и более эффективное использование трудовых, материальных и энергетических ресурсов, повышают уровень экологической чистоты производства и сферы потребления. Маркетинговые инновации способствуют позицированию продукта на рынке и в сознании потребителя, повышают эффективность сбыта продукции, что напрямую будет влиять на конечные финансово-экономические результаты деятельности фирмы. И наконец, организационные инновации, тесно связаны с технологическими, особенно с технологическими I. Организационные инновации I повышают эффективность управления организацией, сокращают число непроизводительных, бюрократических операций. Организационные инновации II повышают эффективность координационных внутриорганизационного и межорганизационного механизмов взаимодействия. Организационные инновации III направлены на повышение заинтересованности персонала в

1 Кузина Л.А. Организационно-экономический механизм стимулирования инновационной деятельности в пищевой промышленности // Управление экономическими системами. Электронный журнал. 11. 2013

результатах деятельности предприятия и более рациональном и эффективном использовании труда.

Как показывает проведённый анализ низкая инновационная активность предприятий пищевой промышленности, да и не только их, связана не только с нежеланием самих производителей совершенствовать и внедрять новые продукты и процессы, а имеет более глубокие корни. Сравнительный анализ мирового и отечественного опыта показывает, что в России отсутствует естественная институциональная среда предпринимательства и инноваций, которая не была создана в современный исторический период. В отличии от наиболее развитых и прогрессивных стран российская промышленность не ощущает действенной поддержки со стороны государства и финансового сектора.

Руководство Осло определяет, что национальная инновационная система имеет три важные составляющие - само государство, бизнес, наука и высшее образование. В России эти три сектора «работают» каждый по отдельности. Но в настоящий период отечественный производитель нуждается не только в новых, продуктивных идеях, но и в финансовых средствах. Поэтому на наш взгляд национальная инновационная система России должна включать ещё один элемент - финансово-кредитные организации.

Современное производство пищевых продуктов, и не только инновационных, остро нуждается в качественном сырье. Нехватка необходимого количества качественного сырья негативно сказывается на эффективности деятельности пищевых предприятий в целом и на их инновационной активности в частности. Эта проблема остро ставит задачу роста и развития отечественного сельского хозяйства. Данная задача может решена посредством создания межотраслевых

14 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | 5 2016 |

Таблица 2. Методы стимулирования инновационной деятельности

Тип инноваций Содержание инноваций Обеспечение реализации инновационной деятельности Виды деятельности задействованные в инновационном процессе Методы стимулирования инновационной деятельности

Продуктовые Обновление продукции Инвестиции, качественное сырьё, материал для упаковки, оборудование, специалисты Финансово-кредитные организации, сельское хозяйство, машиностроении, химическая и целлю-лозобумажная промышленность, производство стеклотары Законодательная поддержка инновационной деятельности; ценообразование на инновационную продукцию; распределение прибыли между участниками инновационного процесса

Создание новой продукции

Технологические Научно-исследовательская работа и проектирование Специалисты; система стимулирования и мотивации; участие в распределении прибыли полученной от инновационной продукции Наука и образование Налоговые льготы предприятиям осуществляющих инновации; Венчурное финансирование, предоставление кредитов; государственные субсидии и гранты; Лизинг; Повышение квалификации, подготовка и переподготовка специалистов

Закупка технологического оборудования Финансовые средства; специалисты; налоговые льготы Производство пищевого оборудования; образование

Совершенствование технологий, разработка и внедрение технологий Наука и образование; производство химических и биоматериалов

Маркетинг Разработка методов продаж Специалисты Наука и образование; консалтинг; Информационная поддержка и сопровождение; консалтинговое сопровождение; обучение и повышение квалификации специалистов

Разработка и продвижение брендов

Методы стимулирования продаж Наука и образование; консалтинг; рекламные агентства

Организационные Методы управления и планирования инновационной деятельности предприятия Специалисты Наука и образование; консалтинг

Организация и координация взаимодействия участников инновационного процесса Специалисты и менеджеры; отраслевые бизнес-сообщества

Методы управления персоналом Специалисты

интегрированных структур - сельскохозяйственные предприятия -предприятия пищевой промышленности - торговые предприятия. Поэтому пути уже пошли некоторые российские компании, например «Мираторг», «Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат», такой опыт имеется и у ПАО «Вимм-Билль-Данн».

Немаловажной проблемой является кадровая составляющая инновационных процессов. В специальной литературе, в официальных документах и в других публикациях неоднократно подчёркивалось о несоответствии уровня подготовки специалистов и менеджеров в различных отраслях экономики. Это обусловлено морально и физически изношенной материальной базой учебных процессов организаций высшего и среднего профессионального образования, отсутствием у них средств и возможностей на приобретение современного учебного оборудования. Такое оборудование, способствовало бы не только формированию инноваций в учебном процессе, и их коммерческого использования предприятиями пищевой промышленности, но и формированию необходимых компетенций у обучающихся для осуществления инновационной деятельности на практике.

Эта проблема может быть решена создание специальных учебно-научно-производственных центром, ключевыми участниками которых могут стать учебные заведения и организации бизнеса . Такие центры могут оказать практическую помощь не только в учебном процессе, но в проведении фундаментальных и прикладных исследованиях, во внедрении и коммерческом использовании разработок в бизнесе предприятий. Они способствовали бы и пополнению «казны» учебного заведения денежными средствами.

Не малые трудности мы наблюдаем и при продвижении и внедрении новых, инновационных товаров на рынок. Это во многом тормозит и снижает эффективность инновационной деятельности предприятий. Особенно большие проблемы испытывают пред-

приятия малого и среднего бизнеса, им весьма трудно пробиться «на полки» магазинов крупных сетевых компаний. Проще дела обстоят здесь у крупных предприятий имеющих уже известные торговые марки и бренды. Поэтому необходимо разработать нормативные акты, которые бы регулировали отношения между производителями пищевой продукции и торговыми предприятиями.

С учётом выше сказанного, проведённого анализа и литературного обзора в табл.2 приведены методы стимулирования инновационной деятельности применительно к пищевой промышленности. На наш взгляд реализация этих методов может способствовать повышению эффективности инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности и снизит зависимость национального рынка продовольствия от импортных продуктов.

Институциональная среда и ряд проблем не способствуют эффективному функционированию инновационного процесса. Необходим отраслевой организационно-экономический механизм управления инновационной деятельностью, который бы не только стимулировал, но и координировал участников инновационного процесса. Алгоритм такого механизма представлен на рис.1.

Государственными органами управления разрабатываются программы развития и законодательные и нормативные акты поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Необходимо отметить, что некоторые из этих документов уже приняты, некоторые нуждаются в дополнении и уточнении, а самое главное они должны заработать. Необходимо внести уточнения в закон об инновациях, принять закон об инновационной деятельности, который уже несколько лет лежит в Думе, внести поправки а Налоговый Кодекс и т.д.

На отраслевом уровне осуществляется поддержка разработки инноваций на различных стадиях и различными участниками. Каждый участник должен быть заинтересован в своём участии в

ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТЛ | №5 2016 | 15

Рис.1. Отраслевой организационно-экономический механизм инновационной деятельности.

инновационной деятельности. Для этого необходим законодательный акт, или внести дополнения в действующие (или уже разработанные, но не принятые) акты о распределении прибыли между участниками инновационного процесса. Также должен быть чётко обозначен срок в течении которого участник участвует в распределении прибыли.

Особая роль отводится предприятию, оно не только является конечным звеном инновационного процесса, не только реализует инновационные продукты, а соответственно получает и большую прибыль, т.к. несёт основные риски. Но и оно осуществляет процесс координации и планирования между всеми участниками.

Литература:

1. Кукушкин С.Н. Особенности состояний и возможные сценарии развития экономики России // «Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова» №6, 2012. Стр. 118.

2. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.

3. Кукушкин С.Н. Организационно-технологическое развитие. - Курск, 2010.

4. Митяев Д.А. О динамике саморазрушения мировой финансовой системы (сценарии и стратегии). Возможности адаптации и выбор стратегии для России: Сценарно-игровой доклад. М.: Институт экономических стратегий, 2009.

5. Глазьев С.Ю., Дементьев В.Е., Елкин С.В., Крянев А.В., Ростовский Н.С., Фирстов Ю.П., Харитонов В.В. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада // Под ред. С.Ю. Глазьева, В.В. Харитонова. М.: Трабант, 2009.

6. Перес К. Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания. М.: Дело, 2011.

7. Кукушкин С.Н., Калёнов О.Е. Инновационная активность российской экономики: проблемы, особенности, пути решения // Вестник «РЭА им. Г.В. Плеханова», №6, 2014. Стр. 89.

8. Ершов М.В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике. М.: Экономика, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Глазьев С.Ю. Центральный банк против промышленности России // Вопросы экономики. 1998. №1-2. Стр. 3.

10. Ершов М.В. Мировой финансовый кризис. Что дальше? М.: Экономика, 2011.

16 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 5 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.