ИННОВАЦИИ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
РУМЯНЦЕВ ЕВГЕНИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Данная статья посвящена практическому осмыслению внедрения и развития инноваций в одной из ведущих отраслей Российской Федерации - пищевой промышленности. Автор статьи обращает свое внимание на анализ инноваций в пищевой промышленности и делает акцент на следующих основных направлениях: рассматривается опыт внедрения и развития инноваций, затронуты проблемы управления инновационной деятельностью, приведены характеристики инновационных стратегий, применяемых как на крупных, так и на малых фирмах пищевой промышленности, а также наиболее распространенных типов инноваций, практики их реализаций. Автор особо подчеркивает связь внедрения инновационных технологий на предприятиях пищевой промышленности и их кадровой политики, степень влияния факторов внешней среды на инновационный процесс фирм пищевой отрасли, таких как спрос на производимую продукцию, проблемы со снабжением комплектующими, финансовые барьеры («кредитная кабала»). Также рассматриваются основные аспекты, обуславливающие вопросы финансового обеспечения инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности. В статье также ставятся задачи рассмотрения значения государственного регулирования инновационной деятельности и определения роли региональных программ инновационного развития пищевой промышленности для предприятий, принадлежащих к этой отрасли. На основе проведенного исследования выявлено, что инновационную деятельность характеризует постоянное обновление продукции, сопровождающееся изменением в технологии, разработкой и внедрением новой рецептуры продукции, увеличением сроков реализации продукции, использованием новых упаковочных материалов и т. п. Принципиальным в плане разработки внедрения и развития инновации стал факт масштабности действий и организационно правовой формы предприятия на период начала формирования рыночной экономики.
Ключевые слова пищевая промышленность, инновации, инновационный процесс, государственное регулирование.
Пищевую промышленность каждого государства необходимо рассматривать как одну из ключевых отраслей народного хозяйства, от степени развитости которой полностью зависит уровень обеспеченности населения необходимыми продуктами питания в том объеме, который является достаточным для удовлетворения потребностей индивида в них. Однако если обратить внимание на статистику потребления основных видов пищевых продуктов в России, то оно находится на уровне ниже рекомендуемых норм. Данное положение дел приводит к проявлению ряда проблем, связанных с правильным и сбалансированным питанием, что само по себе ставит под сомнение достижение высокого уровня здоровья и работоспособности населения. Такая ситуация порождает необходимость разработки и адаптации в производство пищевой промышленности специализированных, функциональных пищевых продуктов, а также таких продуктов, которые
характеризуются лечащими свойствами. Подобного рода новации должны быть направлены в конечном итоге на разрешение указанных выше проблем и способствовать профилактике наиболее распространенных в России и ее субъектах заболеваний, что, в свою очередь, должно будет поспособствовать укреплению здоровья населения, формированию мотивации для ведения здорового образа жизни и увеличению продолжительности жизни [1].
Для инновационного процесса, протекающего на пищевых предприятиях, является характерным перманентное обновление продукции. В целях распространения технических нововведений на крупных фирмах имеет место стратегия поэтапного внедрения новых технологий. Время от появления инновационной идеи до приобретения соответствующего оборудования занимает срок от полугода до года. Крупные фирмы при этом, как правило, имеют развитые технические службы, работающие над
Т. 9. № 11, 2014
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Е. К. РУМЯНЦЕВ
161
внедрением новой технологии, в результате чего темпы внедрения инноваций в новых условиях значительно ускорились, и этот процесс стал занимать всего нескольких недель.
Эволюционные, т. е. поэтапные, изменения для крупных предприятий являются возможными в силу их способности списания издержек на другие подразделения. Как раз за счет стабильности данных подразделений и осуществляется постепенный процесс внедрения инноваций.
На малых фирмах ситуация несколько иная. Приобретение нового оборудования вместе с гибкостью ассортимента являются для них важнейшими условиями выживания. Чаще всего их стратегия управления базируется только на строгом расчете на собственные силы. Для малых фирм характерна более выраженная комплексность проводимых изменений и куда более высокая степень риска. В связи с этим первоначально малые предприятия занимают неосвоенные рыночные ниши, иными словами, начинают выпускать ту продукцию, которая не может быть произведена крупными производителями. Подобного рода мероприятия одиночные фирмами реализуются достаточно редко, в связи с чем это является возможным тогда, когда малые предприятие состоят в холдинге.
Инновации чаще всего реализуются на конкретном этапе. Для пищевых предприятий этим этапом является этап технического внедрения. Более наглядно это осуществляется, если программа, связанная с приобретением и установкой оборудования, в себя включает шеф-монтаж.
Для реализации планов переустройства предприятия необходимо иметь достаточно квалифицированные кадры [2]. Как раз универсальные и квалифицированные кадры предприятия являются необходимым условием для перманентного внедрения инновационных технологий. Наиболее ярко это проявляет себя в тех инновациях, которые связаны с частными изменениями рецептуры продукта и объемов его производства. На предприятиях в связи с этим реализуется определенная кадровая политика, связанная с формированием уникальной структуры рабочего коллектива для более гибкого использования кадров. Данная политика является возможной благодаря влиянию влиянием таких факторов, как наличие перспективной работы и ее стабильной оплаты. Условия на внешнем рынке труда позволяют лишь сформировать универсальную структуру кадров, выбирая лучших, но заставить работников совмещать профессии и реализовывать свою квалификацию без постоянной оплаты можно только на некоторое время. В подобных случаях играет роль фактор перспективы рабочего места [3].
Однако часто происходит так, что ожидания, которые связаны с инновациями как условием сокращения кадров на пищевых предприятиях, не оправдываются. Производительное оборудование для пищевой промышленности зачастую вызывает увеличение численности трудящихся в связи с необходимостью создания дополнительных рабочих мест для укладки продукции, ее упаковки, транспортировки. Также стоит отметить, что чаще всего одна инновация порождала внедрение других в целях осуществления полного производственного цикла.
Предприятия пищевой сферы, впрочем, как и остальные, находятся под влиянием внешней среды, в том числе и под влиянием государственного регулирования. Так, спрос на продукты питания является важнейшим фактором внешней среды, влияющим на предприятия пищевой сферы. Спрос в этой сфере хоть и можно считать неустойчивым, но имеющим тенденции к повышению. В частности, для большинства фирм пищевой промышленности спрос определяет качество и объемы продукции. При этом можно выделить и предприятия, которые стимулируют спрос ассортиментом продукции -кондитерские предприятия.
Постоянно проявляющие себя кризисные явления на многих пищевых предприятиях вызвали стимулирование производственного процесса. Такое стечение обстоятельств благоприятно повлияло на тех производителей, которые смогли перестроиться на отечественное сырье. Вместе с тем, проявилось несколько проблем не столько с сырьем для выпуска продуктов, а сколько с сырьем для упаковки и пищевых добавок, обеспечивающих многообразие ассортимента. Еще одним следствием проявления кризисных явлений можно назвать повышение конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортными.
Достаточно серьезным барьером, связанным с внедрением инноваций, является так называемая «кредитная кабала», в которой находятся фирмы, взявшие валютный кредит в целях приобретения импортного оборудования. В данном случае они вынуждены расплачиваться за него по курсу. Также важным моментом в описании инноваций на предприятиях пищевой сферы является получение и применение финансовых средств от ее реализации. Так, некоторые из их числа находятся в зависимости от мер администраций областей, проводящих политику сдерживания цен на продукты конкретной группы.
Механизм финансирования инновационных технологий из внешних источников связан с практикой выделения средств из региональных бюдже-
УЕ. К. ЯиМУЛОТЗЕУ
Т. 9. № 11, 2014
тов, а также средств частных предприятий. Бюджетное финансирование реализуется посредством системы конкурсов и программ. Так, через конкурсы на приобретение оборудования проходят многие сотни предприятий, а их участие в программах обеспечивает им льготные условия получения оборудования. Вкладывая средства в развитие инновационных программ самых жизнеспособных фирм власти регионов достигают пополнение городских и областных бюджетов. В свою очередь, предприятия повышают экономический потенциал и политическое значение регионов.
Итак, на пищевом предприятии успешной может являться та инновация, которая позволит получить многообразие результатов. Иными словами, это такая инновация, которая позволит более гибко использовать полученный результат. Именно такой результат и был получен на пищевых предприятиях Тамбовской области, инновационная деятельность которых определена программой «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Тамбовской области».
Литература
1. Новикова Е. В. Формирование стратегии инновационного развития предприятий пищевой промышленности в регионах: автореф. дис... канд. экон. наук. Орел, 2011.
2. Основные определения и концепции УП: Международная Академия Бизнеса. 2012. URL: http:// bus. znate.ru/pdiview/index-5422.html
3. Рябова Т. Ф. Инновационное развитие перерабатывающих предприятий России (теория, методология, практика). М.: «Дашков и Ко», 2012.
References
1. Novikova Ye. V. Formirovaniye strategii inno-vatsionnogo razvitiya predpriyatij pishchevoj promyshlen-nosti v regionakh: avtoref. dis... kand. ekon. nauk. Orel. 2011.
2. Osnovnye opredeleniya i kontseptsii UP: Mezhdunarodnaya Akademiya Biznesa, 2012. URL: http:// bus.znate.ru/pdiview/index-5422.html
3. Ryabova T. F. Innovatsionnoye razvitiye perera-batyvayushchikh predpriyatij Rossii (teoriya, metodologi-ya, praktika). M.: «Dashkov i Ko», 2012
* * *
INNOVATIONS IN THE FOOD INDUSTRY: PROBLEMS OF MANAGEMENT AND VALUE STATE REGULATION
RUMYANTSEV YEVGENY KONSTANTINOVICH Tambov branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
This article is about practical judgment of introduction and development of innovations in one of the leading branches of the Russian Federation, the food industry. The author of article pays the attention to the analysis of innovations in the food industry and places emphasis on following main directions: considered experience of introduction and development of innovations, touched issues of management of innovative activity, gave characteristics of the innovative strategy applied both in large and in small firms of the food industry, and also the most widespread types of innovations, practice of their realization. The author highlights communication of introduction of innovative technologies at the enterprises of the food industry and their staff policy, extent of influence of factors of environment on innovative process of firms of food branch, such as demand for the made production, problems with supply with accessories, financial barriers («credit servitude»). Author also considered main aspects causing questions of financial security of innovative activity of the enterprises of the food industry. In article author also set tasks of consideration of value of state regulation of innovative activity and definition of a role of regional programs of innovative development of the food industry for the enterprises belonging to this branch. On the basis of the conducted research author revealed that innovative activity characterized by the continuous updating of production which followed by change in technology, development and deployment of a new compounding of production, increase in terms of product sales, use of new packing materials, etc. In respect of development of introduction and development of an innovation the fact of scale of actions and organizationally a legal form of the enterprise for the beginning of formation of market economy became basic.
Key words: food industry, innovations, innovative process, state regulation.
_ ,, .. . SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Т. 9. № 11, 2014