ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 334.734
инновационное развитие предприлтий
пищевой промышленности
потребительской кооперации
М. Н. МИТРОФАНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: [email protected] Российский университет кооперации (Арзамасский филиал)
В настоящее время, в условиях западных санкций, задача обеспечения нашей страны пищевой продукцией высокого качества приобретает еще большую актуальность. Именно поэтому вопросам инновационного развития предприятий пищевой промышленности, в том числе входящих в систему потребительской кооперации, необходимо уделять повышенное внимание.
В статье рассмотрены основные проблемы пищевых предприятий потребительской кооперации, среди которых - дезинтеграция и недостаточно высокий уровень взаимодействия с другими организациями потребкооперации, низкая активность в сфере технологических инноваций, сложности конкурирования продукции с крупными торговыми сетями, невысокая финансовая устойчивость предприятий, ограничивающая возможности их развития. С помощью методов обработки качественной и количественной информации проанализированы различные аспекты инновационного развития предприятий потребительской кооперации по производству пищевой продукции.
По результатам анализа обозначены основные проблемы, препятствующие инновационному развитию предприятий пищевой промышленности потребительской кооперации. Это низкий уровень технического и технологического обеспечения, нехватка квалифицированных кадров, способных к разработке новых качественных продуктов и технологий, отсутствие сырья нужного качества и в достаточном количестве, невосприимчивость к инновациям работников и руководителей предприятий пищевой промышленности потребкооперации.
Предложены мероприятия для решения обозначенных проблем. Они включают в себя разработку и реализацию целостной программы инновационного развития предприятий пищевой промышленности потребительской кооперации, более активное применение всех имеющихся инструментов государственной поддержки, обеспечение притока молодых, инновационно мыслящих специалистов, постоянное переобучение и повышение квалификации сотрудников и другие меры по совершенствованию управления человеческими ресурсами.
Ключевые слова: потребительская кооперация, предприятия пищевой промышленности, инновационное развитие, анализ, технологические инновации, государственная поддержка
Переход России к высокоразвитой, социально ориентированной экономике требует радикального обновления производства действующих предприятий всех отраслей на базе новейших достижений науки и техники [16]. Основой реализации социально направленной политики государства является эффективная деятельность предприятий пищевой промышленности, так как именно она обусловливает продовольственную безопасность страны1. Особенно
1 Об утверждении Доктрины продовольственной безопаснос-
ти Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010
№ 120. URL: http://kremlin.ru/news/6752.
актуальной проблема обеспечения населения продуктами питания высокого качества становится в настоящее время. Согласно Указу Президента РФ от 06.08.2014 N° 560, ответные меры Правительства РФ на экономические санкции зарубежных государств предусматривают ограничение ввоза на территорию России «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»2. Таким образом, в настоящий период отечественным перерабатывающим предприятиям пищевой продукции необходимо значительно увеличить производство, чтобы граждане нашей страны в ближайшем будущем не испытывали недостатка в продовольственных товарах.
Важную роль в удовлетворении потребности населения в пищевой продукции, особенно в сельской местности, принадлежит перерабатывающим предприятиям потребкооперации3 [1]. В настоящее время в состав перерабатывающей промышленности потребкооперации входит около 7 тыс. цехов по производству промышленной продукции (в основном, пищевой) [6].
Несмотря на то, что в последнее время предпринимаются определенные шаги по повышению эффективности деятельности пищевых предприятий потребкооперации, переходу на новые технологии управления, имеет место ряд проблем, препятствующих развитию этих предприятий.
1. Отсутствие интеграции и разобщенность предприятий, недостаточно высокий уровень их взаимодействия с другими организациями потребкооперации. Часто решения по стратегическим вопросам о создании, перепрофилировании и ликвидации предприятий, отчуждении производственных мощностей принимаются руководителями отдельных потребительских обществ либо региональных союзов потребительских обществ без учета воздействия на общее развитие системы кооперативного производства [9].
2. Сложность вывода на рынок и сбыта новой продукции вследствие трудности конкурирования с
2 О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560. URL: http://kremlm. ru/acts/46404; О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778. URL: http://rg.ru/2014/08/08/ postanovlenie-dok.html.
3О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1. URL: http://consultant.ru/document/cons_ doc LAW 148609.
крупными торговыми сетями, поскольку в настоящее время городские супермаркеты занимают основную долю продовольственного рынка и являются главными каналами сбыта пищевой продукции [10, 15].
3.Недостаточная гибкость предприятий при переходе к выпуску новой продукции, недостаточная ориентация продукции на открытый рынок [19].
4. Недостаточная финансовая устойчивость предприятий, ограничивающая возможности их развития4.
5. Дублирование небольшими производителями продукции направлений деятельности друг друга, приводящее к появлению внутренней конкуренции между организациями потребительской кооперации [20].
6. Недостаточная активность в сфере технологических инноваций5 [12].
Анализ статистических показателей, характеризующих инновационное развитие пищевых предприятий потребкооперации в части технологических инноваций за период с 2010 по 2012 г., позволил сделать следующие выводы [6-8]6. Уровень инновационной активности данных предприятий в 2012 г. повысился на 0,9% по сравнению с 2010 г., что указывает на рост числа организаций, внедрявших новые продукты и производственные процессы. Однако о стабильной тенденции к увеличению инновационной активности пищевых предприятий потребкооперации говорить нельзя, поскольку в 2011 г. наблюдалось снижение данного показателя на 0,7%. Кроме того, сопоставляя уровень инновационной активности данных предприятий с аналогичным уровнем предприятий пищевой промышленности в целом, можно отметить недостаточно высокое значение его величины. Так, за рассматриваемый период оно отставало на 4,4-6,1 % от уровня инновационной активности предприятий пищевой промышленности (рис. 1).
При рассмотрении интенсивности затрат на технологические инновации промышленных
4 Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 N° 559-р. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128940.
5 Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120. URL: http://kremlin.ru/news/6752.
6 Индикаторы инновационной деятельности - 2013: стат. сб. М.: Изд-во ВШЭ, 2013. 472 с.; Индикаторы инновационной деятельности - 2012: стат. сб. М.: Изд-во ВШЭ, 2013. 472 с.; Наука России в цифрах - 2013: стат. сб. М.: НИИ РИНКЦЭ, 2013. 137 с.; Промышленность России - 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012. 445 c.
10 л
9 -
8 -
7 -
б -
5 -
4 -
3 -
2 -
1 -
О -
9,4
9,4
9,3
4,0
3,3
4,9
2010
2011
2012
Рис. 1. Уровень инновационной активности в части технологических инноваций пищевых предприятий в 2010-2012 гг., %: 1 - в потребкооперации; 2 - в пищевой промышленности в целом, включая напитки
предприятий потребкооперации можно отметить, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. удельный вес данных затрат в общем объеме отгруженных товаров уменьшился более чем в три раза. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. интенсивность затрат на технологические инновации возросла на 0,19%, однако уровень 2010 г. все равно не был достигнут.
Рис. 2. Интенсивность затрат на технологические инновации пищевых предприятий в 2010-2012 гг., %: 1 - в потребкооперации (правая ось); 2 - в пищевой промышленности в целом, включая напитки (правая ось); 3 - темп роста затрат на технологические инновации в потребкооперации по сравнению с 2009 г (левая ось)
Сравнивая этот показатель с аналогичным показателем предприятий по производству пищевых продуктов, включая напитки, следует заметить, что хотя в 2010 г. он значительно превышал среднеотраслевое значение (более чем в 2 раза),
в 2011-2012 гг. его величина уже на 0,12-0,21% была ниже показателя пищевой промышленности в целом (рис. 2). Это указывает на недостаточность инвестирования технологических инноваций пищевыми предприятиями потребкооперации.
Оценка результативности инновационной деятельности в части технологических инноваций за период с 2010 по 2012 г. позволила сделать следующие выводы: инновационная продукция выпускается пищевыми предприятиями потребкоопераций в недостаточном объеме. Так, ее доля за анализируемый период колебалась в пределах 0,19-0,89% от общего объема выпускаемой продукции, что существенно ниже аналогичного показателя предприятий по производству пищевых продуктов, включая напитки (3,8-5,10%). Оценка динамики объемов выпуска продукции предприятиями пищевой промышленности потребкооперации в 2010-2012 гг. показала, что в 2010-2011 гг. происходило увеличение данного показателя по сравнению с предыдущим годом на 2,6-3%, т.е. производственные фонды использовались предприятиями достаточно эффективно. В 2012 г. темп роста выпускаемых изделий снизился на 4%, что свидетельствует как о снижении эффективности использования основных фондов, так и
104 и
103 -
102 -
101 -
100 -
99 -
98 -
97
о недостаточном внедрении процессных инноваций (рис 3).
Таким образом, на основании анализа инновационного развития пищевых предприятий потребкооперации можно сделать вывод об их слабой восприимчивости к технологическим инновациям. Это объясняется наличием в отрасли ряда проблем.
1. Низкий уровень технического и технологического обеспечения у большинства предприятий, недостаточная степень обновления активной части фондов7. Так, в настоящее время изношенность производственных фондов предприятий пищевой промышленности составляет более 42%, при этом характеристики большей части технологического оборудования не соответствуют современным требованиям, что приводит к снижению качества продукции предприятий, эффективности производства8. Данная проблема обусловлена наличием следующих факторов:
• нехваткой средств на обновление производственных фондов вследствие неблагополучного финансового состояния предприятий, высокой стоимости кредитных ресурсов и недостаточной поддержки государства [10, 12, 13];
• отсутствием у отечественных производителей современного оборудования для пищевой промышленности, трудностями в его приобретении в силу существенной дороговизны и проблем, связанных с доставкой и монтажом;
• недостаточной активностью предприятий потребкооперации при использовании всех имеющихся инструментов государственной поддержки.
5,10 103,0
-
102,6 j 3 4,10\ 3,80
1 2 99,0^ -
0,89 0,19 0,25
-1- -1-
6,0
5,0
4,0
3,0
2,0
1,0
0,0
7 Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 128940.
8 Промышленность России. 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012. 445 с.
2010 2011 2012 Рис. 3. Доля инновационных товаров в общем объеме выпуска продукции пищевых предприятий в 2010-2012 гг., %: в потребкооперации (правая ось); 2 - в пищевой промышленности в целом, включая напитки (правая ось); 3 - объем выпуска в потребкооперации в фактических ценах по сравнению с предыдущим годом (левая ось)
Не вызывает сомнения, что для всеобъемлющего технического перевооружения предприятий пищевой промышленности потребкооперации поддержка государства имеет существенное значение [17, 19]. В целях сохранения достигнутого уровня государственной помощи организациям потребкооперации на федеральном уровне представители Центросоюза работают в 23 комиссиях и группах, созданных при Президенте РФ, Правительстве РФ, федеральных министерствах и общественных организациях. При активном участии Центросоюза Минсельхозом России был разработан проект ведомственной целевой программы развития сельской кооперации на 20142016 гг., в котором предусмотрены меры содействия организациям потребкооперации, в общем объеме деятельности которых оказание услуг сельскому населению составляет не менее 50% [18]. В частности, в данном проекте предполагается предоставление грантов на развитие материально-технической базы по переработке сельхозпродукции, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года на закупку сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки.
К сожалению, в настоящее время далеко не все предприятия потребкооперации используют возможности, предоставляемые государством. Так, субсидированием процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие современной материально-технической базы в 2013 г. воспользовались
только два региональных союза - Чувашский и Оренбургский [18].
Кроме того, для повышения технологического уровня организаций представляются целесообразными разработка и реализация целостной программы инновационного развития [2, 19], охватывающей все предприятия пищевой промышленности системы потребкооперации с указанием необходимых мероприятий, ответственных исполнителей, сроков исполнения, объемов и источников финансирования, способов контроля за ходом осуществления процесса со стороны органов Центросоюза.
2. Нехватка квалифицированных кадров, способных к разработке новых качественных продуктов и технологий. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия притока высококвалифицированных специалистов и высокой текучести персонала вследствие недостаточного уровня материального стимулирования, ограниченных возможностей карьерного роста молодых работников [9]. Для решения данной проблемы необходимы:
• анализ потребностей перерабатывающих предприятий в персонале, формирование и осуществление заказов на целевую подготовку специалистов как в учебных заведениях системы потребкооперации, так и других образовательных учреждениях по необходимым специальностям;
• более активная работа по профессиональной ориентации молодежи, особенно в сельской местности, для повышения информированности о возможностях получения образования и построения карьеры в системе потребительской кооперации, формирование положительного образа работника потребительской кооперации;
• создание условий для карьерного роста персонала, развитие методов материального и нематериального стимулирования работников, применение новой системы оценки и мотивации кадров [3, 11]. Следует отметить, что в последнее время в
системе организаций потребительской кооперации проводятся некоторые мероприятия по совершенствованию управления кадрами. В настоящий период действует разработанная и утвержденная общим Собранием представителей потребительских обществ новая методика оценки труда и мотивации руководителей [4]. Данная методика, основанная на введении ключевых показателей эффективности деятельности, позволяет определять результативность работы менеджеров высшего звена.
3. Дефицит сырья нужного качества и в необходимом количестве, связанный с недостаточным
производством продукции всем агропромышленным комплексом страны9. Преодоление данной проблемы возможно только при активной помощи и контроле со стороны государства в развитии национального сельского хозяйства [20].
В последние годы государством предпринимаются определенные действия в этом направлении. Так, принята Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., направленная на укрепление аграрного сектора, диверсификацию и развитие всей сельской экономики, общего экономического роста и усиления государственной поддержки села10. Кроме того, Правительством РФ было поручено Минсельхозу, Минфину и Минэкономразвития России разработать «комплекс мер по повышению потенциала сельскохозяйственной и потребительской кооперации, включая создание инфраструктуры заготовки и переработки продукции» [14].
4. Невосприимчивость к инновациям значительной части работников и руководителей предприятий пищевой промышленности потребкооперации, приверженность к старым методам работы и организации труда.
Данная проблема обусловлена преобладанием среди сотрудников организаций потребкооперации лиц старшего возраста, обладающих консервативным мышлением и не склонным к нововведениям. Кроме того, им зачастую не хватает знаний в области технологических инноваций, современных подходов к управлению [12]. Для преодоления этой проблемы необходимо не только обеспечить приток молодых, инновационно мыслящих специалистов, но и постоянно переобучать и повышать квалификацию действующих сотрудников [5].
Список литературы
1. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: учебник. М.: Дашков и Ко, 2010. 400 с.
2. Горфинкель В.Я., Базилевич А.И., БобковЛ.В. и др. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. 461 с.
9 Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 128940.
10 Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р. URL: http://rg.ru/2010/12/14/sx-territorii-site-dok.html.
3. Девяткина Т.В. О проблемах формирования квалифицированных конкурентоспособных кадров для АПК // Экономические науки. 2014. № 1. С.93-98.
4. Заседание Комиссии по повышению эффективности деятельности региональных потребсоюзов. URL: http://rus.coop/press_center/news/index.php.
5. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2009. 624 с.
6. Итоги работы организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации за 2012 г. URL: http://rus.coop/about/ figures.
7. Итоги работы организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации за 2011 г. URL: http://rus.coop/about/figures.
8. Итоги работы организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации за 2010 г. URL: http://rus.coop/about/figures.
9. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. URL: http://doncoop.ru/about/docs/6Z3.
10. Копылов В.В. Актуальные проблемы функционирования предприятий пищевой промышленности России // Экономические науки. 2009. № 9. С.138-141.
11. Копылов В.В. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения АПК // Экономические науки. 2012. № 1. С. 110-112.
12. Кузина Л.А. Организационно-экономический механизм стимулирования инноваций в пищевой промышленности. URL: http://uecs.ru/index.
php?option=com_flexicontent&view=items&id=2521.
13. Мальцева И.С. Сельскохозяйственная кооперация как механизм устойчивого развития аграрного производства. URL: http://vestnik-ku.ru/ articles/2012/1/9.pdf.
14. Медведев Д.А. Селекторное совещание о мерах по развитию животноводства и малых форм хозяйствования на селе. URL: http://government. ru/news/15264.
15. Минко И.С., Шешегов С.В. Активизация инновационной деятельности в пищевой промышленности - метод обеспечения экономической безопасности России. URL: http://ibl.ru/konf/140509/56. html.
16. МитрофановаМ.Н. Проблемы анализа технического состояния промышленного предприятия на разных стадиях инновационного процесса // Европейский журнал социальных наук. 2011. № 7. С. 385-393.
17. Салова М.С. Развитие систем и моделей кооперации в агропромышленном комплексе: монография. М.: Дашков и Ко, 2011. 272 с.
18. Состоялось 142-е общее Собрание представителей потребительских обществ России. URL: http://rus.coop/press_center/news/detail. php?ID=2669&sphrase_id=14024.
19. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.
20. ФедороваН.В. Продовольственное обеспечение населения региона и проблемы эффективности сельского хозяйства и потребительской кооперации: монография. М.: Дашков и Ко, 2011. 204 с.
National interests: priorities and security Innovation and investment
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
INNOVATION DEVELOPMENT
of the consumer's cooperation food industry enterprises
Marina N. MITROFANOVA Abstract
Importance Now, in the face of Western sanctions, the challenge of our country's food quality is even more relevant. That is why the innovative development of the food industry, including the consumer's cooperation system, should be given increased attention to. Objectives The article deals with the basic problems of food enterprises of consumer's cooperation, including
the disintegration and lack of interaction with other consumer organizations, low activity in the field of technological innovation, difficulties of competing with large retail chains, low financial stability of enterprises, limiting their development.
Methods Using the methods of qualitative and quantitative data processing, the author analyzed various aspects of the innovative development of
enterprises of consumer cooperation in production of food products.
Results Based on the review results, the author identifies the main obstacles to the development of innovative enterprises of food industry of consumer cooperatives. This includes a low level of technical and technological support, shortage of trained personnel capable of developing new products and technologies, lack of raw materials of necessary quality and quantity, resistance of consumer food industry leaders to innovation. Conclusions and relevance The author proposes actions to address the identified problems. They include the development and implementation of a coherent program of innovation development of the food industry of consumer cooperation, a more active use of all available instruments of State support, the influx of young, innovative workforce, constant retraining and upgrading the skills of staff and other measures to improve the management of human resources.
Keywords: consumer's cooperation, food industry enterprises, innovation development, analysis, technological innovation, government support
references
1. Vakhitov K.I. Istoriya potrebitel 'skoi kooperatsii Rossii: uchebnik [The history of consumer cooperatives of Russia: a tutorial]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2010, 400 p.
2. Gorfinkel' V.Ya., Bazilevich A.I., Bobkov L.V. et al. Innovatsionnyi menedzhment: uchebnik [Innovation management: a tutorial]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012, 461 p.
3. Devyatkina T.V. O problemakh formirovaniya kvalifitsirovannykh konkurentosposobnykh kadrov dlya APK [Training the qualified competitive specialists for the agro-industrial complex]. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences, 2014, no. 1, pp. 93-98.
4. Meeting of the Commission to enhance the effectiveness of the regional consumer's unions. Available at: http://rus.coop/press_center/news/index.php. (In Russ.)
5. Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellek-tual'nye resursy, upravlenie znaniyami [Innovative development: economics, intelligent resources, and knowledge management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2009, 624 p.
6. The results of work of the organizations of consumer cooperatives of the Tsentrosoyuz system of the Russian Federation for 2012. Available at: http://rus. coop/about/figures. (In Russ.)
7. The results of work of the organizations of consumer cooperatives of the Tsentrosoyuz system of the Russian Federation for 2011. Available at: http://rus. coop/about/figures. (In Russ.)
8. The results of work of the organizations of consumer cooperatives of the Tsentrosoyuz system of the Russian Federation for 2010. Available at: http://rus. coop/about/figures. (In Russ.)
9. The concept of development of consumer cooperation of the Russian Federation till 2015. Available at: http://doncoop.ru/about/docs/6/3. (In Russ.)
10. Kopylov V.V. Aktual'nye problemy funkt-sionirovaniya predpriyatii pishchevoi promyshlennosti Rossii [Actual problems of the enterprises of the food industry of Russia]. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences, 2009, no. 9, pp. 138-141.
11. Kopylov V.V. Problemy i perspektivy kadrovo-go obespecheniya APK [Problems and prospects of agricultural personnel]. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences, 2012, no. 1, pp. 110-112.
12. Kuzina L.A. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm stimulirovaniya innovatsii v pishchevoi promyshlennosti [Organizational-economic mechanism of promoting innovation in the food industry]. Available at: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent &view=items&id=2521. (In Russ.)
13. Mal'tseva I.S. Sel'skokhozyaistvennaya kooper-atsiya kak mekhanizm ustoichivogo razvitiya agrarnogo proizvodstva [Agricultural cooperation as a mechanism for sustainable development of agricultural production]. Available at: http://vestnik-ku.ru/articles/2012/1/9.pdf. (In Russ.)
14. Medvedev D.A. Selektornoe soveshchanie o merakh po razvitiyu zhivotnovodstva i malykh form khozyaistvovaniya na sele [Telephone conference on measures for development of livestock and small farms]. Available at: http://government.ru/news/15264. (In Russ.)
15. Minko I.S., Sheshegov S.V. Aktivizatsiya inno-vatsionnoi deyatel 'nosti v pishchevoi promyshlennosti -metod obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [Strengthening of innovation in the food industry is a method of ensuring the economic security of Russia]. Available at: http://ibl.ru/konf/140509/56.html. (In Russ.)
16. Mitrofanova M.N. Problemy analiza tekhni-cheskogo sostoyaniya promyshlennogo predpriyatiya na raznykh stadiyakh innovatsionnogo protsessa [Problems of analysis of technical condition of the enterprise at different stages of the innovation process]. Evro-peiskii zhurnal sotsial'nykh nauk = European Social Science Journal, 2011, no. 7, pp. 385-393.
17. Salova M.S. Razvitie sistem i modelei kooper-atsii v agropromyshlennom komplekse: monografiya [Development of systems and models of cooperation in the agro-industrial complex: a monograph]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2011, 272 p.
18. The 142th general meeting of representatives of consumer societies of Russia. Available at: http://rus. coop/press_center/news/detail.php?ID=2669&sphrase_ id=14024. (In Russ.)
19. Trifilova A.A. Otsenka effektivnosti inno-vatsionnogo razvitiya predpriyatiya [Evaluation of the effectiveness of the innovative development of enterprises]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2005, 304 p.
20. Fedorova N.V. Prodovol'stvennoe obespechenie naseleniya regiona i problemy effektivnosti sel 'skogo khozyaistva ipotrebitel'skoi kooperatsii: monografiya [Food security of the population of the region and the problems of agricultural efficiency and consumer cooperatives: a monograph]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2011, 204 p.
Marina N. MITROFANOVA
Russian University of Cooperation, Arzamas Branch, Arzamas, Nizhny Novgorod Region, Russian Federation [email protected]