Научная статья на тему 'Использование поисковых методов обучения на уроках литературного чтения в развитии познавательного интереса младших школьников'

Использование поисковых методов обучения на уроках литературного чтения в развитии познавательного интереса младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / A YOUNG STUDENT / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING ACTIVITIES / ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING SEARCH METHODS / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / LITERARY READING / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальчевская Марина Леонидовна

В статье предлагается описание работы по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения. Одним из средств развития познавательного интереса учащихся является использование поисковых методов в обучении, организация которых требует выполнения определённых условий. Исследование выполнено на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Чапаевская основная образовательная школа» села Чапаево Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Search Methods at Reading Lessons in the Development of Cognitive Interest of Younger Students

The article offers a description of the work on the development of cognitive interest of Junior school pupils at lessons of literary reading. One of the means of students’ interest development is the use of search methods in teaching, the organization of which requires the fulfillment of certain conditions. The study has been carried out on the basis of MBOU «Chapayevskaya Basic Educational School», Chapayevo settlement, Ust-Abakan district.

Текст научной работы на тему «Использование поисковых методов обучения на уроках литературного чтения в развитии познавательного интереса младших школьников»

Повышение уровня профессиональной мотивации студентов должно стать одним из важнейших компонентов учебного процесса в педагогическом вузе, определяющим качество подготовки будущего специалиста, основанной на личностном подходе к каждому обучающемуся и учитывающей его психолого-педагогические особенности.

В процессе повышении уровня профессиональной мотивации студентов педагогического вуза должны реа-лизовываться психолого-педагогические условия, обеспечивающие практическую направленность обучения, позволяющие обучающимся осознать связь между образовательным процессом и будущей педагогической профессиональной деятельностью.

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе в педагогического вуза, должны быть направлены на активизацию творческого начала личности студента и обеспечение развития профессиональной мотивации: это могут быть курсы по выбору, активизирующие самосознание личности в условиях взаимодействия с педагогической профессией и потребность в образовательной коммуникации, являющейся по своей сути основой будущей профессии; тренинги профессионально-педагогической ориентации, формирующие убеждённость в собственной профессиональной пригодности, в обладании творческим педагогическим потенциалом и способностью найти подход к будущим воспитанникам.

Уровень удовлетворённости профессией, интересы и склонности личности обучающихся, его установки, ценностные ориентации, а также психологические особенности, обусловленные множеством факторов, необходимо своевременно выявлять и прогнозировать, без чего вся работа по формированию профессионального самоопределения студента педагогического вуза вряд ли сможет быть эффективной.

Библиографический список

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

2. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - М.: Логос, 2006. - URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=598805 (дата обращения: 19.10.2015).

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. -М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 304 с.

4. Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл. - М.: Речь, 2001. - 256 с.

5. Романова, Е. С. Психологические аспекты активизации самостоятельной работы студентов ВУЗа / Е. С. Романова [и др.] // Системная психология и социология. - 2014. - № 1 (9). - С. 29-38.

6. Львова, С. В. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогического вуза / С. В. Львова // Системная психология. - 2014. - N° 4, т. 12. - С. 28-36. - URL:http://www.systempsychology.ru/journal/2014-12/230-lvova-sv-formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza.html (дата обращения: 19/10/2015).

© Кошелева Л. Ю., 2015

УДК 37.02

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

М. Л. Мальчевская

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье предлагается описание работы по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения. Одним из средств развития познавательного интереса учащихся является использование поисковых методов в обучении, организация которых требует выполнения определенных условий. Исследование выполнено на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Чапаевская основная образовательная школа» села Чапаево Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Ключевые слова: познавательный интерес, младший школьник, учебная деятельность, поисковые методы обучения, литературное чтение, активизация познавательной деятельности.

Познавательный интерес - важный компонент структуры общей способности к учению. В связи с этим главной задачей школы становится развитие познавательного интереса обучающегося, который обеспечит условия для максимальной самореализации каждого. Ещё классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя быть скучным». Активизация познавательной деятельности ребёнка без развития его познавательного интереса практически невозможна. Именно поэтому процесс обучения требует возбуждения, развития и укрепления познавательного интереса, который выступает и как важный мотив учения, и как стойкая черта личности, и как мощное средство обучения и воспитания, и как средство повышения его качества.

Решением проблемы развития познавательного интереса занимались такие учёные, как Э. А. Баранова, И. М. Дмитриева, В. А. Крутецкий, Г. И. Щукина, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, А. Н. Конев, И. Я. Лернер,

Н. Г. Морозова, Н. И. Роговская и др. И. М. Цветков в своих исследованиях выявляет психологические закономерности познавательных интересов; Б. Г.Ананьев, Г. К. Гумницкий, С. Л. Рубинштейн рассматривали связь интересов и потребностей; А. Г. Ковалёв, Е. В. Кочановская, А. Я. Савченко изучали склонности ребёнка.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Постоянно укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес должен стать основой для формирования положительного отношения к учению. Познавательный интерес не только влияет на деятельность человека, но и формирует его личность. В учебном процессе познавательный интерес может проявляться по-разному. В частности, А. В. Андриенко, В. В. Игнатова, Л. Г. Деянова указывают на следующие аспекты проявления такого интереса.

«1. Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщает свою деятельность приёмами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов. Исследования последних лет показывают, что использование интереса как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния на обучение воспитание: занимательность, игровые принципы, наглядные приемы.

2. Познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива внутреннего побуждения деятельности учащегося, и в этой роли его невозможно переоценить.

3. На более высоком уровне своего развития познавательных интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью, а Анатоль Франс определял как жажду знаний. Познавательные интересы формируется в школе. В учебном процессе осуществляется совместная, взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учение). Именно в процессе этой взаимообусловленной деятельности познавательный интерес укрепляется, развивается, обогащается» [1, с. 14].

В основе познавательного интереса всегда лежит поисковая деятельность. Именно под его влиянием перед человеком постоянно встают вопросы, на которые он сам постоянно и активно ищет ответы. При этом поисковая деятельность проходит с увлечением, а человек испытывает положительные эмоции и чувство успеха от удачи.

По мнению психологов, познавательный интерес эффективно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на внимание, память, мышление, воображение, которые под его влиянием приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес может стать и одним из важнейших и сильнейших мотивов учения ребёнка. Под его влиянием обучение даже для наиболее слабых обучающихся может стать более продуктивным. Таким образом, познавательный интерес может выступать и сильнейшим средством обучения.

Особую значимость познавательный интерес имеет в первые школьные годы, так как именно в этом возрасте происходит формирование учебной деятельности, и от того, как она организована, зависит успех этой деятельности. Признано, что оптимальный путь в обучении - это активное познание самого ученика.

Главной задачей современного образования является задача формирования у подрастающего человека стремления к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному желанию углубляться в разные области познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых и является познавательный интерес.

Литературное чтение, которое в начальной школе является одним из основных предметов, это предмет огромного мировоззренческого потенциала и большой функциональной значимости, так как умения и навыки в области литературного чтения прежде всего являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Однако наше исследование, целью которого было выявление познавательного интереса у обучающихся к предмету «Литературное чтение», показывает, что только 25 % современных школьников выбирают этот предмет в качестве любимого. В связи с этим перед учителем стоит задача найти методы и приёмы работы на уроке, которые будут направлены на повышение интереса к урокам литературного чтения, в частности, к художественной литературе вообще. Такими методами, по нашему мнению, могут быть поисковые методы обучения, так как именно метод поиска - это, по мнению психологов, наиболее характерное явление деятельности, выражающейся в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Так, В. А. Энгельгардт отмечает, что «инстинкт непрерывного поиска, инстинкт уменьшения неизвестного заложен буквально в каждом человеке» [2, с. 72]. Однако анализ научной и методической литературы показывает, что, несмотря на теоретическую разработанность рассматриваемой проблемы, в педагогической практике недостаточно разработана методика организации поисковых методов, а учителя в большинстве своём не обладают достаточной подготовленностью к использованию этих методов. Всё это обусловливает актуальность поднимаемой в этой статье проблемы, которая более всего актуализируется в свете требований ФГОС НОО второго поколения.

Педагогический энциклопедический словарь следующим образом определяет рассматриваемое нами понятие: «Поисковый метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обуче-

нии (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Под поисковым методом понимается подбор культурного материала по интересующей теме. Эффективность и надёжность этого педагогического способа зависят от опыта учителя» [3, с. 54].

Анализ научно-методической литературы позволил выявить содержание целей поискового метода. В частности, по В. Н. Мясищеву, целями поискового метода являются: «снабдить учеников, родителей и всех тех, кто принимает решение в отношении образования, необходимой информацией о прогрессе младшего школьника в изучении выбранной темы; помочь учителю следить за прогрессом отдельных учеников в их индивидуальных поисках; научить ребёнка систематизировать набранный материал; способствовать участию детей в оценке своей работы; осознать собственную успешность и компетентность в выбранной теме; заложить основу для многосторонней оценки общей работы ребёнка» [4, с. 60].

Сущность поискового метода обучения выражается в следующих признаках:

«1. Знания учащимся не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно (в том числе в учебном материале, в справочной литературе, в интернете).

2. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают материал, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания» [5, с. 174].

Поисковая деятельность неизбежно приводит к определению сферы научных интересов, раскрытию способностей школьников в процессе активного познания, то есть способствует формированию опыта поисковой деятельности у школьников. Однако исследование, проводимое нами в начальной школе, показывает, что познавательные потребности у 19 % обучающихся выражены слабо. Такие дети очень редко занимаются какой-нибудь умственной деятельностью. Дополнительной литературы читают мало или совсем ничего не читают. Ещё у 36 % младших школьников познавательная потребность выражена умеренно, а это значит, что такие дети могут заниматься какой-либо умственной деятельностью только непродолжительное время, а на возникшие вопросы чаще всего не будут искать ответы. Кроме того, анализ результатов исследования показал, что у 14 % детей, слабо выражена познавательная активность, а ещё у 36 % она выражена в средней степени, что значит, что большинству детей не нравится выполнять сложные задания и они чаще всего ждут готовых ответов, а не прикладывают усилия для их поиска. Таким образом, большинство обучающихся нуждаются в помощи и руководстве по освоению модели поисковых методов работы. Школьников необходимо научить искать проблему, формулировать её, искать пути разрешения, выбрать из них нужный, доказать верность выбора.

Организация поисковых методов проходит в три этапа: «постановка поисковой задачи; собственно организация поисковой деятельности; организация оформления и оценки результатов поисковой деятельности» [6, с. 314].

Остановимся более подробно на методике организации поисковых методов на каждом из этапов и раскроем её сущность. На первом этапе учителю прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы перед учениками возникла необходимость осуществлении поиска. Для этого ребёнка следует заинтересовать поиском. Например, при изучении произведения А. Башлачова «Рождественская» детям перед чтением было дано задание узнать историю этого праздника, подготовить доклад и нарисовать рисунок, отражающий её сущность. При знакомстве с произведением В. Берестова «Прощание с другом» было предложено найти информацию о том, как человек приручил животных, для того чтобы можно было использовать обнаруженные учениками сведения при создании классной энциклопедии.

Необходимо помнить, что и самому учителю необходимо помочь в организации его собственно поисковой деятельности, при этом ему необходимо ещё попытаться включить в эту деятельность учеников, став для них одним из реальных участников совместного поиска, а не его руководителем, и пытаться не навязывать детям (пусть даже в очень тактичной, демократической форме) «правильный» путь этого поиска. Так, при работе с произведением В. Бианки «По следам» необходимо было определить по иллюстрациям следы животных и найти материал о способностях животных приспосабливаться к суровому климату. Учитель предложил сначала всем высказаться по поводу того, где можно было найти нужную информацию. Затем совместно с классам было проведено обсуждение подобранной информации, её отбор. При этом педагог также представил классу свои «находки», которые оценивались всеми обучающимися.

Роль ученика в поисковой деятельности заключается не в точном следовании указаниям учителя, а в выполнении создаваемых им предпосылок для организации поиска. Это не только способствует формированию у ребёнка младшего школьного возраста умений и навыков познавательной деятельности, но и помогает учителю изменить характер взаимоотношений между субъектами учебной деятельности, которые должны строиться по типу делового партнёрства, сотрудничества. Кроме того, чтобы научиться действовать в качестве субъекта поискового метода, ребёнок нуждается в активном оппоненте, который имеет свою точку зрения на решение про-

блемы. Таким оппонентом может быть учитель, но может быть и другой ученик. Однако организация активного диалога всё равно возможна лишь при активном участии педагога, задачей которого будет состоять не столько в том, чтобы дать оценку той или иной точке зрения учеников, сколько в том, чтобы выявить разные точки зрения и помочь их сформулировать, а также найти нужные аргументы и контраргументы при их анализе и оценке. Это является самым сложным при организации поисковой работы учащихся.

Последним этапом при организации поисковых методов должно стать оформление результатов поиска. Это может быть организация фотовыставки, выставки рисунков, подготовка сочинений, рефератов, выступлений, стенгазет и т. п. Однако самое главное при использовании поисковых методов - это активные действия ребёнка по поиску и обработке учебного материала, так как самостоятельно найденное, осмысленное и пережитое является для него наиболее значимым и запоминающимся, затрагивает его чувства и эмоции, что и ведёт к развитию познавательного интереса. Следует отметить, что при организации поисковой деятельности, направленной на развитие познавательного интереса, учитель должен: свободно владеть материалом; интересно преподносить задания учащимся, мотивировать их к выполнению этих заданий; оказывать помощь учащимся, направлять их поиск, указывать источники информации; интересоваться промежуточными успехами учащихся при разработке заданий.

Главная ценность использования поисковых методов заключается в том, что дети активно ищут ответы на поставленные вопросы, анализируя и сравнивая полученную информацию, на основе чего делают выводы и убеждаются в том, что не на все вопросы можно найти ответ, но при этом каждый из них имеет полное право на свой ответ, своё мнение, которое нужно отстаивать. Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность, осуществляемую под руководством педагога, способствует овладению элементарными научными методами, а главное - приёмами самостоятельной работы.

Библиографический список

1. Андриенко, А. В. Приобщение личности к научно-исследовательской деятельности / А. В. Андриенко, В. В. Игнатова, Л. Г. Деянова. -Красноярск, 2002. - 147 с.

2. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 320 с.

3. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - URL: http://bukoteka.ru/item/143119 (дата обращения: 05.04.15).

4. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. - 368 с.

5. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.: Политическая литература, 1982. - 270 с.

6. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 261 с.

© Мальчевская М. Л., 2015 УДК 3372.882

ЕДИНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ «ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ ШТЫГАШЕВ -ПИСАТЕЛЬ, ПЕРЕВОДЧИК, УЧИТЕЛЬ»

Н. А. Мамышева

Хакасский институт развития образования и повышения квалификации

В 2016 году исполняется 155 лет со дня рождения Ивана Тимофеевича Штыгашева, чья подвижническая просветительская деятельность чтится многими поколениями трёх братских соседних народов: шорцев, хакасов и алтайцев. И. Т. Штыгашев известен как первый шорский писатель, просветитель, переводчик, учитель и священник, вышедший из народа. Для Республики Хакасия 2016 год — год памяти Ивана Тимофеевича Штыгашева. Данному знаменательному событию и предпосылаются материалы настоящей статьи, предназначенные для проведения единого открытого урока на тему «Штыгашев Иван Тимофеевич — писатель, переводчик, учитель». Здесь даются также рекомендации по проведению названного мероприятия в школах Республики Хакасия.

Ключевые слова: единый открытый урок, литература, Иван Тимофеевич Штыгашев, писатель, просветитель, учитель, переводчик, священник, миссионер.

Наступающий 2016 год станет годом памяти нашего земляка, первого шорского писателя Ивана Тимофеевича Штыгашева, чья миссионерская и литературная деятельность значима не только для Хакасии, но и для всех народов, проживающих на территории Саяно-Алтайского нагорья. В общеобразовательных организациях Республики Хакасия 2016 год будет ознаменован проведением единого открытого урока литературы, посвя-щённого 155-летию со дня рождения И. Т. Штыгашева. Имя И. Т. Штыгашева, согласно официальной идеологической доктрине недавнего прошлого нашей страны, замалчивалось долгие годы. Следует отметить, что из цепких лап забвения забытое имя и литературное творчество И. Т. Штыгашева возвращено алтайским писателем Бронтоем Бедюровым. Б. Бедюров высоко оценивает работы Ивана Штыгашева, его подвижническую жизнь просветителя. По мнению Б. Бедюрова, Иван Тимофеевич Штыгашев принадлежит трём братским народам: шорцам - по отцовской линии (его отец был из рода Кара-Шор), хакасам - по материнской линии (мать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.