Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС ООО'

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / RESEARCH CULTURE / РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишкабулов Алексей Андреевич

Статья посвящена проблеме повышения познавательной активности и исследовательской культуры школьников в ходе изучения курса географии в 5 классе основной школы в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Автором исследуются средства формирования умения определять границу знания и незнания, задачу и способ развития познавательной активности и исследовательской культуры и их результаты. В статье приведены примеры заданий и видов деятельности участников образовательной деятельности, активизирующих познавательную активность и исследовательскую деятельность детей на уроках географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишкабулов Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС ООО»

Список литературы /References

1. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 167 с.

2. Калмыков А.А. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию. М., 2005.

3. Малитиков Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М. Малитиков, М.П. Карпенко, В.П. Колмогоров // Право и образование, 2000. № 1 (2). С.42-54.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ

ГЕОГРАФИИ ПО ФГОС ООО Ишкабулов А.А. Email: [email protected]

Ишкабулов Алексей Андреевич - учитель географии, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сарагашская средняя общеобразовательная школа, с. Сарагаш, Боградский район, Республика Хакасия

Аннотация: статья посвящена проблеме повышения познавательной активности и исследовательской культуры школьников в ходе изучения курса географии в 5 классе основной школы в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Автором исследуются средства формирования умения определять границу знания и незнания, задачу и способ развития познавательной активности и исследовательской культуры и их результаты. В статье приведены примеры заданий и видов деятельности участников образовательной деятельности, активизирующих познавательную активность и исследовательскую деятельность детей на уроках географии.

Ключевые слова: познавательная активность, исследовательская культура, результаты деятельности.

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY AND RESEARCH CULTURE AT GEOGRAPHY LESSONS ON GEF Ishkabulov A.A.

Ishkabulov Aleksey Andreevich - Geography Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SARAGASHSKAYA SECONDARY SCHOOL, SARAGASH, BOGRADSKYDISTRICT, REPUBLIC OF KHAKASSIA

Abstract: the article is devoted to the problem of increasing the cognitive activity and research culture of schoolchildren during the study of geography course in the 5th grade of the basic school within the Federal state educational standard. The author explores the means of forming the ability to determine the boundary of knowledge and ignorance, the problem and the method of development of cognitive activity and research culture and their results. The article gives examples of tasks and activities of participants of educational activities, activating cognitive activity and research activities of children in geography lessons. Keywords: cognitive activity, research culture, results.

УДК 91:371.3

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа [1].

Стандарты второго поколения в современных условиях обучения в средней школе требует от учеников развитие в нем личностных, метапредметных и предметных результатов.

Развивать такие результаты можно через познавательную деятельность и исследовательскую культуру на уроках географии с 5 класса.

География - особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, которая требует от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать.

Познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Познавательная деятельность - единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [2].

Чтобы обеспечить создание условий для развития личности каждого учащегося в процессе изучения географии, при организации работы по развитию познавательной активности учащихся опираюсь на создание и проведение творческого урока, отличительными особенностями которого являются:

1. Атмосфера сотворчества и сотрудничества;

2. Творческие задания и упражнения;

3. Установка на самостоятельность и продуктивность деятельности ученика;

4. Анализ всех полученных ответов, признание полезности правильных и неправильных версий;

5. Обратная связь с учащимися на всех этапах урока (включая подведение итогов).

Реализация целей обучения осуществляется мною через следующие методы

обучения:

- объяснительно-иллюстративный метод применяю, как правило, при изучении нового материала в форме рассказа, лекции о путещественнике, особенностях его творческого и жизненного пути, исторической эпохе, в которой он жил.

- инструктивно-репродуктивный использую тогда, когда на уроке целесообразно организовать деятельность учащихся по образцу, заданному плану, а также работу по таблицам, памяткам, карточкам, выполнение типовых заданий. В использовании данного метода имеется минус: постепенно снижается активная деятельность школьников. В таком случае стараюсь задействовать все возможности мотивационного обеспечения учеников.

Исследовательская культура как качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умений и навыков научного познания, ценностного отношения к его результатам, а также обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие (И.Ф. Исаев). Фундамент исследовательской культуры составляет психологическая потребность в поисковой активности, физиологической основой которой служит безусловный ориентировочный рефлекс [3].

Необходимо выделить следующие элементы исследовательской культуры (по этапам их формирования):

1. Владение понятийным аппаратом сначала на внутрипредметной, а затем на межпредметной основе;

2. Усвоение алгоритмов анализа исторических проблем (структурно-логические схемы, планы, памятки;

3. Комплекс методологических знаний (представления о законах, принципах, гипотезах, научных фактах, теориях, концепциях и т.д.);

4. Рефлексивный выход, как осмысление своих действий.

Именно применение рефлексии приводит к развитию следующих качеств ученика: самоконтроль и самоорганизация, готовность к проблематизации и альтернативность мышления, креативность, готовность к самостоятельному созданию знаний (в виде рефератов, тезисов, сообщений т.д.).

Ядром исследовательской культуры служат исследовательские умения и навыки. Исследовательские навыки рассматриваются как устойчивые приемы использования средств познания в процессе исследования, специфический инструмент развития познавательного интереса учащихся.

Среди способов организации исследовательской деятельности учащихся в системе работы доминируют групповой и индивидуальный. Они позволяют оптимизировать процесс обучения, прежде всего, формируя мотивацию учащихся на получение знаний, а не на получение оценки. Это происходит при создании на уроке условий для самореализации личности, возможности выбора деятельности в соответствии с интересами и познавательными возможностями учащихся. Значительное место в системе методов уделено интерактивным методам обучения. В условиях интерактивного обучения ученик может работать по проблеме, как в группе, так и индивидуально, у него есть право выбора и необходимость нести ответственность за этот выбор.

Обучение начальному курсу географии в 5 классе я веду по учебнику УМК ИЦ «Вентана Граф» А.А. Летягин.

Тематическое планирование к данному учебнику состоит из 6 разделов, в каждом из которых есть интересные темы, которые способны развивать как познавательную деятельность, так и исследовательскую культуру.

Например, раздел «Планета Земля» тема урока «Движение Земли по околосолнечной орбите».

Цель урока - сформировать у обучающихся представления о нагревании Земли в дни солнцестояния и равноденствия.

Задачи урока:

1) в ходе урока учащиеся будут вести учебно-исследовательскую деятельность по теме урока,

2) развивать у учащихся познавательные процессы: мышление, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес,

3) воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность.

Данный урок строится по следующему плану:

1. Сообщения по теме фенологические сезоны года (заранее д/з);

2. Мотивация к уроку через беседу и постановку проблемы;

3. Освоение нового материала, используя учебный глобус, карты, презентации, сообщения учащихся и самостоятельную работу учащихся по группам.

4. Физическая минутка - игра «Вращайся, Землюшка!».

5. Обобщение и систематизация знаний учеников.

Результатом такого урока служит формирование:

^ предметных результатов: использовать полученные на уроке термины для решения учебных задач по изучению географических следствий движения Земли вокруг Солнца; находить условные линии на глобусе и карте;

^ метапредметных результатов: умение вести самостоятельный поиск информации, её преобразование, логические УД (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей); умения организовывать свою деятельность, целеполагание, планирование, оценка способов достижения цели; умение выражать свои мысли, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе;

^ личностных результатов: формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Таких интересных уроков, где можно развивать как познавательная деятельность и исследовательская культура много в моей практике: «Из чего состоит земная кора», «Воздушная оболочка Земли» и т.п.

Список литературы / References

1. Ушинский. Под ред. Лебедева П.А. М., 1998.

2. Радугин А.А. Психология и педагогика. Москва. «Центр», 1999.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.