Научная статья на тему 'Использование информационных и коммуникационных технологий в реализации дистанционного образования'

Использование информационных и коммуникационных технологий в реализации дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
864
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ / INTERNETIZATION / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сакулина Юлия Валерьевна

В статье анализируются дистанционные методы обучения. Система дистанционного обучения в сочетании с новейшими информационными технологиями позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению и достичь высоких результатов, благодаря оптимальному подбору содержания учебного курса, а также методов и средств обучения. В данной статье мы рассматриваем дистанционное обучение как альтернативу другим видам обучения: обучение на очном, заочном или вечернем отделении в вузе; самообразование с использованием учебной литературы и Интернет-ресурсов; обучение с помощью репетитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сакулина Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных и коммуникационных технологий в реализации дистанционного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Сакулина Ю.В. Email: Sakulina639@scientifictext.ru

Сакулина Юлия Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный юридический университет,

г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируются дистанционные методы обучения. Система дистанционного обучения в сочетании с новейшими информационными технологиями позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению и достичь высоких результатов, благодаря оптимальному подбору содержания учебного курса, а также методов и средств обучения. В данной статье мы рассматриваем дистанционное обучение как альтернативу другим видам обучения: обучение на очном, заочном или вечернем отделении в вузе; самообразование с использованием учебной литературы и Интернет-ресурсов; обучение с помощью репетитора.

Ключевые слова: информационные технологии, коммуникационные технологии, интернетизация, дистанционное обучение, качество образования, интернет-ресурсы.

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE

EDUCATION Sakulina Yu.V.

Sakulina Yuliya Valeryevna - PhD in Pedagogical, Associate Professor, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL

EDUCATION URAL STATE LAW UNIVERSITY, EKATERINBURG

Abstract: the article analyzes distance learning methods. The system of distance learning combined with the latest information technology allows you to implement an individual approach to learning and achieve high results, thanks to the optimal selection of the content of the course, as well as methods and means of training. In this article, we consider distance learning as an alternative to other types of training: training for full-time, part-time or evening classes in high school; self-education using textbooks and Internet resources; learning with the tutor.

Keywords: information technologies, communication technologies, internetization, distance learning, quality of education, Internet resources.

УДК 378

Вопрос о роли современных информационных и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Тйегпе! Для успешной

реализации программы модернизации образования, во многом базирующейся на его компьютеризации и «интернетизации», потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.

При более детальном рассмотрении обнаруживается принципиальное противоречие — между качеством и доступностью образования. Главная цель — обеспечение качества образования, чему в большой степени может способствовать использование информационных и коммуникационных технологий. В то же время для руководителя важной задачей является организация максимально широкого доступа к имеющемуся оборудованию и другим учебным ресурсам. Поскольку определяющим является рассмотрение соответствующих проблем на этапе подготовки педагогических кадров, остановимся более подробно на ситуации, сложившейся в системе высшего образования [1].

Применение информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен. Необходимо сказать, что такая дистанционная форма обучения встречает множество возражений. Ее противники справедливо отмечают, что будущие студенты будут лишены всего того, что требуется для получения подлинно качественного образования: работа в лабораториях, доступ к научным библиотекам, общение с преподавателями и другими студентами на семинарах и в неофициальной обстановке.

Второе направление предполагает использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить, т.е. содержания и способов обучения в рамках традиционной очной формы. Но здесь возникает весьма щепетильная проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создает дополнительные преимущества наиболее успевающим, активным и способным студентам, не влияя на уровень подготовки основной массы. Подобная ситуация может быть связана, например, с тем, что используемые технологии не адаптированы для системы образования и работа с ними требует специальной подготовки. Иными словами, может оказаться так, что внедрение информационных технологий в обучение на практике способствует росту или доступности образования, или его качества, — но для избранных. В то время как потребность общества состоит, естественно, в получении и доступного, и качественного образования.

Действительно, между доступностью образования и его качеством существуют вполне объяснимые противоречия. Ключевые образовательные ресурсы всегда присутствуют в строго ограниченном количестве и имеют совершенно определенный денежный эквивалент: места в аудитории, книги в научной библиотеке, лабораторное оборудование, квалифицированные преподаватели. Что предпочтительнее — концентрировать или распылять эти ресурсы, улучшать качество или расширять доступность? Или, быть может, так поднять цену образования, чтобы стало возможным обеспечение всеми необходимыми ресурсами каждого из многочисленных студентов? На первый взгляд видны только такие пути развития образования [3].

Одновременное улучшение качества и расширение доступности образования возможно — история знает, по крайней мере, две таких, по своему существу, революции. Однако проблема состоит в том, что, как и в любых революциях, если что-то становится более доступным для многих, кто-то этого же лишается. То же с качеством и доступностью — улучшение в одном направлении подчас приводит к ухудшению в другом.

Применение этих технологий помогало и унифицировать, и разнообразить учебные ресурсы. Столь похожее влияние оказали совершенно несхожие технологии,

определявшие особенности каждой из трех революций. Бумага, перо и печатный станок — в первой; классные комнаты, лекционные аудитории, лаборатории и библиотеки — во второй; микропроцессоры и телекоммуникации — в третьей.

Однако сами по себе технологии, будь то бумага, аудитория или компьютер, не несут никаких перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках оптимальных путей внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование стоит обратиться к тому огромному опыту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования ключевых технологий двух первых революций, с целью повышения качества и расширения доступности образования в современных условиях [2].

Методы дистанционного обучения сейчас становятся актуальными не только для высшего или профессионального образования. Сформулируем ряд требований.

1. Расширение круга обучаемых должно оправдывать вложенные средства. Затраченные средства должны при этом способствовать созданию образовательного пространства, превосходящего по своим возможностям то, что предлагает традиционное учебное заведение.

2. Должна быть создана Лйегпе^библиотека с наглядно структурированным представлением информации, для чего потребуется также разработка специализированного программного обеспечения, облегчающего педагогам и обучаемым поиск в сети, формирование индивидуального образовательного пространства, включающего наряду со ссылками на найденные в библиотеке источники дополнительные электронные ресурсы (базы данных, моделирующие программы с реализацией эвристических подходов и т.д.), предназначенные для организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности. Технологии, которые выбираются для создания библиотеки новой формы, должны быть универсальными и позволяющими легко изменять и расширять всю систему, постоянно совершенствуя возможности работы с информацией всех участников образовательного процесса.

3. Учебно-методическая работа преподавателей должна выйти на новый уровень за счет сотрудничества со специалистами в области педагогики, психологии и информационных технологий. Сотрудничество педагогов с обучаемыми, многоплановость создаваемой продукции (базы данных, моделирующие программы для виртуальных лабораторий, теоретические обзоры и списки ссылок на источники, возможность получения независимой экспертизы со стороны пользователей придадут учебно-методической работе действительно новое качество.

4. Обучаемые должны иметь четкое представление о том, что требуется для получения качественного образования именно от них. Без соблюдения этого требования никакие усилия, предпринимаемые для повышения качества образования, не дадут позитивных результатов. Обучаемый становится не только «получателем», но и «распространителем» знаний, поскольку качественное образование предполагает у него возможность и потребность в формировании по результатам познавательной деятельности собственного индивидуального образовательного пространства, которое может быть реализовано в виде электронных ресурсов на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий ^еЬ-страницы, базы данных и т.д.).

5. Должны быть выработаны четкие и единые критерии оценки знаний для всех преподавателей и изучаемых дисциплин. Итоговым тестированиям должны сопутствовать текущие проверки знаний с помощью специальных систем, открытых для работы в любое время. Такие системы обязаны обеспечивать обратную связь с преподавателем — реальным или виртуальным.

Список литературы /References

1. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 167 с.

2. Калмыков А.А. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию. М., 2005.

3. Малитиков Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М. Малитиков, М.П. Карпенко, В.П. Колмогоров // Право и образование, 2000. № 1 (2). С.42-54.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ

ГЕОГРАФИИ ПО ФГОС ООО Ишкабулов А.А. Email: Ishkabulov639@scientifictext.ru

Ишкабулов Алексей Андреевич - учитель географии, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сарагашская средняя общеобразовательная школа, с. Сарагаш, Боградский район, Республика Хакасия

Аннотация: статья посвящена проблеме повышения познавательной активности и исследовательской культуры школьников в ходе изучения курса географии в 5 классе основной школы в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Автором исследуются средства формирования умения определять границу знания и незнания, задачу и способ развития познавательной активности и исследовательской культуры и их результаты. В статье приведены примеры заданий и видов деятельности участников образовательной деятельности, активизирующих познавательную активность и исследовательскую деятельность детей на уроках географии.

Ключевые слова: познавательная активность, исследовательская культура, результаты деятельности.

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY AND RESEARCH CULTURE AT GEOGRAPHY LESSONS ON GEF Ishkabulov A.A.

Ishkabulov Aleksey Andreevich - Geography Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SARAGASHSKAYA SECONDARY SCHOOL, SARAGASH, BOGRADSKYDISTRICT, REPUBLIC OF KHAKASSIA

Abstract: the article is devoted to the problem of increasing the cognitive activity and research culture of schoolchildren during the study of geography course in the 5th grade of the basic school within the Federal state educational standard. The author explores the means of forming the ability to determine the boundary of knowledge and ignorance, the problem and the method of development of cognitive activity and research culture and their results. The article gives examples of tasks and activities of participants of educational activities, activating cognitive activity and research activities of children in geography lessons. Keywords: cognitive activity, research culture, results.

УДК 91:371.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.