Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ ПРИРОДООХРАННЫХЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ ПРИРОДООХРАННЫХЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
география / природоохранные знания / воспитание / будущие учителя географии. / geography / environmental knowledge / education / future geography teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Анна Юрьевна

Природа является важным средством гармоничного развития ребенка. Василий Сухомлинский отмечал, что «природа – имеет огромный воспитательный фактор, накладывающий свой отпечаток на весь характер педагогического процесса». Развитие природоохранных знаний на уроках географии с использованием педагогического наследия В.А. Сухомлинского является актуальным, акцентируем внимание именно на развитии природоохранных знаний, а не экологической культуры, считаем, что экология наука узко биологическая, где рассматривается влияние окружающей среды на живые организмы и наоборот. А Сухомлинский, все-таки акцентировал внимание на охрану природы. Поэтому на уроках географии необходимо развивать природоохранные знания. Активное общение с природой рождает и укрепляет у ребенка бесценное качество, свойственное человеческой личности, доброту. Но как же дать испытать ребенку радость первых открытий, когда он входит в странный мир вокруг него? Как превратить природу в могучее средство воспитания гуманных чувств? И сумеет ли школьник усвоить связи между явлениями, осознать зависимость между природными объектами? Оказывается, может, и самый простой путь к этому – наблюдение. Особенно нравится детям наблюдать животных. Здесь очень тонко отмечал В. А. Сухомлинский: нужно развивать у ребенка бережное и заботливое отношение к беспомощным существам, которых так легко обидеть, но, защитив которых, почувствуешь себя добрым и сильным. В. А. Сухомлинский называл уроки путешествиями к источнику мышления и речи – к замечательной красоте природы. Он советовал открывать окошко в мир красоты слова постепенно, чтобы не перенапрягать ум ребенка и не надоедать ему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF V.A. SUKHOMLINSKY’S PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE PREPARATION OF FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE AMONG STUDENTS

Nature is an important means of harmonious development of the child. Vasily Sukhomlinsky noted that «nature has a huge educational factor that leaves its imprint on the entire nature of the pedagogical process.» The development of environmental knowledge in geography lessons using the pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky is relevant, we focus on the development of environmental knowledge, not ecological culture, we believe that ecology is a narrowly biological science, where the influence of the environment on living organisms and vice versa is considered. And Sukhomlinsky, after all, focused on nature protection. Therefore, it is necessary to develop environmental knowledge in geography lessons. Active communication with nature gives birth and strengthens a child’s priceless quality inherent in human personality, kindness. But how can a child experience the joy of the first discoveries when he enters the strange world around him? How to turn nature into a powerful means of educating humane feelings? And will the student be able to assimilate the connections between phenomena, to realize the dependence between natural objects? It turns out that maybe the easiest way to do this is observation. Children especially like to watch animals. Here noted very subtly A. Sukhomlinsky: it is necessary to develop in a child a careful and caring attitude towards helpless creatures that are so easy to offend, but, having protected them, you will feel kind and strong. V. A. Sukhomlinsky called the lessons journeys to the source of thinking and speech – to the wonderful beauty of nature. He advised to open a window into the world of beauty of the word gradually, so as not to overexert the child’s mind and not bother him.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ ПРИРОДООХРАННЫХЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

DOI: 10.25198/1814-6457-239-136 УДК 378.147.-051:91:502

Ефимова А.Ю.

Донецкий государственный университет, г Донецк, Россия E-mail: a.efimova@donnu.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ К РАЗВИТИЮ ПРИРОДООХРАННЫХЗНАНИЙ У

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Природа является важным средством гармоничного развития ребенка. Василий Сухомлинский отмечал, что «природа - имеет огромный воспитательный фактор, накладывающий свой отпечаток на весь характер педагогического процесса». Развитие природоохранных знаний на уроках географии с использованием педагогического наследия В.А. Сухомлинского является актуальным, акцентируем внимание именно на развитии природоохранных знаний, а не экологической культуры, считаем, что экология наука узко биологическая, где рассматривается влияние окружающей среды на живые организмы и наоборот. А Сухомлинский, все-таки акцентировал внимание на охрану природы. Поэтому на уроках географии необходимо развивать природоохранные знания.

Активное общение с природой рождает и укрепляет у ребенка бесценное качество, свойственное человеческой личности, доброту. Но как же дать испытать ребенку радость первых открытий, когда он входит в странный мир вокруг него? Как превратить природу в могучее средство воспитания гуманных чувств? И сумеет ли школьник усвоить связи между явлениями, осознать зависимость между природными объектами? Оказывается, может, и самый простой путь к этому - наблюдение. Особенно нравится детям наблюдать животных. Здесь очень тонко отмечал В. А. Сухомлинский: нужно развивать у ребенка бережное и заботливое отношение к беспомощным существам, которых так легко обидеть, но, защитив которых, почувствуешь себя добрым и сильным.

В. А. Сухомлинский называл уроки путешествиями к источнику мышления и речи - к замечательной красоте природы. Он советовал открывать окошко в мир красоты слова постепенно, чтобы не перенапрягать ум ребенка и не надоедать ему.

Ключевые слова: география, природоохранные знания, воспитание, будущие учителя географии.

Efimova A.U.

Donetsk State University, Donetsk, Russia E-mail: a.efimova@donnu.ru

THE USE OF V.A. SUKHOMLINSKY'S PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE PREPARATION OF FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE AMONG STUDENTS

Nature is an important means of harmonious development of the child. Vasily Sukhomlinsky noted that «nature has a huge educational factor that leaves its imprint on the entire nature of the pedagogical process.» The development of environmental knowledge in geography lessons using the pedagogical heritage of

V.A. Sukhomlinsky is relevant, we focus on the development of environmental knowledge, not ecological culture, we believe that ecology is a narrowly biological science, where the influence of the environment on living organisms and vice versa is considered. And Sukhomlinsky, after all, focused on nature protection. Therefore, it is necessary to develop environmental knowledge in geography lessons.

Active communication with nature gives birth and strengthens a child's priceless quality inherent in human personality, kindness. But how can a child experience the joy of the first discoveries when he enters the strange world around him? How to turn nature into a powerful means of educating humane feelings? And will the student be able to assimilate the connections between phenomena, to realize the dependence between natural objects? It turns out that maybe the easiest way to do this is observation. Children especially like to watch animals. Here noted very subtly

A. Sukhomlinsky: it is necessary to develop in a child a careful and caring attitude towards helpless creatures that are so easy to offend, but, having protected them, you will feel kind and strong.

V. A. Sukhomlinsky called the lessons journeys to the source of thinking and speech - to the wonderful beauty of nature. He advised to open a window into the world of beauty of the word gradually, so as not to overexert the child's mind and not bother him.

Key words: geography, environmental knowledge, education, future geography teachers.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок - это, образно говоря, цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно задолго до начала цветения. Но, к сожалению, встречаются родители, которые, давая жизнь ребенку, считают свою миссию завершенной, а что из этого ребенка получится - пусть об этом позаботится кто-нибудь другой.

В детстве формируются человеческие кор -ни. Никакой человеческой черты природа не отшлифовывает - она только закладывает, а отшлифовывать нам - родителям, педагогам, обществу.

Необходимо так воспитывать детей, чтобы они смотрели на мир добрыми глазами, умели беречь жизнь. Только тогда они, возмужая и созрея разумом и сердцем, станут настоящими людьми.

Особое внимание Василий Александрович советовал обращать на воспитание у детей бережного отношения к природе, ее богатствам. Он считал, что духовное обогащение человека необходимо совмещать с постоянным общением с природой. «Красота природы, - говорил он, -играет большую роль в воспитании духовного благородства. Она воспитывает в душе ребенка способность чувствовать, воспринимать тонкости, оттенки вещей, явлений, движения сердца» [14, с. 165].

В. Сухомлинский подчеркивал, что природа - лучший воспитатель детской души. Поэтому занятия «Школы радости» он проводил на зеленой траве под грушей, на школьной усадьбе, в лесу, поле или на берегу озера. Познавательная часть «уроков мышления среди природы» обязательно чередовала с игрой. Их цель - ознакомить детей с окружающей действительностью, с явлениями природы, животным и растительным миром. Как известно, в школьном возрасте преобладает образное мышление, поэтому перед детьми и откроется прекрасный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, вдохновляющих детские сердца красоте в стремлении делать людям добро.

В.А.Сухомлинский обращался к родителям, учителям: «...ведите детей в обстановку, где есть и яркие образы, и причинно-следственные связи между явлениями, где дети восхищаются, ис-

пытывают чувство изумления перед красотой и одновременно мыслят, анализируют » [14, с. 3]. Так воспитатель открывает детям « окошечко в мир красоты родной природы... »

Природа является основным фактором существования человека, он и человечество неотделимы друг от друга, нет сомнения в том, что воспитание любви к природе надо начинать с дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок впервые знакомится с природной окружающей средой. Еще на руках у матери малыш тянется к прекрасному цветку, кошечке, птице. Оно с изумлением смотрит на взрослого, ожидая объяснений этим чудесам природы.

В. Сухомлинский писал: «Красота природы играет большую роль в воспитании ребенка. Она воспитывает в душе способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей, явлений, движения сердца» [14, с. 138]. Работая по В. Сухомлинскому, педагоги должны учить детей любить природу, учить жить по законам природы. Ни один из педагогов не в праве безразлично пройти мимо цветка, который только что зацвел, должен всегда обратить внимание детей на то, что в этом году почему-то очень много бабочек летают над клумбами и спросить у детей: почему? Как вы думаете?, - а мыслей услышат в ответ множество... [12].

В. Сухомлинский в своей работе часто проводил наблюдения, когда природа едва просыпалась. Поэтому очень важно заинтересовать детей с утра объектом наблюдения, восхищаться им. Ибо только интерес вызывает любознательность, только любование порождает самые добрые чувства, желание сохранить, помочь, приумножить. Минутки любования позволяют заложить положительное состояние души на весь день.

Затраченный труд не заставляет долго ждать. Образное видение мира вызывает у детей желание передавать чувство красоты словом. А это и есть цель учебно-воспитательной работы: развитие связной речи и словесного творчества, обогащение словаря у обучающихся. В наследии Сухомлинского актуально отражена проблема воспитания детей средствами живого слова. Он сравнивал слово с тончайшим инструментом, которым педагог должен затрагивать сердца воспитанников.

Первоисточником знаний для обучающихся, по мнению Василия Сухомлинского, долж-

на стать природа родного края. Входя в жизнь ребенка с его первыми ощущениями, он становится для него непосредственным мерилом ценностей, богатым источником эмоциональных, эстетических и духовных богатств. Изучая педагогическое наследие В. Сухомлинского и опыт работы учебных заведений, внедряющих в своей деятельности гуманистические идеи великого педагога, педагог должен осознать необходимость уроков любования, как эффективного средства работы с обучающимися старшего возраста. Но с классами младшего возраста можно проводить минутки любования, которые в сочетании с классической музыкой, изобразительной деятельностью пробуждают в сердцах детей вечное, доброе и прекрасное. Эти занятия проводить ежедневно нельзя, потому что они теряют свежесть, природность. Такие уроки проходят раз-два в месяц. Непосредственный контакт с окружающей средой - лучший путь получения знаний и воспитания чувств. Такое общение с природой заставляет ребенка думать, устанавливать причинно-следственные связи, приобретать реалистично-научные знания. При подготовке будущих учителей географии, также необходимо применять такой опыт. Ведь географ - сам по себе должен быть «человеком природы», т. е. географ умеет не только «книжными» фразами объяснять те или иные процессы или явления, лучший рассказ, это тот рассказ о там, что увидел сам. Поэтому считаем, необходимым применять как можно чаще, выездные как практические, так и лекционные занятия, для будущих учителей географии, а не только раз в год на полевую практику с узким направлением. При таком обучении - любовь к природе появится сама собой, и тогда о сохранении природы, у таких людей, не будет и возникать вопроса, что может быть иначе.

Выдающийся педагог особое внимание уде -лял проведению уроков мышления. Он вместе со своими коллегами разработал «300 уроков мышления в природе» и создал так называемую «Школу под голубым небом, Школу радости, Школу мышления и развития детей». Надо, чтобы обучающимся

«...открывалось как можно больше непонятного ... У ребенка возникает много вопросов: почему?...ребенок думает наблюдая и наблюдает думая, - это исключительно важное условие

проявления, выражения талантливости ребенка» [13]. Особенно актуальны подобные уроки для современных детей и студентов, даже и через 100 лет, данная методика не утратит своей актуальности. Необходимо учить отвлекаться от гаджетов и замечать самые мелкие изменения в окружающем мире - распустились почки на деревьях, интересная форма облака, нетипичная погода для этого сезона и т.п., из таких мелочей и рождается понимание и любовь к природе. Главная цель в подготовке будущих учителей географии с использованием педагогического наследия В.А. Сухомлинского - уметь замечать прекрасное в природе и уметь на это обращать внимание обучающихся, а также уметь объяснять те или иные явления и процессы.

Важным источником развития творческого ребенка Василий Александрович считал сочинение сказок.

Особое внимание выдающийся педагог обратил на то, что в дошкольном возрасте дети должны быть среди детей всех возрастов. Старшие, по его глубокому убеждению, должны передавать свой опыт молодым, пробуждать в них интерес ко всему, создавать благоприятные условия для их развития. Такой опыт применяем в Донецком государственном университете, в подготовке будущих учителей географии. Так, преподаватель Закотнюк О. Л. пишет географические сказки с формированием семейных ценностей и по примеру преподавателя уже и студентка Лютая К.Э. также, написала свой сборник географических сказок. Этот опыт уже был апробирован в акции «Ночь географии -2023» от Русского географического общества.

Ключевую роль в создании школы для ребенка ученый отводил личности учителя, его психолого-педагогической и профессиональной подготовке. В своем педагогическом наследии В. А. Сухомлинский неоднократно обращается к сущности и функциям профессиональной деятельности учителя как наставника детей, посредника между ребенком и социумом. «Главное, - подчеркивает педагог, - это вера в человека, чувствительность ко всему хорошему в нем. Высокая нравственность учителя становится ныне важнейшим условием его педагогического мастерства. Любимым и авторитетным учитель становится не только потому, что в совершенстве знает свой предмет, но и потому,

что, глубоко любя его, объединяет в своем сердце эту любовь с любовью к человеку-ребенку» [11, с. 114]. И в развитии природоохранных знаний у обучающихся - ключевую роль играет именно учитель географии. Василий Александрович отстаивал гуманистическую позицию педагога, который должен воспринимать ребенка таким, какой он есть. Он наметил педагогические нормы отношений учителя и учеников. В практике работы Павлышской средней школы В. А. Сухомлинский большое значение придавал овладению педагогическими работниками способов индивидуальной психокоррекции, ведь воспитательный эффект зависит от учета особенностей внутренней позиции питомца. С этой целью была организована работа психолого-педагогического семинара учителей. Природа -лучший лекарь! В современном мире, многие дети страдают от психоневростении, вызванной чрезмерной нагрузкой в школе, постоянными играми в гаджетах. Выходы в природу помогают ребенку отвлечься, расслабится от раздражающих внешних факторов, что благотворно влияет на психоэмоциональное состояние и здоровье в целом.

К функциям педагога В.А. Сухомлинский относил организацию школьной жизни и внешкольной деятельности, общения и партнерства в классе. Василий Александрович отмечал важность воспитательного значения коллектива, в котором нужно формировать гуманные отношения. Он советовал учителям всегда видеть в коллективе отдельного ребенка, его духовный мир, достижения и проблемы. Обосновывая сущность педагогической профессии как творческого процесса, В.А.Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что в своей основе педагогический труд - это творчество, приближенное к научному исследованию. Однако педагогическое творчество невозможно без труда души учителя. Поэтому одним из главных требований к учителю, по мнению Сухомлинского, является способность сочетать искренность и мудрость. Он указывал на особую роль умений учителя в профессиональном самопознании и самовоспитании [12, с. 44-45].

Неоценимый вклад В.А. Сухомлинского в разработку содержания и форм работы школы с родителями. В труде « Павлышская средняя школа» Василий Александрович доказывает, что

наиболее полноценным общественным воспитанием является семейное воспитание, которое не только позволяет воспитать молодое поколение, но и совершенствовать нравственное лицо семьи. По убеждению педагога, плодотворное сотрудничество школы и семьи возможно при: органической взаимосвязи содержания воспитания в школе и семье и единства их воспитательной деятельности; привлечение родителей к активному участию в работе школы; организации педагогического просвещения родителей, сплочение родительского коллектива; сочетание и взаимосвязи коллективных и индивидуальных форм работы школы и семьи; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в совместной воспитательной работе; осуществление индивидуального подхода в педагогической работе с каждой семьей.

В.А. Сухомлинский советовал распределять слушателей родительской школы на группы по возрасту их детей: молодые супруги, у которых нет детей; родители детей дошкольного возраста; родители учащихся 1-2 классов; родители учащихся 3-4 классов; родители учащихся 5-7 классов; родители учащихся 8-10 классов; родители, дети которых имеют отклонения в развитии. В книге «Разговор с молодым директором школы» Василием Александровичем разработана ориентировочная тематика лекций для родителей упомянутых групп. Содержание педагогической подготовки родителей раскрывается и конкретизируется в программах, методических материалах для родителей и учителей. Такая кропотливая работа с родителями помогала им понять сущность родительской любви, увидеть последствия жестокости и злоупотребления родительской властью. По мнению педагога, в работе школы для родителей должны учитываться следующие требования: дифференцированность содержания образования для родителей с учетом возрастных особенностей детей и уровня педагогической культуры родителей; четкая организация системы педагогического образования; практическая направленность занятий; использование индивидуальных и групповых форм работы; положительное отношение родителей к педагогическому просвещению, интерес к педагогическим знаниям [1, с. 5].

Главной целью системы высшего педагогического образования является подготовка

профессионально компетентных и конкурентоспособных, гуманистически ориентированных высококвалифицированных специалистов, т. е. В современном понимании педагогическая подготовка студентов выступает как целостный интегрированный процесс, который не сводится к изучению дисциплин педагогического цикла. Так, педагог О.А. Орлов доказывает, что интегративность педагогической подготовки проявляется в педагогизации всех предметов, изучаемых в педагогических вузах, что способствует повышению качества педагогической подготовки и предполагает изменение статуса педагогики как учебного предмета.

Автор рекомендует в подготовке будущих учителей географии, в каждой дисциплине добавлять темы с природоохранным акцентом, например в общепедагогических дисциплинах, таких как педагогика, психология, а особенно в специальных дисциплинах: климатология с основами метеорологии, геоморфология, гидрология, общее землеведение, физическая география материков и океанов, а в особенности географии Родного края, а также в дисциплинах социально-экономической географии.

Ведется поиск основ формирования содержания нового педагогического образования с четко обозначенными тенденциями педагогической направленности образования в целом. Поэтому педагогические дисциплины сочетаются с философией, психологией, методикой преподавания, культурологическими и специальными дисциплинами, то есть развивается междисциплинарный подход и создаются интегративные курсы в развитии природоохранных знаний. Фундаментализация статуса дисциплины

«Педагогика» в вузе предусматривает усиление системообразующего характера педагогических учебных дисциплин в структуре профессионально- педагогической подготовки будущего учителей географии, что обуславливает необходимость их изучения на протяжении всех лет обучения в высшей школе. На протяжении всего времени пребывания в вузе обращаются к педагогическому наследию В.А. Су-хомлинского, в частности, традиционным стало конспектирование его произведений, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, написание сочинений-соображений ( В.А. Сухом-линский - автор гуманистической концепции

воспитания); Проблемы социализации детей в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского; Валеологические аспекты работы Павлышской средней школы, Содержание и формы педагогического образования родителей в Павлышской средней школе и т. д.); проведение дискуссий по теме «Социально-педагогические методы в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского».

Современная ситуация развития образования и воспитания ведущей задачей ставит утверждение гуманистических ценностей в школьной практике. Последние предусматривают реализацию принципов личностно- ориентированного обучения и воспитания подрастающего поколения, к внедрению которых должен быть готов педагог. Социально-педагогическая деятельность педагога в школе ориентирована на своевременное проявление проблем у обучающихся в развитии и социализации, предотвращение и обеспечение профилактики различных негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении детей, решение оздоровительно-воспитательных задач и педагогизацию микросреды. Считаем необходимым внедрять в образовательный процесс непрерывное образование по развитию природоохранных знаний от младшего дошкольного возраста, до природоохранных лекций на предприятиях и учреждениях разного уровня.

Меняются научные парадигмы, практические подходы и методы, а идеи педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского, продолжившего лучшие традиции мировой и отечественной педагогики, остаются актуальными [10, с. 25-27].

Теоретические обобщения В.А. Сухомлинского содержат положения, которые могут рассматриваться как принципы личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию и могут быть положены в его фундамент. Они имеют некоторые схожие черты с положениями, лежащими в основе современной концепции личностно ориентированного подхода, но в значительной степени отличаются от них, что свидетельствует о неиспользованных возможностях педагогического наследия В.А. Сухом-линского в разработке теории и методики указанного подхода.

Анализ педагогического наследия В.А. Су-хомлинского, проведенный автором, показал,

что педагогические идеи Василия Александровича не исчерпываются определенными в статье принципами. Это позволяет надеяться, что последующие исследования его системы взглядов на обучение и воспитание позволят дальнейшему развитию и совершенствованию одного из наиболее эффективных подходов к реформированию современного образования -личностно ориентированного подхода.

Педагогические идеи В.А.Сухомлинского касаются только учебно- воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Однако они могут быть толчком для разработки концепции личностно ориентированного обучения и воспитания в высшей школе, имеющей значительные отличия в целях и мотивации обучения по сравнению с общеобразовательной школой. Сейчас такая концепция отсутствует и что, по словам В.А.Сухомлинского, заставит каждого

питомца задуматься над своим поведением, над своим языком, будет побуждать его к самосовершенствованию.

Считаем, если бы Василий Александрович жил в наше время, то книга

«Сто советов учителю» обогатилась бы еще одним советом, на наш взгляд, очень и очень важным: «Деловые качества гражданина независимой республики нужно воспитывать с самого раннего утра. Многое в государстве делают богатые, высокоидейные люди. Их нужно воспитывать сначала в семье, а затем в школе, ни дня не забывая об этом».

В. Сухомлинский считал, что профессия учителя является особенной, близкой к научно-исследовательской. Педагог должен анализировать факты, предусматривать последствия воспитательного воздействия, в противном случае он превратится в ремесленника.

18.07.2023

Список литературы:

1. Агафонова, Г.З. Духовно-нравственные позиции в философско- педагогической системе В.А. Сухомлинского / Г.З. Агафонова // Идеи В.А. Сухомлинского в теории и практике (к 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского): материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2018 г.) / редкол.: Л. А. Абрамова [и др.]. - Чебоксары: ИД «Среда», 2018 - С. 9-12.

2. Акимова, Л. А. Наследие В. А. Сухомлинского в реализации учителем основных направлений здоровьеформирующего образования / Л. А. Акимова. - Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - №1 (9). - 2014. - С. 165-170

3. Беленчук, Л. Н. Возрождение антрополого-гуманистических традиций отечественной педагогики в творчестве В. А. Сухомлинского (1918-1970) / Л. Н. Беленчук // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. пед. ун-т; Мин-во образования Оренбургской области. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2018. - Т. 1. - 2018. - С. 87-91.

4. Бирючинская, Т.А. О воспитании этичного отношения к животным / Т.А. Бирючинская. - Вестник Оренбургского государственного университета. - №3 (226). - 2020 - С. 6-11

5. Деркач, Е.И. Проблема формирования природоохранного опыта младших школьников в педагогическом наследии Сухомлинского / Е.И. Деркач. - Вектор Государственного Университета: Серия: Педагогика, психология.- №1 (8). - 2012 - С. 122-124.

6. Кадол, Ф. В. Гуманизм и достоинство личности в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского) / Ф.В. Кадол // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. пед. ун-т; Мин-во образования Оренбургской области. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2018. - Т. 1. - 2018. - С. 74-78.

7. Каменский, А.М. Школа и родители: традиция, современность, перспектива / А.М. Каменский. - Вестник Оренбургского государственного университета. - №1 (219). - 2019 - С. 6-14

8. Седалищева, С.Н. Социальное партнерство по организации научных экспедиций школьников как эффективное средство повышения качества образования / С.Н. Седалищева, А.П.Юмшанова, Ю.И.Семенов. - Вестник Оренбургского государственного университета. - №4 (227). - 2020 - С. 46-51

9. Синицын, И.С. Подготовка будущих учителей географии к формированию у школьников глобальных компетенций / И.С. Си-ницын // Ярославский педагогический вестник. - №5 (128) - 2022. - С. 86-95 10.

10. Сичко, И. А. Использование педагогического наследия В. А. Сухомлинского в экологическом воспитании младших школьников / И. А. Сичко, О. В. Рубан // Успехи современного естествознания. - 2013. №10. - С. 124-125; URL: https://natural-sciences. ru/ru/article/view-?id=33003

11.Сухомлинский, В. А. Избранные сочинения: В 5-ти томах / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1976-1978. Т. 5. - С. 114.

12.Сухомлинский В. А. Родина в сердце / сост. А. И. Сухомлинская, Л. В. Голованов; Фотоочерк А. А. Кулешова. - М.: Мол. гвардия, 1978. - 175 с.

13.Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика (сборник) / В. А. Сухомлинский - «Питер», - (Родителям о детях), 2017. - 640 с.

14.Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: в 3 т. - М.: Педагогика, 1979. Т. 1. - 558 с.

15.Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. - Ижевск: Удмуртия, 1981. - 296 с.

16.Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2013. - №2. - С. 58-64.

17.Челпаченко, Т. В. Дидактическая система В. А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург: Оренбург. гос. пед. ун-т, 2012. - 48 с.

References:

1. Agafonova, G.Z. (2018) Spiritual and moral positions in the philosophical and pedagogical system of V.A. Sukhomlinsky. Ideas of V.A. Sukhomlinsky in theory and practice (to the 100th anniversary of the birth of the outstanding humanist teacher V.A. Sukhomlinsky): materials of the International Scientific and Practical Conference. (Cheboksary, September 10. 2018). Editorial board: L. A. Abramova [et al.]. Cheboksary: Publishing House «Wednesday», pp. 9-12.

2. Akimova, L.A. (2014) The legacy of V. A. Sukhomlinsky in the implementation by a teacher ofthe main directions of health-forming education. Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University, №1 (9), Pp. 165-170

3. Belenchuk, L.N. (2018) The revival of anthropological and humanistic traditions of Russian pedagogy in the works of V. A. Sukhomlinsky (1918-1970). Realization of V. A. Sukhomlinsky's ideas in theory and practice of modern education (to the 100th anniversary of his birth). International Scientific and Practical Conference. Orenburg, May 15-17, 2018: collection of articles: in 2 vols. Scientific ed. V. G. Ryndak; Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Of the Russian Federation; In-t strategies for the development of education of the Russian Academy of Education; FGBOU VO "Orenburg State Pedagogical University. un-t; Ministry of Education ofthe Orenburg region. Orenburg: OGPU Publishing House, Vol. 1, pp. 87-91.

4. Biryuchinskaya, T.A. (2020) On the education of an ethical attitude to animals. Bulletin of Orenburg State University, №3 (226), pp. 6-11.

5. Derkach, E.I. (2012) The problem of formation of environmental experience of younger schoolchildren in the pedagogical heritage of Sukhomlinsky. Vector of the State University: Series: Pedagogy, Psychology, №1 (8), Pp. 122-124.

6. Kadol, F.V. (2018) Humanism and the dignity of the individual in the pedagogical heritage of V. A. Sukhomlinsky). Realization of V. A. Sukhomlinsky's ideas in the theory and practice of modern education (to the 100th anniversary of his birth). International Scientific and Practical Conference. Orenburg, May 15-17, 2018: collection of articles: in 2 vols. Scientific ed. V. G. Ryndak; Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Of the Russian Federation; In-t strategies for the development of education of the Russian Academy of Education; FGBOU VO "Orenburg State Pedagogical University. un-t; Ministry of Education of the Orenburg region. - Orenburg: OGPU Publishing House, Vol. 1, pp. 74-78.

7. Kamensky, A.M. (2019) School and parents: tradition, modernity, perspective. Bulletin of Orenburg State University, №1 (219), Pp. 6-14

8. Sedalishcheva, S.N., Yumshanova, A.P. and Semenov, Yu.I. (2020) Social partnership for the organization of scientific expeditions of schoolchildren as an effective means of improving the quality of education. Bulletin of Orenburg State University, №4 (227), Pp. 46-51.

9. Sinitsyn, I.S. (2022) Preparation of future geography teachers for the formation of global competencies in schoolchildren. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, №5 (128), Pp. 86-95.

10. Sichko, I.A. and Ruban, O.V. (2013) The use of V. A. Sukhomlinsky's pedagogical heritage in the ecological education of younger schoolchildren. Successes of modern natural science, No. 10, pp. 124-125. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33003

11. Sukhomlinsky, V.A. (1978) Selected works: In 5 volumes. Kiev, 1976-1978. Vol.5, p. 114.

12. Sukhomlinsky, V. A. (1978) Motherland in the heart. Comp. A. I. Sukhomlinskaya, L. V. Golovanov; Photo essay by A. A. Kuleshov. Moscow: Mol. guardia, 175 p.

13. Sukhomlinsky, V.A. (2017) Parental pedagogy (collection). "Peter": To parents about children, 640 p.

14. Sukhomlinsky, V.A. (1979) I give my heart to children. Elec. ped. op.: in 3 vols. M.: Pedagogy, Vol. 1, 558 p.

15. Sukhomlinsky, V.A. (1981) One hundred tips to the teacher. Izhevsk: Udmurtia, 296 p.

16. Khutorskoy, A.V. (2013) Key competencies as a component of a personality-oriented paradigm of education. National education, No.2, pp. 58-64.

17. Chelpachenko, T.V. (2012) V. Sukhomlinsky's didactic system as an integral pedagogical phenomenon: abstract ofdis.... doctor of pedagogical sciences. Orenburg: Orenburg. gos. ped. un-t, 48 p.

Сведения об авторе:

Ефимова Анна Юрьевна, старший преподаватель кафедры национальной и региональной экономики

Донецкого государственного университета, кандидат педагогических наук ORCID: 0000-0002-3370-0658 E-mail: a.efimova@donnu.ru

283001, г Донецк, ул. Университетская, д.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.