Научная статья на тему 'В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ'

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-педагогическая подготовка учителя / культура педагогической деятельности / идея воспитания культуры педагогической деятельности учителя / условия воспитания культуры педагогической деятельности учителя / рефлексивное мышление педагога / рефлексивно-образовательная среда / атмосфера научного творчества / эмоциональная окрашенность педагогической деятельности / professional and pedagogical training of a teacher / culture of pedagogical activity / the idea of cultivating a culture of pedagogical activity of a teacher / the conditions for cultivating a culture of pedagogical activity of a teacher / a teacher’s reflective thinking / a reflexive educational environment / an atmosphere of scientific creativity / emotional coloring of pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Наталья Михайловна, Шаврыгина Ольга Сергеевна

Анализ работ В.А. Сухомлинского, отражающих идею воспитания культуры педагогической деятельности учителя показал, что ее теоретическим источником стали произведения выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого и работы современных ему ученых, что способствовало ее существенному идейно-теоретическому обогащению. В то же время, предложенная В.А. Сухомлинским идея воспитания культуры педагогической деятельности учителя отличается несомненной научной новизной. Идея воспитания культуры педагогической деятельности учителя в педагогическом творчестве ученого в своем развитии прошла три периода: период поиска и обоснования новых способов в работе с личностью учителя и ученика; период объединения культуры деятельности и общей культуры педагога в его профессиональной деятельности; период создания локальной культуросообразной системы образования (Павлышская средняя школа). Анализ практической деятельности В.А. Сухомлинского в разные периоды и произведений, созданных им в это время, позволил сделать вывод о том, что к середине 60-х годов в творчестве великого педагога сложилась целостная педагогическая концепция культуры педагогической деятельности учителя. В наследии В.А. Сухомлинского идея воспитания культуры педагогической деятельности учителя заключается в том, что культуросообразно действующий учитель – это целостная личность с нравственно-гуманистической направленностью, высоким уровнем общей культуры, способная к самореализации в деятельности, приближенной к нормам культуры. Культура педагогической деятельности учителя в свете заявленной идеи интерпретируется нами как интегративное качество личности, синкретически соединяющее в себе мотивационный, когнитивный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, а также такой способ ее сознательной организации, в котором развиваются и учитель, и ученик. На основе анализа печатных и рукописных работ В.А. Сухомлинского выявлены условия воспитания культуры педагогической деятельности учителя: организация рефлексивно-образовательной среды; создание атмосферы научного творчества в педагогическом коллективе; эмоциональная окрашенность педагогической деятельности, которые прошли свою апробацию в Павлышской средней школе и остаются актуальными на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Науменко Наталья Михайловна, Шаврыгина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.A. SUKHOMLINSKY ABOUT THE EDUCATION OF TEACHER PEDAGOGICAL ACTIVITY CULTURE

Analysis of works by V.A. Sukhomlinsky, reflecting the idea of cultivating a culture of pedagogical activity of a teacher, showed that its theoretical source was the works of outstanding domestic and foreign teachers of the past and the work of contemporary scientists, which contributed to its significant ideological and theoretical enrichment. At the same time, proposed by V.A. Sukhomlinsky, the idea of cultivating a culture of pedagogical activity of a teacher is distinguished by an undeniable scientific novelty. The idea of cultivating a culture of pedagogical activity of a teacher in the pedagogical work of a scientist has gone through three periods in its development: the period of searching and substantiating new ways in working with the personality of a teacher and student; the period of combining the culture of activity and the general culture of the teacher in his professional activity; the period of creation of a local culture-consistent education system (Pavlysh secondary school). Analysis of the practical activities of V.A. Sukhomlinsky in different periods and the works created by him at that time, led to the conclusion that by the mid-60s, a holistic pedagogical concept of the culture of the teacher’s pedagogical activity had developed in the work of the great teacher. In the legacy of V.A. Sukhomlinsky’s idea of cultivating the culture of teacher’s pedagogical activity lies in the fact that a culturally appropriate teacher is an integral person with a moral and humanistic orientation, a high level of general culture, capable of self-realization in activities close to the norms of culture. The culture of the teacher’s pedagogical activity in the light of the stated idea is interpreted by us as an integrative quality of the personality, syncretically combining motivational, cognitive, activity and emotional-evaluative components, as well as such a way of its conscious organization in which both the teacher and the student develop. Based on the analysis of printed and handwritten works by V.A. Sukhomlinsky, the conditions for educating the culture of the teacher’s pedagogical activity are revealed: the organization of a reflexive educational environment; creating an atmosphere of scientific creativity in the teaching staff; emotional coloring of pedagogical activity, which have been tested in the Pavlysh secondary school and remain relevant today.

Текст научной работы на тему «В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

DOI: 10.25198/1814-6457-239-119 УДК 371

Науменко Н.М., Шаврыгина О.С.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: nn.nata77@mail.ru, kovaleva_olga81@mail.ru

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Анализ работ В.А. Сухомлинского, отражающих идею воспитания культуры педагогической деятельности учителя показал, что ее теоретическим источником стали произведения выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого и работы современных ему ученых, что способствовало ее существенному идейно-теоретическому обогащению. В то же время, предложенная В.А. Сухомлинским идея воспитания культуры педагогической деятельности учителя отличается несомненной научной новизной.

Идея воспитания культуры педагогической деятельности учителя в педагогическом творчестве ученого в своем развитии прошла три периода: период поиска и обоснования новых способов в работе с личностью учителя и ученика; период объединения культуры деятельности и общей культуры педагога в его профессиональной деятельности; период создания локальной культуросообразной системы образования (Павлышская средняя школа). Анализ практической деятельности В.А. Сухомлинского в разные периоды и произведений, созданных им в это время, позволил сделать вывод о том, что к середине 60-х годов в творчестве великого педагога сложилась целостная педагогическая концепция культуры педагогической деятельности учителя.

В наследии В.А. Сухомлинского идея воспитания культуры педагогической деятельности учителя заключается в том, что культуросообразно действующий учитель - это целостная личность с нравственно-гуманистической направленностью, высоким уровнем общей культуры, способная к самореализации в деятельности, приближенной к нормам культуры. Культура педагогической деятельности учителя в свете заявленной идеи интерпретируется нами как интегративное качество личности, синкретически соединяющее в себе мотива-ционный, когнитивный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, а также такой способ ее сознательной организации, в котором развиваются и учитель, и ученик.

На основе анализа печатных и рукописных работ В.А. Сухомлинского выявлены условия воспитания культуры педагогической деятельности учителя: организация рефлексивно-образовательной среды; создание атмосферы научного творчества в педагогическом коллективе; эмоциональная окрашенность педагогической деятельности, которые прошли свою апробацию в Павлышской средней школе и остаются актуальными на сегодняшний день.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка учителя, культура педагогической деятельности, идея воспитания культуры педагогической деятельности учителя, условия воспитания культуры педагогической деятельности учителя, рефлексивное мышление педагога, рефлексивно-образовательная среда, атмосфера научного творчества, эмоциональная окрашенность педагогической деятельности.

Naumenko N.M., Shurygina O.S.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: nn.nata77@mail.ru; kovaleva_olga81@mail.ru

V.A. SUKHOMLINSKY ABOUT THE EDUCATION OF TEACHER PEDAGOGICAL ACTIVITY CULTURE

Analysis of works by V.A. Sukhomlinsky, reflecting the idea of cultivating a culture of pedagogical activity of a teacher, showed that its theoretical source was the works of outstanding domestic and foreign teachers of the past and the work of contemporary scientists, which contributed to its significant ideological and theoretical enrichment. At the same time, proposed by V.A. Sukhomlinsky, the idea of cultivating a culture of pedagogical activity of a teacher is distinguished by an undeniable scientific novelty.

The idea of cultivating a culture of pedagogical activity of a teacher in the pedagogical work of a scientist has gone through three periods in its development: the period of searching and substantiating new ways in working with the personality of a teacher and student; the period of combining the culture of activity and the general culture of the teacher in his professional activity; the period of creation of a local culture-consistent education system (Pavlysh secondary school). Analysis of the practical activities of V.A. Sukhomlinsky in different periods and the works created by him at that time, led to the conclusion that by the mid-60s, a holistic pedagogical concept of the culture of the teacher's pedagogical activity had developed in the work of the great teacher.

In the legacy of V.A. Sukhomlinsky's idea of cultivating the culture of teacher's pedagogical activity lies in the fact that a culturally appropriate teacher is an integral person with a moral and humanistic orientation, a high level of general culture, capable of self-realization in activities close to the norms of culture. The culture of the teacher's pedagogical activity in the light of the stated idea is interpreted by us as an integrative quality of the personality, syncretically combining motivational, cognitive, activity and emotional-evaluative components, as well as such a way of its conscious organization in which both the teacher and the student develop.

Based on the analysis of printed and handwritten works by V.A. Sukhomlinsky, the conditions for educating the culture of the teacher's pedagogical activity are revealed: the organization of a reflexive educational environment; creating an atmosphere of scientific creativity in the teaching staff; emotional coloring of pedagogical activity, which have been tested in the Pavlysh secondary school and remain relevant today.

Key words: professional and pedagogical training of a teacher, culture of pedagogical activity, the idea of cultivating a culture of pedagogical activity of a teacher, the conditions for cultivating a culture of pedagogical activity of a teacher, a teacher's reflective thinking, a reflexive educational environment, an atmosphere of scientific creativity, emotional coloring of pedagogical activity.

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты, многоуровневость образования и гуманитарную парадигму предъявляют к профессиональной подготовке педагога новые требования, когда он должен работать не только на уровне действий и операций (цель определена и рефлексии не подлежит), но и на уровне деятельности (цель освещается смыслом, и у учителя появляется возможность выбора). Последнее инициирует необходимость обращения к теоретическому наследию и практическому опыту отечественных педагогов, в частности к идее В.А. Сухомлинского о воспитании культуры педагогической деятельности учителя, которая не была обобщена и не нашла широкой реализации в практике в силу сложившихся в России в 40-е - 60-е гг. ХХ в. идеологических и политических условий.

Сравнительно-теоретический анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей педагогического наследия В.А. Сухомлинского, показал, что ученый в разные периоды работы обращался к проблеме культуры педагогической деятельности учителя. Вместе с тем историографический анализ публикаций В.А. Сухомлинского подтверждает то, что его идея воспитания культуры педагогической деятельности учителя не подвергалась глубокому обобщению.

Согласно утверждению Б.М. Бим-Бада, «любая педагогическая система может быть понята только тогда, когда осознана эпоха, ко -торую она породила и одновременно ее породившая» [1, с. 132]. Детерминированность развития идеи В.А. Сухомлинского о воспитании культуры педагогической деятельности учителя историческими и политическими событиями, характерными для общественной жизни 40-х -60-х гг. XX в., дает нам возможность в генезисе изучаемого феномена выявить три основных периода, в ходе которых она зародилась, стала предметом особого внимания педагогического коллектива Павлышской школы и получила всестороннее развитие.

Первый период в развитии идеи В.А. Су-хомлинского о воспитании культуры педагогической деятельности учителя (1948 - 1954 гг.) - поиск и обоснование новых способов в работе с личностью учителя и ученика. Ученый выступал приверженцем ориентации на

твердый базовый компонент знаний и умений, искал новые подходы к повышению грамотности и успеваемости учащихся, изучал и совершенствовал пути обучения, исследовал взаимообусловленность между профессионализмом педагога и качеством образования. В этот период В.А. Сухомлинским были написаны следующие труды: «Главное - качество урока», «Педагогические причины отсева учащихся», «Интерес к учению - важный стимул учебной деятельности учащихся».

Отметим, что учитель рассматривался ученым как специалист в определенной предметно-дисциплинарной области, особое внимание уделялось высокому уровню владения учителем своим предметом и методикой его преподавания. То есть культура педагогической деятельности учителя приравнивалась к культуре преподавания. В работах этого периода Василий Александрович писал, что культуросообразно действующий учитель «знает во много раз больше, чем предусматривает программа средней школы. Учебный предмет для него - лишь азбука науки» [10, с. 52].

Второй период развития идеи В.А. Сухомлинского о воспитании культуры педагогической деятельности учителя (1955 - 1966 гг.) можно определить как период объединения культуры деятельности и общей культуры педагога в его профессиональной деятельности. Основным направлением педагогического поиска стала постановка ряда проблемных вопросов в сфере воспитательной работы, в частности, активного участия учителя и учащихся в общественной жизни как важнейшего средства воспитания чувства ответственности перед социумом за учебу и дисциплину. Учитель рассматривается не только как предметник, но и как человек культуры, общественный деятель, организатор социокультурной деятельности вне общеобразовательного учреждения, который любит и уважает труд, способен сформировать нравственное отношение воспитанника к трудовой деятельности. Для этого периода характерно появление первых монографических работы ученого: «Воспитание коллективизма у школьников», «Подготовка учеников к трудовой деятельности», «Воспитание коммунистического отношения к труду».

Последний период развития исследуемого феномена в наследии В.А. Сухомлинского

(1967 - 1970 гг.) - создание локальной культу-росообразной системы образования (Павлыш-ская средняя школа). Идея культуры педагогической деятельности учителя обогатилась эмоциональными переживаниями, придающими взаимодействию субъектов образовательного процесса культуросообразность. Ученый полагал, что в центре образования находится ребенок с его интересами и потребностями, активностью, способностями, на которые, прежде всего, и должны были ориентироваться учителя в своей профессиональной деятельности. Подчеркнем, что с позиции природы формируемой личности Василий Александрович рассматривал воспитание ребенка как процесс реализации («развертывания») неотъемлемо присущих ему врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов, генетически заложенных природой. В то же время не отрицалась значимость специально организованного воспитывающего социума [8; 12]. Эти положения нашли свое отражение в «Этюдах о коммунистическом воспитании». В конце 60-х годов ученый создает свои лучшие гуманистические произведения: «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы», «Сто советов учителю», высказывая ряд новых идей прогностического плана.

Сравнительно-теоретический анализ трудов В.А. Сухомлинского, прямо или косвенно касающихся воспитания культуры педагогической деятельности учителя, предоставил нам возможность классифицировать их по опреде-

ленным методологическим основаниям. Данная классификация представлена в таблице 1.

Представленная классификация трудов позволяет определить то, что было преходящим в педагогической системе великого ученого и то, что составляло его основу, а именно: нравственное, гуманное отношение педагога к ребенку, создание условий для его развития.

Ведущие отечественные ученые в области истории педагогики считают, что педагогическое мастерство не является изобретательством на пустом месте. Истинное новаторство может состояться только на вершинах педагогического знания, а передовой педагогический опыт -это, в первую очередь, реализация на практике высших достижений педагогической науки [2]. Именно этому принципу следовал В.А. Сухомлинский в педагогической науке и практике.

Важным источником, питавшим творчество В.А. Сухомлинского, была мировая педагогическая классика, которую он развивал, адаптируя к новым задачам изменяющейся школы. Преемственность идей педагогов-классиков о культуре педагогической деятельности учителя в наследии В.А. Сухомлинского показана на рисунке 1.

Как отмечалось выше, размышления ученого о воспитании культуры педагогической деятельности учителя нашли свое фрагментарное отражение в его монографиях, статьях, блокнотах, дневниках, письмах. Не используя понятие «культура педагогической деятельности» в назывном плане, В.А. Сухомлинский стремился раскрыть его сущность. Методоло-

Таблица 1 - Классификация педагогических трудов В.А. Сухомлинского о воспитании культуры

педагогической деятельности

Методологическое основание Педагогические труды В.А. Сухомлинского

Влияние философско-теоретических традиций образования на теорию и практику воспитания культуры педагогической деятельности учителя «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива», «Сердце отдаю детям», «Как любить детей», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», «Разговор с молодым директором школы»

Решение конкретных проблем воспитания культуры педагогической деятельности учителя в условиях свободного воспитания Книги протоколов педагогического совета Павлышской средней школы, протоколы психологических семинаров, рукописный журнал «Педагогическая мысль»

Реализация идеи воспитания культуры педагогической деятельности учителя в процессе преподавания различных учебных предметов «Сто советов учителю», «Директор и учитель», планы работы Павлышской средней школы, анализы уроков, посещенных В.А. Сухомлинским в качестве директора Павлышской средней школы

Рисунок 1 - Преемственность идей педагогов-классиков о культуре педагогической деятельности учителя

в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского

гией культуры педагогической деятельности учителя в наследии В.А. Сухомлинского стали следующие положения:

- ребенок - цель педагогической деятельности и субъект образовательного процесса («Павлышская средняя школа», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина»);

- учитель - организатор процесса развития ребенка, содействующий раскрытию его задатков и развитию способностей («Сердце отдаю детям»);

- управление общеобразовательной организацией - это управление в первую очередь людьми, следовательно основной целью управления должно стать создание условий для воспитания каждого учителя;

- гуманизация отношений между участниками образовательного процесса - ведущая цель директора школы («Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива»).

О роли педагога в образовательном процессе В. А. Сухомлинский в ранних своих работах писал, что педагог стоит у истоков становления и развития личности. Василий Александрович особо отмечал личностное влияние учителя на внутренний, духовный мир подрастающего человека. Анализ документов, хранящихся в музее при Павлышской школе, дал возможность обобщить и сформулировать требования, которые В. А. Сухомлинский предъявлял к учителю: это интеллигентная, духовно богатая, творческая, свободная, гуманная, граждански активная личность, это человек культуры. Бесспорно, обозначенные требования остаются значимыми и в современной реальности, что в очередной раз доказывает актуальность педагогического творчества ученого.

В своей уникальной работе «Сто советов учителю» ученый определил значимые черты педагогической деятельности: осмысленность, общественный характер, взаимовлияние субъектов педагогической деятельности, существование в культуре; «взаимообусловленность педагогической мысли и практики»; «абсолютная недопустимость догматического подхода к педагогическому знанию и опыту»; «эстетическое чутье, тонкая наблюдательность, воображение и вдохновение, ведущие к «озарению» [14].

Исследователи наследия В.А. Сухомлин-ского в аспекте интересующей нас проблемы

чаще всего используют понятия «педагогическая культура» или «педагогическое мастерство». На наш взгляд, наиболее полно взгляды ученого отражает феномен «культура педагогической деятельности», который впервые нашел свое отражение в работе профессора Л.Б. Соколовой «Становление культуры педагогической деятельности учителя». По мнению автора, главной особенностью культуры педагогической деятельности, отличающей ее от «педагогической псевдодеятельности», является владение учителем «инструментарием саморазвития и умение передать этот инструментарий ученику» [9, 146].

Понятие «культура педагогической деятельности» объединяет в себе общую культуру личности, культуру деятельности и педагогическую культуру, что находит отражение в его структуре. Подчеркнем, что педагогическая культура представляет собой норму и программу развития учителя, общая культура выступает основой реализации этой программы, культура деятельности, в свою очередь, является способом достижения этой нормы. А значит, структуру культуры педагогической деятельности составляют следующие элементы: личностный, деятельностный и гностический, на основе ко -торых в культуре педагогической деятельности мы выделяем мотивационный, когнитивный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты. Опишем их более подробно.

Любая деятельность начинается с понимания ее цели и появления мотива, поэтому ведущим в культуре педагогической деятельности выступает мотивационный компонент, предполагающий осознанный выбор педагогом целей своей деятельности. Именно этот выбор определяет, станет ли его педагогическая деятельность культуросообразной или нет. Глубокие знания о мире, культуре, определение педагогом себя и своей деятельности в них включает в себя когнитивный компонент культуры педагогической деятельности. Умения и навыки культуры педагогической деятельности находят свое воплощение в деятельно стном компоненте. Способность учителя адекватно эмоционально реагировать на явления педагогической действительности, то есть осмыслять знания, наделять ценности личностными смыслами составляет эмоционально-оценочный компонент изучаемого феномена [6].

Обозначенные компоненты культуры педагогической деятельности взаимообусловлены и образуют определенную целостность, проявляясь в способности педагога анализировать и решать профессионально-педагогические задачи, в его умении организовать учебно-воспитательный процесс. С позиции В.А. Сухомлинского, любое педагогическое действие, осуществляемое учителем, должно быть определено единством данных компонентов.

Анализ печатных и рукописных работ В.А. Сухомлинского позволил нам выделить четыре функции культуры педагогической деятельности:

- функция целеполагания - определяет направленность деятельности учителя на создание условий для приобщения ученика к миру культурных ценностей;

- функция экстериоризации, которая подразумевает перевод внутренних состояний субъекта деятельности во внешние практические действия;

- функция интериоризации, обеспечивающая присвоение учителем базовых социокультурных ценностей;

- коммуникативная функция, предполагающая активное взаимодействие субъектов образовательного процесса [6].

Руководствуясь ведущими положениями теории ученого, мы сформулировали идею культуры педагогической деятельности учителя, ко -торая заключается в том, что культуросообразно действующий учитель - это целостная личность с нравственно-гуманистической направленностью, высоким уровнем общей культуры, способная к самореализации в деятельности, приближенной к нормам культуры [6].

В соответствии с данной идеей В.А. Су-хомлинского сущность культуры педагогической деятельности учителя рассматривается нами как интегративное личностное качество, синкретически объединяющее мотивационный, когнитивный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, а также такой способ ее сознательной организации, в котором развиваются и учитель, и ученик.

В.А. Сухомлинский отмечал, что учитель, действующий культуросообразно, создает такие условия для ученика, в которых он, становясь личностью, обретает не только знания и

умения, но и способность рефлексировать, что обеспечивает ему возможность правильно ставить цели, оценивать результат деятельности, т. е. способствует самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию [12]—[14].

Важным считаем указать то, что с позиции ученого нравственно-этическое отношение педагога к своей деятельности и ученику выступает индикатором культуры педагогической деятельности [15].

Изучение теоретических положений и практического опыта В.А. Сухомлинского привело нас к выводу о том, что концепцию культуры педагогической деятельности учителя можно определить как педагогику личности. В Пав-лышской средней школе были созданы следующие условия воспитания культуры педагогической деятельности учителя: организация рефлексивно-образовательной среды; создание атмосферы научного творчества в педагогическом коллективе; эмоциональная окрашенность педагогической деятельности [5]. Раскроем данные условия.

Первым условием является организация рефлексивно-образовательной среды. В.А. Су-хомлинский подчеркивал, что способность к анализу собственной деятельности в работе учителя имеет немаловажное значение, является резервом развития культуры его педагогической деятельности. Современной наукой обосновано, что самоанализ деятельности учителя способствует развитию у него рефлексивного мышления, позволяющего преодолевать стереотипы педагогического общения и профессиональной деятельности [3], [4], [7].

Создание атмосферы научного творчества в педагогическом коллективе как условие воспитания культуры педагогической деятельности учителя. В наследии В.А. Сухомлинского особое место занимают вопросы творческого развития учителя, способного преобразовывать педагогическую действительность, видеть привычные явления и факты с новых позиций, раздвинуть устоявшиеся границы человеческих знаний. По мнению ученого, вершиной педагогического творчества выступает сочетание практической деятельности с элементами научного исследования. В данном случае мы говорим не о научно-исследовательской деятельности в прямом значении, а об изучении проблем, кото-

рые педагогической наукой уже разрешены, но творческий учитель смотрит на них по-новому и находит собственные варианты решения.

Значимым условием воспитания культуры педагогической деятельности учителя является эмоциональная окрашенность педагогической деятельности. В.А. Сухомлинский прилагал большие усилия для гуманизации отношений между участниками образовательного процесса, создания в школе гуманной среды. Павлышский директор считал, что эмоциональная окрашенность педагогической деятельности возможна лишь при условии принятия всеми педагогами и учениками единых ценностных ориентаций, убеждений и требований. Ценностным ориентиром деятельности учителей школы стало педагогическое кредо, которое было выработано в течение длительной совместной работы: вера в ребенка и силу воспитания, принятие педагогами идеи о том, что нет ребенка полностью безнадежного, ни к чему не способного; осознание

необходимости борьбы за человеческое счастье как основы оптимизма единомышленников. Единые убеждения и общее педагогического кредо выступили основой выработки особой педагогической этики учителей сельской школы: осознание каждым педагогом профессионального долга, как внутренней необходимости в продуктивной творческой деятельности, стремлении к личностному росту [11], [15].

Данные педагогические условия воспитания культуры педагогической деятельности учителя были апробированы в локальной системе «Павлышская средняя школа», а их эффективность была доказана практическим опытом.

Анализ современных реалий и требований, предъявляемых к педагогу сегодня, позволяет утверждать, что идея В.А. Сухомлинского о воспитании культуры педагогической деятельности учителя остается актуальной и может быть трансформирована в современном образовательном процессе.

24.07.2023

Список литературы:

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале XX века: лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б.М. Бим-Бад. - М.:УРАО, 1998. - 113с.

2. Корнетов, Г.Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: учеб. пособие/ Г.Б. Корнетов - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 296 с.

3. Методика воспитательной работы: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль Экономика и управление по дисциплинам «Теории и технологии обучения и воспитания», «Методика воспитательной работы» (Б.Б1.Б7.2; Б.Б1.Б.13). - 2-е издание, переработанное и дополненное / Н.М. Науменко, О.С. Шаврыгина. - Оренбург: ОренПечать, 2019. - 88 с. - Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/681169

4. Науменко, Н.М. Актуализация воспитательных традиций: от опыта прошлого к инновациям / Н.М. Науменко, О.С. Шаврыгина, Е.В. Конькина // Мир образования - образование в мире. - М.: «Известия». - 2019. - №2(74). - С. 143-152.

5. Науменко, Н.М. Воспитание культуры педагогической деятельности будущего учителя в контексте профессионального стандарта и идей В.А. Сухомлинского/ Н.М. Науменко, О.С. Шаврыгина // Реализация идей В.А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т./ науч. ред. В.Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования;ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. пед. ун-т»; Мин-во образования Оренбургской области. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - С.194-198.

6. Науменко, Н.М. Воспитание культуры педагогической деятельности учителя в наследии В.А. Сухомлинского (40-х - 60-х гг XX века): автореф. дис... канд. пед. наук/ Н.М. Науменко - Оренбург, 2008. - 24 с.

7. Педагогика: теория и методика воспитательной работы / И. А. Соловцова, Л. Г. Пак, Н.М. Науменко [и др.]. - М.: ИНФА-М, 2022. - 334 с.

8. Рындак, В.Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра/ В.Г. Рындак. - Оренбург: ОГПУ 2008. - 512 с.

9. Соколова, Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности / Л.Б. Соколова. - Оренбург: ОГПИ, 1996. - 112 с.

10. Сухомлинский, В.А. Искорка и пламя / В.А. Сухомлинский // Рад. освита. -1966. - 18 мая.

11. Сухомлинский, В.А Мудрая власть коллектива (методика воспитательной работы) / В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: в 3 т. - М.: Педагогика, 1981. - Т.3. - С. 205-377.

12. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с.

13. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.

14. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - Избр. произв.: в 5 т. - Киев, 1979. - Т.2. - С. 380-463.

15. Сухомлинский, В.А. Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе / В.А. Сухомлинский // Рад. школа. - 1977. -№11. - С. 77-89.

References:

1. Bim-Bad, B.M. (1998) Pedagogical currents at the beginning of the 20th century: lectures on pedagogical anthropology and philosophy of education. M.: URAO, 113 p.

2. Kornetov, G.B. (2003) History of Pedagogy. Introduction to the course «History of Education and Pedagogical Thought». M.: Publishing house of URAO, 296 p.

3. Naumenko, N.M. and Shavrygin, O.S. (2019) Methods of educational work: teaching aid for students in the areas of training: 44.03.01 Pedagogical education, 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), 44.03.04 Vocational training (by industry), profile Economics and management by discipline «Theories and technologies of training and education», «Methods of educational work» (B.B1. B7.2; B.B1.B.13). 2nd edition, revised and supplemented. Orenburg: OrenPechat, 88 p. Available at: https://lib.rucont.ru/efd/681169

4. Naumenko, N.M., Shavrygina, O.S. and Konkina, E.V. (2019) Actualization of educational traditions: from past experience to innovations. The world of education is education in the world. M.: «Izvestia», No. 2 (74), pp. 143-152.

5. Naumenko, N.M. and Shavrygina, O.S. (2018) Education of the culture of pedagogical activity of the future teacher in the context of the professional standard and ideas of V. A. Sukhomlinsky. Implementation of the ideas of V.A. Sukhomlinsky in the theory and practice of modern education (to the 100th anniversary of his birth). International scientific and practical conference. Orenburg, May 15-17, 2018: Sat. articles: in 2 volumes. Scientific. ed. V.G. Ryndak; Ministry of Education and Science Ros. Federations; Institute of Strategy for the Development of Education Ros. academy of education; FGBOU VO «Orenburg state. ped. un-t «; Ministry of Education of the Orenburg Region. Orenburg: Publishing House of the OGPU, pp. 194-198.

6. Naumenko, N.M. (2008) Education of the culture of pedagogical activity of the teacher in the heritage of V.A. Sukhomlinsky (40s — 60s of the XX century): extended abstract of dis... cand. ped. sciences. Orenburg, 24 p.

7. Solovtsova, I.A., Pak, L.G., Naumenko, N.M. et al. (2022) Pedagogy: theory and methodology of educational work. M.: INFA-M, 334 p.

8. Ryndak, V.G. (2008) Teacher Sukhomlinsky: lessons for tomorrow. Orenburg: OGPU, 512 p.

9. Sokolova, L.B. (1996) Methodological culture as a factor in the formation ofpedagogical activity. Orenburg: OGPI, 112 p.

10. Sukhomlinsky, V.A. (1966) Sparkle and flame. Rad. osvita.

11. Sukhomlinsky, V.A. (1981) Wise power ofthe team (method of educational work). Chosen. ped. cit.: in 3 vols. M.: Pedagogy, V.3, pp. 205-377.

12. Sukhomlinsky, V.A. (1979) Pavlyshskaya secondary school: a generalization of the experience of educational work in a rural secondary school. M.: Enlightenment, 393 p.

13. Sukhomlinsky, V.A. (1982) A conversation with a young school principal. M.: Enlightenment, 206 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Sukhomlinsky, V.A. (1979) One Hundred Tips for a Teacher. Fav. Prod.: in 5 volumes. Kyiv, V. 2, pp. 380-463.

15. Sukhomlinsky, V.A. (1977) Ethics of relationships in the teaching staff. Rad. school, No. 11, pp. 77-89.

Сведения об авторах:

Науменко Наталья Михайловна, доцент кафедры педагогики и социологии Института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета,

кандидат педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0003-2659-6407 E-mail: nn.nata77@mail.ru.

Шаврыгина Ольга Сергеевна, доцент кафедры педагогики и социологии Института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета,

кандидат педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0002-8221-7427;

E-mail: kovaleva_olga81@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.