Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕЛОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕЛОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
целостная гуманистическая педагогическая В.А. Сухомлинского / художественные произведения для детей / сотрудничество школы / семьи / общественности в воспитании детей / V.A. Sukhomlinsky’s holistic humanistic pedagogical / artistic works for children / cooperation of schools / families / the public in the upbringing of children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Баженова Юлия Алексеевна

Данная статья подготовлена в преддверии 105летия со дня рождения В.А. Сухомлинского. Для анализа его целостной педагогической системы мы использовали основные научные труды педагога-исследователя, обоснованные и проверенные многолетней практикой по вопросам воспитания всесторонне развитой личности, организации учебно-воспитательной работы с учащимися, сотрудничества школы, семьи и общественности в воспитании детей. Анализируются проблемы содержания, методов и форм обучения, педагогического творчества и мастерства учителя, художественных произведений для детей. Его педагогическое наследие рассматривается как авторская система гуманистических взглядов, основанных на понимании той философской истины, что образование, воспитание и развитие подрастающей личности – это, прежде всего, утверждение гармонии ума и сердца, где именно сердцу, согласно В.А. Сухомлинскому, принадлежит нежная и тонкая мелодия, закономерно претендующая на современное и своевременное осмысление. Цель статьи – показать значимость взглядов В.А. Сухомлинского в контексте современного и перспективного развития образования и педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Баженова Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF V.A. SUKHOMLINSKY’S HOLISTIC PEDAGOGICAL SYSTEM IN THE CONTEXT OF MODERNITY

This article was prepared on the eve of the 105th anniversary of the birth of V.A. Sukhomlinsky. To analyze his holistic pedagogical system, we used the main scientific works of the teacher-researcher, substantiated and proven by many years of practice on the issues of education of a comprehensively developed personality, the organization of educational work with students, cooperation of schools, families and the public in the upbringing of children. The problems of the content, methods and forms of teaching, pedagogical creativity and mastery of the teacher, works of art for children are analyzed. His pedagogical heritage is considered as the author’s system of humanistic views based on the understanding of the philosophical truth that education, upbringing and development of a growing personality is, first of all, the affirmation of harmony of mind and heart, where, according to V.A. Sukhomlinsky, a gentle and subtle melody belongs to the heart, which naturally claims to be modern and timely comprehension. The purpose of the article is to show the significance of V.A. Sukhomlinsky’s views in the context of modern and promising development of education and pedagogical science.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕЛОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ»

DOI: 10.25198/18314-6457-2339-6 УДК 37.091.4

Рындак В.Г., Баженова Ю.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: valentinaryndak50@gmail.com, bazhenovay@yandex.ru

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕЛОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Данная статья подготовлена в преддверии 105летия со дня рождения В.А. Сухомлинского. Для анализа его целостной педагогической системы мы использовали основные научные труды педагога-исследователя, обоснованные и проверенные многолетней практикой по вопросам воспитания всесторонне развитой личности, организации учебно-воспитательной работы с учащимися, сотрудничества школы, семьи и общественности в воспитании детей. Анализируются проблемы содержания, методов и форм обучения, педагогического творчества и мастерства учителя, художественных произведений для детей. Его педагогическое наследие рассматривается как авторская система гуманистических взглядов, основанных на понимании той философской истины, что образование, воспитание и развитие подрастающей личности - это, прежде всего, утверждение гармонии ума и сердца, где именно сердцу, согласно В.А. Сухомлинскому, принадлежит нежная и тонкая мелодия, закономерно претендующая на современное и своевременное осмысление. Цель статьи - показать значимость взглядов В.А. Сухомлинского в контексте современного и перспективного развития образования и педагогической науки.

Ключевые слова: целостная гуманистическая педагогическая В.А. Сухомлинского, художественные произведения для детей, сотрудничество школы, семьи, общественности в воспитании детей.

Ryndak V.G., Bazhenova Yu.A.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: valentinaryndak50@gmail.com, bazhenovay@yandex.ru

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF V.A. SUKHOMLINSKY'S HOLISTIC PEDAGOGICAL SYSTEM IN THE CONTEXT OF MODERNITY

This article was prepared on the eve of the 105th anniversary of the birth of V.A. Sukhomlinsky. To analyze his holistic pedagogical system, we used the main scientific works of the teacher-researcher, substantiated and proven by many years of practice on the issues of education of a comprehensively developed personality, the organization of educational work with students, cooperation of schools, families and the public in the upbringing of children. The problems of the content, methods and forms of teaching, pedagogical creativity and mastery of the teacher, works of art for children are analyzed. His pedagogical heritage is considered as the author's system of humanistic views based on the understanding of the philosophical truth that education, upbringing and development of a growing personality is, first of all, the affirmation of harmony of mind and heart, where, according to V.A. Sukhomlinsky, a gentle and subtle melody belongs to the heart, which naturally claims to be modern and timely comprehension. The purpose of the article is to show the significance of V.A. Sukhomlinsky's views in the context of modern and promising development of education and pedagogical science.

Key words: V.A. Sukhomlinsky's holistic humanistic pedagogical, artistic works for children, cooperation of schools, families, the public in the upbringing of children.

Введение

Современный мир динамичен: в нем быстро меняются ценности, ориентиры воспитания и развития, парадигмы и теории, концепции и стратегии. Эти трансформации напрямую влияют на систему образования. Однако, образовательная практика, ориентируясь на социальный заказ со стороны общественности, новаторские технологии изменяет и функции деятельности учителя.

Обращение к педагогическому наследию советского педагога В.А. Сухомлинского не является новым для педагогического и родительского сообщества. Регулярно научная мировая и педагогическая общественность обсуждает его вклад в развитие российской педагогической мысли и практики, отмечая, что в каждом наследии наиболее ценным является то, что будет актуальным и востребованным спустя многие годы.

Сегодня целостная педагогическая система Василия Александровича Сухомлинского заслуживает творческого переосмысления сквозь призму решения проблем современной образовательной практики и педагогической науки, интересов растущего человека. Обращение к мыслям и идеям педагога-новатора своего времени дает возможность не только ее ретроспективного, исторического, но и прогностического анализа.

В контексте реформ и инноваций российского образования отмечается дефицит душевного равновесия, согласно В.А. Сухомлинского, системно выстроенной и логически продуманной педагогической системы.

Очевидным стал факт, что информатизация образовательно-воспитательной реальности способствовала рождению нового типа обучающегося/воспитанника, проектированию новой модели выпускника образовательной организации. Актуальными стали способности молодого человека самостоятельно определять траекторию собственного образования посредством стремления к саморазвитию, самообразованию, самоактуализации. А произошедшие в последние десятилетия научно-технические и информационно-коммуникативные революции детерминировали интеграцию в единый индивидуальный проект учебную деятельность, трудовую деятельность и личностное развитие [1].

В этом случае нельзя не согласиться с посылом Василия Александровича о том, что человек развивается и воспитывается для самого себя как субъекта созидательной деятельности, для того, чтобы стать счастливым и нести добро людям [16].

Обзор литературы

Процесс интеллектуального, нравственного, эстетического формирования личности растущего человека в годы детства, отрочества и ранней юности В.А. Сухомлинский охарактеризовал на фактическом материале в монографии «Духовный мир школьника». Раскрывая психологию воспитанников разного возраста и разной жизненной судьбы он определил особенности развития их восприятия, мышления, чувств, интересов, потребностей, стремлений, волевых процессов и речевой деятельности.

Умение дорожить детским доверием, щадить беззащитность воспитанника, быть для

него воплощением добра и справедливости Сухомлинский рассматривал как значимые качества учителя. А четкие, ясные и твердые его требования должны базироваться на глубоком уважении человеческого достоинства, веры в ребенка.

Взаимопомощь, требовательность, дисциплина, ответственность каждого за всех и всех за каждого в организационной структуре коллектива он рассматривал как значимые компоненты. «Нет ответственности человека за человека - нет коллектива», - подчеркивал В.А. Сухомлинский, отмечая при этом и значимость сохранения индивидуальности каждого, разумного индивидуального воздействия воспитателя [15, с. 217].

Единство процессов обучения и воспитания, согласно В.А. Сухомлинскому, определяется, прежде всего, взаимоотношениями между учителем и учеником, развитием у него сознательного отношения к учению, к овладению знаниями как важнейшей жизненной потребностью, творческой мысли, уверенности в своих силах. Но при этом учение педагог видит в радостном труде, «укрепляющим духовные и физические силы детей» [15, с. 217]. Желание учиться, вдохновение, рождающееся от успеха, душевное равновесие, - отмечал педагог, -требует ровных, товарищеских отношений без раздражительности, мыслительной деятельности «без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил» [16, с. 81].

Проблема учета знаний, рассматриваемая В.А. Сухомлинским, актуальна и современна. Так как отметка все еще остается в руках учителя «чем-то вроде палки, время от времени карает за нерадивость, а не вознаграждает за трудолюбие. И у ребенка притупляется чувство собственного достоинства, он начинает привыкать, что не способен учиться лучше, не оправдывает ожиданий родителей, которые хотели бы видеть его отличником» [16, с. 102].

Сближение умственного труда с физическим постепенно формирует уважительное отношение к труду, требует трудового напряжения, «посильного для детей» [16, с. 210], учета их интересов и склонностей.

Повышение педагогической культуры учителя В.А. Сухомлинский рассматривает как залог успеха учебно-воспитательной рабо-

ты. Поэтому в возглавляемой им Павлышской средней школе каждому учителю своевременно оказывалась помощь в создании индивидуальной творческой лаборатории, раскрывалась «зависимость результатов его деятельности от знаний, культуры, от того, что он читает, как учится, как обогащает свои знания» [14, с. 82]. Проводился дидактический анализ школьных учебников по предметам, программ обучения. Уточнялись важные, трудные с точки зрения учеников, разделы, инструменты, без которых невозможно дальнейшее овладение знаниями -умение учиться. «В этом инструменте, (например, в начальной школе, - уточнение автора), пять «резцов, пять умений: 1) читать, 2) писать, 3) думать, 4) наблюдать явления окружающего мира, 5) выражать словами то, что ученик видит, что он делает, о чем думает, что наблюдает» [13, с. 83].

Своевременная помощь в подготовке к первым урокам, посещение и их анализ, выявление трудностей в подготовке и проведении уроков, беседы с учителем постепенно помогали ему умело организовать самостоятельную работу учащихся над осмыслением фактов и явлений.

Взаимное посещение уроков в течение года, посещение уроков других педагогов проходило параллельно с изучением пособий по педагогике, психологии, определению эффективных методов и средств, способствующих устранению недочетов на уроке, участия в методических семинарах (выступление с докладами), общешкольных и районных методических объединениях, в ходе теоретического осмысления своего опыта.

Особое внимание уделялось чтению учителя. «Без чтения, без духовной жизни учителя среди книг теряют смысл все мероприятия по повышению его педагогической квалификации» [13, с. 92].

Важно обратить внимание на совет Василия Александровича о том, чтобы чтение стало важнейшей духовной потребностью каждого учителя. Но это возможно было тогда и сегодня, если у учителя есть книги и ВРЕМЯ для чтения. «Время - это духовное богатство учителя, его надо беречь, умело организуя учебно-воспитательный процесс» [13, с. 93]. В Павлышской средней школе время для чтения учителя находили в период методических каникул, которые

выкраивали в перерывах между учебными четвертями и в летние каникулы.

Эстетическое воспитание учащихся в Павлышской средней школе строилось на основе накопления у детей эстетических впечатлений в условиях эстетической обстановки, понимания эстетической ценностей вещей, которые окружают, развития эстетического вкуса.

Материалы и методы

Целью нашего исследования являлось проведение историко-педагогического анализа гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского для обоснования необходимости развития его идей в современной педагогической науке и образовательной практике.

Исследование проводилось на основе хронологического, ретроспективного и сравнительного подходов, методов теоретического анализа и контент-анализа монографий, научных публикаций, статей, культурологического анализа художественных миниатюр педагога, концептуального анализа основных характеристик родительской педагогики.

В нашем исследовании ведущим выступает историко-педагогический анализ. Именно он позволил, во-первых, избежать трудности в перепрограммировании и определении аспектов разносторонности и многоплановости педагогического наследия В.А. Сухомлинского, наполнить идеалы и нормы научного познания педагогических реалий новым смыслом. Во-вторых, обеспечил моделирование и анализ многомерных матриц, моделей исследования намеченных проблем. В-третьих, педагогическое наследие В.А. Сухомлинского подчеркивает своевременность его исследования.

Отслеживание значения его трудов осуществлялось путем определения параметров систематизации его педагогических требований и рекомендаций, понимания вероятности границ творческого осмысления, новаторский смелости, необходимых для определения их смысла в современной образовательной среде.

Результаты исследования

Внедрение в современную школу педагогической системы, ориентированной на воспитание и развитие у молодого поколения способностей к самоорганизации, универсальности и

интегративности мышления, доминирование гуманистических ценностей, способностей осуществлять ответственный выбор в сложных условиях, потребовало обращения к педагогическому наследию В.А. Сухомлинского. А это: 41 монография, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок.

Гуманизация современного образования подразумевает обращение к личности, ее интересам, потребностям, способностям. При этом акцент делается на формирование духовно-нравственной стороны. Значимость духовно-нравственного возрождения нации сегодня неоспорима. Повсеместно говорится о кризисе духовности, падении нравственности. В связи с этим задачи духовно-нравственного воспитания становятся приоритетными. Обращение к монографии Василия Александровича Сухомлинского «Духовный мир школьника» позволит уточнить понятия «духовная жизнь», «духовный мир». А сферу духовной жизни рассмотреть как формирование, развитие и удовлетворение нравственных, интеллектуальных и эстетических запросов, интересов в ходе активной деятельности воспитанника на фоне окружающей среды в период детства, подросткового возраста и ранней юности.

В «Методике воспитания коллектива» В .А. Сухомлинский наряду с обоснованием принципов воспитания школьного коллектива подчеркивает роль учителя в духовной жизни коллектива и отдельной личности, его мудрую власть.

Во все времена понимание духовности было неизменным. Она символизирует высший уровень развития и саморегуляции личности, ориентирующейся в своей жизнедеятельности непреходящими человеческими ценностями. В развитии цивилизации духовность выступает одним из важнейших факторов ее развития, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования.

Духовность в современной эпохе характеризуется преобладанием в ценностно-смысловой сфере материальных ценностей над духовными. Система воспитания на первое место выдвигает духовные ценности, позволяющие принять материальный достаток как благость.

Главным компонентом духовной жизни в таком обществе выступает информация. При-

оритетной деятельностью является трудовая деятельность, направленная на получение, обработку, хранение, преобразование и использование этой информации. Отметим, что и понятие « трудовая деятельность» также претерпело некоторые изменения в понимании.

Следовательно правомерно обращение к ведущим ценностям, сформулированным В.А. Су-хомлинским (творчески развивающая деятельность, соединение физического и умственного труда, интеллектуальная насыщенность трудового процесса).

Трудовые знания в Павлышской школе носили творческий характер. А ведущими принципами трудового воспитания выступали следующие: труд школьника - интеграция физической, умственной и учебной деятельности; труд - гармония трех начал: надо, трудно и прекрасно. Не настало ли время именно эти принципы рассмотреть как основополагающие в рамках реконструкции современного трудового воспитания обучающихся? И тогда их приобщение к активному участию в серьезном труде, овладение практическими умениями и навыками, повседневный труд станет потребностью. Как и в Павлышской школе он станет творческим (выращивание новых сортов растений, селекция, конструирование механизмов, исследование, эксперимент).

Человеческое в человеке - это норма нравственности, способная регулировать общественное. Разве не убеждаемся мы и сегодня в справедливости слов В.А. Сухомлинского, что без нравственной чистоты теряет смысл все -образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство?

Правомерно провозглашение в современной школе культа Книги, Матери, Родины. Приобщение к разговору о важном, а значит, как и в школе В.А. Сухомлинского к диалогу о добре и зле, совести и человеческом достоинстве; умении видеть в чужих глазах горе, тревогу, обиду, одиночество; об уважении родителей, их мудрости. Будем помнить, что ответственность, духовное благородство утверждается в детской душе тогда, когда ребенок больше думает и заботится о других, нежели о себе. От усвоения общечеловеческих ценностей к защите этих ценностей - вот путь, по которому проходили обучающиеся в школе Сухомлинского.

Согласно В.А. Сухомлинского, человек есть высшая ценность. А сегодня организатор римского клуба Аурелио Печчеи провозглашает, что лишь через развитие человеческих качеств и способностей можно добиться изменения ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей.

В педагогике В.А. Сухомлинского человечность - стержень нравственности. Обеспокоенность низкой культурой поведения, грубостью и жестокостью современной молодежи требует противостоять этому путем побуждения воспитанников к переживанию ими накапливаемого опыта, организации самостоятельного «открытия» ими важнейших нравственных положений (человечность и порядочность, честь и достоинство, любовь и сердечность, щедрость души и бескорыстия). Через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию, обучающиеся в Павлышской школе усваивали нормы нравственности, начиная с победы над собой, самоорганизации, умения « заставить себя», понимая последствия своих поступков. [19] Подтверждение этому мы находим в монографиях В.А. Сухомлинского: «Духовный мир школьника», «Человек неповторим», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина».

Современность дидактики В.А. Сухомлинского очевидна, так как базируется, во-первых, на эмоциональном побуждении; во-вторых, на обращении к чувствам обучающихся, являющихся проводниками знаний: «знание учите -ля - чувство учителя - чувство ученика - знание ученика». В-третьих, на отношениях: к знаниям, учению, учителю. В-четвертых, на воспитании желания учиться, воспитании гордости за результаты своего труда. В-пятых, на интеллектуальной потребности каждого ученика в учении и размышлении над книгой.

Обсуждение и заключение

Полученные результаты свидетельствуют об актуальности исследуемого педагогического наследия, выступают аксиомой познания законов и закономерностей, сущности и содержания постиндустриальной эпохи в качестве упорядочения норм исследования и использования

опыта развития школы и педагогической мысли В.А. Сухомлинского.

Отметим, что историко-педагогический анализ обеспечил концептуальный анализ инте-гративного характера педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Он базируется на актуализации идей: переход от образовательной модели «школы научения» к «школе мышления», приобщающей к миру природы как первоисточнику мысли; обучение как эмоционально насыщенный самостоятельный поиск знаний путем обучения учиться, чувствования радости умственного труда, познания, успеха; воспитание ума, памяти (гармония мысли и усилий памяти), привычки «трудиться умственно», ощущая внутреннюю свободу, гармонию с самим собой.

Традиционный круг знаний, согласно В.А. Сухомлинскому, правомерно интегрировать с ценностями культуры и искусства (народный эпос, традиции, праздники, учебные загадки, сочинения, сказки, музыка, рисование) и реализации самообразовательной программы. А усвоение знаний выстраивать на основе «чувствования духовного мира каждого ребенка», эмоционально-интеллектуальной эстафеты: «знания учителя - чувство учителя - чувство ученика - знание ученика».

То есть прослеживается тенденция сопряжения дидактической системы В.А. Сухомлин-ского и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в контексте развития личности ученика, способной к активной учебно-познавательной деятельности, готовой к саморазвитию и непрерывному образованию («образованию через всю жизнь») на основе освоения универсальных учебных действий. В результате актуализируется новая внутренняя позиция обучающегося - направленность на самостоятельный поиск информации, постановку учебных целей, построение жизненных планов во временной перспективе.

Умственное воспитание, без которого немыслимо полноценное обучение, у В.А. Сухом-линского базируется на учении на уровне человеческих отношений, чувствовании духовного мира каждого ребенка, воспитании желания учиться, чувства собственного достоинства, гордости за результаты своего труда, интеллектуальной потребности в книге. «...Чтение, чтение и еще раз чтение - вот что играет решающую роль

в умственном труде тех, кому трудно учиться». [10] Чтение из интереса, и желания узнавать...

А учителю и сегодня важно определить в программе те «узлы знания, от крепости которых зависит развитие умственных способностей обучающихся (выводы, обобщения, формулы, правила, закономерности); создать интеллектуальный фон урока; изучение новой темы строить на предшествующем чтении познавательной литературы, определении вопросов, провоцирующих любознательность и желание разобраться в непонятном».

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского актуально для нас и сегодня прежде всего потому, что наблюдается совершенствование и приведение в соответствие с современными требованиями общества отечественного образования. И в этом трудно переоценить значение трудов Василия Александровича.

Исследование художественных миниатюр В.А. Сухомлинского происходило посредством культурологического анализа. Выявлено, что в них раскрывается культурная целостность, картина, отражающая разные аспекты, ситуации морали, обычаев, искусства, природы в конкретном, художественно-эстетичном или эмоциональном измерении.

Обращение к художественным миниатюрам, то есть к художественно-эмоционально-творческому взгляду на обучение и воспитание, позволило Василию Александровичу в свободной форме высказать свои взгляды на взаимоотношения между педагогами и обучающимися, родителями и детьми, раскрыть ряд проблемных ситуаций общественного, педагогического и личностного плана, которые закономерно возникали в его повседневной практике.

Но обращение к художественно-образным миниатюрам позволило философски осмыслить быт ребенка посредством культуры, природного и художественно-образного мира, окружающего его.

Уточним культурные ценности, которые интегрирует В.А. Сухомлинский через художественные миниатюры, обращаясь к ребенку как к центру своей педагогической системы. И формы приобщения ребенка к культуре, сосредоточенные в его художественных миниатюрах: народная, школьная, гендерная культуры, природа как часть культуры, семья как культура.

Составным компонентом народной культуры в его миниатюрах выступают бытовая и фольклорная (народные притчи, сказки, эпос) культуры, народная педагогика. В его художественных миниатюрах сосредоточены красота родной природы, ценности домашнего очага, уважение к страшим, историческая память о прошлом, что и раскрывает их народнопозна-вательную сущность.

От приобщения ребенка к окружающей среде, историческому прошлому Василий Александрович подводит его к культурной идентификации, направленной на формирование культурной идентичности - ценностей, категорий, символов, знаков для обозначения ребенком своего места в мире.

Символами культурной идентичности у В.А. Сухомлинского выступают: природа (верба, тополя, подсолнух, вишня, подснежник), птицы (жаворонок, соловей); люди (отец, мама, дед, прадед, хлеборобы).

Героико-патриотическая символика его сказок («Березовый соловей», «Три дуба», «Песня жаворонка», «Гнездо соловья») касается прежде всего событий Великой Отечественной войны. Но их актуальность в современной ситуации специальной военной операции очевидна так как позволяет педагогу воспитывать у обучающихся чувство общности с Героями России, рождаться мысли и чувствам непосредственно от сопереживания героям сказок, художественных миниатюр. [8]

Культура семьи, ее художественно образные и этичные аспекты (образы семьи, детства), обычаи, забота, этноценности семьи раскрываются в художественный миниатюрах «Папа -это не борода, а глаза», «Бабушкина яблоня» и др. И ситуации, в которые ставит своих героев Василий Александрович, неоднозначные (ситуации конфликта, моральной дилеммы, выбора, границы добра и зла) не всегда открывают высокие моральные качества: «Любовь с закрытыми глазами», «Огурцы вокруг колодца», «Деревянный аист», «Зеленая кастрюля». Образно и оригинально представлена культура семейный отношений, которая побуждает воспитанников к осмыслению как оберегать, демонстрировать отважность. [17]

Гендерную культуру В.А. Сухомлинский рассматривает как символ мужества (отец,

мальчик, человек) и женственности, слабости (жена, мама, девочка). Подтверждение этому мы находим в его художественных миниатюрах - «Наталечка», «Без косынки», «Траншея через дорогу».

То есть, в культурологическом аспекте художественный мир В.А. Сухомлинского формирует такие идеальные модели, культы, ценности, которые составляют основу воспитательного процесса и жизнедеятельности воспитанника: культ человека, Родины, природы, труда, знаний, матери, семьи, слова. А приобщение к ним растущего человека позволяет формировать у него КУЛЬТУРУ ЖЕЛАНИЙ, КУЛЬТУРУ ЧУВСТВ, которые и составляют ядро культуры человека.

Следовательно, содержанием современного школьного образования мы правомерны рассматривать художественно-дидактический материал, который О.В. Сухомлинская предлагает размещать в форме диалога культур (эт-нокультура, экокультура, школьная культура, семейная и гендерная, сказки композиционно отражающие диалог действующих лиц, направленный на решение морально-этичных, эстетических или интеллектуальный проблем). «При этом к диалогу привлекается и ребенок, который читает сказку, эмоционально принимая ту или иную позицию или аргументацию. Тем самым, за М.М. Бахтиным, создается культурная полифония (многоголосие), когда к тексту привлекаются много субъектов: персонажи художественных миниатюр, автор, читатели, педагоги, родители» [20,с. 3-8].

Самореализация личности, самоценность детства как результат реализации гуманистических, культуротворческих функций образования, согласно В.А. Сухомлинского, приобретают в современном социуме особую актуальность и требуют переосмысления таких его установок, как: «Все более глубокое понимание ребенка - это и есть его воспитание». Детство - это особый мир, который ни с чем не сравним. Надо знать его, но этого мало. Надо вживаться в мир детства; если хотите, в каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка детства».

«Что такое свет детства?...Это, прежде всего, познание окружающего мира. Свет детства - это, в первую очередь, познание сердцем

того, что ребенок видит вокруг себя, что он сам делает». [19] «Так умейте же почувствовать, понять, ощутить сердцем в той музыке, которая называется детством, прежде всего светлые, жизнерадостные мелодии. Ваш рояль и ваша нотная тетрадь, где вы пишите музыку детства, ваша дирижерская палочка, которая руководит мелодиями, - это очень простая и очень сложная партия - оптимизм» (перевод В. Г. Рындак) [10].

Природоответственность обучения и воспитания ряд исследователей рассматривает как предисловие здоровой, духовно богатой жизни [6, с. 9-12]. И предлагают реализовать этот принцип на практике, обратившись к рекомендациям В.А. Сухомлинского. Прежде всего - это рекомендации о распределении умственного труда обучающихся соответственно временам года с учетом смены защитных сил организма. «Обучение, умственный труд весной, особенно в начальных классах, должны быть совсем не такими как осенью [7.]. Чтобы труд ученика был эффективным, а не изнуряющим, надо думать - писал педагог - о равноправном распределении в суточном режиме умственного труда. «Для того, чтобы одна часть суток могла быть насыщена интенсивным умственным трудом, другая часть суток должна быть свободной от интенсивного умственного труда» [9].

Лейтмотивом обучения младших школьников в современных образовательных учреждениях правомерно рассматривать заботу о здоровье на фоне создания благополучной для здоровья среды в классе и школе, содержательного досуга детей, содержательно-гигиенических условий в школе и дома, стремления к тому, чтобы здоровье стало для детей предметом самовоспитания. «Полноценность умственного труда определяется не только и не просто его темпом и напряженностью, а прежде всего правильной, продуманной, разумной ее организацией» [10, с. 193].

Ответ на вопрос как грамотно организовать деятельность директора школы, учителя о решении обозначенной проблемы - заботе о здоровье -можно и сегодня найти в работах В.А. Сухом-линского («Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Природа - источник здоровья», «Здоровье, здоровье и еще раз здоровье»).

Исследование согласования роли семьи и школы в воспитании детей в нашем опыте происходило на основе концептуального анализа

основных характеристик родительской педагогики В.А. Сухомлинского как важнейшего звена его педагогической системы (формирование у родителей педагогической культуры, продолжение себя в детях, педагогика должна стать наукой для всех). Интерпретируемые в контексте современных реалий данные характеристики выступают в роли связующего звена современного просвещения родителей, обеспечивающего построение конструктивного взаимодействия между органами образования и семьей. В результате формируется ответственность родителей, осознание ими того, что они не контролеры, а партнеры педагога в воспитании ребенка.

Анализ системы взглядов В.А. Сухомлинского на школьное воспитание определил задачи современного образовательного учреждения -воспитание растущего человека, который бы в любой деятельности смог бы подняться на наивысшую ступень гражданственности, а роль его профессиональной деятельности определялась бы нравственным смыслом.

Историческая реконструкция педагогического наследия В.А. Сухомлинского дает основание утверждать, что он был не только практикующим педагогом-исследователем, но и выдающимся мыслителем. Его педагогические, дидактические и методические выводы, гуманистическая педагогическая теория подтверждают, что и сегодня востребованным остаются его идеи о воспитании в человеке нравственных ценностей. Исследователи называют его систему нравственного воспитания глубоким прорывом. Но недостаточно исследованным все же остается мир нравственных объектов. «Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека» [10]. Проблему воспитания души человека остается насущной.

Стратегический ориентир развития педагогической науки - теоретические основы гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского. Согласно Анри Пуанкаре, - «науку нужно строить века и каждый должен принести в ней камень, а этот камень часто стоит ему целой жизни». И В. А. Сухомлинский свою жизнь посвятил школе, учителю, детям, систематическому наблюдению и осмыслению причин и следствий из развития.

Это и дает нам право утверждать, что методологический поворот в сторону его гуманисти-

ческой педагогики позволяет модифицировать гуманистическое измерение научного знания. Предпосылками научного познания в этой плоскости выступает педагогическая система В.А. Сухомлинского как целостное явление. В контексте современной науки педагогическое наследие В.А. Сухомлинского исследуется как сложная система, выходящая за рамки простого суммирования фактов. Идеализированные исследования педагогического наследия дополнены широким спектром вспомогательных признаков, тем самым признавая социокультурную обусловленность как методологии исследования, так и содержания гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского.

Историко-педагогический анализ педагогического наследия В. А. Сухомлинского позволяет отметить, что требуется « формирование информационно-коммуникативной среды, в которой главным ее ресурсом становится человек, способный приобретать, сохранять, работать с информацией, творчески ее применять в жизни и в профессиональной деятельности, а также участвовать в процессах поиска и создания новых знаний» [2]

Следовательно, обращение к гуманистической педагогике В.А. Сухомлинского позволит пересмотреть востребованность гуманистического измерения научного знания, обеспечит построение современной образовательной практики и педагогической науки как сложных систем, выходящих за рамки простого суммирования фактов, повысит уровень и качество научно-методической подготовки учителя в области исследования его педагогического творчества.

Надеемся, что историко-педагогический анализ наследия В.А. Сухомлинского обеспечит осознанное обновление образовательной практики и педагогической науки на основе аргументированной авторской позиции учителя, сделает возможным духовное преображение растущего человека, способствуя принимать сердцем то, что навсегда становится Твоим, переживая, творя прекрасное.

Согласно Д. Мережковскому, измерить величие мы можем только отойдя от великого. Испытанное временем наследие В.А. Сухом-линского обнажает жертвенность его педагогической любви, которая есть любовь сердца, обнаруженная в его педагогике, как движущая сила его творчества, как формула его жизни.

15.06.2023

Список литературы:

1. Богуславский, М.В. Современная российская образовательная политика: исторический контекст // Стратегия и тактика современного педагога в условиях диалогового пространства образования. - Брянск, 2017.

2. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы / Н.В. Бордовская. -СПб.: Издательство РХГИ, 2001.

3. Рындак, В.Г. Обитаемая планета Сухомлинского: учебно-методическое пособие / В.Г. Рындак. - Оренбург, 2018.

4. Рындак, В.Г. Познание жизни и научно-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского сквозь призму биографии / В.Г. Рындак // Реализация идей В.А. Сухомлинского в теории и практике современного образования. Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15.-17 мая 2018 г., сб.статей: Т.1 - Оренбург, 2018. - С. 5-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Савченко, О.Я. Гумашстичш засади педагопки В.О. Сухомлиньского / О.Я. Савченко // Педагопчный вюник. - №1-2 (5-6). -2008.

6. Сухомлинский, В.А. Все добрые люди - одна семья / Василий Сухомлинский. - Х. - 2012. - 160 с.

7. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с

8. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - 384 с.

9. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Редкол.: Дзеверин А.Г. (пред.) и др. - К.: Рад.школа. 1979. - Т.2. - 718 с.

10. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива // Вибр. творы: В 5 т. - К: Рад.шк., 1976. - Т. 1. - С. 401-637

11. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. - Москва: Молодая гвардия, 1975. - С. 238

12. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. - М: Педагогика, 1980. -Т. 2. - 384 с.

13. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. - М: Педагогика, 1980. -Т. 4. - 558 с.

14. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. - М., 1971

15. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969

16. Сухомлинский, В.А. Трудные судьбы. - М: Знание, 1976. - 79 с.

17. Сухомлинский, В.А. Цветок солнца: притчи, сказки, рассказы / В.А. Сухомлинский. - Х. - 2012. - 240 с.

18. Сухомлинский, В.О Вибраш твори: У 5-ти т / Сухомлинский В.О. - Т.2. - К.: Рад.шк., 1976. - С. 429

19. Сухомлинська, О.В. Художня спадщина В.А. Сухомлиньского в культурологичному вим1р1 // О.В. Сухомлиньска // Педагопчный вюник. - №1-2 (5-6). - 2008.

References:

1. Boguslavsky, M.V. (2017) Modern Russian educational policy: historical context. Strategy and tactics of a modern teacher in the conditions of the dialog space of education. Bryansk.

2. Bordovskaya, N.V. (2001) Dialectics of pedagogical research: Logical and methodological problems. St. Petersburg: Publishing House of the Russian Academy of Sciences.

3. Ryndak, V.G. (2018) The inhabited planet of Sukhomlinsky: an educational and methodological manual. Orenburg.

4. Ryndak, V.G. (2018) Cognition of the life and scientific and pedagogical activity of V.A. Sukhomlinsky through the prism of biography.

Implementation ofV.A. Sukhomlinsky's ideas in the theory and practice of modern education. International Scientific and Practical Conference. Orenburg, May 15.-17, 2018, collection of articles: Vol.1, pp. 5-23

5. Savchenko, O.Ya. (2008) Humanistic principles of pedagogy V.O. Sukhomlynsky. Pedagogical textbook. №1-2 (5-6).

6. Sukhomlinsky, V.A. (2012) All good people are one family. H., 160 p.

7. Sukhomlinsky, V.A. (1961) The spiritual world of a schoolboy. M.: Uchpedgiz, 223 p.

8. Sukhomlinsky, V.A. (1980) Selected pedagogical works: In 3 vols. Vol.2. Comp. O.S. Bogdanova, V.Z. Smal. M.: Pedagogika, 384 p.

9. Sukhomlinsky, V.A. (1979) Selected works: In 5 vols. Editorial board: Dzeverin A.G. (pred.) and others. K.: Glad.school, Vol.2, 718 p.

10. Sukhomlinsky, V.A. (1976) Methods of collective education. Selected works: In 5 vols. K: Rad.shk., Vol. 1, pp. 401-637/

11. Sukhomlinsky, V.A. (1975) The wise power of the collective. Moscow: Molodaya gvardiya, p. 238.

12. Sukhomlinsky, V.A. (1980) Pavlysh secondary school / Selected pedagogical works: in 3 vols. M: Pedagogy, vol. 2, 384 p.

13. Sukhomlinsky, V.A. (1980) Pavlysh secondary school. Selected pedagogical works: in 3 vols. Vol. 4. M: Pedagogy, 558 p.

14. Sukhomlinsky, V.A. (1971) The birth of a citizen. M.

15. Sukhomlinsky, V.A. (1969) I give my heart to children. Kiev.

16. Sukhomlinsky, V.A. (1976) Difficult destinies. M: Knowledge, 79 p.

17. Sukhomlinsky, V.A. (2012) Flower of the sun: parables, fairy tales, stories. H., 240 p.

18. Sukhomlinsky, V.A. (1976) Selcted works: At 5 vols. Vol. 2. K.: Rad.shk., p. 429.

19. Sukhomlinsky, V.A. (2008) The artistic heritage of V.A. Sukhomlynskyi in the cultural dimension. Pedagogical bulletin, №1-2 (5-6), No.1-2 (5-6).

Сведения об авторах: Рындак Валентина Григорьевна, главный научный сотрудник Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ E-mail: valentinaryndak50@gmail.com

Баженова Юлия Алексеевна, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

E-mail: bazhenovay@yandex.ru

460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.