Научная статья на тему 'В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОЗРАСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ. ЛОГИКА, МЕХАНИЗМЫ, ТЕХНОЛОГИИ'

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОЗРАСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ. ЛОГИКА, МЕХАНИЗМЫ, ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.А. Сухомлинский / ценности / ценностные ориентации / личность / ребёнок / возрастные изменения / V.A. Sukhomlinsky / values / value orientations / personality / child / age changes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна, Южанинова Екатерина Рафаэлевна, Мороз Виктория Викторовна

Богатое педагогическое наследие В.А. Сухомлинского в силу своей глубины и уникальности даёт возможность выявить аксиологические константы педагогики, актуальные на каждом витке развития общества. Целью данной статьи является выявление логики становления ценностных ориентаций школьников в возрастном аспекте на основе опыта работы В.А. Сухомлинского в качестве педагога и директора Павлышской средней школы. Для достижения этой цели в статье решаются следующие задачи: предпринимается попытка выявления тех частей наследия В.А. Сухомлинского, которые отражают закономерности возрастного и ценностного развития школьников; синтез на их основе возрастной логики становления ценностных ориентаций; наполнение ценностей, реализованных в педагогическом процессе В.А. Сухомлинским, актуальным для современного школьника содержанием. В педагогической системе В.А. Сухомлинского можно выделить особую линию развития личности школьника – возрастные особенности становления его ценностных ориентаций, определяющих последующую жизнь человека: его будущие выборы, успехи и неудачи. Сила аксиологических идей В. А. Сухомлинского заключена в выстраивания системы работы школы на базисных общечеловеческих ценностях, в том числе на универсальной триаде: Истина –Добро – Красота. Провозгласив и реализовав сначала в опыте своей школы, а затем в педагогической теории культ Книги, Знаний, Прекрасного, – он фактически создал базисную классификацию ценностей-целей в педагогике. По мнению авторов, эта иерархия ценностей взрослеющего человека может быть актуальной и сегодня, если наполнить эти ценности актуальным содержанием в рамках педагогического процесса. Изменившиеся реалии первой трети XXI века требуют отказа от формального анализа наследия Сухомлинского, поскольку экстраполяция идей великого педагога на реалии современной школы в неизменном виде стала невозможной. Геймификация, нейросети и лавинообразный поток информации, с которыми сталкиваются современные школьники, требуют адаптации идей великого педагога и смены подхода к воспитанию, ухода от ценностного нейтралитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна, Южанинова Екатерина Рафаэлевна, Мороз Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.A. SUKHOMLINSKY ABOUT THE AGE FORMATION OF SCHOOLCHILDREN’S VALUE ORIENTATIONS. LOGIC, MECHANISMS, TECHNOLOGIES

The rich pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky by virtue of its depth and uniqueness makes it possible to identify the axiological constants of pedagogy, relevant at each stage of society development. The purpose of this article is to reveal the logic of formation of value orientations of schoolchildren in the age aspect on the basis of V.A. Sukhomlinsky’s work experience as a teacher and director of Pavlyshskaya secondary school. To achieve this goal, the article addresses the following tasks: an attempt is made to identify those parts of V.A. Sukhomlinsky’s heritage that reflect the regularities of age and value development of schoolchildren; synthesis on their basis of the age logic of the formation of value orientations; filling the values realized in the pedagogical process by V.A. Sukhomlinsky with the content relevant for modern schoolchildren. In V.A. Sukhomlinsky’s pedagogical system it is possible to distinguish a special line of development of a schoolchild’s personality – age-specific features of the formation of his value orientations, which determine the subsequent life of a person: his future choices, successes and failures. The strength of V.A. Sukhomlinsky’s axiological ideas lies in building a system of school work on basic universal values, including the universal triad: Truth – Goodness – Beauty. Having proclaimed and realized first in the experience of his school and then in the pedagogical theory the cult of Book, Knowledge, Beauty, – he actually created a basic classification of values-objectives in pedagogy. According to the authors, this hierarchy of values of an adult can be relevant today, if we fill these values with actual content within the pedagogical process. The changed realities of the first third of the XXI century require the rejection of formal analysis of Sukhomlinsky’s heritage, since extrapolation of the great pedagogue’s ideas to the realities of the modern school in an unchanged form has become impossible. Gamification, neural networks and avalanche-like flow of information, which modern schoolchildren face, require adaptation of the great teacher’s ideas and change of approach to education, departure from value neutrality.

Текст научной работы на тему «В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОЗРАСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ. ЛОГИКА, МЕХАНИЗМЫ, ТЕХНОЛОГИИ»

DOI: 10.25198/18314-6457-239-22 УДК 37(09c)+371.01(06)

Кирьякова А.В., Южанинова Е.Р., Мороз В.В.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: aida.osu@gmail.com, yuterina@yandex.ru, victoria_moroz@mail.ru

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОЗРАСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ. ЛОГИКА, МЕХАНИЗМЫ, ТЕХНОЛОГИИ

Богатое педагогическое наследие В.А. Сухомлинского в силу своей глубины и уникальности даёт возможность выявить аксиологические константы педагогики, актуальные на каждом витке развития общества. Целью данной статьи является выявление логики становления ценностных ориентаций школьников в возрастном аспекте на основе опыта работы В.А. Сухомлинского в качестве педагога и директора Павлышской средней школы. Для достижения этой цели в статье решаются следующие задачи: предпринимается попытка выявления тех частей наследия В.А. Сухомлинского, которые отражают закономерности возрастного и ценностного развития школьников; синтез на их основе возрастной логики становления ценностных ориентаций; наполнение ценностей, реализованных в педагогическом процессе В.А. Сухомлинским, актуальным для современного школьника содержанием.

В педагогической системе В.А. Сухомлинского можно выделить особую линию развития личности школьника - возрастные особенности становления его ценностных ориентаций, определяющих последующую жизнь человека: его будущие выборы, успехи и неудачи. Сила аксиологических идей В. А. Сухомлинского заключена в выстраивания системы работы школы на базисных общечеловеческих ценностях, в том числе на универсальной триаде: Истина -Добро - Красота. Провозгласив и реализовав сначала в опыте своей школы, а затем в педагогической теории культ Книги, Знаний, Прекрасного, - он фактически создал базисную классификацию ценностей-целей в педагогике. По мнению авторов, эта иерархия ценностей взрослеющего человека может быть актуальной и сегодня, если наполнить эти ценности актуальным содержанием в рамках педагогического процесса.

Изменившиеся реалии первой трети XXI века требуют отказа от формального анализа наследия Сухомлинского, поскольку экстраполяция идей великого педагога на реалии современной школы в неизменном виде стала невозможной. Геймификация, нейросети и лавинообразный поток информации, с которыми сталкиваются современные школьники, требуют адаптации идей великого педагога и смены подхода к воспитанию, ухода от ценностного нейтралитета.

Ключевые слова: В.А. Сухомлинский, ценности, ценностные ориентации, личность, ребёнок, возрастные изменения.

Kiryakova A.V., Yuzhaninova E.R., Moroz V.V.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: aida.osu@gmail.com, yuterina@yandex.ru, victoria_moroz@mail.ru

V.A. SUKHOMLINSKY ABOUT THE AGE FORMATION OF SCHOOLCHILDREN'S VALUE ORIENTATIONS. LOGIC, MECHANISMS, TECHNOLOGIES

The rich pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky by virtue of its depth and uniqueness makes it possible to identify the axiological constants of pedagogy, relevant at each stage of society development. The purpose of this article is to reveal the logic of formation of value orientations of schoolchildren in the age aspect on the basis of V.A. Sukhomlinsky's work experience as a teacher and director of Pavlyshskaya secondary school. To achieve this goal, the article addresses the following tasks: an attempt is made to identify those parts of V.A. Sukhomlinsky's heritage that reflect the regularities of age and value development of schoolchildren; synthesis on their basis of the age logic of the formation of value orientations; filling the values realized in the pedagogical process by V.A. Sukhomlinsky with the content relevant for modern schoolchildren.

In V.A. Sukhomlinsky's pedagogical system it is possible to distinguish a special line of development of a schoolchild's personality - age-specific features of the formation of his value orientations, which determine the subsequent life of a person: his future choices, successes and failures. The strength of V.A. Sukhomlinsky's axiological ideas lies in building a system of school work on basic universal values, including the universal triad: Truth - Goodness - Beauty. Having proclaimed and realized first in the experience of his school and then in the pedagogical theory the cult of Book, Knowledge, Beauty, - he actually created a basic classification of values-objectives in pedagogy. According to the authors, this hierarchy of values of an adult can be relevant today, if we fill these values with actual content within the pedagogical process.

The changed realities of the first third of the XXI century require the rejection of formal analysis of Sukhomlinsky's heritage, since extrapolation of the great pedagogue's ideas to the realities of the modern school in an unchanged form has become impossible. Gamification, neural networks and avalanche-like flow of information, which modern schoolchildren face, require adaptation of the great teacher's ideas and change of approach to education, departure from value neutrality.

Key words: V.A. Sukhomlinsky, values, value orientations, personality, child, age changes.

Новый виток развития общества, его тех-нологизация и цифровизация, распространение нейросетей и их стремительное обучение, делают процесс обучения и воспитания школьников еще более сложным. Ведь формирование ценностного и гуманистического ядра мировоззрения в таком контексте затруднено информационным шумом, а также снижением ценности человеческого познания, заменой людей и живого общения информационными системами и помощниками с искусственным интеллектом [14], [15], [17].

Произошедшие изменения могут поставить под сомнение необходимость актуализации наследия великих педагогов прошлого, ведь уже абсолютно все сферы жизни и сам Человек трансформировались до неузнаваемости. Тем не менее, в данной статье авторы ставят целью выявление логики становления ценностных ориентаций школьников в возрастном аспекте на основе опыта работы В.А. Сухомлинского в качестве педагога и директора Павлышской средней школы. Для этого поставлены следующие задачи: предпринимается попытка выявления тех частей наследия В.А. Сухомлинского, которые отражают закономерности возрастного и ценностного развития школьников; синтез на их основе возрастной логики становления ценностных ориентаций; наполнение ценностей, реализованных в педагогическом процессе В.А. Сухомлинским, актуальным для современного школьника содержанием. Основными методами исследования стали: теоретический анализ педагогических работ В.А. Сухомлинского, обобщение педагогического опыта, изучение научной литературы и материалов сети интернет.

Опыт В.А. Сухомлинского как педагога и директора школы в течение нескольких десятилетий позволил ему понять возрастную динамику ценностей школьников, выявить, апробировать и описать наиболее значимые методы и формы работы, способствующие становлению личности школьников и формированию их ценностных ориентаций, видеть этот процесс на примере нескольких поколений воспитанников [5], [6], [7], [14].

Обобщая исследования о месте ценностных ориентаций в характеристике личности

[2], [3], [4], [17], можно сделать заключение о том, что ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который «представляет собой некую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру» [2, с. 24]. В рамках данной статьи важным является мнение Х. Хекхаузена, который считает, что система ценностных ориентации - есть сложная, самоподкрепляющаяся система, способная объяснить, почему деятельность индивида достаточно инвариантна относительно ситуации и от внешних условий, и временных интервалов [12]. Ценностные ориентации - это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее [3, с. 18].

В таком понимании ценностных ориен-таций нам важен аспект переживания их личностью, что подразумевает эмоциональный и мотивационный элементы. Выделив такие элементы ценностных ориентаций, как знание (осознание объективной ценности), эмоции и мотивы (переживание этой ценности как потребности) и стремления, действия (прогнозирование будущего поведения в их целостности и взаимосвязи), можно обозначить определенные стадии процесса ориентации школьников. Обращенность в прошлое - то есть освоение, осознание ценностей общества, зафиксированных в культуре, в опыте развития цивилизации. Обращенность в настоящее - текущая жизнедеятельность школьника в пространстве семьи, школы, формальных и неформальных, в том числе цифровых, пространств. Обращенность в будущее, позволяет предположить наличие особых механизмов, с помощью кото -рых школьник в своем ценностном сознании может формировать образ своего будущего.

В педагогической аксиологии к настоящему времени накоплен значительный фонд знаний, позволяющий сформулировать ряд по-

ложений, определяющих общую логику становления и развития ценностных ориентаций:

1. Ценности не передаются в готовом виде, они созидаются самой личностью. Пройдя через «душу живую», они синтезируются из пережитых впечатлений, эмоциональных отголосков событий, полученных знаний, встреч с людьми, окружающими человека всюду.

2. Становление ценностных ориентаций подчиняется всеобщему диалектическому Закону возвышения потребностей, который имеет ряд особенностей: ненасыщаемости (процесс движения вверх не ограничивается освоением малого круга знаний, удовлетворения сиюминутного интереса, получения хорошего результата в спорте, искусстве и т. д.). Он не имеет «обратного хода».

3. Ценностные ориентации проходят, по крайней мере, три фазы развития. Фаза присвоения (встреча с человеком, который вызвал восторг; изумление от красоты мелодии, танца, природы, полюбившейся книги ...). На этом этапе происходит формирование целостного и ценностного Образа мира. Фаза преобразования на основе присвоенных ценностей (постоянное изменение отношения к себе, осознание новых ролей, успехов, меняющих статус -Формирование Образа Я). Фаза проектирования (моделирование предстоящих дел, построение планов, постановка задач, предвидение результатов, формирование Образа Будущего). Все эти действия требуют включенности, сосредоточенности работы мозга и эмоционального напряжения - таков путь обретения ценностных ориентиров жизнедеятельности.

4. Процесс становления ценностных ори-ентаций базируется на работе психологических внутренних личностных механизмов: поиск -оценка -выбор -проекция.

По мнению авторов, формирование ценностного каркаса мировоззрения ребёнка начинается очень рано, очевидно, что с первыми попытками формирования образа «я» и его отделения от окружающего мира. Поэтому уже приходя в первый класс, младший школьник несёт в себе базисную систему ценностей, формирование которой, конечно, во многом обусловлено семьёй. Целую палитру отношений к себе, миру, людям уже несёт в себе семи-

летний человек. Какие-то ценности останутся константными, на всю жизнь и практически не изменятся, т. к. функционируют на уровне бессознательного. Большинство из них уже взаимосвязаны, выстроены в определённую систему, иерархизированы и соподчинены, имеют определённую интенсивность проявления. Однозначно можно сказать, что он живет в той системе координат, что и его близкие люди: мама, папа, бабушка, брат... И чем более согласована эта система внутри семьи, тем проще и глубже закладываются основы реагирования на мир и его события, кодекс поведения, манеры, правила взаимодействия.

Голландский ученый Герт Ховстеде [13], создав гениальную модель ценностного мира человека, охарактеризовал ее так: ценностная модель имеет образ луковицы, сердцевину которой составляют сакральные ценности, а поверхностный слой - шелуха, наносные -ценностные отношения к чужим идеалам, моде, стилю, досугу, шоу бизнесу и т. д. Следовательно, мы можем утверждать, что сакральные, глубинные ценностные отношения закладываются в семье как фундамент жизни навсегда. Именно на этот фундамент будут добавляться ценности, приобретаемые детьми в школе.

Обращаясь к мыслям В.А. Сухомлинского о процессе становления и развития ценностных ориентаций школьников, нельзя не отметить магистральной идеи - позиции учителя на трудном пути Восхождения Взрослого к ценностям Детства. Великий педагог видел необходимость бережного отношения к внутреннему миру школьника. И одним из форматов проявления этого бережного отношения стало широкое использование сочинения детьми сказки как метода обучения и воспитания. Сказка решает не только задачи воспитания эстетических, нравственных и интеллектуальных качеств. Данный метод отразил психологические особенности детей младшего возраста, которые склонны к играм, фантазии, спонтанному творчеству и сочинительству. «Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных

образов, активизируют поток мысли, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления» [4, с. 316].

Именно он продемонстрировал технологию развития интеллекта в свободном полете творческого мышления. Свобода творчества в сказке, свобода самовыражения на уровне шестилетнего возраста, глубочайшее уважение и бережное отношение к индивидуальности маленького человека - суть педагогические ценности гуманиста В.А. Сухомлинского. И в конкретном методе обучения реализуются сразу несколько ценностей - свобода, созидание, творчество и игра - которые являются не только общекультурными и педагогическими, но и ценностями детства. Во многом благодаря этому, будучи еще очень молодым учителем и директором школы, Сухомлинский создает не просто школу, а «Школу радости».

«Эта школа открытия мира, наполненная широкой палитрой радостных эмоций школа, где через сказку к шестилетнему ребенку ненавязчиво и весело идет навстречу взрослый - ведущий к свету Красоты, Истины и Добра - вечных универсальных Ценностей человечества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» [5, с. 156].

Школа радости стала для шестилеток широко распахнутой дверью в большой мир, где красота природы сочетается с красотой поступков. Василий Александрович, завершая урок в осеннем саду, дает ребятам по две грозди винограда одну - для школьника, другую - его маме. Это побуждение к поступку, который убедит в том, что добрый жест - радость другого - это источник радости и для себя! Потом, во взрослой жизни они тысячу раз убедятся в этой истинной радости добрых поступков для других людей... Этот, казалось бы, небольшой приём воспитания, по сути является прекрасной трансляцией ценностей

добра, дарения радости, созидания отношений с Близким. На наш взгляд, в эпоху минимизации тепла человеческого взаимодействия подобные приёмы обучения и воспитания могут противостоять отчуждению, поскольку детское сердце очень живо откликается на эмоции радости близких людей.

Важный этап становления личности - подростковый период - неоднозначен не только в контексте психо-физиологических изменений школьника, но и в контексте развития ценностных ориентаций. Если младший школьник - носитель ценностей семьи и взрослых, то в подростковый период может произойти аннигиляция уже имеющегося ценностного фундамента. Бунтарство, слом рамок, попытка самоутверждения подростка, в том числе неконструктивными способами, могут как добавить новые ценности в мировоззрение становящегося человека, девальвировать некоторые имеющиеся, так и сменить иерархию оставшихся.

В этой перестройке ценностного самосознания личности неизбежны потери, но они могут стать гораздо меньшими, если в этот момент становления системы ориентиров будут создаваться условия уважения к «сомневающейся личности», к трудностям возраста и будут учтены актуальные и потенциальные потребности подростка. Часто рост значимости для подростка ценностей гуманистического и эстетического характера, тяга к Человеку и Красоте, как социально и личностно значимым ценностям, происходит в большей степени стихийно, чем под влиянием организованного педагогического процесса школы, часто вопреки ему. Переход к юношеству может снова актуализировать те ценности, ко -торые школьник взял из семьи. К сожалению, явление ценностной перестройки в данный возрастной период еще недостаточно описано в педагогике и психологии.

Для В.А. Сухомлинского очевидным было, что самопознание, самоутверждение, столь важные в этот период, «немыслимы без идеала, без образца, который волнует, восхищает, изумляет, воодушевляет подростка, юношу, девушку. Воодушевление, восхищение идеалом рождают стремление быть хорошим, пробуждают мысли о самом себе, учат видеть

в себе хорошее и плохое. Воспитанник начинает сознательно испытывать свои волевые и моральные силы, как бы проверяя себя» [9, с. 8]. Для В.А. Сухомлинского идеал представляет собой образец, отражающий перспективу развития личности; мотив совершенствования личности; совокупность ценностей, которые соответствуют потребностям развивающейся личности; критерий ценностных ориентаций личности [1, с. 26]. Поэтому вслед за работой со сказкой приходит ценность Книги, где нашли воплощение многие идеалы. Именно книга является главным инструментом развития мышления.

Учение для В.А. Сухомлинского - это, прежде всего, работа с книгой. В Павлыше создан культ книги. Уметь читать и перечитывать книги, выбрать книгу, прочитать за школьные годы 200 книг из золотого фонда мировой литературы, - это обязательное требование к ребятам. В.А. Сухомлинский, несмотря на явный дефицит зарубежной и отечественной классики, обеспечил полный набор книг, составляющий золотой фонд для самостоятельного чтения.

Старшеклассник должен размышлять. Это его труд души. В письмах к сыну Сухомлинский ведет разговор на равных. Разговор о сложностях и неоднозначности времени, о мире людей, противоречий и об исповедальных сокровенных ситуациях. Проходит время, а эти рассуждения о главном не стареют, не теряют актуальности. Юношество первой трети 21 века - это особое племя. Непокорное, компьютерное, самовлюбленное, амбициозное. Но, как и прежде, каждого из них волнуют вечные вопросы любви и дружбы, счастья и предательства.

В. А. Сухомлинский считал необходимым превратить образование в важнейшую жизненную ценность. В связи с этим в своей системе воспитания всесторонне развитой личности он постоянно работал над формированием у школьников неутолимой любознательности, стремления к самообразованию.

В. А. Сухомлинский, как учитель, видел в качестве одной из важнейших задач обучения постоянное стимулирование и поддерживание здорового любопытства, желания узнать новое, интересное. В результате многолетнего

творческого поиска он систематизировал специальные методы и приемы, которые могут стать мощным стимулом к познанию, сформируют и разовьют интерес к учебе ( стимулирование творческих вопросов, поиск узелков знаний, построение цепочки мысли и др.). В этом дидактические идеи В.А. Сухомлинского перекликаются с утверждением Аристотеля о том, что «.все от природы стремятся к знанию», пользуясь при этом «искусством и рассуждениями, и все это начинается с «удивления».

Педагог сделал акцент на потребности человека в личностном самосовершенствовании в процессе образования. Таким образом, интеллектуальный труд человека в процессе учебы открывает путь к счастью. В понятие «умственный труд» учитель вкладывал широкий философский смысл. Только в результатах умственного труда человек может увидеть отражение своего внутреннего «Я», может самореализоваться как личность, добиться определенных высот в жизни. Умственный труд обогащает человека духовно. В.А. Су-хомлинский был убежден, что творческий интеллектуальный труд - важнейший источник счастья человека [14, с. 313].

На наш взгляд, если продолжать опираться на естественное любопытство человека и его эпигенетически обусловленную склонность к развитию и совершенствованию, но по-новому наполнить содержанием ценность интеллектуального труда, знания и развития для современного школьника (с акцентом на интерес, созидание, амбиции), то все методы и приёмы В.А. Сухомлинского можно использовать и в современной школе. Однако, авторы пока затрудняются с ответом на вопрос, чем возможно заменить книгу на фоне массового снижения интереса к чтению со стороны школьников. Являются ли видеоролики и под-касты, предпочитаемые подрастающим поколением, достаточно развивающими детский и подростковый мозг - пока неясно.

Итак, опыт В.А. Сухомлинского как педагога и директора школы в течение нескольких десятилетий позволил ему понять возрастную динамику ценностей школьников, выявить, апробировать и описать наиболее значимые методы и формы работы, способствующие становлению личности школьников и форми-

рованию их ценностных ориентаций, видеть этот процесс на примере нескольких поколений воспитанников.

Для современного юношества задача самореализации и развития стала острее на фоне ярко проявленной в интернете конкуренции, поэтому ценности роста, развития, самопознания и самореализации по-прежнему актуальны. И педагогический фонд методов и приёмов В.А. Сухомлинского по-прежнему может использоваться педагогами с поправкой

на дополнение методов работы с книгой методами работы с видеороликами и подкастами.

За конкретными событиями и яркими формами деятельности педагогического коллектива, который В.А. Сухомлинский возглавлял 26 лет, обнаруживается смысл восхождения школьников к ценностям культуры, раскрываются личностные механизмы взросления - обретения ценностных ориентаций как стержневых элементов мировоззрения и жизни.

20.06.2023

Список литературы:

1. Гвалдин, А.В. Диалогичность - актуальная характеристика и требование современной воспитательной практики. К столетию со дня рождения В.А. Сухомлинского // Известия ВГПУ. - 2019. - С. 24-29.

2. Здравомыслов, А. Г., Ядов, В. А. Человек и его работа в СССР и после: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект-пресс, 2003. - 485 с.

3. Кирьякова, А.В., Мороз, В.В. Аксиологические доминанты развития личности в цифровом мире // Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном обществе / Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - Рязань, 2021. - С. 73-76.

4. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. - Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996. - 188 с.

5. Рындак, В.Г. Гуманизм В.А. Сухомлинского вне времени и политики (эскизы к биографии) // Психолого-педагогический поиск. - 2018. - №2 (46). - С. 90-103.

6. Сахаров, В.А. Этическое просвещение как эмоционально-ценностная технология нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Вестник Вятского государственного университета. - 2011. - №3. - С. 119-124.

7. Смолонский, С.И. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - №4. - С. 179-181

8. Соловейчик, С.Л. Час ученичества. - М., 1972. - 256 с.

9. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа. Избр. пед. соч. в 3-х томах. - Т.2. - М.,1980.

10. Сухомлинский, В.А. Письма к сыну: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. - 120 с.

11. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - М., 2018. - 320 с.

12. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения. - Санкт-Петербург: Речь, 2001. - 256 с.

13. Хофстеде, Г. Последствия культуры. - 1980.

14. Челпаченко, Т.В. Философские аспекты дидактической системы В.А. Сухомлинского // Вестник ОГУ. - 2011. - №17. -С. 312-318.

15. Южанинова, Е.Р. Преподаватель и образование в цифровом мире: вызовы и перспективы // Глобальный научный потенциал. - 2021. - №6 (123). - С. 61-63.

16. Южанинова, Е.Р. Сетевое поколение: аксиологический профиль в аксиосфере интернета и особенности педагогической работы в вузе // Alma mater (вестник высшей школы). 2018. - №11. - С. 50-53.

17. Kiryakova, A.V., Moroz, V.V., Yuzhaninova, E.R. Education transformation axiological dominants // Global scientific potential. 2022. -№3. - P. 25-28.

18. Yuzhaninova, E.R., Moroz, V.V. Personality, teacher and education in the digital world: challenges and prospect // Global scientific potential. - 2021. - №9. - P. 30-33.

References:

1. Gvaldin, A.V. (2019) Dialogicity is an actual characteristic and requirement of modern educational practice. To the centenary of the birth of V.A. Sukhomlinsky. Proceedings of the VGPU, pp. 24-29.

2. Zdravomyslov, A.G., Yadov, V.A. (2003) Man and his work in the USSR and after: a textbook for universities. 2nd ed., rev. and additional. M.: Aspect-press, 485 p.

3. Kiryakova, A.V., Moroz, V.V. (2021) Axiological dominants of personality development in the digital world//Priorities and values of education and personality development in modern society. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Ryazan, pp. 73-76.

4. Kiryakova, A.V. (1996) The theory ofpersonality orientation in the world of values: monograph. Orenburg: Publishing House of the Orenburg State Pedagogical Institute, 188 p.

5. Ryndak, V.G. (2018) Humanism V.A. Sukhomlinsky outside of time and politics (sketches for a biography). Psychological and pedagogical search, No. 2 (46), pp. 90-103.

6. Sakharov, V.A. (2011) Ethical education as an emotional and value technology of moral education of schoolchildren in the pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky. Bulletin of the Vyatka State University, No. 3, pp. 119-124.

7. Smolonsky, S.I. (2013) Spiritual and moral education in the pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky. Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, No. 4, pp. 179-181

8. Soloveichik, S.L. (1972) The hour of apprenticeship. M., 256 p.

9. Sukhomlinsky, V.A. (1980) Pavlyshskaya secondary school. Fav. ped. op. in 3 volumes. V.2. M.

10. Sukhomlinsky, V.A. (1987) Letters to the son: book. for students. M.: Enlightenment, 120 p.

11. Sukhomlinsky, V.A. (2018) I give my heart to children. M., 320 p.

12. Hekhauzen, H. (2001) Psychology of achievement motivation. St. Petersburg: Speech, 256 p.

13. Hofstede, G. (1980) Consequences of culture.

14. Chelpachenko, T.V. (2011) Philosophical aspects of the didactic system of V.A. Sukhomlinsky. Bulletin of OSU, No. 17, pp. 312-318.

15. Yuzhaninova, E.R. (2021) Teacher and education in the digital world: challenges and prospects. Global scientific potential, No. 6 (123), pp. 61-63.

16. Yuzhaninova, E.R. (2018) Network generation: an axiological profile in the axiosphere of the Internet and features of pedagogical work at a university. Alma mater (higher school bulletin), No. 11, pp. 50-53.

17. Kiryakova, A.V., Moroz, V.V., Yuzhaninova, E.R. (2022) Education transformation axiological dominants. Global scientific potential,№3, pp. 25-28.

18. Yuzhaninova, E.R., Moroz, V.V. (2021) Personality, teacher and education in the digital world: challenges and prospect. Global scientific potential, No. 9, pp. 30-33.

Сведения об авторах:

Кирьякова Аида Васильевна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Института социальных и гуманитарных наук Оренбургского государственного университета,

доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20303, тел. (3532)372591 E-mail: aida.osu@gmail.com

Южанинова Екатерина Рафаэлевна, профессор кафедры философии, культурологии и социологии Института социальных и гуманитарных наук Оренбургского государственного университета,

доктор педагогических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20805, тел. (3532)372433 E-mail: yuterina@yandex.ru

Мороз Виктория Викторовна, профессор кафедры иностранных языков Института языков и культур Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20614, тел. (3532)372574 E-mail: victoria_moroz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.