Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народная педагогика / принципы обучения / трансформация образования / педагогика здоровья / саморазвитие обучающихся / folk pedagogy / teaching principles / education transformation / health pedagogy / self-development of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неволина Виктория Васильевна

В год педагога и наставника, который объявлен президентом России В.В. Путиным, особое внимание уделяется роли педагогической профессии в современной жизни. В статье рассматривается актуальность научно-педагогического наследия В.А. Сухомлинского в современных реалиях трансформации образования. Особое внимание уделяется проблемам саморазвития обучающихся и продолжение реализации идей с позиции их актуализации в современном образовании. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность обучающегося как самую главную жизненную ценность. Уникальность и прогностичность принципов работы В.А. Сухомлинского проявляется в области современного воспитания, педагогической психологии, теории личности, возрастной психологии. Педагогноватор воспитывал в обучающихся чувство собственного достоинства. Его воспитание трудом, коллективом, словом, красотой, природой было ориентировано на нравственность и духовность, на формирование мыслящего субъекта. Конструктивные идеи и новаторский опыт педагога-практика В.А. Сухомлинского не утратили своей актуальности и сегодня. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях В.А. Сухомлинского. В продолжение его идей рассматриваем педагогическую деятельность как профилактическую медицину для общества в целом, поскольку воспитанные и образованные люди вносят вклад в устойчивое развитие общества и предупреждают многие социальные проблемы и это является побуждающим фактором здоровьесберегающего образа жизни. Обобщение опыта практической работы реализуется на основе проведения дискуссионных форумов, деловых игр, семинаров, круглых столов, на которых обсуждаются вопросы соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе. Реализация организационных форм взаимодействия обеспечивает возможности для активного диалога субъектов образовательного процесса в рамках актуализации идей педагогического наследия В.А. Сухомлинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неволина Виктория Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF V.A. SUKHOMLINSKY AND MODERNITY

In the year of the teacher and mentor, which was announced by the President of Russia V.V. Putin, special attention is paid to the role of the teaching profession in modern life. The article discusses the relevance of the scientific and pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky in modern realities of education transformation. Particular attention is paid to the problems of self-development of students and the continuation of the implementation of ideas from the standpoint of their actualization in modern education. Folk pedagogy Sukhomlinsky recognized the personality of the student as the most important life value. The uniqueness and predictability of the principles of V.A. Sukhomlinsky manifests itself in the field of modern education, educational psychology, personality theory, developmental psychology. The teacher-innovator brought up self-esteem in students. His upbringing by work, team, word, beauty, nature was focused on morality and spirituality, on the formation of a thinking subject. Constructive ideas and innovative experience of the teacher-practitioner V.A. Sukhomlinsky have not lost their relevance today. For example, environmental education in modern schools is based on the ideas of V.A. Sukhomlinsky. In continuation of his ideas, we consider pedagogical activity as preventive medicine for society as a whole, since educated and educated people contribute to the sustainable development of society and prevent many social problems, and this is a motivating factor in a health-saving lifestyle. Generalization of practical work experience is realized on the basis of discussion forums, business games, seminars, round tables, where issues of compliance with the principles of health-saving pedagogy in the educational process are discussed. The implementation of organizational forms of interaction provides opportunities for an active dialogue between the subjects of the educational process in the framework of updating the ideas of the pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ»

DOI: 10.25198/1814-6457-239-631 УДК 37.091

Неволина В.В.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: nevolina-v@yandex.ru

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ

В год педагога и наставника, который объявлен президентом России В.В. Путиным, особое внимание уделяется роли педагогической профессии в современной жизни. В статье рассматривается актуальность научно-педагогического наследия В.А. Сухомлинского в современных реалиях трансформации образования. Особое внимание уделяется проблемам саморазвития обучающихся и продолжение реализации идей с позиции их актуализации в современном образовании.

Народная педагогика Сухомлинского признавала личность обучающегося как самую главную жизненную ценность. Уникальность и прогностичность принципов работы В.А. Сухомлинского проявляется в области современного воспитания, педагогической психологии, теории личности, возрастной психологии. Педагог-новатор воспитывал в обучающихся чувство собственного достоинства. Его воспитание трудом, коллективом, словом, красотой, природой было ориентировано на нравственность и духовность, на формирование мыслящего субъекта.

Конструктивные идеи и новаторский опыт педагога-практика В.А. Сухомлинского не утратили своей актуальности и сегодня. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях В.А. Сухомлинского. В продолжение его идей рассматриваем педагогическую деятельность как профилактическую медицину для общества в целом, поскольку воспитанные и образованные люди вносят вклад в устойчивое развитие общества и предупреждают многие социальные проблемы и это является побуждающим фактором здоровьесберегающего образа жизни. Обобщение опыта практической работы реализуется на основе проведения дискуссионных форумов, деловых игр, семинаров, круглых столов, на которых обсуждаются вопросы соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе. Реализация организационных форм взаимодействия обеспечивает возможности для активного диалога субъектов образовательного процесса в рамках актуализации идей педагогического наследия В.А. Сухомлинского.

Ключевые слова: народная педагогика, принципы обучения, трансформация образования, педагогика здоровья, саморазвитие обучающихся.

Nevolina V.V.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: nevolina-v@yandex.ru

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF V.A. SUKHOMLINSKY AND MODERNITY

In the year of the teacher and mentor, which was announced by the President of Russia V.V. Putin, special attention is paid to the role of the teaching profession in modern life. The article discusses the relevance of the scientific and pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky in modern realities of education transformation. Particular attention is paid to the problems of self-development of students and the continuation of the implementation of ideas from the standpoint of their actualization in modern education.

Folk pedagogy Sukhomlinsky recognized the personality of the student as the most important life value. The uniqueness and predictability of the principles of V.A. Sukhomlinsky manifests itself in the field of modern education, educational psychology, personality theory, developmental psychology. The teacher-innovator brought up self-esteem in students. His upbringing by work, team, word, beauty, nature was focused on morality and spirituality, on the formation of a thinking subject.

Constructive ideas and innovative experience of the teacher-practitioner V.A. Sukhomlinsky have not lost their relevance today. For example, environmental education in modern schools is based on the ideas of V.A. Sukhomlinsky. In continuation of his ideas, we consider pedagogical activity as preventive medicine for society as a whole, since educated and educated people contribute to the sustainable development of society and prevent many social problems, and this is a motivating factor in a health-saving lifestyle. Generalization of practical work experience is realized on the basis of discussion forums, business games, seminars, round tables, where issues of compliance with the principles of health-saving pedagogy in the educational process are discussed. The implementation of organizational forms of interaction provides opportunities for an active dialogue between the subjects of the educational process in the framework of updating the ideas of the pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky.

Key words: folk pedagogy, teaching principles, education transformation, health pedagogy, self-development of students.

Обращение к научно-педагогическому наследию В.А. Сухомлинского создает возможность рассмотрения его теоретических положений и практических идей как ретроспективном, так и перспективном ракурсах. Его новаторский опыт и исследовательские идеи способствует построению комплексной педагогической теории, направленной на обогащение научного знания. Плодотворное научное наследие Василия Александровича рассматриваем как историко-педагогический источник новых путей развития современного образования. Его научно-педагогические идеи направлены на созидание образовательной реальности, убежденность в реализации своих воспитательных идей на основе любви к детям. Призвание В.А. Сухомлинского состоит в проектах и работе с детьми: создатель лаборатории педагогических методик организовал свою школу как научное учреждение и всю свою жизнь проработал в ней. [11], [13].

В книге «Сердце отдаю детям» он отмечает, что «Забота о здоровье - важнейший труд воспитателя. От бодрости и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы» [14]. Су-хомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно и системно в творческом коллективе. Данный подход позволил ему достигать значительных результатов в воспитании обучающихся. Ценными и актуальными являются идеи Василия Александровича по поводу вопросов формирования творческой индивидуальности обучающихся. Педагог-исследователь В. А. Сухомлинский подчеркивал, что прежде всего человек развивается и воспитывается для самого себя как субъекта созидательной деятельности, для того чтобы быть счастливым и нести добро людям [12], [13].

Современное общество и образование идут по пути трансформации и инновационных изменений. В условиях информатизации нашей реальности появляется новый тип обучающегося, самостоятельно формирующий свою образовательную стратегию, нацеленный на персонализацию самообразования, самоактуализации и саморазвития. Необходим индивидуальный подход к образованию и воспитанию каждой личности, нужен персональный проект ее становления и развития.

Новая информационно-коммуникационная среда способствует ряду трансформаций: изменение привычных способов мыслительной деятельности человека; разрыв традиционных взаимозависимостей; рост интеллектуальной эмоциональной физической и психологической напряженности. Данные преобразования способствуют появлению стрессов, нарушениям физического и психического развития личности, что в свою очередь оказывает определенное влияние на процессы самоактуализации и самореализации личности [1], [3], [5].

Интенсивность информационных потоков определяет развитие человека как потребителя современной сетевой культуры. И эти процессы оказывают существенное воздействие на физическое, психическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающегося. Происходят изменения в направленности мотивации личности. Сегодня личность как активный субъект взаимодействия (педагоги, обучающиеся, коллектив, друзья) должна быть мотивирована на самостоятельную деятельность, на развитие собственной субъектности, построение собственной стратегии саморазвития. Преобразование личности направлено на самореализацию и саморазвитие [5], [15]. И здесь несомненен потенциал и прогностическая роль педагогических идей В.А. Сухомлинского о системе кол -лективного взаимодействия субъектов, которые существенным образом влияют на становление личности.

Главным принципом обучения В.А. Сухом-линского были шаги каждого обучающегося от успеха к успеху, радость труда по обретению знаний. Основа успешности воспитания личности сводится к духовному обогащению личности ребенка через общение и взаимодействие. Такое воспитание делает человека коммуникабельным, терпимым и выступает залогом человеческого счастья [13].

Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую главную жизненную ценность. Отмечаем уникальность и прогностичность научно-педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в области педагогической психологии, возрастной психологии, теории воспитания, теории личности [11]—[14].

Обобщение новаторского опыта практической работы Василия Александровича по реали-

зации организационных форм взаимодействия участников образовательного процесса актуализирует идеи здоровьесберегающей педагогики. На основе анализа продуктов деятельности и практического опыта осуществляем осмысление и систематизацию материалов просветительской, профилактической, социально-воспитательной работы в рамках актуализации идей здоровьесберегающей педагогики [3], [8]. Его идеи относительно саморазвития личности, проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными в связи с тем, что кризисные явления в обществе способствуют изменению учебно-познавательной мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Современный темп экономического и социокультурного развития общества снижает потребность формирования стабильной привычки систематически сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. Как известно, сохранение здоровья связано не только с развитием медицины, но и с осознанной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, превращению здорового образ жизни в фундаментальную составляющую образа «Я-концепции» [4].

В сложившейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья обучающихся. В национальных целях развития Российской Федерации до 2030 подчеркивается ориентация на сохранение населения, здоровье и благополучие. Здоровьесбережение в образовательном процессе обеспечивается посредством применения технологий, направленных на сохранение и восстановление здоровья субъектов, как в образовательном процессе в целом, так и в отдельных областях и направлениях деятельности.

В Оренбургском государственном университете особое внимание уделяется формированию здоровьесберегающей образовательной среды и ориентации педагогического процесса не только на интеллектуальное развитие, но и на формирование моральных аспектов, этических целей, социальной жизни и здорового образа жизни обучающихся.

В продолжение идей В.А. Сухомлинского, педагогическую деятельность рассматриваем как профилактическую медицину для каждого конкретного человека и общества в целом, поскольку воспитанные и образованные люди вносят целенаправленный вклад в развитие общества и предупреждают многие социальные проблемы. Педагогическая деятельность должна быть ориентирована не только на интеллектуальное развитие, но и на формирование моральных аспектов, этических целей, социальной жизни и здорового образа жизни всех субъектов образовательного процесса. В контексте изучаемой темы рассматриваем индивидуальное здоровье и его сохранение ( индивидуальные практики здоровьесбережения и менеджмента здоровья); гуманное и этическое отношение к здоровью в контексте будущей профессиональной деятельности (этические и деонтологические знания и навыки); распространение знаний о профилактике и здоровом образе жизни, в контексте учебной, общественной, практической деятельности (формирование здоровьесберегающей позиции субъектов образовательного процесса).

Во-многом, от педагога зависит, какое воздействие на здоровье обучающихся оказывает образовательный процесс. Требования к современному преподавателю - не только обладать познаниями в области информационно-коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности, стремиться к самообразованию на постоянной основе. Интеграция медиаресурсов как совокупность накопленных информационных продуктов СМИ с целью последующего использования, в образовательный процесс обладает высоким приоритетом. Использование медиаресурсов в образовательном процессе рассматриваем в трех аспектах: организационно-педагогическом, психолого-педагогическом, учебно-воспитательном аспектах. С одной стороны, применение медиаресурсов способствует развитию у обучающихся памяти, внимания, мышления, познавательного интереса, мотивации, творческой деятельности, коммуникативных навыков; позволяют осуществлять индивидуальный подход, повысить наглядность и информативность учебного материала; способствуют повышению качества педагогической

деятельности. С другой стороны, постоянное использование медиаресурсов может вызывать зависимость; ухудшение физиологического состояния и здоровья обучающегося (малоподвижный образ жизни); развитие клипового мышления и неспособность критически воспринимать информацию; снижение речевой активности обучающегося (характерно для форм дистанционного обучения) [15], [16].

Развитие личностных качеств и формирование профессиональных компетенций определяется мировоззрением, ценностными ориентирами и целями молодого специалиста. Дисциплины гуманитарного цикла обучения закладывают основы для формирования целостного и систематического мировоззрения студента, основанного на понимании ценности и неповторимости человеческой жизни. Реализуется этический и аксиологический подход к здоровью как комплексной и дискуссионной проблеме — медицинской, психологической, педагогической, культурно-философской, общественной. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также всех его участников, направлено на сохранение их психического и физического здоровья, на содействие развитию партнерского взаимодействия участников образовательного процесса.

Реализация идей здоровьесберегающей педагогики осуществляется на кафедре общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета в рамках проведения различных форм взаимодействия, осуществляемых как в очной форме, так и в дистанционном и гибридном форматах. Ежегодно проводятся дискуссионные форумы, деловые игры, семинары, круглые столы, на которых обсуждаются вопросы соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе (не нанесения вреда; приоритета действенной заботы о здоровье студентов и педагогов; непрерывности и преемственности; субъект-субъектного взаимодействия; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих, развивающих педагогических воздействий; формирования ответственности студента за свое здоровье и др.), а также практической реализации мероприятий, нацеленных на сбе-

режение, обеспечение охраны и укрепления здоровья обучающихся, создания оптимальных условий для работы педагогов.

Обмен опытом с участниками из разных организаций дает неоценимые знания в реализации проектов здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе: влияние медиаресурсов на здоровье субъектов образовательного процесса; формирование здоровьесберегающей образовательной среды и реализации здоровьес-берегающих технологий в профессионально-педагогическом и инженерном образовании; психолого-педагогического сопровождение как ресурс сбережения здоровья обучающихся; формирования здорового образа жизни студентов на основе механизмов рефлексии.

Так, проведение круглого стола на тему «Педагогика здоровья» позволило рассмотреть особенности саморазвития личности в юношеском возрасте, показать широкий диапазон возможностей самоактуализации в нашем университете во время обучения. Здоровьесбере-гающая педагогика занимается изысканием воздействия образовательной среды и образовательного процесса на здоровье личности [7].

Здоровьесберегающие образовательные технологии позволяют организовать образовательный процесс на всех его уровнях, при котором качественное обучение, воспитание и развитие студентов осуществляется без нанесения ущерба их здоровью в аксиологическом, гносеологическом, эмоционально-волевом, экологическом, и физкультурно-оздоровительном аспектах [6], [9], [10]. Применение здоровьесбе-регающих технологий значительно усиливается неудовлетворительным состоянием здоровья студентов российских вузов.

Решением данной проблемы должен выступать комплексный подход, который включает в себя не только профилактику, диагностику и лечение заболеваний, но и грамотное применение здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе, сочетающее в себе принципы педагогики сотрудничества и эффективных педагогических техник. Особую роль в повышении мотивации студентов вести здоровый и активный образ жизни могут сыграть инновационные технологии, способствующие развитию желания и интереса к сохранению собственного здоровья и объединяющие в себе

проектные, игровые и исследовательские технологии (питчинг на тему здоровьесбережения, семинар-митап, хакатон здоровья, квесты и антиконференции). Расширение валеологического аспекта во внутривузовском и межпредметном содержании университетского образования позволит готовить «эффективных», творческих и востребованных на рынке труда специалистов [2].

В рамках сотрудничества коллектива кафедры общей и профессиональной педагогики ОГУ со школами города и Оренбургской области также реализуются принципы здоровьесберега-ющей педагогики, направленные на формирование, сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся с разными образовательными потребностями посредством использования здоровьесберегающих технологий. Совместные проекты реализуются на основе создания организационно-педагогических условий актуализации здоровьесберегающего и личностного потенциала субъектов образовательного процесса; совершенствования педагогических и управленческих процессов на основе обобщения, распространения и внедрения

инновационных педагогических технологий; развития профессиональной компетентности педагогического коллектива по реализации методик здоровьесбережения; адресной помощи в разработке индивидуального маршрута обучения с мотивацией на достижение успеха; ранней профессиональной ориентации Университетом учащихся; развития предпрофильной подготовки и профильного обучения; развития и совершенствования научно-исследовательской работы с учащимися [7].

Реализация организационных форм взаимодействия обеспечивает возможности для активного диалога всех участников образовательного процесса в рамках актуализации идей педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Создание таких площадок для диалога - это возможность продолжения идей В.А. Сухомлинского в обсуждении проблем по обмену опытом и реализации идей педагогики, основанной на принципах сохранения и сбережения здоровья всех субъектов образовательного взаимодействия, совершенствования процесса проектирования и реализации здоровьесберегающей образовательной среды.

05.07.2023

Список литературы:

1. Белоус О.В. Здоровьесберегающие технологии в условиях образовательного пространства / О.В. Белоус, В.Г. Василенко, Е.Б. Тютюнникова, Ж.А. Арушанян // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - №4. - С. 86-93.

2. Гараева Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учеб. пособие. - Оренбург: ОГУ - 2013. - 175 с.

3. Грохольская Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского // История и педагогика естествознания. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskie-idei-i-novatorskiy-opyt-v-a-suhomlinskogo (дата обращения: 06.07.2023).

4. Дыхан Л.Б., Кукушин В.С. Педагогическая валеология: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 528 с. (Серия «Педагогическое образование»).

5. Коновалов А.А. Влияние современной цифровой среды на психическое здоровье / А.А. Коновалов, Е. Д. Божкова // Медицинский альманах. - 2021. - №1(66). - С. 6-15.

6. Медведева Н.А., Кашицына Л.В. Здоровьесберегающие образовательные технологии: учеб. пособие. - Саратов: Саратовский источник, 2018. - 84 с.

7. Неволина В.В. Концепция здоровьесберегающего образования в пространстве диалога в рамках проведения круглого стола на тему «Педагогика здоровья» / Современное общество, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: монография // В.В. Неволина, Е.А. Гараева, В.М. Иванова, Н.А. Жабина, Т.А. Магдина. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2023. - С. 158-168.

8. Родчанин, Е. Г. Гуманист. Мыслитель. Педагог [Текст]: об идеалах В. А. Сухомлинского / Е. Г. Родчанин, И.А. Зязюн. - М.: Педагогика, 1991 - 107с.

9. Савченко М.Б. Формирование эффективных подходов к созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения / М.Б. Савченко, Г.В. Хвалебо, И.А. Сыроваткина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - №10 (176). - С. 309-313.

10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. - 320 с.

11. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека [Текст]: Педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990 - 286,

12. Сухомлинский, В. А. Мудрость родительской любви [Текст]: сборник / В. А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1988 -303 с.

13. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - М.: Знание, 1978 - 96 с.

14. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - Киев.: Рад. школа, 1972 - 244 с.

15. Фетисов А. С. Проблемы формирования здоровьесбережения в цифровом образовании / А.С. Фетисов, И.В. Аристова // Перспективы науки. - 2019. - №2(113). - С. 231-234.

16. Хижная А.В. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательной организации / А.В. Хижная, Е.М. Воликова, Н.В. Макарова, А.Е. Булганина, К.В. Белоусова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2021. - №1. - С. 344-350.

References:

1. Belous, O.V., Vasilenko, V.G., Tyutyunnikova, E.B. and Arushanyan, Zh.A. (2022) Health-saving technologies in the conditions of educational spaceManagement of education: theory and practice, No. 4, pp. 86-93.

2. Garayeva, E.A. (2013) Health-saving technologies in professional and pedagogical education: textbook. Orenburg: OGU, 175 p.

3. (2018) Groholskaya Pedagogical ideas and innovative experience of V.A. Sukhomlinsky. History and pedagogy of natural sciences, №№3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7pedagogicheskie-idei-i-novatorskiy-opyt-v-a-suhomlinskogo (date of access: 07/06/2023).

4. Dykhan, L.B. and Kukushin, V.S. (2005) Pedagogical valeology: textbook. Rostov n / D: Publishing Center "Mart", 528 p. (Series "Pedagogical education").

5. Konovalov, A.A. and Bozhkova, E.D. (2021) Influence ofthe modern digital environment on mental health. Medical almanac, No. 1 (66), pp. 6-15.

6. Medvedeva N.A. and Kashitsyna L.V. (2018) Health-saving educational technologies: textbook. allowance. Saratov: Saratov source, 84 p.

7. Nevolina, V.V., Garaeva, E.A. Ivanova, V.M., Zhabina, N.A. and Magdin, T.A. (2023) The concept of health-saving education in the space of dialogue within the framework of a round table on the topic "Health Pedagogy". Modern society, science and education: topical issues, achievements and innovations: monograph. Penza: ICNS "Science and Education", pp. 158-168.

8. Rodchanin, E.G. and Zyazyun I.A. (1991) Humanist. Thinker. Teacher: about the ideals of V A. Sukhomlinsky. M.: Pedagogy, 107 p.

9. Savchenko, M.B., Khvalebo, G.V. and Syrovatkina, I.A. (2019) Formation of effective approaches to the creation of a health-saving environment of an educational institution. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgaft, No. 10 (176), pp. 309-313.

10. Smirnov, N.K. (2006) Health-saving educational technologies and health psychology at school. 2nd ed., Rev. and additional M.: ARKTI, 320 p.

11. Sukhomlinsky, V.A. (1990) How to raise a real person: Pedagogical heritage. M.: Pedagogy, 286 p.

12. Sukhomlinsky, V.A. (1988) Wisdom ofparental love: collection. M.: Young Guard, 303 p.

13. Sukhomlinsky, V.A. (1978) Parental Pedagogy. M.: Knowledge, 96 p.

14. Sukhomlinsky, V.A. (1972) I give my heart to children. 2nd ed. Kyiv.: Glad. school, 244 p.

15. Fetisov, A.S. and Aristova I.V. (2019) Problems of formation of health saving in digital education. Prospects of science, No. 2 (113), pp. 231-234.

16. Hizhnaya, A.V., Volikova, E.M., Makarova, N.V., Bulganin, A.E., and Belousova, K.V. (2021) The role of health-saving technologies in the educational organization. Innovative economy: prospects for development and improvement, No. 1, pp. 344-350.

Сведения об авторе:

Неволина Виктория Васильевна, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук доцент ORCID iD 0000-0002-3506-1335 Е-mail: nevolina-v@yandex.ru

460018, Оренбург, пр-т Победы 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.