УДК 37 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10183
Использование педагогических подходов и организационных условий подготовки курсантов
ведомственных вузов
Use of Pedagogical Approaches and Organizational Conditions for Training Cadets of Departmental Institutions
Игорь Вадимович ОГУРЦОВ,
кафедра боевой и тактико-специальной подготовки Вологодского института права и экономики ФСИН России
E-mail: [email protected]
Юрий Александрович ЯНЧЕНКОВ,
кафедра боевой, физической и тактико-специальной подготовки Санкт-Петербургского университета ФСИН России
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения педагогических подходов в обучении и профессионального развития при осуществлении самостоятельной профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Рассмотрены организационные и педагогические условия обучения сотрудников в процессе ведомственной подготовки как совокупность внешних обстоятельств организационного процесса и внутренних особенностей личности сотрудника, от которых зависит формирование профессиональных и личностных качеств личности квалифицированного специалиста.
Ключевые слова: педагогические подходы; профессиональная подготовка; формы и методы обучения; обеспечение безопасности; формирование личности.
О беспечение педагогических подходов в ведомственных вузах при обучении курсантов безопасности человека в различных условиях жизнедеятельности рассматривается при изучении не только специальных дисциплин, отражающих их будущую профессию, но и в общекультурных дисциплинах.
Основу любого развития составляют изменения, определяемые противоречиями. В учебной деятельности курсантов этими противоречиями, очевидно, являются трудности, которые выяв-
Abstract. The article deals with the application of pedagogical approaches in training and professional development in the implementation of independent professional activities of law enforcement officers. Organizational and pedagogical conditions of employee training in the process of departmental training are considered as a set of external circumstances of the organizational process and internal features of the employee's personality, which determine the formation of professional and personal qualities of a qualified specialist.
Keywords: pedagogical approaches; professional training; forms and methods of training; security; personality formation.
ляются в результате осознания обучающимся неспособности получить ответы на вопросы, важные в достижении поставленной цели при подготовке, переподготовке и повышении квалификации по программам ведомственной специализации.
Сотрудник достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных
возможностей конкретного человека. Из этого следует, что процесс профессионального развития является индивидуальным и неповторимым для каждого сотрудника и требует соответствующей педагогической диагностики.
Определенный набор личностно-психологи-ческих параметров во многом обеспечивает будущему сотруднику достижение перспективных целей и планов. Если сотрудники желают полноценно осуществить свои профессиональные планы, они должны рассчитывать прежде всего на свои, уже приобретенные знания, собственную мобильность, обусловленные индивидуально-психологическими личностными качествами.
Очень важными индивидуально-психологическими характеристиками являются активность, оптимизм, разносторонность, общительность, дисциплинированность.
Оптимизм занимает заметное место среди индивидуально-психологических факторов успешности, характерных для сотрудников силовых структур, успешно адаптировавшихся в новых условиях служебной деятельности.
Одной из наиболее важных компонентных характеристик профессионализма будущего сотрудника признается аксиологическая составляющая личности сотрудника — ценности и ценностные ориентации. Ценностный аспект осваиваемой профессии в значительной мере определяют активность личности, результаты процесса профессиональной подготовки. При определении ценностей и ценностных ориентаций, их роли в процессе профессионального становления личности следует отметить, что они имеют особую форму отношения личности к окружающей действительности и ее отдельным элементам. Педагогически обоснованный процесс профессиональной подготовки будущих сотрудников предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Точнее, данное требование реализуется в образовательных учреждениях через убеждение, обучение, воспитание и развитие1.
Для практической реализации успешности профессиональной подготовки сотрудников необходимо создание соответствующих организационных и педагогических условий. Организационные и педагогические условия развития личностных качеств у сотрудников в процессе профессиональной подготовки выступают как совокупность внешних обстоятельств организационного процесса и внутренних особенностей личности сотрудника, от которых зависит формирование профессиональных и личностных качеств личности квалифицированного специалиста2.
К числу педагогических условий следует отнести:
■ создание обстановки на занятиях для повышения уровня познавательной активности;
■ постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у сотрудников к занятиям;
■ насыщенность процесса подготовки сотрудников активными формами и методами познания;
■ создание в ходе занятий благоприятной атмосферы для саморазвития сотрудников;
■ формирование установки на профессиональное саморазвитие сотрудников;
■ выработку объективных критериев оценки уровня развития личностных качеств;
■ разработку педагогических мер для сокращения сроков адаптации к службе в подразделениях.
Организационными условиями должны стать:
■ гибкое планирование процесса профессиональной подготовки сотрудников исходя из их возможностей;
■ включение в процесс профессиональной подготовки отдельных планов и программ по формированию психологической и эмоционально-волевой устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности;
■ проведение комплекса мероприятий по повышению уровня методической подготовленности руководителей занятий;
■ активное применение средств физической подготовки для развития смелости, решительности, настойчивости, упорства и других морально-волевых качеств;
■ применение комплексных профессиональных и физических упражнений для формирования навыков коллективного взаимодействия при своевременном предотвращении возникновения чрезвычайных обстоятельств в ходе несения службы;
■ разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития личностных качеств;
■ проведение мероприятий по учету уровня развития личностных качеств у сотрудников.
Процесс формирования профессиональных и личностных качеств сотрудников становится управляемым с включением механизмов рефлексии, которые характеризуют самосознание, осмысление ими оснований собственных действий и поступков. Кроме того, в качестве исходного момента рефлексия предполагает наблюдение
2020 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры
219
сотрудника за самим собой, своей деятельностью и способами ее осуществления. На основе рефлексии строятся такие процессы, как самоанализ, самооценка, самовоспитание.
Рефлексивные процессы являются не только показателем осознанного отношения к процессу профессиональной подготовки, но и являются инструментом, посредством которого осуществляется формирование личностных качеств у сотрудников. Реализуя свои замыслы, учитывая особенности ситуации, профессионально подготовленный специалист должен уметь выстраивать отношения с коллегами, анализировать, контролировать и оценивать результаты своей служебной деятельности и вносить в нее необходимые коррективы.
Правоохранительные органы России проводят подготовку квалифицированных специалистов в системе ведомственных вузов с использованием специальных педагогических подходов, включающих в себя как лучшие наработки в области педагогики, так и в воспитании профессиональных сотрудников.
Особую значимость приобретают в этой связи применение и использование педагогических и организационных условий непосредственно в обучении сотрудников, где использование в своей профессиональной деятельности педагогических подходов в передаче знаний и умений молодым сотрудникам является значимой составляющей.
Для непосредственной практики организации процесса профессиональной подготовки сотрудников большое значение имеет уяснение внутренних связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного процесса профессиональной подготовки сотрудников закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации процесса профессиональной подготовки определяются его содержанием.
Резюмируя необходимость применения педагогических и организационных условий подготовки сотрудников, следует отметить, что совершенствование этой деятельности должно учитывать ряд особенностей, а именно:
■ необходимость использования различных средств, методов, форм профессиональной подготовки;
■ введение специализации в процессе профессиональной подготовки, поскольку реализация данного принципа требует профессионализма в деятельности педагогов различных дисциплин;
■ обеспечение интеграции, направленной на единство целей, задач, методов и средств многоуровневой профессиональной подготовки сотрудников;
■ создание условий для повышения эффективности процесса профессиональной подготовки сотрудников, обеспечение правильной расстановки тактических и стратегических педагогических задач;
■ определение приоритетности профессиональных целей в обучении сотрудников обеспечивает то, что не количественные показатели (число обучающихся и наличие материально-технических средств), а именно постепенное совершенствование качества подготовленности специалистов является основной задачей процесса профессиональной подготовки;
■ обеспечение внедрения инноваций в обучение для позитивных изменений в системе профессиональной подготовки сотрудников, создание условий для апробирования новых методов обучения, применения инновационных решений в неординарных ситуациях подготовки.
Необходимо осуществлять постоянный мониторинг всех уровней управления процессом профессиональной подготовки сотрудников. Мониторинговая деятельность применения организационных и педагогических условий должна применяться как неотъемлемый компонент процесса профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.
1 См.: Кармаев А.Ю. Деятельностный подход к реализации метода убеждения в военно-педагогическом процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-2. С. 213—219.
2 См.: Скворцова О.Г. Мера личностной самореализации творческих возможностей — суть профессионально-педагогической культуры преподавателя // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщений. 2017. № 18. С. 287—294.