Научная статья на тему 'Использование отчетов модуля «Сетевой город. Образование» государственной информационной системы в Челябинской области (ГИС «Образование») в процессе контроля качества образовательного процесса .'

Использование отчетов модуля «Сетевой город. Образование» государственной информационной системы в Челябинской области (ГИС «Образование») в процессе контроля качества образовательного процесса . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / информационная система / отчеты / внутренняя система оценки качества / оценка.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Е.В., Измайлова Г.В.

В данной статье актуализирована информация об эффективности использования отчетов модуля «Сетевой Город. Образование» государственной информационной системы в Челябинской области (ГИС «Образование») в образовательном процессе. Представлена работы с данными для принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Е.В., Измайлова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование отчетов модуля «Сетевой город. Образование» государственной информационной системы в Челябинской области (ГИС «Образование») в процессе контроля качества образовательного процесса .»

Практические аспекты внедрения модели цифровой экосистемы лицея

УДК 371: 004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЧЕТОВ МОДУЛЯ «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ» ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ГИС «ОБРАЗОВАНИЕ») В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Е.В. Федотова, Г.В. Измайлова

В данной статье актуализирована информация об эффективности использования отчетов модуля «Сетевой Город. Образование» государственной информационной системы в Челябинской области (ГИС «Образование») в образовательном процессе. Представлена работы с данными для принятия управленческих решений.

Ключевые слова: цифровая трансформация, информационная система, отчеты, внутренняя система оценки качества, оценка.

Цифровая трансформация отрасли образования - это качественное изменение как самого образовательного процесса, так и образовательной деятельности на основе освоения информационных (цифровых) технологий. Одним из направлений цифровой трансформации является построение системы работы с данными для принятия управленческих решений и взаимодействия между участниками образовательных отношений.

В образовательной организации одним из компонентов внутренней системы оценки качества образования является система

внутришкольного контроля (качество результатов), которое включает в себя: текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации, индивидуальный учет результатов освоения обучающимися основных образовательных программ, итоговое оценивание обучающихся, а также удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов [1].

Если ранее администрации образовательной организации, приходилось «вручную» анализировать результативность деятельности школы и визуализировать соответствующие данные, то сегодня в помощь имеется спектр информационных систем (ресурсов) для оптимизации управленческой деятельности (планирования, контроля) и получения общей картины (в том числе и в динамике) качественного предоставления образовательных услуг.

В Челябинской области в 2019 году введена в эксплуатацию государственная информационная система «Образование в Челябинской области» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22.04.2019 № 01/1506 «О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы «Образо-

вание Челябинской области»). Таким образом, использованием модуля «Сетевой Город.

школы города Магнитогорска осуществили Образование», входящий в структуру регио-

переход на электронную форму ведения нального ресурса [2]. журналов успеваемости обучающихся с

Рисунок 1 - Модули ГИС «Образование»

Таблица 1

Динамика использования модуля №Сетевой город. Образование» по учебным годам

№ п/п Учебный год использования модуля «Сетевой город. Образование» Количество классов Количество педагогов Количество обучающихся Количество родителей Количество обращений к системе обучающихся Количество обращений к системе родителей

1 2018-2019 52 62 1404 2327 196186 105142

2 2019-2020 55 71 1464 2389 271046 93300

3 2020-2021 71 120 1853 2976 371276 104142

4 2021-2022 82 131 2195 3379 583100 149656

5 2022-2023 91 156 2489 3612 1010422 178426

Модуль «Сетевой Город. Образование» многофункционален и позволяет решать задачи, связанные с учетом данных обучающихся, их успеваемости и посещаемости, кадрового учета, сбором статистической отчетности. С вводом в 2020 году в эксплуатацию еще одного здания нашей образовательной организации информационная система также позволила оптимизировать сбор сведений по всем структурным подразделениям в режиме онлайн, сформировав тот или иной отчет.

«Сетевой Город. Образование» содержит в себе огромный набор отчетов различного

уровня: от кадровика до администратора, которые дают возможность грамотного выстраивания траектории функционирования и развития образовательной организации на основе данных («цифры»). Остановимся более подробно на некоторых из них.

Например, ежедневным отчетом для администратора является «Сводный отчет по запоняемости электронных журналов», благодаря которому можно отследить своевременность ведения и заполнения электронного журнала по каждому классу и учителю. Выгрузка данного отчета в табличный вид позволяет отметить количество тем и домаш-

Использование отчетов модуля «Сетевой город. Образование» государственной информационной системы в Челябинской области (ГИС «Образование») в процессе контроля качества образовательного процесса

них заданий, не заполненных педагогом. В нашей образовательной организации данный отчёт используется не только как инструмент контроля, но с целью своевременно напомнить педагогам о необходимости заполнения электронного журнала, что, безусловно, предотвращает и дискомфорт в работе учителей, и недовольства родителей; одновременно позволяет обучающимся скорректировать обучение и приложить дополнительные усилия для успешного выхода на финишную прямую триместра. Управленческим решением в данном случае является распоряжение по итогам выгрузки сведений из отчёта, в котором будут прописаны сроки исправления ситуации.

В нашей организации за три недели до окончания учебного периода проводится малый педагогический совет, на котором анализируются предварительные итоги успеваемости по классам. Информационной основой для анализа также являются сведения, полученные из модуля «Сетевой Город. Образование». На педсовете поднимаются вопросы по каждому «проблемному» обучающемуся: администрация показывает, как он «выглядит» в информационной системе, учителя-предметники «оживляют» цифры, а классный руководитель при необходимости предоставляет иную информацию о жизни обучающегося, если эта информация необходима для его индивидуальной коррекции. «Проблемным» обучающимся мы условно называем такого обучающегося, который не

только испытывает настоящие проблемы с обучением, но и, напротив, по каким-либо причинам снизил успеваемость по одному предмету, это так называемые дети с одной «тройкой» или одной «четверкой». И далее решением педагогического совета формируется план дальнейших мероприятий, которые должны способствовать повышению результативности образовательного процесса ребенка, а значит и школы. В отношении обучающихся с одной «тройкой» или одной «четверкой» создается индивидуальный план коррекции, и выполнение этого плана берётся на особый контроль руководителем, курирующим данный уровень образования. Однако такая пристальная работа с обучающимися, имеющими по одной «тройке» или «четверке», не означает 100%-ую гарантию «превращения» «тройки» в «четверку», а «четверки» в «пятерку»: реальное качество обучения является приоритетом для нашей образовательной организации. Информационной основой, отображающей динамику образовательных результатов ребенка, являются данные информационной системы, что существенно облегчает работу. Управленческим решением будет являться протокол педагогического совета с прилагаемым к нему планом мероприятий по достижению необходимых результатов.

По итогам учебного периода, года администрацией школы формируется «Сводный отчет об успеваемости по школе».

Таблица 2

Элементы «Сводного отчета успеваемости по школе»

Используя данный отчет, анализируется работа школы, а также план мероприятий по устранению низкого уровня текущей успеваемости и промежуточной аттестации. Управленческим решением в данном случае становятся анализ и план работы организации.

Администрацией школы проводятся обучающие семинары для педагогического коллектива по интерпретации данных, с возможностью использования этих данных для управления образовательным процессом на уровне класса, школы. Особое внимание уделяется вопросу использования контекстных данных (состояние здоровья, особенности семейного быта, загруженность обучающегося в олимпиадах и конкурсах, длительное отсутствие по каким-либо причинам и другие). Контекстные данные, с одной стороны, позволяют принимать объективные управленческие решения, дифференцируя поток обучающихся, с другой стороны, формируют у педагогов навыки объективного оценивания. Управленческим решением становится приказ руководителя об организации и проведении обучающегося внутришкольного семинара.

Следует отметить еще один аналитический инструмент в модуле «Сетевой Город. Образование» - «Многоуровневая система оценки качества образования» (далее - МСОКО). Наша образовательная организация оценила приятные бонусы этого ресурса: объективность оценивания повышается в разы. Каждая контрольная работа имеет план, в котором учитель-предметник прописывает контролируемые элементы содержания, количество баллов, которые может получить обучающийся за проявления определенного навыка. МСОКО позволяет учителю увидеть, верно ли он заложил «разбалловку», соответствует ли его оценка по отдельным элементам содержания средней отметке обучающегося. Мы намеренно закладываем самый высокий «вес» контрольных работы, чтобы обучающийся осознавал необходимость готовиться к ним, так как «вес» отметки в МСОКО существенно влияет на отметку за период. Мы считаем, что МСОКО максимально приближает учителя к объективному оцениванию и пониманию того,

какие элементы содержания являются контролируемыми, что позволяет корректировать календарно-тематическое планирование и акцентировать внимание на них.

Таким образом, модуль «Сетевой Город. Образование», позволяет своевременно контролировать успеваемость и посещаемость обучающихся, а также формировать отчеты для улучшения работы педагогического коллектива и администрации школы. Мы считаем, что именно такой контроль позволяет держать руку на пульсе в условиях быстро текущей жизни с целью своевременного предотвращения ошибок и, что самое главное, повышения качества образования. Это тот редкий случай, когда цифра заметно облегчает работу администрации образовательной организации.

Список литературы

1. Куклева, Н. Н. Внутришкольный контроль. Приложения, приказы, аналитические справки. ФГОС / Н. Н. Куклева. - Москва : Учитель, 2016. - 46 с. ISBN: 9785705745562

2. Настенко, Е. С. Внедрение системы «Сетевой Город. Образование» в образовательный процесс школы / Е. С. Настенко, Е. Н. Гусева // Современная педагогика. - 2014.

- N° 6. - URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/ 06/2481 (дата обращения: 29.11.2023).

3. О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2012 года № АП-147/07 - URL: https://docs.cntd.ru/document/902346082 (дата обращения: 29.11.2023).

4. Фомина, Н. Б. Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся : методическое пособие / Н. Б. Фомина. - Москва : Перспектива, 2009. -48 с. ISBN 978-5-98594-166-1.

References

1. Kukleva, N. N. VnutrisfrkoFnyy kontrol'. Prilozheniya, prikazy, analiticheskie spravki. FGOS / N. N. Kukleva. - Moskva : Uchitel', 2016.

- 46 s. ISBN: 9785705745562

Использование отчетов модуля «Сетевой город. Образование» государственной информационной системы в Челябинской области (ГИС «Образование») в процессе контроля качества образовательного процесса

2. Nastenko, E. S. Vnedrenie sistemy «Setevoy Gorod. Obrazovanie» v obrazovatel'nyy protsess shkoly / E. S. Nastenko, E. N. Guseva // Sovremennaya pedagogika. -2014. - №6. - URL: https://pedagogika.snauka.ru/ 2014/ 06/2481 (data obrashcheniya: 29.11.2023).

3. O metodicheskikh rekomendatsiyakh po vnedreniyu sistem vedeniya zhurnalov uspevaemosti v elektronnom vide : pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 15.02.2012 goda № AP-147/07 -URL: https://docs.cntd.ru/document/902346082 (data obrashcheniya: 29.11.2023).

4. Fomina, N. B. Otsenka kachestva obrazovaniya. Chast' 4. Novye sposoby otsenivaniya uchashchikhsya : metodicheskoe posobie / N. B. Fomina. - Moskva : Perspektiva,

2009. - 48 s. ISBN 978-5-98594-166-1. Сведения об авторах

Федотова Екатерина Владимировна -

заместитель директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа J№ 47», г. Магнитогорск Измайлова Галина Викторовна - методист МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47», г. Магнитогорск

Information about authors Fedotova E. V. - Deputy Director of Municipal Education Institution «Secondary school №47», Magnitogorsk

Izmaylova G. V. - Methodologist of Municipal Education Institution «Secondary school №47», Magnitogorsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.