Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
237
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макеева А.Г.

В статье рассматриваются результаты использования онлайн технологии (www.prav-pit.ru «Занимаемся дома»), направленной на вовлечения младших школьников, находящихся на дистанционном обучении, в деятельность, связанную с заботой о собственном здоровье. В исследовании приняли участие 350 семей из разных регионов России. Результаты подтвердили эффективность ресурса - не обеспечивая кардинальное изменение образа жизни в целом, он способствует повышению двигательной активности и увеличению употребления ряда полезных продуктов. Ресурс может быть использован как компонент комплексной профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ONLINE TECHNOLOGIES TO ENGAGE PRIMARY SCHOOL CHILDREN INTO HEALTHY LIFESTYLE DURING DISTANCE LEARNING

The article presents the results of using an online resource (www.prav-pit.ru «Study at home»), aimed at involving primary school children at distance learning in the activities related to personal health care. The study involved 350 families from different regions of Russia. The results confirmed the effectiveness of the resource: it helps to increase motor activity and the use of a number of useful products without changing the lifestyle completely. This online resource may be used as an element of preventive measures complex.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ПЕДАГОГИКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

А.Г. Макеева1

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

В статье рассматриваются результаты использования онлайн технологии (www.prav-pit.ru «Занимаемся дома»), направленной на вовлечения младших школьников, находящихся на дистанционном обучении, в деятельность, связанную с заботой о собственном здоровье. В исследовании приняли участие 350 семей из разных регионов России. Результаты подтвердили эффективность ресурса - не обеспечивая кардинальное изменение образа жизни в целом, он способствует повышению двигательной активности и увеличению употребления ряда полезных продуктов. Ресурс может быть использован как компонент комплексной профилактики.

Ключевые слова: образ жизни, цифровые инструменты, питание, здоровье, двигательная активность.

Using online technologies to engage primary school children into healthy lifestile during distance learning. The article presents the results of using an online resource (www.prav-pit.ru «Study at home»), aimed at involving primary school children at distance learning in the activities related to personal health care. The study involved 350 families from different regions of Russia. The results confirmed the effectiveness of the resource: it helps to increase motor activity and the use of a number of useful products without changing the lifestyle completely. This online resource may be used as an element of preventive measures complex.

Key words: lifestyle, digital tools, nutrition, health, motor activity.

DOI:10.46742/2072-8840-2020-63-3-93-99

Цифровые технологии стремительно входят в сферу современного образования, радикально меняя его структуру и содержание. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предполагает активное использование инновационных технологий для решения стратегических задач образования как взрослых, так, прежде всего, молодежи.

Уже сегодня использование электронных инструментов, дистанционное обучение при реализации учебных курсов уже стало повседневной частью жизни большинства школ, А к 2025 году планируется создание единой цифровой школы - перевод содержания всей школьной программы в электронную форму, создание платформы, обеспечивающей доступ к электронному образовательному контенту,

Контакты: 1 Макеева А.Г. - E-mail: <alexandra.makeeva@ru.nestle.com>

организация переподготовки учителей и т.д. Цифровизация учебного процесса -ведущий тренд развития современной школы [1].

Значение цифровых образовательных форматов было убедительно продемонстрировано в период удаленного обучения. Эта ситуация стала вызовом образовательной системе, продемонстрировав уровень готовности современной школы к цифровизации.

Активное внедрение цифровых инструментов в процесс обучения детей и подростков требует специального изучения того, как перестройка образовательной среды отразится на здоровье детей, а также разработки системы профилактики возможных негативных последствий вовлеченности детей и подростков в использование онлайн технологий [2]. Однако, одним из таких инструментов профилактики могут стать и сами онлайн технологии [1].

Речь идет о специальных образовательных ресурсах, которые направлены на формирование у детей как знаний о здоровом образе жизни, так и формировании конкретных навыков здорового образа жизни [3; 4].

Примером такого ресурса может служить электронная платформа www.prav-pit.ru. Она объединяет различные онлайн инструменты, которые могут быть использованы как педагогами, так и родителями для организации обучения детей основам здорового образа жизни.

Один из таких инструментов был использован в период дистанционного обучения для того, чтобы помочь родителям в вовлечении их детей в правильное питание, физическую активность. Изменение привычного распорядка дня, традиционной схемы обучения привело к существенному снижению двигательной активности и возрастанию учебных нагрузок детей. В сложившихся условиях особенно важно было следовать правилам здорового образа жизни. Однако далеко не всем родителям удавалось справляться с задачей эффективного регулирования распорядка дня своего ребенка, побуждения его соблюдать полезные правила.

Для того, чтобы поддержать семьи в этот период, была запущена онлайн активность «Занимаемся дома» https://www.prav-pit.ru/homeschooling.

На электронной платформе были размещены специальные видеоуроки трех видов - кулинарные, демонстрирующие приготовление блюд из овощей и фруктов, спортивные, показывающие, как провести короткую физическую разминку, научные - с занимательными опытами, подтверждающими пользу различных продуктов. Всем пользователям платформы предлагалось смотреть видео уроки, выполнять задания ведущих и размещать фотографии выполненных заданий на платформе. Для того, чтобы мотивировать участников была запущена конкурсная механика - все посетители сайта могли голосовать за фотографии. Регулярно осуществлялся подсчет баллов, авторы фотографий, набиравших наибольшее количество голосов, получали призы. Общая продолжительность реализации онлайн активности составила 30 дней.

Онлайн активность оказалась очень популярной и востребованной среди пользователей платформы. Число посещений страницы составило более 40 000, а в конкурсных механиках приняло участие более 2000 семей.

Смогла ли описанная онлайн технология помочь семьям в организации здорового образа жизни их детей? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы провели специальное исследование.

Целью исследования стало изучение характеристик поведения школьников, связанных с питанием и двигательной активностью в период дистанционного обучения и возможности изменения этих характеристик за счет участия в специальных онлайн активностях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось среди семей младших школьников 8-11 лет из разных регионов России. Было выделено 2 группы - основная (146 семей) и контрольная (204 семей) школьников. Семьи основной группы - пользователи электронной платформы www.prav-pit.ru, участники специальной онлайн активности «Занимаемся дома», проводимой в период дистанционного обучения и ограничительных карантинных мер. Семьи контрольной группы не участвовали в специальных онлайн активностях. Для исследования использовалась специальная анкета. Анкеты рассылались участникам исследования по электронной почте, заполнение анкет осуществлялось родителями.

Содержание анкет включало вопросы, связанные с характеристиками распорядка дня школьников: основные виды активности и их регулярность, а также общие оценки родителями компонентов образа жизни их детей. Исследование было организовано в период проведения онлайн активности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Все опрошенные родители высоко оценивают важность соблюдения ребенком правил здорового образа жизни - правильного питания, физической активности, режима дня. Взрослые убеждены в том, что эти правила особое значение приобретают в период дистанционного обучения и ограничительных карантинных мер, когда изменился традиционный уклад жизни, сократились возможности для занятий спортом, усложнился процесс обучения и т.д.

При этом оценка своих реальных возможностей организовать соблюдение правил здорового образа жизни детьми у родителей из разных групп несколько отличаются. Взрослые из основной группы чаще положительно отвечают на вопрос «Можно ли в ситуации дистанционного обучения обеспечить условия, при которых ребенок соблюдает все правила здорового образа жизни (правильно и регулярно питается, достаточно двигается, соблюдает режим дня». Родители контрольной группы чаще высказывают критические оценки.

Различаются ответы участников исследования и при общей оценке реального образа жизни их детей. Несмотря на то, что большинство родителей и в контрольной, и основной группе критически оценивают ситуацию, в основной группе все таки чаще встречаются те, кто считает, что, и образ жизни их детей в целом, и отдельные его компоненты соответствует определению «здоровый» (Рис. 1, Табл. 1)

Для того, чтобы детализировать общие оценки, мы предложили взрослым описать, как был организован день накануне исследования у их ребенка - виды физических занятий, количество приемов пищи, наличие в рационе питания полезных продуктов. Эти характеристики были выбраны не случайно, задания для

участников конкурса «Занимаемся дома» были направлены на побуждение школьников к перечисленным видам занятий.

50

!

Здоровый Скорее здоровый Скорее Нездоровый

нездоровый

■ Основная ■ Контрольная

Рис. 1. Оценка участниками исследования характеристик образа

^жизни их детей Таблица 1

Оценка участниками исследования отдельных компонентов образа жизни их детей

Компоненты образа жизни Основная группа(% положительных ответов) Контрольная группа ( % положительных ответов) Достоверность

1 Питание регулярное 24 17 *

2 Питание разнообразное 33 35

3 Регулярная физическая активность 36 22 *

4 Достаточный сон (не менее 7 часов) 65 58

Оказалось, что общий уровень физической активности в течение дня у детей из основной и контрольной групп - невысокий. Большинство детей не делали зарядку в течение дня, не занимались спортом, не гуляли. Значимое различие в группах выявляется в случае с физическими разминками. Большинство родителей из основной группы отметили, что их дети выполняли физические разминки, причем значительная часть детей делала их неоднократно (Табл. 2.)

Таким образом, участие детей в онлайн активности не обеспечило кардинальное улучшение двигательного режима, однако способствовало повышению физических нагрузок, побуждало детей больше двигаться.

Таблица 2

Двигательная активность детей из семей-участников исследования в

течение дня

Вид двигательной актив- Основная группа Контрольная груп- Достоверность

ности ( % положительных ответов) па ( % положительных ответов) различий

Зарядка 28 24

Спортивная трени- 13 11

ровка не менее 10 мин /самостоятельно, под ру-

ководством родителей, с

использованием онлайн

ресурсов

Прогулка 19 14

Физическая разминка 67 35 *

3-5 минут

Для того, чтобы проанализировать возможное влияние онлайн инструмента на питание детей, мы предложили родителям список продуктов и блюд и попросили их указать те, которые были в меню их детей накануне дня опроса. В целом, рацион питания детей из семей-участников исследования мало отличается в обеих группах. Дети едят недостаточно молочных продуктов, супов, не у всех в меню были блюда из мяса. Только в двух пунктах списка выявляются существенные различия - в основной группе в меню детей чаще присутствуют овощи и фрукты. Это различие также можно рассматривать как результат участия в онлайн активности - один из блоков конкурсных заданий был связан с приготовлением блюд из овощей и фруктов. (Табл. 3.)

Таблица 3

Особенности меню детей из семей участников исследования

Основная группа Контрольная группа Достоверность

( % положительных ( % положительных

ответов) ответов)

Каши, хлопья 35 43

Супы 67 59

Молочные продукты 43 36

Блюда из мяса 72 81

Блюда из рыбы 31 26

Блюда из яиц 32 39

Макароны 43 59

Блюда из картофеля 38 37

Блюда из свежих 69 43 *

овощей

Блюда с свежими 75 60 *

фруктами

Таким образом, также, как и в случае с двигательным режимом, участие в онлайн активности не обеспечило радикальное изменение питания участников, однако способствовало увеличению частоты употребления ими овощей и фруктов.

Сумели ли родители заметить изменения, вызванные участием их детей в онлайн активности? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы попросили участников исследования из основной группы оценить эффективность инструмента. Оказалось, что большинство взрослых уверены в пользе онлайн инструмента, отметив, что участие в конкурсе помогло им в организации здорового образа жизни ребенка. (Табл. 4)

Таблица. 4

Оценка родителями роли онлайн инструмента в организации здорового образа жизни их ребенка

Оценка % положительные ответы

Участие в конкурсе безусловно способствовало здоровому образу жизни ребенка 57

Участие в конкурсе скорее способствовало здоровому образу жизни ребенка 30

Участие в конкурсе скорее не способствовало здоровому образу жизни ребенка 7

Участие в конкурсе не повлияло на образ жизни ребенка 6

Среди наиболее часто указываемых положительных эффектов участия в онлайн активности родители отмечают - повышение уровня двигательной активности, изменение рациона питания, возможность организовать совместный досуг.

ВЫВОДЫ

1. Активное внедрение цифровых инструментов в процесс обучения детей и подростков может быть связано с негативными последствиями для здоровья детей и требует специального изучения. Однако эти же самые инструменты и технологии могут стать важным компонентом профилактики негативных эффектов циф-ровизации. Так, цифровые инструменты могут быть использованы для формирования у детей полезных привычек, связанных с заботой о собственном здоровье.

2. Для активного внедрения таких инструментов необходимо специальное изучение их возможного эффекта.

Исследование результатов использования одного из таких инструментов, размещённого на платформе www.prav-pit.ru подтверждает его эффективность. Несмотря на то, что инструмент не может обеспечить кардинальное изменение поведения, он может позитивно повлиять на отдельные характеристики образа жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Е. С. Источники информации подростков о здоровом образе жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 1 (январь). - С. 56-60.

2. Дегтярёва В. В. Образовательный потенциал социальных сетей // Философия образования. - 2010. - Вып. 3. - С. 30-35.

3. Allen M.S., Vella S.A. Screen-based sedentary behaviour and psychosocial well-being in childhood: cross-sectional and longitudinal associations. // Ment. Health and Phys. Act. - 2015. - V 9:41-47

4. Ren H, Zhou Z, Liu WK, Wang X, Yin Z. Excessive homework, inadequate sleep, physical inactivity and screen viewing time are major contributors to high paedi-atric obesity. Acta Paediatr. 2017 Jan;106(1):120-127.

REFERENCE

1. Abramova E.S. Sources of information about healthy lifestyles for adolescents. // Scientific and methodical ексйютс journal " Concept».- 2015. - № 1 (January). - S. 56-60.

2. Degtaryeva V.V. Educational potential of social networks // Philosophy of education. - 2010. - Vol. 3. - S. 30-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.