Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ВЛИЯНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / LIFESTYLE / DIGITAL TOOLS / NUTRITION / HEALTH / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макеева А.Г.

В статье рассматриваются результаты исследования, проведенные среди 11 739 школьников из 10 регионов России. Основная задача исследования заключалась в изучении характера вовлеченности школьников в использование цифровых инструментов и ее возможного влияния на образ жизни детей и подростков (в частности - на питание и двигательную активность). Выяснилось, что высокий уровень вовлеченности в использование цифровых инструментов связан с целым рядом негативных изменений в структуре и характере питания - сокращается число основных приемов пищи, увеличивается число перекусов, уменьшается количество полезных продуктов и блюд в рационе. Одновременно снижается вовлеченность в регулярные занятия спортом и физическую активность.The article discusses the results of a study conducted among 11,739 schoolchildren from 10 regions ofRussia. The main objective ofthe research was to study if and how much schoolchildren are involved in the use of digital tools and its possible impact on the lifestyle ofchildren and adolescents (in particular, nutrition and physical activity). It was found out that high involvement in the use ofdigital tools is associated with a number ofnegative changes in the structure and the nature ofnutrition: the number of main meals reduces, the number of snacks increases, the number of healthy foods and meals in the diet declines. Moreover, regular sports and physical activity go down too.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макеева А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ»

ВЛИЯНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ

А.Г. Макеева1

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО»,

Москва

В статье рассматриваются результаты исследования, проведенные среди 11 739 школьников из 10 регионов России. Основная задача исследования заключалась в изучении характера вовлеченности школьников в использование цифровых инструментов и ее возможного влияния на образ жизни детей и подростков (в частности - на питание и двигательную активность).

Выяснилось, что высокий уровень вовлеченности в использование цифровых инструментов связан с целым рядом негативных изменений в структуре и характере питания - сокращается число основных приемов пищи, увеличивается число перекусов, уменьшается количество полезных продуктов и блюд в рационе. Одновременно снижается вовлеченность в регулярные занятия спортом и физическую активность.

Ключевые слова: образ жизни, цифровые инструменты, питание, здоровье, двигательная активность.

Studying how the use of digital devices influences the lifestyle of school children. The article discusses the results of a study conducted among 11,739 schoolchildren from 10 regions of Russia. The main objective of the research was to study if and how much schoolchildren are involved in the use of digital tools and its possible impact on the lifestyle of children and adolescents (in particular, nutrition and physical activity).

It was found out that high involvement in the use of digital tools is associated with a number of negative changes in the structure and the nature of nutrition: the number of main meals reduces, the number of snacks increases, the number of healthy foods and meals in the diet declines. Moreover, regular sports and physical activity go down too.

Keywords: lifestyle, digital tools, nutrition, health, physical activity.

Повсеместное распространение мобильных технологий существенно изменило жизнь современных людей, как взрослых, так и, в особенности, представителей молодого поколения. Цифровые устройства разного формата начинают активно использоваться уже в раннем возрасте. Так, по данным американских исследователей [4] 66 % детей уже в возрасте 3-4 лет проводят перед экраном компьютера или мобильным устройством 3 часа в день, к 5 годам это время увеличивается до 4 - 5 часов. К подростковому же возрасту количество часов, проведенных с цифровым устройством возрастает до 7,5 - 10 часов [4].

Столь сильная вовлеченность в использование цифровых устройств в значительной степени отражается на образе жизни современных детей и подростков, их физическом, психологическом и социальном здоровье. В научной литературе обсуждаются такие негативные эффекты использования мобильных технологий как

Контакты: 1 Макеева А.Г. - E-mail: <Alexandra.Makeeva@ru.nestle.com>

снижение двигательной активности, сужение социальных контактов, низкая концентрация внимания, снижение способности анализировать информацию и т.д. [6]

Среди негативных эффектов, отмечаемых исследователями - нарушение структуры и режима питания. Так, консультативный комитет по питанию США на основании проведенного метаанализа более 30 исследований, делает вывод о наличии ярко выраженной связи между временем, затрачиваемым на работу с цифровыми устройствами и риском появления избыточного веса [7].

В целом ряде работ отмечается, что активная вовлеченность в использование цифровых устройств обуславливает повышение частоты употребления высококалорийных продуктов - сладостей, снеков, напитков с высоким содержанием сахара и т.д. [5; 8] Эта особенность проявляется как среди девочек, так и мальчиков, в разных возрастных группах - от дошкольников до подростков.

Еще один важный аспект влияния высокой вовлеченности подростков в использование мультимедийных ресурсов на питание детей и подростков, выражается в пропусках основных приемов пищи. По данным исследователей [7] примерно каждый десятый респондент 6-14 лет пропускал по крайней мере один прием пищи каждую неделю для просмотра телевизора или компьютерных игр.

Все представленные выше результаты исследований относятся к зарубежным источникам. В российской научной литературе данные о том, как влияет вовлеченность в использование цифровых технологий на образ жизни и здоровье детей и подростков (в том числе и питание) представлены существенно реже.

Между тем, это направление исследований имеет важное практическое значение для практики российского образования [1; 2; 3]. В связи с активно развивающимся направлением цифровизации российской школы можно предположить, что вовлеченность школьников в использование цифровых технологий будет постоянно возрастать. Цифровизация несет в себе большие перспективы для развития образования как такового и обеспечивает большие возможности в получении знаний. Однако, внедряя цифровые технологии, необходимо иметь комплексное и системное представление о том, как «цифровизация» влияет на здоровье школьников, заранее определить возможные пути снижения ее негативных последствий.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Целью нашего исследования стало изучение вовлеченности школьников 7-15 лет в использование цифровых устройств и определение ее влияния на характеристики их двигательной активности и питания.

Исследование проводилось в 10 регионах России: Архангельская, Калининградская, Московская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Свердловская области, Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский края.

В исследовании приняло участие - 11 739 школьников в возрасте от 7 до 15 лет, среди них 5828 мальчиков и 5911 девочек.

Основной метод исследования - анкетирование. Анкета включала в себя несколько разделов. Первый раздел содержал вопросы, направленные на изучение степени и характера вовлеченности школьников в использование цифровых ресурсов (доступность цифровых ресурсов, продолжительность ежедневного использования, цели, для которых используются цифровые инструменты и т.д.).

Второй раздел включал вопросы, связанные с общими характеристиками питания и двигательной активности школьников. В третьем разделе анкеты были вопросы, касающиеся особенностей питания и двигательной активности школьников в конкретный день - накануне исследования (какие виды цифровых устройств использовали и сколько времени, количество приемов пищи, виды пищи, виды двигательной активности в течение дня).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основные цифровые ресурсы, используемые участниками исследования- телевизор, айфон, смартфон, планшет, ноутбук и стационарный компьютер.

Наименее популярный из них - телевизор. Более 20 % школьников отметили, что вообще не смотрят телевизор, еще 20 % смотрят телевизор менее 30 минут в день. Активных зрителей телевизионных передач (то есть тех, кто смотрит телевизор 2 и более часов) - всего 27 %, причем большинство из них составляют школьники в возрасте до 13 лет.

Наиболее популярным цифровым инструментом в среде школьников является смартфон - более 60 % опрошенных отметили, что регулярно используют его. На втором месте - ноутбук и стационарный компьютер. Айфон использует только 24 %, что, скорее всего, связано с его более высокой стоимостью.

Большинству опрошенных доступны для регулярного использования несколько гаджетов. Среднее количество технических средств на одного пользователя составляет 1,7.

Чаще всего цифровые инструменты используются для общения с друзьями, развлечения - более 90 % участников нашего исследования отметили этот функционал гаджетов. Реже цифровые инструменты применяются для выполнения домашних заданий, поиска учебной информации, обучения.

Таблица 1

Цели использования цифровых инструментов школьниками.

Частота использования Обучение Общение, развлечение

гаджетов

Ежедневно 37 68

Несколько раз в неделю 45 23

Не использую 18 9

В зависимости от степени вовлеченности в использование цифровых инструментов мы выделили среди опрошенных 4 группы - эпизодические пользователи (менее 1 часа или не каждый день), умеренные (до 2 часов ежедневно), относительно активные (2-3 часа), активные (более 3 часов).

Распределение групп внутри выборки красноречиво подтверждает факт общей высокой «цифровизации» среды современных школьников (от младших школьников до старших подростков). Цифровые инструменты - повседневный и активно используемый инструмент современных детей и подростков.

Перечисленные выше характеристики, присущие всей выборке в целом, приобретают определенную специфику в разных возрастных группах, а также в группах с различными условиями проживания (сельские районы, малые и средние города, крупные города).

Таблица 2

Вовлеченность школьников в использование цифровых инструментов

Группа Численность ( % от общей выборки)

1 Эпизодические 18 %

2 Умеренные 22 %

3 Относительно активные 32 %

4 Активные 28 %

Так, в сельских регионах продолжает сохранять свою популярность телевизор - среди сельских школьников почти в 2 раза больше тех, кто смотрит телевизор 2 и более часов ежедневно, по сравнению с жителями городов. При этом среди сельских школьников существенно меньше относительно активных и активных пользователей гаджетов (см. табл. 2).

Возраст - еще один фактор, влияющий на характер использования цифровых ресурсов. Чем старше становятся школьники, тем меньшую популярность среди них имеет телевизор. Если среди второклассников только 5 % не смотрит телевизор вообще, то среди десятиклассников таких - 46 %.

Существенно усиливается вовлеченность школьников в использование га-джетов - если число относительно активных и активных пользователей среди второклассников составляет 20 % , среди десятиклассников - 69 %.

С возрастом меняется и специфика использования гаджетов. Если среди младших школьников и подростков оно носит преимущественно развлекательный и коммуникативный характер, то у старших подростков образовательные и развлекательные цели использования гаджетов оказываются одинаково востребованы. Так, для подготовки домашних заданий цифровые инструменты использует 89 % десятиклассников, для развлечения и общения - 93 %. В группе второклассников - 63 % и 82 % соответственно.

А вот гендерная специфика в характере использования цифровых ресурсов не выявляется. Распределение групп с различным уровнем вовлеченности (эпизодические, умеренные, относительно активные и активные пользователи) оказывается приблизительно одинаковой как среди мальчиков, так и девочек.

Для того, чтобы определить - как влияет цифровизация на образ жизни школьников мы проанализировали структуру и характер питания, особенности двигательной активности в группах с различным уровнем вовлеченности в использование цифровых ресурсов.

Высокий уровень вовлеченности в использование цифровых ресурсов заметно отражается на режиме питания школьников. Если средняя частота основных приемов пищи (завтрак дома, завтрак в школе, обед, полдник, ужин) среди подростков 5 классов с эпизодическим и умеренным уровнем вовлеченности в использо-

вание цифровых ресурсов составляет 3,5, то у их ровесников с высоким уровнем вовлеченности - 2,9. Среди подростков 7-10 классов это различие еще более выражено - 3,2 и 2,4 соответственно. Чаще участники исследования пропускают завтрак и полдник.

Таблица 3

Возрастные характеристики групп школьников с различным уровнем вовлеченности в использование цифровых ресурсов

60 50 40 30 20 10 0

активные

¡К 2 класс 14 класс В5 класс ^ 7 класс ■ 10 класс

Одновременно с снижением частоты основных приемов пищи в группах с активных и относительно активных пользователей цифровых ресурсов возрастает количество перекусов. Причем, чем старше подростки, тем это увеличение оказывается более выраженным.

Таблица 4

Частота перекусов в группах с различным уровнем вовлеченности в использование цифровых ресурсов

Возраст Умеренные и эпизодические пользователи Относительно активные и активные пользователи

5 класс 0,7 1,4

7-10 класс 1,9 3,1

Выявленные изменения в режиме питания сами по себе могут иметь негативные последствия для здоровья подростков. Но этот негативный эффект усиливается за счет специфики структуры питания подростков с различным уровнем вовлеченности в использование цифровых инструментов. В основном меню питания подростков - активных и относительно активных пользователей гаджетов реже

встречается целый ряд полезных продуктов. Они реже едят суп, блюда из рыбы, молочные продукты, фрукты. При этом для перекусов в этих группах участников чаще используются такие высококалорийные продукты как чипсы, орешки.

Таблица 5

Особенности структуры меню в группах с различным уровнем вовлеченности в использование цифровых инструментов

Блюда ежедневного Умеренные и эпизодические Относительно активные и

меню пользователи активные пользователи

Суп 69 52

Свежие овощи 53 47

Фрукты 69 61

Молочные продукты 59 47

Снэки 33 52

Таким образом, высокая вовлеченность в использование цифровых ресурсов отражается на питании подростков, снижая частоту употребления полезных блюд и повышая частоту употребления высококалорийных продуктов.

Уровень физической активности участников исследования также оказывается связан с продолжительностью использования цифровых ресурсов. Чем больше подростки проводят времени, используя цифровые инструменты, тем реже они занимаются спортом, ведут активный образ жизни.

Таблица 6

Вовлеченность школьников в занятия спортом и физкультурой

Группы с различным уровнем вовлеченности в использование цифровых ресурсов Регулярно занимаются в спортивной или танцевальной секции Занимались в спортивной или танцевальной секции накануне исследования Делали зарядку в день накануне исследования

Эпизодические и умеренные пользователи 61 51 23

Активные и относительно активные пользователи 45 43 11

ВЫВОДЫ

Общий уровень распространённости цифровых инструментов в среде современных школьников может оцениваться как очень высокий. Гаджеты являются повседневной частью жизни детей и подростков. Абсолютное большинство школьников ежедневно пользуется одним или несколькими цифровыми инструментами.

Использование цифровых инструментов преимущественно носит развлекательный и коммуникативный характер (для общения с друзьями). Востребованность образовательного ресурса цифровых инструментов оказывается ниже -подростки реже используют их для выполнения учебных заданий или поиска образовательной информации.

«Цифровизация» пространства школьников отражается на их образе жизни, в частности, влияет на характер их питания и физическую активность. Питание подростков с высоким уровнем вовлеченности в использование цифровых инструментов менее регулярное и сбалансированное - содержит меньше полезных продуктов и блюд и больше - высококалорийных снеков.

Негативные тенденции, связанные с активным проникновением цифровых ресурсов в жизнь современных школьников, необходимо учитывать при разработке проектов развития цифрового образования. Основная профилактика должна включать несколько важных направлений. Прежде всего, это усиление гигиенического контроля со стороны школы и родителей за режимом и рационом питания школьников. Одним из важных инструментов здесь может стать школьное питание, создающее условия для регулярного и сбалансированного питания подростков в течение всего дня.

Еще одно важное направление профилактики - воспитание у школьников навыков здорового образа жизни, в том числе и связанные с питанием, а также активизация работы по вовлечению детей и подростков в занятия спортом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Е. С. Источники информации подростков о здоровом образе жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 1 (январь). - С. 56-60.

2. Дегтярёва В. В. Образовательный потенциал социальных сетей // Философия образования. - 2010. - Вып. 3. - С. 30-35.

3. Щелина Т. Т., Чудакова А. О. Использование возможностей социальных сетей в формировании установки на ведение здорового образа жизни // Молодой ученый. - 2015. - № 23.2. - С. 41-43.

4. Allen M.S., Vella S.A. Screen-based sedentary behaviour and psychosocial well-being in childhood: cross-sectional and longitudinal associations. Ment. Health and Phys. Act. 2015. V 9:41-47

5. Antwi F, Fazylova N, Garcon MC, Lopez L, Rubiano R, Slyer J. The effectiveness of web-based programs on the reduction of childhood obesity in school-aged children: A systematic review. JBI Libr Syst Rev. 2012; 10:1-14.

6. De Decker E, Cardon G; ToyBox-study group. Influencing factors of screen time in preschool children: an exploration of parents' perceptions through focus groups in six European countries. BMJ Open. 2015 May 14;5(5).

7. Ren H, Zhou Z, Liu WK, Wang X, Yin Z. Excessive homework, inadequate sleep, physical inactivity and screen viewing time are major contributors to high paedi-atric obesity. Acta Paediatr. 2017 Jan;106(1):120-127.

8. Sayin F, Buyukinan M. Sleep Duration and Media Time Have a Major Impact on Insulin Resistance and Metabolic Risk Factors in Obese Children and Adolescents. Child Obesity. 2016 Aug; 12(4):272-8.

REFERENCE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Abramova E.S. Sources of information about healthy lifestyles for adolescents. // Scientific and methodical electronic journal " Concept».- 2015. - № 1 (January). - S. 56-60.

2. Degtaryeva V.V. Educational potential of social networks // Philosophy of education. - 2010. - Vol. 3. - S. 30-35.

3. Schelina T.T., Chudakova A.O. Opportunities of social networks in formation of a healthy lifestyle // Yung scientist. - 2015. - № 23.2. - S. 41-43.

4.Allen M.S., Vella S.A. Screen-based sedentary behaviour and psychosocial well-being in childhood: cross-sectional and longitudinal associations. Ment. Health and Phys. Act. 2015. V 9:41-47

5.Antwi F, Fazylova N, Garcon MC, Lopez L, Rubiano R, Slyer J. The effectiveness of web-based programs on the reduction of childhood obesity in school-aged children: A systematic review. JBI Libr Syst Rev. 2012; 10:1-14.

6.De Decker E, Cardon G; ToyBox-study group. Influencing factors of screen time in preschool children: an exploration of parents' perceptions through focus groups in six European countries. BMJ Open. 2015 May 14;5(5).

7.Ren H, Zhou Z, Liu WK, Wang X, Yin Z. Excessive homework, inadequate sleep, physical inactivity and screen viewing time are major contributors to high paedi-atric obesity. Acta Paediatr. 2017 Jan;106(1):120-127.

8.Sayin F, Buyukinan M. Sleep Duration and Media Time Have a Major Impact on Insulin Resistance and Metabolic Risk Factors in Obese Children and Adolescents. Child Obesity. 2016 Aug; 12(4):272-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.