Научная статья на тему 'Использование нормативных правовых актов Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в законотворческой деятельности национальных парламентов (на опыте Республики Беларусь)'

Использование нормативных правовых актов Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в законотворческой деятельности национальных парламентов (на опыте Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕВРАЗЭС / СПОСОБЫ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / МОНИТОРИНГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗЭС В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТАХ СООБЩЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ / SYSTEMATIC ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF THE EURASEC COUNTRIES / WAYS OF HARMONIZING NATIONAL LEGISLATION / MONITORING THE USE OF LEGAL ACTS OF THE INTER-PARLIAMENTARY ASSEMBLY OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY IN THE NATIONAL PARLIAMENTS OF THE COMMUNITY / THE FORMATION OF AN EFFECTIVE SYSTEM OF LAW BASED ON INTERNATIONAL TREATIES AND AGREEMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпенко И. В.

Статья подводит некоторые итоги использования результатов совместной законотворческой деятельности в ЕврАзЭС в правовом регулировании национальной экономики и интеграционного сотрудничества. Анализируя соответствующий опыт Республики Беларусь, автор подчеркивает, что многие положения правовых актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи нашли отражение в национальных законах. Это свидетельствует о постепенной гармонизации законодательства в рамках Сообщества и способствует формированию правовой базы Таможенного союза ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the experience of the IPA EurAsEC legal acts implementation in the law making process of the national parliaments (On the experience of the Republic of Belarus)

The article summarizes some results of the implementation of the joint legislative activity in EurAsEC in the legal regulation of the national economy and integration cooperation. Analyzing the experience of the Republic of Belarus, the author underlines, that many positions of the IPA EurAsEC model laws and recommendations was implemented in national laws. It proves the step-bystep harmonization of the legislation within the frames of the Community and promotes the development of the EurAsEC Customs Union legal base.

Текст научной работы на тему «Использование нормативных правовых актов Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в законотворческой деятельности национальных парламентов (на опыте Республики Беларусь)»

ПРАВО

К комплексному правовому и организационному обеспечению энергетической и продовольственной безопасности, практики использования информационных технологий и совершенствования медицинского обслуживания в современных условиях

И.В. Карпенко,

заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕврАзЭС В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ

(На опыте Республики Беларусь)

Вопрос об использовании нормативных правовых актов Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС является актуальным и с точки зрения системного анализа правовых систем стран, входящих в ЕврАзЭС, и для понимания перспектив дальнейшего совершенствования национального законодательства.

Правовой статус, порядок разработки, принятия и применения нормативных правовых актов Евразийского экономического сообщества определен Соглашением о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и единого экономического пространства от 26 октября 1999 года, а также Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятии и реализации от 18 июня 2004 года.

Предусмотрены различные способы гармонизации национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС, в частности, путем внесения изменений и дополнений (поправок) в национальные законодательства на основании положений заключенных международных договоров и соглашений, принятых Межгосударственным Советом ЕврАзЭС, а также использования национальными парламентами законодательных актов, принимаемых Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС.

На заседаниях Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и ее Бюро (с начала образования Межпарламентского Комитета в 1996 г.) принято и одобрено более 140 документов, в том числе 70 типовых проектов законодательных актов (модельных законов) и около 60 рекомендаций, целью которых является гармонизация законодательства государств - членов ЕврАзЭС в различных сферах правоотношений.

С целью реализации своих задач Ассамблеей через парламенты государств - членов ЕврАзЭС на постоянной осно-

ве осуществляется мониторинг использования в национальных парламентах нормативно-правовых документов Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, который свидетельствует о широком применении парламентами положений типовых проектов, Рекомендаций, Концепций, проектов Основ законодательства при разработке национальных законов.

Как и большинство стран ЕврАзЭС, Республика Беларусь - это демократическое государство, прогрессивное развитие которого было бы невозможно без такой правовой базы. Поэтому последние десять лет для нас были периодом активного законотворчества, направленного на формирование современной и эффективной системы законодательства. И благодаря скоординированной деятельности всех заинтересованных государственных органов в Беларуси эта система законодательства сформирована. Она учитывает современные потребности и государства, и общества в целом, едина по своим целям и сбалансирована по содержанию. Приняты и стали законами более восьмисот законопроектов, охватывающих практически все стороны общественно-политической жизни страны: государственное строительство, экономическое развитие, социальную сферу, вопросы национальной безопасности, борьбы с преступностью и др.

Из всего массива белорусских законов особо хотелось бы отметить значимость принятия программных законов. В соответствии со статьей 97 Конституции Республики Беларусь предусмотрены два таких закона, и они уже приняты. С 2002 года действует программный закон об утверждении военной доктрины страны, на базе которого разработаны и приняты ряд правовых актов в сфере военной политики, военного строительства, реформирования и жизнедеятельности военной организации государства. В 2005 году был принят второй из таких программных законов - Закон об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Республика Беларусь первой из участников ЕврАзЭС приняла закон, позволивший закрепить основные направления ее внутреннего развития и взаимоотношения с международным сообществом. В соответствии с ним внешняя политика Беларуси строится на следующих принципах: соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права; соразмерности внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства; обеспечения их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета; повышения эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики и ее экономики в условиях глобализации; развития на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, при взаимном учете и соблюдении интересов всех членов международного сообщества; добровольности участия в межгосударственных образованиях; приверженности политике последовательной демилитаризации в сфере международных отношений; отсутствия территориальных претензий к сопредельным государствам и непризнания территориальных притязаний к Республике Беларусь.

К стратегическим целям внешней политики Республики Беларусь относятся: защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики, прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов. Указанный закон определяет основные задачи внешней политики, реализуемые в следующих сферах деятельности: внешнеэкономической, в том числе в международном экономическом сотрудничестве, международном сотрудничестве в области космической деятельности, международном военном сотрудничестве, сотрудничестве при реали-

зации государственной пограничной политики; в сфере международной безопасности; гуманитарном сотрудничестве и сотрудничества по правам человека, международном сотрудничестве в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды, в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в области кодификации и прогрессивного развития международного права, в трансграничном сотрудничестве.

Основой стратегии Республики Беларусь, реализуемой на международной арене, является принцип многовекторности и сбалансированности: прагматизм, последовательность, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности и находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.

Данный закон вполне мог бы стать основой при разработке соответствующего модельного закона для государств - членов ЕврАзЭС.

Вместе с тем, характерными компонентами белорусского законодательства в целом стали высокий уровень планирования законотворчества и системность в правовом регулировании общественных отношений. Важнейшие задачи законотворческой деятельности, основные векторы развития правовой системы излагаются в ежегодных посланиях Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, которые определяют стратегию развития белорусской экономики и социальной сферы, поднимают вопрос о совершенствовании политической системы и укреплении безопасности государства, формируют основные ориентиры его внешнеполитической деятельности. Повышению уровня планирования законотворчества способствуют утверждение Президентом Республики Беларусь ежегодных планов подготовки законопроектов, в которой, наряду с Правительством и Администрацией Президента, активное участие принимают

обе палаты Парламента Беларуси. Это создает дополнительные возможности для реализации конституционного права законодательной инициативы на более высоком профессиональном уровне.

Такие планы принимаются в стране с 1998 года, что позволяет сконцентрировать законодательную деятельность Национального собрания Республики Беларусь на важнейших направлениях, определить наиболее актуальные законотворческие задачи на ближайшую перспективу и новые, эффективные, подходы к организации законотворческого процесса. Для белорусского парламента при этом одной из важнейших задач в области законотворчества остается оптимальное отражение в принимаемых законах потребностей общества и государства с учетом интересов избирателей.

Процедура рассмотрения законопроектов в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь осуществляется в соответствии с регламентом с привлечением специалистов, ученых, представителей субъектов права законодательной инициативы и общественности, других заинтересованных лиц. Данная процедура учитывает широкий спектр мнений и способствует всестороннему анализу законопроекта, позволяет оперативно корректировать статьи законопроектов.

Важную роль при рассмотрении законопроектов играют документы, обосновывающие необходимость принятия того или иного закона, информация о предполагаемых затратах, связанных с его реализацией, материалы исследования проблем, сферу которых будет регулировать закон, изучение мнений различных категорий граждан, статистических данных и различные модельные законы, в том числе принимаемые Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС.

Существуют различные схемы использования этих модельных актов в национальном законодательстве. Но в любом случае эта работа не является автоматическим переписыванием правовых норм.

В зависимости от степени урегулирования правоотношений можно выделить использование следующих видов модельных законодательных актов: концепций, структуры этих актов, подходов к правовому регулированию, отдельных нормативных предписаний, терминологии.

Анализ законотворческой деятельности обеих палат белорусского парламента, а также Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь свидетельствует, что модельные законы, типовые проекты и рекомендации Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества нашли действительно широкое применение при подготовке проектов законов Республики, а также при их доработке в Палате представителей Национального собрания. Реализованы наиболее актуальные рекомендации модельных законов, типовых проектов и других документов МПА ЕврАзЭС. Использовано около 50 типовых проектов и рекомендаций, в частности, модельные законы МПА ЕврАзЭС «Об образовании», «О постдипломном образовании», «О военном образовании», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», отдельные нормы модельных законов МПА ЕврАзЭС «О правовом регулировании организации охраны труда», «О надзоре и контроле законодательства об охране труда», «О службах охраны труда». Последние нашли отражение в Трудовом кодексе Республики Беларусь и Законе Республики от 23 июня 2008 г. № 356-3 «Об охране труда». Это относится и к положениям модельного Закона «О социальном туризме» и к положениям типового проекта законодательного акта «Об общих принципах охраны репродуктивного здоровья населения государств - членов Евразийского экономического сообщества» (частично отраженных в главе 4 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» - в редакции Закона от 20 июня 2008 г. № 363-3).

Модельные законы, типовые проекты законодательных актов, принятые МПА ЕврАзЭС, активно используются и при разработке (дора-

ботке) проектов законодательных актов в банковской сфере и сфере рынка ценных бумаг.

При совершенствовании налогового законодательства Республики Беларусь в 20052009 годах, подготовке нормативных правовых актов в сфере налогообложения в Республике Беларусь и при проведении работы по сближению законодательства, на многосторонней и на двусторонней основах, также использовались рекомендации МПА ЕврАзЭС.

В сфере законодательства об экономической деятельности типовой проект законодательного акта МПА ЕврАзЭС «О защите прав потребителей» использовался при разработке и принятии законов Республики Беларусь «О защите прав потребителей (в редакции Закона от 8 июля 2008 года) и «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (от 16 июля 2008 года). Положения модельного закона «О бухгалтерском учете» использованы при подготовке Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики «О бухгалтерском учете и отчетности». Модельный закон «Основы аудиторской деятельности» в определенной степени был использован при подготовке новой редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».

Аналогичная работа по использованию правовых актов Межпарламентской Ассамблеи осуществляется и другими парламентами государств Сообщества.

По информации Сената Парламента Республики Казахстан, основные положения и нормы нормативно-правовых актов, а также предложения и рекомендации Ассамблеи нашли полное или частичное отражение во многих законах Казахстана, в том числе «О частном предпринимательстве», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «Об электроэнергетике», «О государственной поддержке инновационной деятельности», «О техническом регулировании», «О борьбе с терроризмом», «Об экспортном контроле», «О бухгалтерском

учете и финансовой отчетности», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О кредитных товариществах», «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в Таможенном, Бюджетном, Трудовом кодексах Республики Казахстан.

Значительная часть типовых проектов законодательных актов МПА ЕврАзЭС использована Федеральным Собранием Российской Федерации, парламентами Республики Кыргызстан и Республики Таджикистан.

Часть документов Межпарламентской Ассамблеей была подготовлена по предложению Интеграционного Комитета ЕврАзЭС для разработки международных договоров, в том числе по вопросам формирования единых принципов регулирования деятельности естественных монополий, выработки скоординированной политики в области государственных закупок, Соглашения об организации и функционирования рынка зерна государств - членов ЕврАзЭС, а также ряда соглашений в таможенной сфере.

Республика Беларусь всегда ответственно относилась к своим международным обязательствам. Депутаты палаты представителей и члены Совета республики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами стремятся выполнять внутригосударственные процедуры по ратификации соглашений в рамках ЕврАзЭС качественно, в установленные национальным законодательством сроки.

В октябре 2009 года Палата представителей приняла проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества» - Соглашения, которое будет способствовать развитию интеграционных процессов на пространстве ЕврАзЭС,

расширению взаимного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества входящих в Сообщество государств.

Принят проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 года» в целях упрощения процедуры корректировки технических регламентов ЕврАзЭС. Протоколом предусматривается, что порядок разработки технических регламентов ЕврАзЭС должен утверждаться решением Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества.

Белорусский парламент продолжает подготовку пакета соглашений о Таможенном союзе между Беларусью, Россией и Казахстаном к ратификации. Все 13 документов, которые входят в этот пакет, уже направлены в постоянные комиссии и Главное экс-пертно-правовое управление Палаты представителей. Ратификация этих межправительственных соглашений станет логичным продолжением выполнения Беларусью ранее принятых обязательств по формированию Таможенного союза.

Ключевые слова: системный анализ законодательства стран ЕврАзЭС; способы гармонизации национального законодательства; мониторинг использования правовых актов Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в национальных парламентах Сообщества; формирование эффективной системы законодательства с учетом международных договоров и соглашений.

Keywords: systematic analysis of the legislation of the EurAsEC countries; ways of harmonizing national legislation; monitoring the use of legal acts of the Inter-Parliamentary Assembly of the Eurasian Economic Community in the national parliaments of the Community; the formation of an effective system of law based on international treaties and agreements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.