Научная статья на тему 'ЕврАзЭС - успешный пример евразийской интеграции'

ЕврАзЭС - успешный пример евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗЭС / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИН- ТЕРЕС / НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / EURASEC / NATIONAL INTEREST / THE INDEPENDENT STATES / THE CUSTOMS UNION / INTEGRATION POTENTIAL / LEGISLATION BASE / QUALITY OF LIFE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕврАзЭС - успешный пример евразийской интеграции»

К.К. Токаев,

Председатель Сената Парламента Республики Казахстан

ЕврАзЭС - успешный пример евразийской интеграции

Государства СНГ активно интегрируются в мировую экономическую систему, играя важную роль в ключевых отраслях экономики, начиная от энергообеспечения и заканчивая рынком космических технологий. Страны СНГ являются партнерами основных мировых экономических институтов (Всемирного Банка, МВФ, МБРР и т.д.), расширяют торгово-экономические связи с ведущими зарубежными странами, активно привлекают иностранные инвестиции на свои рынки.

Регионализация постсоветских государств проявляется в их вхождении в такие важные организации, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), ШОС, а также ГУАМ. С этими организациями соответствующие государства связывают свои стратегические интересы.

По мнению политиков и экспертов, весьма перспективным и наиболее успешным интеграционным объединением стало Евразийское экономическое сообщество.

Выдающуюся роль в успехе ЕврАзЭС сыграл его основатель, Президент Казахстана Н.Назарбаев - признанный лидер и инициатор интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Как верно заметил генеральный директор Центра по изучению постсоветского пространства МГУ А.Власов, Н.Назарбаев был единственным политиком, заявлявшим, что интеграция - это оптимальный выход из кризисного состояния Содружества Независимых Государств и изменившегося формата международных отношений. Выдвинув в 1994 году идею о создании Евразийского Союза, он положил начало процессу формирования качественно нового объединения стран-участниц СНГ, проявивших волю к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Данный процесс в силу известной специфики транзитного периода не мог быть ни простым, ни скоротечным. Нужно было время для «притирки» национальных интересов новых независимых государств в новых исторических и геополитических условиях. Потребовались большая политическая воля руководителей соответствующих стран, серьезные усилия правительств, парламентов, уче-

ных и общественных деятелей, чтобы привести к общему знаменателю процесс экономической интеграции. Важными вехами на этом пути стали соглашения о Таможенном союзе 1995 года, договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.

Создание ЕврАзЭС, в состав которого вошли Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, ознаменовало вступление интеграционных процессов в качественно новую фазу своего развития. Ее характерной чертой стали углубление экономического сотрудничества, повышение эффективности и качества организационного взаимодействия стран Сообщества, выработка концептуальной и нормативно-правовой базы для перехода к реальной интеграционной деятельности участников договора об ЕврАзЭС. Важное значение для развития ЕврАзЭС имело признание его международной правосубъектности со стороны Организации Объединенных Наций, предоставившей в декабре 2003 года ЕврАзЭС статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Усилению интеграционного потенциала Евразийского экономического сообщества способствовало вступление в эту организацию в 2006 году Узбекистана. Знаковым событием в истории ЕврАзЭС стало принятие в октябре 2007 года главами Беларуси, Казахстана и России Плана действий по формированию Таможенного союза ЕврАзЭС, обозначившего четкие сроки и механизмы реализации этого стратегического проекта. Интеграция стран ЕврАзЭС получила сильный импульс в результате создания совместных финансовых институтов - Евразийского банка развития и Антикризисного фонда.

Отдельно хотел бы остановиться на роли и вкладе парламентариев в процесс формирования Сообщества. За прошедшее десятилетие механизм межгосударственного взаимо-

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

действия в лице Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС стал эффективным инструментом гармонизации национальных законодательных материалов, синхронизации странами - членами Сообщества процедур ратификации международных договоров, сотрудничества ЕврАзЭС с другими региональными организациями. Благодаря активной работе МПА ЕврАзЭС было разработано и принято более 70 модельных законов и типовых проектов, около 60 рекомендаций в сфере инноваций, транспортной деятельности, охраны труда, борьбы с коррупцией и др. По целому ряду из них головными разработчиками стали депутаты Парламента Республики Казахстан. Многие нормы этих актов нашли отражение в национальных законодательствах государств ЕврАзЭС.

Вступление в силу международных договоров и соглашений, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, стало возможным благодаря своевременной ратификации данных документов Парламентом Республики Казахстан. Унификации и приведению национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза способствовало принятие в июне текущего года Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан».

Благодаря наличию такой нормативно-правовой базы, имеющей скоординированный характер, Казахстану удалось в самые короткие сроки перейти от фазы подготовки к непосредственной реализации задач, заложенных в идее Таможенного союза. Одновременно с Россией с 1 января 2010 года в Казахстане были введены в действие Единый таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования; наша страна принимает деятельное участие в работе наднациональной Комиссии Таможенного союза по формированию единой таможенной политики.

Прошедший в июле текущего года саммит ЕврАзЭС в Астане стал началом качественно новой эпохи в развитии Сообщества. Подписание Президентами Казахстана, Беларуси и России Н.Назарбаевым, А.Лукашенко и Д.Медведевым соглашения о вступлении с 6

июля 2010 года в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза ознаменовало завершение первого этапа формирования данного объединения. Одновременно это событие стало выходом на финишную прямую проекта, направленного на полноценную интеграцию стран - членов ЕврАзЭС - построения Единого экономического пространства, предусматривающего устранение барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и граждан, а также введение единой валюты. Как было отмечено в Совместном заявлении глав государств-участников Таможенного союза в связи с 10-летием образования ЕврАзЭС: «Формирование современного эффективного общего рынка необходимо для успешного развития экономик наших стран, повышения благосостояния народов Беларуси, Казахстана и России. Мы убеждены, что создание Таможенного союза трех государств станет важным фактором ускорения интеграционных процессов на всем пространстве СНГ, обеспечения экономической стабильности и устойчивого развития на Евразийском континенте».

Объективность этого вывода, как в отношении развития экономики, так и в отношении улучшения качества жизни и трудовых возможностей наших граждан, вполне очевидна.

Со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза начала функционировать единая таможенная территория Беларуси, Казахстана и России, предусматривающая устранение декларирования и таможенного оформления на внутренних границах между нашими странами. В результате значительно упростился процесс перемещения товаров внутри ТС, сокращены издержки при взаимной торговле, облегчен режим пересечения внутренних границ гражданами стран Таможенного союза и т.д. Созданные благоприятные условия для стимуляции роста товарообмена способствуют активизации экономической жизни и достижению устойчивого роста в посткризисный период. Немаловажное значение имеет социальный эффект: рост производства и взаимной торговли ведет к расширению занятости, увеличиваются денежные доходы

населения, полнее удовлетворяются потребности граждан в трансграничном общении.

Можно отметить и другие преимущества, связанные с созданием Таможенного союза (ТС). Укрепление общих таможенных границ снизит давление внешнего рынка на развитие собственного производства стран ТС, даст возможность лучше подготовиться к глобальной конкуренции после вступления наших государств в ВТО. С формированием общего рынка с численностью населения около 170 миллионов человек улучшится инвестиционный климат всех трех стран Таможенного союза, причем как для внешних, так и внутренних инвесторов. Сотрудничество в рамках Таможенного союза благоприятно скажется и на продвижении экспортной продукции трех государств.

Еще одно принципиальное преимущество ТС - увеличение эффективности транзитного потенциала наших государств. Росту грузоперевозок способствуют отсутствие барьеров на внутренних границах, единые с Россией и Беларусью тарифы на железнодорожном транспорте, строительство автомагистрали «Западный Китай - Западная Европа», казахстанских железнодорожных линий «Узень - государственная граница с Туркменистаном» и «Жетыген - Коргас», которые соединят рынки Европы, Китая, стран Персидского залива. Для Казахстана важное значение будет иметь открытие равноправного доступа к трубопроводной системе России, через которую экспортируется основная часть добываемых в нашей стране нефти и газа.

В целом эксперты оценивают общий эффект от создания Таможенного союза более чем в 400 млрд долларов.

Отмечая позитивные стороны создания Таможенного союза, объективности ради следует указать и на имеющиеся проблемы. Так, по данным Российской Счетной палаты, только за первый квартал 2010 года упущенные доходы, связанные с изменением ставок ввозных таможенных пошлин по сравнению с аналогичными ставками пошлин таможенного тарифа РФ, были оценены в сумму 158 млн долларов. Беспокойство предпринимате-

лей Казахстана вызывает повышение значительной части таможенных ставок страны до уровня российских. Имеются вопросы по таможенной экспортной пошлине на нефть у белорусской стороны.

Подобного рода опасения вполне естественны. Все они в той или иной мере связаны с процессом становления Таможенного союза, то есть являются следствием пока еще недостаточной слаженности экономического взаимодействия между субъектами ТС. Это доказывает, что возникшие проблемы имеют преходящий и решаемый характер, они не влияют в целом на позитивное содержание интеграционного процесса в рамках ЕврАзЭС. Тем не менее, это диктует необходимость усиления работы по скорейшей унификации правил общего рынка и совершенствованию механизма экономического взаимодействия в рамках ТС.

Не менее масштабные и сложные задачи, связанные с переходом к более высокой ступени организации финансово-экономических, производственных и управленческих систем, ставит перед нашими государствами проект по созданию Единого экономического пространства. Как говорится в Совместном заявлении Президентов Казахстана, Беларуси и России от 5 июля 2010 года, данный проект позволит вывести взаимодействие наших государств на качественно новый уровень, воплотить в жизнь идеи евразийской интеграции, повысить роль Евразийского экономического сообщества на мировой арене.

В этой связи уместно отметить, что Президентами Казахстана, Беларуси и России 19 декабря 2009 года в городе Алматы был утвержден План действий по формированию ЕЭП. Его реализация предусматривается в два этапа: на первом - завершение в срок до 1 июля 2011 года процедур принятия и ратификации базовых соглашений для формирования ЕЭП; на втором - в срок до 1 января 2012 года - пакета соглашений, определяющих единые принципы государственной политики в конкретных отраслях экономики.

Таким образом, уже менее чем через пол-

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

тора года Единое экономическое пространство должно стать реальностью.

Весьма сжатые (в сравнении с предстоящим объемом работ) сроки диктуют необходимость в ускоренном темпе взяться за формирование правовой базы ЕЭП, форсировать процессы приведения с ней в соответствие национальных законодательств и своевременной ратификации заключаемых в рамках ЕЭП международных договоров. Для этого требуется активизация взаимодействия между парламентариями наших стран, установление тесных и повседневных контактов парламентских рабочих групп, укрепление координирующей роли МПА ЕврАзЭС и повышение эффективности общей работы законодательных и исполнительных структур в рамках Сообщества.

Вместе с тем, выход на этап формирования ЕЭП обусловливает необходимость дальнейшего поиска и совершенствования подходов к углублению евразийской интеграции. Стержневым направлением этой деятельности мог бы стать акцент на совместное использование конкурентных преимуществ государств Евразии для обеспечения их устойчивого социально-экономического развития и безопасности в условиях глобализации. Искренне убежден, что для обладающего большим ресурсным, инвестиционным, трудовым, транзитным, научным и культурно-гуманитарным потенциалом Евразийского региона эта благородная и историческая по своему характеру цель вполне достижима.

Что касается Казахстана, то наша страна будет и впредь прилагать максимум усилий для укрепления сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, чтобы выйти на новые рубежи интеграции, отвечающие единым стратегическим целям. Данная работа является приоритетом внешнеполитической стратегии Казахстана.

Ключевые слова: ЕврАзЭС; национальный интерес; независимые государства; Таможенный союз; интеграционный потенциал; нормативно-правовая база; качество жизни.

Keywords: EurAsEC; national interest; the independent states; the Customs union; integration potential; legislation base; quality of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.