Научная статья на тему 'Проблемы вступления Республики Таджикистан в Таможенный союз'

Проблемы вступления Республики Таджикистан в Таможенный союз Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1277
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ВСТУПЛЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / УНИФИКАЦИЯ / РЕЦЕПЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зойиров Рахматилло

Предпринята попытка проанализировать организационно-политические, экономические и правовые проблемы, связанные с вступлением Республики Таджикистан в Таможенный союз. Основное внимание уделяется нормативно-правовой базе Союза. Представлены результаты анализа предпосылок, закономерностей и последствий вступления Таджикистана в Таможенный союз, отраженные в теоретических выводах и практических предложениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы вступления Республики Таджикистан в Таможенный союз»

ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Рахматилло ЗОЙИРОВ

кандидат юридических наук, доцент, председатель ОО «Таджикский юридический консорциум» (Душанбе, Таджикистан)

АННОТАЦИЯ

Предпринята попытка проанализировать организационно-политические, экономические и правовые проблемы, связанные с вступлением Республики Таджикистан в Таможенный союз. Основное внимание уделяется нор-

мативно-правовой базе Союза. Представлены результаты анализа предпосылок, закономерностей и последствий вступления Таджикистана в Таможенный союз, отраженные в теоретических выводах и практических предложениях.

(Г ^^^

КЛЮЧЕВЫЕ Таджикистан, Евразийское экономическое сообщество, СЛОВА: вступление в Таможенный союз, Единое экономическое пространство, интеграция, нормативно-правовая база, таможенное законодательство, имплементация, унификация, рецепция, систематизация, гармонизация. \ -^

Введение

Попытки сформировать на пространстве СНГ Таможенный союз (ТС) предпринимались еще в 1993 году. А 6 января 1995 года был заключен первый международно-правовой акт — Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией (РФ) и Республикой Бела-

русь (РБ)1. Тогда этот опыт не получил развития, но спустя несколько лет, после образования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), был сформирован более трезвый, осознанный и достаточно продуманный подход к осуществлению этой сложной идеи, которая не потеряла своей актуальности.

В этой связи можно согласиться с мнением В. Лихачева о том, что в XXI веке интеграция в разных аспектах представляет собой один из главных геополитических и геоэкономических трендов глобализации. Сегодня международная субъектность государств и межправительственных организаций «активно и креативно раскрывается через интеграционный потенциал практически каждого суверенного актора». Отмеченное уверенно можно отнести ко всем странам СНГ.

ТС начал функционировать с 1 июля 2010 года; он приобрел собственное лицо, идентификацию и работает по формуле трех «П» — позитивность, прагматизм, прикладной характер2.

В наши дни процесс создания ТС переживает подъем. Выгоды от углубления интеграции в евразийском регионе видят сегодня десятки стран, в том числе и такие далекие от России и Таджикистана, как Новая Зеландия, Вьетнам, Норвегия и Швеция. В создании зоны свободной торговли с ТС России, Беларуси и Казахстана проявили заинтересованность уже 35 стран. При этом доля этих стран в мировой торговле составляет 90%3.

Именно поэтому чрезвычайно важным представляется вопрос об основных проблемах вступления Республики Таджикистан (РТ) в ТС. Ниже они рассматриваются в организационном, политико-экономическом, и, особенно, в правовом аспектах.

Значение создания ТС

Интеграционные процессы в странах СНГ свидетельствуют о вполне очевидной объективной потребности в укреплении экономического сотрудничества, причем и в двустороннем, и в многостороннем формате. Несомненно, эта потребность обусловлена не только сугубо экономическими или политическими причинами, но и всей совокупностью факторов самого разного плана, влияющих на стратегический выбор стран.

В обеспечении сотрудничества немаловажную (если не важнейшую) роль играют правовые аспекты (организационно-правовые, политико-правовые, экономико-правовые, технико-правовые, культурно-правовые и т.д.). С этой точки зрения важность создания ТС трудно переоценить. Но куда важнее то, как его деятельность будет реализовываться на практике.

Следует признать, что решение о создании ТС в составе трех государств носило и до сих пор носит в значительной степени политический характер, хотя в своей основе Союз является экономической организацией. Не вызывает сомнения и то, что позиция России в вопросе формирования ТС определяется долгосрочными стратегическими интересами экономического, политического и правового характера. Однако на данном этапе превалирует политический аспект.

Хотелось бы отметить, что РФ несет определенные финансовые издержки при реализации основных мероприятий по формированию ТС. Однако успех в этом нелегком деле, безусловно, отвечает важнейшим задачам ее национального развития.

Целью создания и ТС, и Единого экономического пространства (ЕЭП) является улучшение качества жизни в странах-участницах и обеспечение экономического роста. Соответственно, предполагается, что проведение согласованной политики поможет добиться более ощутимых успехов в росте накопленного основного капитала и взаимных инвестиций и конкуренто-

1 Далее сноски на нормативно-правовую базу ТС, имеющиеся в электронном ресурсе ТС, не приводятся.

2 См.: Лихачев В.Н. В кн.: Таможенный союз и Таджикистан: новые перспективы интеграции. Сборник докладов. Душанбе, 2012. С. 6—7.

3 См.: Там же. С. 3.

способности экономик. Однако вначале правовым аспектам создания и функционирования ЕЭП И ТС уделялось мало внимания.

Начиная с 2007 года Союз приобретает более продуманный юридический статус. С 6 июля 2010 года в РФ, РБ и Республике Казахстан (РК) вступил в силу Таможенный кодекс ТС (ТК ТС). В результате возникла принципиально новая правовая ситуация как в международно-правовой сфере и внутреннем законодательстве, так и в правовой системе в целом. Она связана с заменой национального таможенного законодательства (ТЗ) на договорно-правовую базу ТС.

Хотя дискуссия о значении ТС (особенно ТЗ ТС), а также о его достоинствах и недостатках не стихает, он, несомненно, является крупнейшим многосторонним экономическим проектом на постсоветском пространстве, призванным стимулировать интеграционные тенденции между новыми суверенными государствами во имя кардинального улучшения условий взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества и наиболее эффективного участия в международном разделении труда.

Предпосылки и закономерности вступления Республики Таджикистан в ТС

Разнообразные проблемы, связанные с вступлением РТ в ТС, стали актуальны с 2005 года и с этого времени не сходят с общественно-политической повестки дня Республики. 26 сентября 2012 года в Душанбе прошел международный семинар «Таможенный союз и Таджикистан: новые перспективы интеграции», на котором были даны весьма основательные ответы на некоторые из вопросов.

Все участники были единодушны в том, что пора перейти от общих политических деклараций к детальному изучению сценариев дальнейшего развития и определению всего спектра возможных перспектив и выгод от вступления в ТС Таджикистана как для стран — участниц Союза, так и для самой Республики. Этой тематике были посвящены доклады О. Гаврук4, А. Катаева5, Н. Каюмова6, В. Лихачева7, А. Павлова8 и некоторых других участников.

Затрагивались вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, согласования технических регламентов и других нормативных документов, а также процедур организации производства и торговли. Несмотря на «технический» характер существующих проблем, их решение является важным направлением в деятельности ТС.

Практически общим мнением было то, что за техническими и процедурными деталями нельзя упускать и стратегические вопросы, и, прежде всего, выработку общей платформы ТС, позволяющей странам-участницам отстаивать консолидированную позицию на мировом рынке.

Основным мотивом для участия Таджикистана в ТС является то, что он, будучи достаточно значимым мировым и региональным игроком и участником многих международных договоров и организаций, обладает существенным потенциалом интеграционного сотрудничества (СНГ, ЕврАзЭС, Экономический суд СНГ, МПА СНГ, ОДКБ, двусторонние форматы и др.). В связи с этим, следуя тенденции глобализации, РТ рассматривает дальнейшую интеграцию как один из важных приоритетов своей внешней политики; этот курс поддерживает общественность страны.

4 См.: Гаврук О.А. В кн.: Таможенный союз и Таджикистан. С. 30—36.

5 См.: КатаевА.Х. В кн.: Таможенный союз и Таджикистан. С. 10—18.

6 См.: Каюмов Н. В кн.: Таможенный союз и Таджикистан. С. 84—88.

7 См.: Лихачев В.Н. Указ. соч. С. 6—9.

8 См.: ПавловА.Н. В кн.: Таможенный союз и Таджикистан. С. 19—22.

Среди других факторов, побуждающих РТ к участию в интеграционных процессах, можно отметить такие исторические предпосылки, как «код памяти» о разделении труда в условиях СССР; международные обязательства, позволяющие создавать интеграционные коммуникации (Договор между РФ и РТ о союзническом взаимодействии, ориентированном в XXI в., от 16 апреля 1999 г.); а также солидные внешнеполитические и внешнеторговые практики (по данным на 1 июля 2012 г., РТ поддерживает связи с 91 страной мира). Существуют и условия для особого режима взаимодействия РТ со странами, входящими в ТС9.

В данном контексте нельзя не упомянуть и о некоторых юридических аспектах.

Речь идет, во-первых, о наличии эффективной юридической базы: между Москвой и Душанбе подписано более 140 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, в том числе и в экономической сфере.

Во-вторых, все страны ТС входят в число наиболее важных экономических и торговых партнеров РТ. Так, на Россию сегодня приходится около 20% внешнего товарооборота РТ. Импорт товаров из РФ составляет 24,7% от общего объема импорта, а из Казахстана — 15,5%. Помимо этого республика имеет торгово-экономические отношения с 70 субъектами России. Российский бизнес представлен в регионе довольно широко: к 1 апреля 2012 года объем накопленных прямых инвестиций из РФ достиг 744 млн долл. Россия уже заявила о реализации в Таджикистане нового долгосрочного проекта под условным названием «Проект Крупнова», в соответствии с которым в течение ближайших 20 лет она намерена вложить в экономику Республики еще 12 млрд долл.10

5 октября 2012 года в Душанбе между РФ и РТ было заключено еще 6 договоров, в том числе и по ГСМ.

В-третьих, для закрепления достигнутых успехов и решения проблем двустороннего сотрудничества Республике необходимо не только подключиться к работе ТС, но и активизировать свое участие в деятельности ЕврАзЭС.

Организационный и юридический опыт, приобретаемый РТ, стимулирует (с точки зрения среднесрочной перспективы) участие страны в Евразийском экономическом союзе (ЕЭС), а в дальнейшем — в Евразийском союзе (ЕАС) и его структурах (в том числе и в будущем Парламенте ЕАС).

Нормативно-правовая база ТС

Договорно-правовая база ТС в рамках ЕврАзЭС или ТЗ ТС фактически формируется на протяжении уже 17 лет (с 1995 г.). Ключевым этапом в ее формировании стало заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, состоявшееся 6 октября 2007 года. На заседании было принято решение «О формировании правовой базы ТС в рамках ЕврАзЭС», которое гласило:

1. Принять «Договор о Комиссии Таможенного союза», «Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» и Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

2. Утвердить Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза.

9 См.: Лихачев В.Н. Указ. соч. С. 7—8.

10 Об этом подробнее см.: Азия-Плюс, 20 сентября 2012; Крупнов Ю.В. Проекты совместного развития Таджикистана и России как «материальная» база успешного таможенного союза. В кн.: Таможенный союз и Таджикистан. С. 44—47.

3. Утвердить План действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС, состоял из двух частей.

В первую часть вошли международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС. Речь идет о 10 международно-правовых договорах (соглашениях и протоколах), заключенных в период с 6 января 1995 года до 24 марта 2005 года.

Во вторую часть вошли международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы ТС. Это еще 12 проектов международно-правовых договоров (соглашений и протоколов), подписанных в 2007 году, но к тому моменту еще не принятых.

Тогда же решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа ТС) № 1 от 6 октября 2007 года был утвержден «План действий по формированию Таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества», который состоял из семи частей и был рассчитан на четыре года.

Первая часть (или группа) предусмотренных планом мероприятий была направлена на подготовку международно-правовой базы ТС; вторая — на формирование Единого таможенного тарифа (ЕТТ); третья — на создание институциональной структуры ТС (комиссии ТС, наделение суда ЕврАзЭС полномочиями по разрешению споров в рамках ТС и введение Статута суда ЕврАзЭС); четвертая — на реализацию положений международных договоров, формирующих правовую базу ТС (в ней первым пунктом значилось «приведение национальных законодательств в соответствие с договорной правовой базой ТС»); пятая — на гармонизацию ТЗ (первым пунктом значилась «унификация порядка таможенного администрирования, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы», а в пункте 5 предусматривалось «введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза»); шестая — на унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам (от выявления различий в торговых режимах, согласования порядка действий по их унификации до признания ТС международным сообществом третьими странами), седьмая — на создание единой таможенной территории.

По результатам реализации данного Плана действий, осуществлявшейся с 2007-го до конца 2010 года, было принято еще около 85 международно-правовых актов. Причем только в 2010 году было подписано более 50 из них, а в 2011 году и первой половине 2012 года — еще около 25. В целом на январь 2013 года договорно-правовая база ТС составляла более 130 международно-правовых актов.

Наивысшим результатом в формировании договорно-правовой базы ТС следует считать ТК ТС, который стал итогом систематизации (пусть даже и промежуточной) множества международных договоров и других актов в области регулирования таможенных отношений.

Общая часть ТК ТС состоит из трех разделов.

I. Основные положения (главы 1—8, статьи 1—69).

II. Таможенные платежи (главы 9—14, статьи 70—93).

III. Таможенный контроль (главы 15—21, статьи 94—149 ).

Специальная часть ТК ТС состоит из следующих разделов:

IV. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации (главы 22—25, статьи 150—172).

V. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру (главы 26—28, статьи 173—201).

VI. Таможенные процедуры (главы 29—43, статьи 202—311).

VII. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров (главы 44—49, статьи 312—365).

Завершает ТК ТС раздел VIII, который содержит переходные положения; он не имеет деления на главы и состоит из статей 366—373.

Таким образом, ТК ТС состоит из двух частей (общей и специальной), 8 разделов, 50 глав и включает в себя 373 статьи11.

Открытость ТС и ЕЭП для присоединения новых участников (по мере «созревания» их экономического интереса) составляет основу для создания в будущем на евразийском пространстве широкой зоны экономического сближения. В перспективе круг участников ТС может последовательно расширяться за счет присоединения к нему остальных участников ЕврАзЭС и других заинтересованных стран СНГ (с учетом их готовности) на основе базовых принципов и механизмов, действующих в рамках «тройки».

Основные достижения ТС

Достижения ТС до 2007 года были достаточно скромны: они носили организационно-политический и экономический характер. В полном объеме ТС заработал с 1 июля 2010 года, когда РБ, РК и РФ вошли в единое таможенное пространство.

К этому моменту были выполнены все основные мероприятия по обеспечению создания и функционирования Таможенного союза, формированию его договорно-правовой базы и институциональной структуры, единой системы внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, а также по проведению согласованной политики в области технического регулирования и применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Все согласованные виды контроля перенесены на внешний контур ТС. На внутренних границах государств — членов ТС таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль сняты.

С введением в действие с 1 января 2010 года ЕТТ ТС полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности переданы Комиссии ТС (КТС).

С вступлением в силу ТК ТС заработала единая система таможенного регулирования. Установлены и применяются единые правила определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров. Принят ряд нормативных документов по таможенному администрированию, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы12.

Действуют зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин. С начала 2012 года государства, хозяйствующие субъекты и участники внешнеэкономической деятельности членов ТС и третьих стран могут обращаться в Суд ЕврАзЭС.

В ноябре — декабре 2010 года Россия, Беларусь и Казахстан подписали пакет соглашений, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП и основные принципы, которые предусматривают свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Условия данных соглашений подразумевают осуществление согласованной политики и ведение деятельности экономическими агентами трех стран на общих правовых условиях.

В июле 2011 года стороны завершили ратификацию указанных соглашений. Это позволило с 1 января 2012 года ввести в действие весь пакет соглашений, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. Все договоренности в рамках ЕЭП базируются на международных принципах (с учетом норм и правил ВТО и ОЭСР). Таким образом, создается единый рынок со

11 Об этом подробнее см.: Таможенный кодекс ТС. М., 2010.

12 См.: Балиев С.А. В кн.: Таможенный союз и Таджикистан. С. 76.

свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, емкость которого составляет примерно 170 млн потребителей.

На основе Договора, подписанного 18 ноября 2011 года в Москве, был создан новый наднациональный орган — Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В соответствии с соглашениями ЕЭП, на наднациональный уровень регулирования передается свыше 90 функций и полномочий в разных сферах экономики.

С 1 февраля 2012 года Комиссия, которой были переданы полномочия КТС, начала свою работу; ее основной задачей является обеспечение условий для функционирования и развития ТС и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции13.

Таким образом, в целом можно отметить, что по завершении периода 2009—2012 годов ТС подошел к решению следующих задач:

а) преодоление рисков мирового кризиса;

б) восстановление кооперационных (производственных, технологических, инвестиционных и др.) связей и источников;

в) формирование ЕЭП;

г) устранение пограничных барьеров на пути интеграции и специализации производства;

д) совершенствование инфраструктуры развития;

е) преодоление монополизма и протекционизма;

ж) повышение конкурентоспособности национальных экономик и расширение рынков сбыта;

з) строительство общего экономического пространства, общего энергетического рынка, единого транспортного пространства, общего валютного рынка, обеспечение взаимного доступа на рынок финансовых, банковских, страховых услуг и т.д.

Основные проблемы вступления Республики Таджикистан в ТС

Кроме рассмотренных выше общих проблем, связанных с организационно-политическими, экономическими и другими факторами и с самим вступлением Республики в ТС, необходимо более детально рассмотреть специфические проблемы законодательной и правоприменительной деятельности и вопросы имплементации, рецепции и гармонизации законодательства РТ после ее вступления в ТС (оставляя в стороне саму процедуру вступления).

В данной связи обратимся к докладу депутата парламента РТ А. Катаева. В нем отмечалось, что парламент Таджикистана «в процессе разработки новых законов и других нормативных актов и проектов в разрезе национального законодательства страны, эффективно и систематически использует положения и нормы модельных нормативно-правовых актов, разработанных в рамках МПА ЕврАзЭС и регулирующих отношения в экономике и ее сферах». Он, в частности, подчеркнул, что в этой сфере используется свыше 70 модельных законов МПА ЕврАзЭС, порядка 60 рекомендаций в сфере инноваций, экономической деятельности, банковской системы и др.14

13 См.: Там же. С. 76—77.

14 См.: Катаев А.Х. Указ. соч. С. 17.

Однако, хотя парламент РТ в своей законотворческой деятельности и использует опыт, модельные законы и рекомендации, но это, в основном, акты МПА СНГ, а не ЕврАзЭС. Именно поэтому Таджикистану предстоит проделать очень большую работу в указанном направлении.

Кроме того, хотелось бы уточнить некоторые терминологические моменты. Как справедливо отмечает А. Павлов, достаточно часто можно услышать словосочетание «войти в Таможенный союз», однако оно не совсем верно, так как ТС и ЕЭП не являются международными организациями. С юридической точки зрения ТС — это скорее некая совокупность актов, создающих нормативно-правовую базу, в рамках которой государства-участники передали часть своих суверенных полномочий специально созданному органу — КТС, а с начала 2012 года — ЕЭК15. При этом Комиссию зачастую называли наднациональным органом, однако это скорее относится к ее форме, а не содержанию деятельности. Сам процесс выработки и принятия решений свидетельствует, что КТС была межправительственным органом. ЕЭК действительно приобрела определенные черты наднационального органа. Это произошло после того, как в ее структуре была образована Коллегия ЕЭК, имеющая полномочия принимать обязывающие решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время наиболее важные решения принимают Совет ЕЭК и Высший евразийский экономический совет на уровне глав государств и правительств. И тот и другой все-таки скорее межправительственные и межгосударственные органы. Да и самой ЕЭК в значительной мере присущи черты межправительственного органа; об этом позволяет говорить характер процедуры выработки и согласования решений. Отчасти наличие у ЕЭК наднационального статуса объясняется тем, что с введением в действие соответствующего пакета соглашений (с 2012 г.) ЕЭП, в отличие от ТС, стало приобретать черты международного интеграционного объединения, хотя и не регистрируется в качестве международной организации.

В юридическом смысле международной организацией является ЕврАзЭС, Таджикистан — ее полноправный член. Как известно, одной из целей создания ЕврАзЭС и являлось образование ТС и ЕЭП. Однако разная степень готовности членов ЕврАзЭС к полноценной интеграции привела к определенной коллизии. Кыргызстан и Таджикистан, являясь членами ЕврАзЭС и, следовательно, разделяя цели этой организации, по разным причинам не присоединились к соглашениям о создании ТС и почти не принимали участия в разработке его нормативно-правовой базы. Это привело к уникальной ситуации: разноуровневой интеграции внутри ЕврАзЭС и формированию отдельных регулирующих органов ТС и ЕЭП.

Отсюда следует, что сегодня органы ЕврАзЭС, несмотря на стремление большинства его членов к намеченным целям, не могут трансформироваться. Невозможно и их слияние с органами регулирования и управления ТС и ЕЭП, так как часть государств — участников ЕврАзЭС не присоединились к их нормативно-правовой базе. Кроме того, затруднена юридическая возможность перехода с 2015 года ЕврАзЭС в его нынешнем составе к ЕЭС, что вносит дополнительные нюансы в рассматриваемую ситуацию16.

Важным представляется определение ТЗ ТС, закрепленное в ст. 3 ТК ТС. В соответствии с ней, ТЗ ТС включает следующие части:

1) сам Таможенный кодекс;

2) международные договоры государств — членов ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС;

3) решения КТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС и принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом и международными договорами государств-членов.

В состав ТЗ ТС входят все перечисленные ранее 130 международных правовых актов. В случае если РТ вступит в ТС, то ей необходимо будет провести всю подготовительную работу

15 См.: Павлов А.Н. Указ. соч. С. 19.

16 См.: Там же. С. 19—20.

для имплементации, а точнее, рецепции ТЗ ТС, что будет крайне нелегко. Дело в том, что РТ, даже находясь в составе ЕврАзЭС, по существу, не принимала никакого участия в разработке и принятии этих международно-правовых актов. Более того, в республике практически нет специалистов в области международного права, тем более, с упором на специфику таможенного законодательства.

Следует также отметить, что ТК РТ был принят в ноябре 2004 года. В настоящее время этот кодекс, действующий в редакции Закона РТ от 3 марта 2006 года № 169 и состоящий из преамбулы, 7 разделов, 62 глав и 508 статей, на 60% не соответствует ТК ТС. Более того, если Таджикистан вступит в ТС, то придется не просто признать ТК РТ утратившим силу (исходя из необходимости замены национального законодательства международно-правовыми актами ТС), но и перестроить весь юридический механизм регулирования таможенных отношений в стране.

Естественно, в регулировании могут возникнуть определенные пробелы, и отладить все таможенные отношения, тем более вновь возникающие, удастся не сразу. А потому с целью регулирования таможенных отношений «собственным» ТЗ (в части, не урегулированной таможенным законодательством ТС) РТ следует принять ряд законов (или, следуя примеру России, один специальный закон «О таможенном регулировании»).

Для этого просто необходимо осуществить нижеперечисленные меры:

1) подвергнуть специальному анализу всю договорно-правовую базу ТС;

2) найти пути и «рецепты» наиболее эффективного преобразования законодательной базы РТ в области таможенного дела;

3) выявить массу не урегулированных ТЗ ТС таможенных отношений;

4) составить реестр специальных оговорок к тем договорным нормам, которые неприемлемы для РТ, и т.д.

В противном случае эффективного таможенного законодательства в РТ не будет.

Некоторые сложности, которые могут возникнуть в результате присоединения РТ к ТС и ЕЭП, связаны с географическим положением страны и неясной позицией Кыргызстана. Вместе с тем вхождение в единую таможенную территорию не обязательно предполагает наличие с ней общей границы, хотя и влечет за собой дополнительные усилия в области администрирования.

Особенностью правовых инструментов ТС и ЕЭП является то, что они должны использоваться в полном объеме; совершенно недопустимы рассмотрение и ратификация отдельных соглашений, а также «торговля» и затягивание решений по отдельным вопросам. После принятия соответствующего решения необходимо присоединиться ко всем международным договорам, формирующим договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, и ввести у себя ЕТТ ТС.

Кроме того, для страны, решившей войти в ТС и ЕЭП, станут обязательными все решения КТС, Коллегии и Совета ЕЭК, Межгоссовета ЕврАзЭС и Высшего евразийского экономического совета, действующего с 2012 года.

Помимо этого необходимо будет привести национальное законодательство в соответствие с нормативными документами ТС и ЕЭП — достаточно объемная работа, и к ней целесообразно готовиться заранее.

Следует также отметить, что правовые возможности для обсуждения изъятий по отдельным товарам носят ограниченный характер. Как показал опыт Казахстана (имевшего на первом этапе широкий перечень товаров, облагаемых по отличным от ЕТТ ТС ставкам), при отсутствии таможенной границы обеспечить надлежащий контроль за неперемещением отдельных товаров на территорию других членов ТС очень сложно; в силу этого список изъятий был сокращен до минимума.

Думается, что Таджикистану нецелесообразно ориентироваться на какие-то особые условия, так как любые изъятия из общего режима порождают массу административных сложностей.

В плане улучшения таможенного администрирования следует наладить надлежащий контроль (таможенный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный) на пунктах пропуска,

которые должны быть оборудованы в соответствии с требованиями ТС. Следует также учитывать, что ЕЭП является промежуточной стадией для вступления в ЕЭС; происходит передача значительно больших полномочий на наднациональный уровень, и появляется перспектива выхода на следующий, более высокий уровень интеграции.

В рамках ЕЭП совершенно недопустима разноскоростная интеграция (именно такой характер она носила в рамках ЕврАзЭС); перед принятием судьбоносных решений необходимо прийти к согласию и выработать твердую позицию по всем вопросам.

Кроме того, как отметил В. Лихачев, признавая политическую и прикладную целесообразность присоединения Таджикистана к ТС и учитывая наличие проблем на этом пути, важно разработать и принять своего рода «дорожную карту», которая «должна опираться на Конституцию страны, общие принципы международного права, акты, учреждающие ТС, Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы ТС, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года. В «карте» имеет смысл обозначить такие актуальные для РТ вопросы, как гармонизация и сближение законодательств, ориентация на техстандарты ТС, приоритеты интеграционного развития правовой системы государств, состояние имплементации международных обязательств Таджикистана, учет опыта ВТО, ЕС, союзного государства и др. Специальный угол внимания — изучение тенденций наднациональности, соотношения суверенных полномочий и компетенции наднациональных органов ТС»17.

Думается, такого рода работа на государственном (РТ) и международном (двусторонняя и многосторонняя дипломатия) уровнях имеет право на существование; она вписывается в нормативы и границы международной субъектности РТ, а также практику ее взаимодействия со странами — членами ТС.

Заключение

Таким образом, при формировании ТС ни в коем случае нельзя торопиться и перескакивать через этапы; здесь мы имеем дело с длительным процессом.

На протяжении 2010—2012 годов происходила постепенная «притирка» РФ, РБ и РК в рамках формирующегося ТЗ ТС. Как показывает трехлетний опыт, дальнейшее течение этого процесса будет медленным, болезненным и трудным, особенно если произойдет расширение ТС за счет вхождения в него Кыргызстана, а затем и Таджикистана.

Главное, чтобы вхождение Кыргызстана и Таджикистана было не просто политическим решением, а результатом кропотливой подготовительной работы (в том числе и чисто правовой), процесс которой необходимо рассматривать, по крайней мере, в следующих ракурсах:

1) организационно-правовые аспекты и проблемы присоединения РТ к договорно-правовой базе ТС;

2) собственно правовые проблемы трансформации (интеграции) таможенного законодательства РТ в рамках ТС;

3) правовые проблемы унификации и систематизации таможенного законодательства стран — участниц ТС, которые начнутся параллельно с трансформацией (интеграцией) и, естественно, будут иметь свои отрицательные или положительные особенности.

Кроме того, странам предстоит задуматься о дальнейшей унификации и систематизации как собственного таможенного законодательства, так и ТЗ ТС. Следует отметить, что со вре-

17 См.: Лихачев В.Н. Указ. соч. С. 8—9.

менем необходимость создания единой, согласованной и стабильной таможенной системы, способной преодолеть несогласованности и противоречия, которые могут обнаружиться в будущем, будет все более возрастать.

И наконец, думается, что вступление в ВТО сначала России (24 августа 2012 г.), а потом и Таджикистана (10 декабря 2012 г.), внесет свою специфику в реструктуризацию ТЗ ТС; в этом заинтересовано и международное сообщество, ориентированное на достижение политической, экономической и правовой безопасности, а также построение правового и справедливого пространства интеграции в мировом и трансрегиональном масштабах.

Гармонизация ТЗ ТС и ВТО будет способствовать укреплению авторитета РТ как актора современной мировой политики и улучшению имиджа ТС в рамках ЕврАзЭС, а впоследствии и ЕАС.

Уже в ближайшем будущем можно будет говорить о возникновении организации, деятельность которой направлена на обеспечение мирового правопорядка и развитие структуры международного права, имеющей антикризисную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.