Научная статья на тему 'Об особенностях развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве'

Об особенностях развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1970
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СНГ / БАЗОВЫЙ ФАКТОР / ИНТЕГРАЦИЯ / СОГЛАШЕНИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / MECHANISM / SOLUTION / PROBLEMS / INTEGRATION / EFFECTIVENESS / MUST BE THE MECHANISM OF THE EFFECTIVE SOLUTION OF PROBLEMS OF THE INTEGRATION ON POSTSOVIET SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тиунов Олег Иванович

Базовой правовой основой интеграции государств на постсоветском пространстве явилось создание СНГ и заключение ряда международных договоров, в том числе Договора о создании Экономического союза (1993 г.), Соглашения о создании зоны свободной торговли (1994 г.), Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (1995 г.), а также соглашений, касающихся деятельности ЕврАзЭС), Таможенного союза и Единого экономического пространства (1999, 2000, 2003 гг.), Договора о Евразийской экономической комиссии (2011 г.). Анализ этих соглашений показывает, что их реализация становится связанной и со существующими универсальными и региональными объединениями во всемирном масштабе. С учетом этого фактора в дальнейшей разработке нуждается концепция «разноскоростной и разноуровневой интеграции» стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic legal framework for the integration of the former Soviet Union was the creation of the Commonwealth of Independent States (CIS) and the conclusion of international treaties, including the Contract on Economic Union (1993), The Agreement Establishing the Free Trade Area (1994), Agreement on Customs Union between Russia and Belarus (1995), agreements relating to activities of the Eurasian Economic Community (EurAsEC) of the Customs Union and United Economic Space (1999, 2000, 2003.), Treaty on the Eurasian Economic Commission (2011). Analysis of these interconnected with each other treaties leads to the conclusion that their implementation is related with existing universal and regional associations worldwide. Taking into account this factor needs to further development the concept of «diversified and multi-level integration» of the CIS countries.

Текст научной работы на тему «Об особенностях развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве»

Об особенностях развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве

ТИУНОВ Олег Иванович,

заведующий отделом международного публичного права ИЗиСП, доктор

юридических наук, профессор

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве связаны с созданием Содружества Независимых Государств (СНГ), соглашение об образовании которого подписано 8 декабря 1991 г. в г. Минске. Основной правовой базой в рамках СНГ являются многосторонние и двусторонние договоры в различных сферах сотрудничества. С этого момента началась эволюция интеграции, которая привела к появлению нескольких межгосударственных объединений.

В соответствии с Уставом СНГ от 22 января 1993 г. в межгосударственных отношениях стран СНГ действует принцип верховенства международного права. Целями СНГ является сотрудничество в политической, экономической, экологической, военной, гуманитарной и культурной областях, содействие экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства. В 1993 г. государства — члены СНГ подписали Договор о создании Экономического союза, который, в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов; осуществление согласованной политики в таких сферах, как денежно-кредитные отношения, цены и налогообложение, валютное регулирование, таможенные пошлины. В 1994 г. было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, а в 1995 г. заключено Соглашение стран СНГ (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан) о Таможен-

ном союзе. Что касается Экономического союза, то 21 октября 1994 г. государства — члены СНГ подписали Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза (МЭК). Этому постоянно действующему органу было вменено в обязанность содействовать формированию Экономического союза путем создания механизмов платежного союза, зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза, а также решать ряд других задач, в том числе разрабатывать совместные программы в рамках многосторонней договоренности по развитию промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Однако происходившее в странах СНГ обновление экономического законодательства привело к его серьезной дезинтеграции. Выходом из сложившейся ситуации виделось заключение международных договоров между государствами — участниками СНГ в целях устранения возникших несовместимостей и противоречий. Действительно, было заключено внушительное количество договоров, например Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 г., Соглашение о взаимном признании права и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Однако эффективность такого рода договоров оказалась низкой: далеко не все государства подписали такие

договоры, а те, кто подписал, не стали исполнять; некоторые государства заявили оговорки к подписанным договорам. Это создало трудности для их реализации, в том числе и из-за того, что оговорки не соответствовали объектам и целям договоров, что противоречит международному праву.

В рамках СНГ не предусмотрен механизм эффективного разрешения проблем региональной экономической интеграции, например не разработаны способы разрешения межгосударственных споров. Подписанные в 1992 г. соглашения, касающиеся статуса Экономического суда СНГ, не дали нужного результата, так как решения Суда по существу имеют рекомендательный характер. Принудительного исполнения решений Экономического суда, когда могли бы быть применены к государству, нарушающему взятые обязательства, санкции межгосударственного органа, не существует. Компетенция указанного Суда требует совершенствования, как и требуют корректировки решения, принимаемые в рамках СНГ и зачастую имеющие декларативный характер. Исследователи отмечают, что СНГ функционирует ниже своих возможностей1. Такое положение дел вызвало к жизни концепцию «разноскоростной и разноуровневой интеграции». Собственно, на ее основе отдельные государства СНГ — Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан 10 октября 2000 г. создали новое экономическое объединение — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

ЕврАзЭС образовано для эффективного продвижения процесса формирования сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также для реализации

1 См.: Ковалев А. А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности. М., 2007. С. 326.

других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе 1995 г., Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях 1996 г., Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 г. В статье 2 Договора об учреждении ЕврАзЭС содержится важное положение, согласно которому «ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему До-говору»2. Кроме того, данным Договором предусмотрена преемственность созданных ранее сторонами органов управления интеграцией. В связи с этим для выполнения целей и задач Договора в рамках ЕврАзЭС действуют Межгосударственный совет (Межгоссовет), Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея (МПА), Суд Сообщества.

Высшим органом ЕврАзЭС является Межгоссовет, в состав которого входят главы государств и главы правительств Договаривающихся сторон. Он рассматривает принципиальные вопросы Сообщества. Именно Межгоссовет принимает решения о прекращении деятельности органов управления интеграцией, учрежденных Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 г. и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 г. Решения Межгоссовета позволяют устранить противоречия в функционировании органов, созданных указанными выше договорами, за счет их упразднения. Вместе с тем Межгос-совет может учреждать вспомогательные органы Сообщества. Что касается обеспечения взаимодействия органов ЕврАзЭС, то эта функция принадлежит постоянно действующему органу ЕврАзЭС — Интегра-

2 Международное публичное право: сб. док.: в 2 ч. Ч. I / сост. К. А. Бекяшев, Д. К. Бе-кяшев. М., 2006. С. 1329.

ционному комитету. Он же осуществляет контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.

Вопросами гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, занимается Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС. Одна из важнейших ее функций — разработка Основ законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащих рассмотрению Межгоссоветом, а также принятие типовых проектов, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства. Указанные полномочия дают определенные возможности для устранения противоречий между актами, принимаемыми органами интегративных объединений в рамках СНГ, и актами интегративных объединений и законодательством входящих в них государств. Вместе с тем правовая система полномочий требует совершенствования.

Во-первых, отсутствуют действенные механизмы, с помощью которых можно было бы влиять на сокращение сроков проведения внутригосударственных процедур, необходимых для введения в силу заключенных международных договоров. В частности, должны быть установлены жесткие сроки проведения процедуры ратификации договоров. Эти процедуры должны быть также направлены на ограничение числа оговорок и заявлений, связанных с ратификацией договоров.

Во-вторых, заключенные и введенные в силу в рамках ЕврАзЭС международные договоры должны без задержек имплементироваться в национальное законодательство. Для этого необходимо разработать концепцию дальнейшего развития ЕврАзЭС, в рамках которой определить порядок и условия взаимодействия правовой системы ЕврАзЭС с правовой системой государств-членов.

В-третьих, необходим механизм, на основе которого следует ввести

контроль за выполнением международных договоров, а также законодательных и иных актов, принимаемых в рамках ЕврАзЭС. Посредством договора нужно установить меру ответственности в случаях невыполнения взятых стороной международных обязательств.

В-четвертых, следует модернизировать полномочия Суда ЕврАзЭС в целях наделения его реальной судебной властью: должны быть введены механизм принудительного исполнения решений Суда, а также санкции определенного органа, например Интеграционного комитета ЕврАзЭС, в отношении государств — членов ЕврАзЭС, не выполняющих взятые на себя международные обязательства. Практика временного выполнения Экономическим судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС, которая должна осуществляться на основе Соглашения 2004 г. о выполнении Экономическим судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС, малоэффективна, потому что в СНГ и ЕврАзЭС сложились различные уровни развития экономической интеграции3.

Понимание интеграции как разноуровневого и разноскоростного экономического развития нашло отражение и в Соглашении о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г., подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Украиной. Под Единым экономическим пространством (ЕЭП) стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанных на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и

3 См.: Ковалев А. А. Указ. соч. С. 339.

поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежнокредитная и валютно-финансовая политика. В соответствии с указанным Соглашением ЕЭП формируется поэтапно. Стороны присоединяются к международным договорам, обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП по мере готовности. В Договоре о Евразийской экономической комиссии, подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 18 ноября 2011 г., содержится отсылка к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Договору о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. Последний был ратифицирован Российской Федерацией 27 октября 2008 г. Таким образом, названные договоры тесно связаны друг с другом. Более того, решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 октября 2011 г. № 97 была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, констатируя успешное функционирование Таможенного союза трех государств в рамках ЕврАзЭС и вступление в силу международных договоров, формирующих правовую основу ЕЭП, подтвердили создание единой системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, таможенного, ветеринарного, санитарного и фитосанитарного контроля и заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства ЕЭП. На основе Договора о Евразийской экономической комиссии 2011 г. данная Комиссия учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП. Основная задача Комиссии — обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, а также разработка предложений в сфере

экономической интеграции в рамках данных интеграционных объединений. Со вступлением в силу Договора о Едином экономическом пространстве Комиссия Таможенного союза упраздняется и начинает действовать Евразийская экономическая комиссия. Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП.

Такие решения на территориях сторон применяются непосредственно. Следует обратить внимание, что в Декларации о евразийской экономической интеграции основой функционирования ЕЭП указаны «принципы соблюдения общепризнанных норм международного права». Это не соответствует научной доктрине и Конституции РФ, в ст. 15 которой говорится об общепризнанных принципах и нормах международного права, являющихся вместе с международными договорами РФ составной частью ее правовой системы. Наука международного права и договорная практика исходят из того, что в отношении общепризнанных принципов и норм международного права действует единый императивный принцип — добросовестное соблюдение международных обязательств (применительно к международным договорам он именуется как pacta sunt servanda).

Что касается основного содержания дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП, то должен быть реализован потенциал этих интеграционных объединений в плане совершенствования и дальнейшего развития их договорно-правовой базы по таким направлениям, как, например, формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики. В этом аспекте должна быть усилена производственная кооперация, предполагающая создание (в необходимых случаях) совместных транснациональных корпораций. Кроме того, раскрытию потенциала названных объединений послужит разработка и обеспечение

экономической безопасности госу-дарств-участников, а также развитие сотрудничества в вопросах миграционной политики, обеспечение совместимости стандартов образования, развитие связей в сфере культуры, по линии парламентов, деловых сообществ. Необходимо дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, наднациональных институтов.

Наконец, эффективность реализации указанных направлений сотрудничества зависит от продуманного, высококвалифицированного мониторинга правовых актов. В частности, необходим контроль за выполнением не только внутренних нормативных актов государств-участников, но и заключенных ими международных договоров в рамках интеграционных объединений. Развитие инновационной социально ориентированной экономики России в значительной степени зависит от международных политических и экономических отношений. Долгосрочные цели внешнеэкономической политики России определены в Концепции внешней политики РФ, утвержденной 12 июля 2008 г. Так, в целях создания условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике требуется эффективное участие в мировом разделении труда. Создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром — ЕврАзЭС является одним из направлений достижения этой цели. Единое экономическое пространство должно содействовать таким приоритетным направлениям реализации интересов России, как продвижение на новые глобальные рынки высокотехнологических товаров и услуг, обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, обеспечение конкурентоспособности российских международных транспортных коридоров, включая формирование единого транспортного пространства СНГ, создание правил функционирования глобальных

энергетических рынков. Поставлена задача вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития с учетом экономических интересов нашей страны. Таким образом, создание и развитие ЕЭП являются частью укрепления позиций России в мировой экономике. Это позволяет целенаправленно перенимать опыт других универсальных и региональных экономических объединений в целях его внедрения в развитие механизмов Таможенного союза, ЕврАзЭС, ЕЭП как связанных друг с другом интегративных объединений государств, входящих в СНГ.

Как было подчеркнуто в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г., безусловным приоритетом на ближайшие годы является придание дополнительных импульсов интеграционным процессам и укрепление сотрудничества с ближайшими партнерами России с учетом раскрытия огромного потенциала Таможенного союза и ЕЭП. Более того, необходимо формирование нового механизма — Евразийского экономического союза, который будет открыт для государств — участников ЕврАзЭС, СНГ и других стран и станет связующим элементом Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов — востребованным партнером в мировой экономике.

Деятельности современных интеграционных объединений, в том числе Всемирной торговой организации (ВТО), будет способствовать совершенствование механизмов их функционирования на постсоветском пространстве. В первую очередь требуется модернизация механизма расширения споров между государствами — участниками этих объединений. В рамках СНГ пока не разработан механизм, способный эффективно разрешать межгосударственные экономические споры и вопросы региональной экономической интеграции в силу отсутствия у суда обязательной юрисдикции. Это

приводит к тому, что многие договоры, принимаемые в рамках СНГ, не используются. Например, государства — члены Европейского Союза (ЕС) в случае невыполнения каким-либо членом ЕС взятых на себя международных обязательств могут обратиться в исполнительный орган ЕС — Европейскую комиссию, которая, в свою очередь, вправе обратиться по этому вопросу в Европейский суд, принимающий решения, имеющие обязательную силу. В рамках ЕС также поощряется использование арбитражных правил, принятых Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), и разрешение спора на основе Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.

В рамках ВТО предусмотрен набор средств разрешения международных споров: консультации, примирительные услуги в форме добрых услуг, примирения и посредничества, третейский суд, орган по апелляции, арбитраж. Спорящие стороны обладают свободой выбора этих средств.

Мировой опыт показывает, что решение вопросов интеграции по ряду направлений сотрудничества эффективно посредством наделения определенных интеграционных структур наднациональными полномочиями. Этот опыт можно использовать на определенном этапе интеграции для обеспечения функционирования структур ЕЭП. Наднациональный характер принимаемых решений не подрывает суверенитета государств-участников и в то же время поднимает уровень их ответственности за эффективное выполнение взятых международных обязательств.

Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан способствовало интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Мировая практика выработала четкие международно-правовые

правила создания таможенного союза, которые закреплены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. К основным положениям договоров о создании таможенного союза относятся:

создание единой таможенной территории;

образование единого внешнего таможенного тарифа, принятие единых основных таможенных правил;

введение свободного обращения товаров: товары внутри таможенного союза обращаются без взимания таможенных пошлин и экспортно-импортных налогов, а также без применения экспортно-импортных квот и лицензий;

учреждение единой таможенной службы либо организация тесного взаимодействия и сотрудничества национальных таможенных служб между собой4. Формирующееся на постсоветском пространстве интеграционное объединение в полной мере соответствует этим критериям.

С 1 января 2012 г. на постсоветском пространстве начало функционировать Единое экономическое пространство, объединяющее Республику Беларусь, Российскую Федерацию и Республику Казахстан. Согласно конституирующим актам этого интеграционного объединения ЕЭП представляет собой пространство, состоящее из территорий сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежнокредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

4 См.: Чмель Г. Н. Малая таможенная энциклопедия. М., 1997. С. 41—43, 207—208.

Вместе с тем необходимо отметить, что развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве для каждого из их участников связано с разноскоростным потенциалом таких процессов. Следовательно, обязательства государства-члена в ряде случаев могут оказаться несостыкованными друг с другом, что способно породить определенные правовые коллизии.

Библиографический список

Ковалев А. А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности. М., 2007.

Международное публичное право: сб. док.: в 2 ч. Ч. I / сост. К. А. Бекяшев, Д. К. Бе-кяшев. М., 2006.

Чмель Г. Н. Малая таможенная энциклопедия. М., 1997.

Об алгоритме определения прецедентной нормы в международном праве

СМБАТЯН Анаит Сергеевна,

директор департамента правового обеспечения конкурентной политики и защиты рынков ОАО «Мечел», кандидат юридических наук

Роль судебных прецедентов в существующих правовых системах значительна, независимо от того, действует в конкретной системе права принцип stare decisis или нет. Ранее принятые судебные и арбитражные решения оказывают существенное влияние на поведение спорящих сторон, ожидания иных субъектов и общества в целом. Прецеденты, особенно тщательно аргументированные, играют не последнюю роль в формировании правосознания и воздействуют на правоприменительную практику.

Судебные прецеденты важны в системе международного права. Решения таких органов правосудия, как Международный суд ООН, Орган по разрешению споров ВТО, Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека и некоторых других судов и арбитражей, воспринимаются международным сообществом как наиболее авторитетное изложение того, что является правом. Прецедентные решения многократно цитируются не только принявшими их судебными и арбитражными органами, но и иными ор-

ганами международного правосудия; они подвергаются тщательному анализу, им посвящаются научные статьи, а субъекты права нередко оценивают свое поведение и при необходимости корректируют его с оглядкой на такие решения.

Тем не менее существует множество решений, которые не обладают прецедентной значимостью. В связи с этим закономерен вопрос: каким образом из совокупности решений органов международного правосудия судьи выделяют именно те, что наделены прецедентной силой, и какими признаками они обладают?

Как известно, в международноправовой системе не применяется принцип stare decisis и отсутствуют правила и критерии, выделяющие среди решений международных судов и арбитражей те, к которым судьи и арбитры впоследствии должны относиться особенно внимательно, поскольку в них наиболее авторитетно изложены правовые нормы. Такие правила «идентификации» прецедентных решений отсутствуют не потому, что их разработка — дело будущего, и не в силу наличия серьезных разногласий по данному вопросу между членами международного сообщества. Все решения международных судов и трибуналов обладают одинаковой юридической силой и с момента принятия стано-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.