Научная статья на тему 'Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС: деятельность на современном этапе и перспективы развития'

Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС: деятельность на современном этапе и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ОТКРЫТЫЕ ГРАНИЦЫ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЦЕНТР ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / CUSTOMS UNION / SINGLE ECONOMIC SPACE / CUSTOMS CODE / REAL SECTOR OF ECONOMY / OPEN BORDERS / LABOR MIGRATION / THE CENTER OF HIGH TECHNOLOGIES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС: деятельность на современном этапе и перспективы развития»

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Истекшее в 2010 году десятилетие убедительно показало востребованность и жизненную силу Евразийского экономического сообщества, которое продемонстрировало такие конкретные и весомые достижения, как создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России и правовой базы Единого экономического пространства

Высокие темпы развития интеграции государств - членов Евразийского экономического сообщества ставят перед государствами и органами ЕврАзЭС новые сложные задачи, требующие научного анализа и оперативного решения.

Сегодня в разделе журнала «Официальная позиция», как и в других, мы, в частности, знакомим читателей с мнениями известных руководителей, политиков и парламентских деятелей о процессах, происходящих в государствах Сообщества, знакомим с их видением путей дальнейшего развития интеграционных процессов, а также возможностей решения стоящих на этих путях проблем.

В статье Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь А.Н. Рубинова дан обстоятельный анализ интеграционных процессов, идущих сегодня в государствах - членах ЕврАзЭС. Автор останавливается не только на фактах, свидетельствующих об успехах Сообщества, но и поднимает вопросы, связанные с нерешенными проблемами, называя возможные пути их решения. Показана важная роль национальных законодательств и в связи с этим вклад Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в создание и совершенствование правовой базы Сообщества. Публикуется и статья Председателя (Торага) Жогорку Кенеша Кыргызской Республики А.К. Келдибекова. Напомним, что прошлый год был насыщен крупными событиями в Кыргызстане. Апрельская революция, трагические июньские события на юге страны, проведение референдума по новой Конституции, выборы в Парламент... Тора-га рассказывает о полученных страной трудных уроках и главном - как в стране идет процесс возвращения политических и общественных отношений в государстве в правовое русло.

Опытом экономической интеграции в рамках Союзного государства и возможностями использования этого опыта в процессе формирования Единого экономического пространства делится с читателями журнала Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России С.Г. Стрельченко. Этой же теме посвящена и публикация известного белорусского ученого С.А. Кизимы.

Опубликована также специально для этого номера написанная статья Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина о конституционных основах российского права в контексте международного правопорядка.

Важное значение для интеграционных процессов имеет и статья заместителя Председателя Государственной Думы РФ В.А. Язева о законотворческой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и об использовании в этой деятельности международных стандартов, в том числе документов, принимаемых Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС.

А.Н. Рубинов,

Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС: деятельность на современном этапе и перспективы развития

Созданное в 2000 г. Евразийское экономическое сообщество в настоящее время является одним из наиболее авторитетных и динамично развивающихся многосторонних интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Итоги десяти лет убедительно подтверждают, что потенциал ЕврАзЭС создает реальные условия для укрепления взаимовыгодных торгово-экономических связей, повышения эффективности национальных экономик и их устойчивого развития. В большинстве государств Сообщества улучшились основные макроэкономические показатели, наблюдается рост промышленного и сельскохозяйственного производства и объема грузоперевозок. Стабилизировались курсы национальных валют, снизились темпы инфляции, выросли заработная плата и пенсии. За эти годы прирост валового внутреннего продукта в среднем составил 8%, товарооборот между членами организации увеличился более чем в 4 раза. Так, в 2010 г. товарооборот Республики Беларусь с Российской Федерацией составил 27,9 млрд долларов, с Республикой Казахстан - 867,2 млн долларов.

В период председательства Беларуси в ЕврАзЭС сделаны важные шаги на пути к дальнейшему углублению интеграции. Возглавив в 2009 г. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко направил Обращение главам государств-членов Сообщества, в котором предложил сконцентрировать усилия на завершении формирования Таможенного союза и создании полноценного Единого экономического пространства, что отвечает национальным интересам всех участников Евразийского экономического сообщества.

1 января 2010 г. в рамках ЕврАзЭС начал действовать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Фактически начался новый этап развития Сообщества. Проделана огромная работа по созданию договорно-правовой базы союза, выработаны механизмы его функционирования. Введены в действие

соглашения о едином таможенно-тарифном и нетарифном регулировании Таможенного союза, а также наделении Комиссии Таможенного союза полномочиями по их ведению. С 2010 г. в Республике Беларусь и Республике Казахстан к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом. На момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Беларусью и Россией были унифицированы более чем на 90%, между Казахстаном и этими государствами -на 38%. Завершается формирование Единой таможенной территории, и все виды государственного контроля будут перенесены на таможенную границу союза. Сегодня на границе между Россией и Беларусью нет таможенных органов, а на границе между Россией и Казахстаном они будут осуществлять только контрольные функции и только до 1 июля 2011 г.

1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, разработанный исходя из международных норм Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур. Договор о Таможенном кодексе предписывает Сторонам обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом. Следовательно, на правовом уровне предусмотрено взаимное признание разрешительных документов о проведении единой политики в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также технического регулирования. Национальными парламентами соответствующие соглашения были оперативно ратифицированы, и в июле 2010 г. они вступили в силу.

Сегодня Таможенный союз стал действительностью, мы в нем живем. Убеждены, что его реалии соответствуют национальным интересам и будут содействовать дальнейшему улучшению социально-экономической ситуации в наших странах. Год полноценной работы Таможенного союза, его итоги наглядно подтверждают, что, упростив таможенные

процедуры, сняв многие административные барьеры во взаимной торговле, члены союза зримо улучшили условия работы реального сектора экономики. В целом эти новые условия будут способствовать экономическому росту и к 2015 г., по расчетам экспертов, обеспечат прирост ВВП государств Таможенного союза на 15-18%.

С учетом возможного влияния мирового финансового кризиса на экономику государств-участниц союза Сторонами был утвержден Перечень совместных мер по его преодолению. Главами правительств государств Сообщества подписан Договор об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС в объеме 10 млрд долларов. В июле 2009 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко своим указом одобрил этот Договор и Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда. Благодаря эффективному взаимодействию стран Таможенного союза удалось минимизировать негативные последствия для наших стран глобального финансово-экономического кризиса.

Таможенный союз становится привлекательным для других государств. Беларусь приветствует намерение Кыргызстана и Таджикистана - членов ЕврАзЭС присоединиться к данному союзу. Их заинтересованность в этом союзе - это лучший аргумент в пользу того, что мы идем по правильному пути.

На основе Таможенного союза быстрыми темпами ведется создание Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России (ЕЭП). 19 декабря 2009 г. главы государств - членов Таможенного союза утвердили План действий по формированию ЕЭП. 9 декабря 2010 г. на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств подписаны 17 концептуальных документов, составляющих правовую основу ЕЭП. Важно, что все соглашения подготовлены с учетом норм и правил Всемирной торговой организации (ВТО). Они вступают в силу 1 января 2012 г. Тогда и начнет полноценно функционировать общий рынок Беларуси, Казахстана и России. Это будет мощный интеграци-

онный прорыв, соответствующий мировым тенденциям и стандартам.

С образованием ЕЭП для его участников обеспечиваются единые экономические условия осуществления хозяйственной деятельности, свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Оговорено обеспечение недискриминационного и равного доступа к природным ресурсам, в том числе энергетическим, как к факторам, обеспечивающим единые базовые условия для развития экономики стран-участниц. В рамках ЕЭП будут решены проблемы использования преимуществ открытых границ и единой транспортной сети. Предстоит серьезная работа по проведению согласованной макроэкономической политики, ориентированной на создание благоприятных условий для инвестиций, либерализацию валютных операций, упрощение трудовой миграции, отказ от антидемпинговых и иных защитных мер, гармонизацию технических и регулирующих стандартов и регламентов. В этом контексте актуальным является разработка отраслевых программ для малого и среднего бизнеса. На их основе можно будет создать современные механизмы сотрудничества для делового сообщества, стимулировать переход от торговых форм ведения совместного бизнеса к производственным, быстрее адаптировать бизнес-структуры к условиям функционирования Таможенного союза и ЕЭП.

Важным представляются предложения о формировании продуманного и согласованного подхода к продвижению национальных марок и технологий, которыми располагают страны ЕврАзЭС. По существу, мы имеем дело с новой стратегией социально-экономического сотрудничества, предусматривающей принципиальное изменение правовой основы государств Сообщества, корректировку существующих инструментов и механизмов экономической интеграции на евразийском пространстве.

В центре внимания исполнительных и законодательных органов ЕврАзЭС, в том числе МПА, оставалось качественное и эффек-

тивное выполнение международных договоров и соглашений, заключенных в рамках Сообщества, приоритетных межгосударственных целевых программ. Широкие возможности для развития экономики, науки и социальной сферы наших государств открыли межгосударственные целевые программы «Здоровье народов ЕврАзЭС», «Микроэлектроника ЕврАзЭС XXI века», «Создание совместного центра продаж и сервисного обслуживания машиностроительной техники стран ЕврАзЭС». В 2010 г. началась реализация разработанной по инициативе белорусской стороны межгосударственной целевой программы «Инновационные биотехнологии». Программа рассчитана на пять лет и нацелена на производство конкурентоспособной продукции для медицины, сельского хозяйства, охраны окружающей среды.

Актуальными для всех государств Сообщества являются вопросы экологии. Решения проблем Аральского моря, Семипалатинского полигона, реабилитация территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, рациональное использования водных ресурсов требуют тесного взаимодействия и общей эффективной экологической политики. Белорусская сторона готова к такому сотрудничеству.

Продолжалась активная работа по реализации Концепции формирования общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС. Надежное и бездефицитное обеспечение государств Сообщества энергией, рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и четкое управление энергетикой на всем евразийском пространстве - важнейшая задача объединения.

Безусловным приоритетом для наших государств являются целостность и согласованное использование транспортного потенциала Сообщества. В рамках Концепции формирования единого транспортного пространства ЕврАзЭС последовательно велась работа по упрощению товародвижения между нашими странами и транзита по их территории, интеграции транспортных ком-

плексов государств Сообщества в мировую транспортную систему.

Заметную активность проявляет Центр высоких технологий ЕврАзЭС. Его усилия направлены, прежде всего, на содействие развитию долгосрочной научно-технической деятельности в наших государствах, связанных с модернизацией экономик и их переводом на инновационные рельсы. Центром рассмотрено свыше 220 проектов, из которых 66 - отобраны в качестве приоритетных, 6 из них одобрены к финансированию за счет венчурных фондов Беларуси, Казахстана и России.

Особое внимание уделялось выполнению Концепции продовольственной безопасности стран ЕврАзЭС. В соответствии с ней в течение ближайших пяти лет предусмотрено резко повысить удельный вес собственной продукции на продовольственном рынке Сообщества, в том числе зерна - до 95%, сахара и растительного масла - до 80%, мяса и мясопродуктов - до 85%, молока и молочных продуктов - до 95%. Наряду с этим предстоит принять единые технические регламенты Таможенного союза на основные виды продукции для формирования технической политики на долгосрочную перспективу.

Говоря об итогах 10-летней деятельности ЕврАзЭС, необходимо еще раз подчеркнуть, что в углублении интеграционных процессов значимая роль принадлежит парламентариям государств-участников. Национальные парламенты внимательно рассматривают проекты международных договоров, модельных законов и рекомендаций Сообщества. Национальное собрание Республики Беларусь оперативно проводит ратификацию нормативных документов, касающихся создания правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Например, по 44 из более чем 60 международных соглашений, подписанных в рамках Таможенного союза, внутригосударственные процедуры завершены. Идет подготовка к ратификации остальных соглашений. Наиболее значимые из них - это договоры о порядке перемещения физическими лицами наличных денеж-

ных средств и(или) денежных инструментов, товаров для личного пользования через границу Таможенного союза.

Еще один важный документ - Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности. После ратификации данного Соглашения в трех странах появятся единые нормы по защите прав на такие объекты. Другие соглашения и договоры регулируют вопросы уплаты таможенных платежей и их возврата в бюджеты стран союза, устанавливают единую административную и уголовную ответственность за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза.

В декабре 2010 г. Парламент Республики Беларусь ратифицировал весь пакет документов, подписанных Межгосударственным Советом ЕврАзЭС 9 декабря 2010 г., по созданию ЕЭП. Республика Казахстан и Российская Федерация планируют завершить внутригосударственные процедуры по данному пакету соглашений к июлю 2011 г. Парламентариям наших стран необходимо довести до каждого предприятия, до каждого региона политический смысл этих решений, сущность нормативных документов Таможенного союза и ЕЭП, показать те новые возможности, которые они открывают.

Межпарламентской Ассамблеей подготовлены концепции Основ бюджетного, земельного, пенсионного, налогового законодательства, а также Основы законодательства о конкуренции и регулировании монополистической деятельности, рынке ценных бумаг, пограничном сотрудничестве, здравоохранении, об образовании, энергетике, инновационной деятельности и инвестициях, устанавливающие единые правила правового регулирования отношений в этих сферах. Особое место в деятельности МПА занимают вопросы обеспечения соответствия национальных правовых актов положениям документов, принятых органами ЕврАзЭС. На заседаниях Бюро МПА была рассмотрена практика приведения законодательства Республики Казахстан и Российской Федерации в со-

ответствие с международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, и другими правовыми актами Сообщества. Мониторингу исполнения международных договоров, реализации их в государствах ЕврАзЭС нам следует уделять больше внимания. Хорошей основой для этой работы является Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества и порядке их разработки (от 18 июня 2004 г.).

Ведущую роль в создании правовой базы ЕврАзЭС играют постоянные комиссии МПА. На их заседаниях рассматривались наиболее актуальные вопросы социально-экономического развития государств Сообщества. Одобрены проекты Основ трудового законодательства государств - членов ЕврАзЭС, типовые проекты законодательных актов «О внешнеторговой деятельности», «Об особых (свободных) экономических зонах», «О регистрации и передаче технологий», «О продовольственной безопасности государств - членов ЕврАзЭС», «О контроле качества медицинской помощи в государствах - членах ЕврАзЭС», «Об основах культурной политики» и др. Комиссиями на основе сравнительно-правового анализа национального законодательства государств-членов подготовлено свыше 60 рекомендаций. В последние годы были отработаны рекомендации по вопросам таможенного контроля, административной и уголовной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза, об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер, об экологической экспертизе и охране здоровья граждан.

Важной формой работы Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС являются семинары, заседания «круглые столы», межпарламентские слушания. На них депутаты вместе с учеными-практиками обсуждают актуальные вопросы таможенного регулирования, приграничного сотрудничества, гармонизации законодательства в области социальной политики и образования, правовые аспекты вступления наших государств в ВТО. Меж-

парламентская Ассамблея выступила инициатором проведения международной конференции «Качество медицинской помощи: проблемы и перспективы совершенствования». В рамках конференции рассмотрены вопросы, связанные с организацией систем управления качеством медицинской помощи и совершенствованием правового обеспечения медицинской помощи в государствах -членах ЕврАзЭС.

Продолжалась работа по укреплению партнерства МПА с Межпарламентской Ассамблей СНГ, Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности, другими международными парламентскими организациями. Делегации МПА приняли участие в работе 122-й (март-апрель 2010 г., Бангкок, Таиланд) и 123-й (октябрь 2010 г., Женева) ассамблей Межпарламентского Союза и связанных с ними мероприятиях, а также Третьей Всемирной конференции спикеров парламентов (июль 2010 г., Женева).

Оставалось активным наше взаимодействие с функциональными и региональными структурами ООН. Постоянными партнерами Сообщества являются Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и стран Тихого океана, Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН, Конференция ООН по торговле и развитию и др. Например, совместно с Европейской экономической комиссией ООН проведен международный семинар на тему «Вопросы государственно-частного сотрудничества в сфере упрощения процедур торговли и их правового регулирования». Парламентарии обсудили нормы законодательства стран -членов ЕврАзЭС об электронной торговле, электронном документе и электронных цифровых подписях, с практикой функционирования системы электронного правительства, а также проблемы гармонизации систем таможенного администрирования, упрощения таможенных процедур в Таможенном союзе и приведения их в соответствие с международными стандартами.

25 января 2010 г. в штаб-квартире Всемирной таможенной организацией (ВТамО) в Брюсселе состоялась международная презентация «ЕврАзЭС - этапы развития. Таможенный Союз Беларуси, Казахстана и России». Сотрудничество с данными международными структурами включает не только проведение совместных мероприятий, но и активный обмен информацией, регулярные прямые контакты. Международные контакты МПА подтверждают рост авторитета Сообщества в мире.

Межпарламентская Ассамблея внесла свой весомый вклад в создание правовой основы ЕврАзЭС, формирование Таможен-

ного союза и Единого экономического пространства. Совместно с национальными парламентами стран-членов ей предстоит продолжить работу по дальнейшему совершенствованию правовой базы ЕврАзЭС, соответствующей его высоким целям и масштабным задачам. Для этого у нее есть необходимый потенциал и хороший опыт.

Ключевые слова: Таможенный союз; Единое экономическое пространство; Таможенный кодекс; Реальный сектор экономики; открытые границы; трудовая миграция; Центр высоких технологий.

Keywords: Customs Union; Single Economic Space; Customs Code; real sector of economy; open borders; labor migration; the Center of high technologies.

В период председательства Беларуси в ЕврАзЭС сделаны важные шаги на пути к дальнейшему углублению интеграции. Возглавив в 2009 г. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко направил Обращение главам государств-членов Сообщества, в котором предложил сконцентрировать усилия на завершении формирования Таможенного союза и создании полноценного Единого экономического пространства, что отвечает национальным интересам всех участников Евразийского экономического сообщества. 1 января 2010 г. в рамках ЕврАзЭС начал действовать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Фактически начался новый этап развития Сообщества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.