Научная статья на тему 'У региональной интеграции - реальные цели'

У региональной интеграции - реальные цели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У региональной интеграции - реальные цели»

ВСЕСТОРОННЕМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НАШИХ СТРАН -СУЩЕСТВЕННО ВОЗРАСТАТЬ

Приветствие Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нигматулина Нурлана Зайруллаевича участникам «круглого стола» на тему «Роль региональной интеграции в развитии конкурентоспособности стран ЕврАзЭС и ее правовое обеспечение»

и гости «круглого стола»! В сегодняшнем мире формирование ре-Ж/ гиональных интеграционных объединений становится одной из основных экономических тенденций.

Открытость экономики, создание условий для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, трансферт технологий являются одними из ключевых факторов динамичного экономического развития. И евразийский регион в этом смысле не стал исключением из данного глобального процесса.

Как всегда подчеркивает Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, углубление евразийской интеграции стало нашим ответом глобальным экономическим кризисам XXI века и важным инструментом стабильности и повышения конкурентоспособности экономик стран региона.

Сама идея евразийской интеграции была впервые озвучена и предложена Президентом Казахстана в 1994 году на встрече с преподавателями и студентами Московского государственного университета имени Ломоносова.

Реалии сегодняшнего дня показывают, что это казахстанская инициатива во многом сформировала парадигму сотрудничества между нашими странами. И ЕврАзЭС, и Таможенный союз, и Единое экономическое пространство мы рассматриваем именно как результат реализации идеи Нурсултана Абишевича Назарбаева о евразийской экономической интеграции.

Можно с уверенностью утверждать, что региональная интеграция на нашем пространстве имеет большие перспективы. Реализация потенциала экономического, социального и культурно-гуманитарного сотрудничества отвечает интересам наших стран и народов. И мы надеемся, что с каждым годом уровень всестороннего взаимодействия наших стран будет существенно возрастать.

Очевидно, что успешное развитие региональной интеграции невозможно без соответствующей договорно-правовой базы, гармонизации и сближения национальных законодательств. В этом процессе большую роль играет Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС, которая за эти годы доказала свою действенность и востребованность.

Парламентариями наших стран приняты ряд модельных законодательных актов, направленных на развитие соответствующей правовой базы для дальнейшего углубления экономической интеграции, но еще многое предстоит сделать, и убежден, что этому и в дальнейшем будет способствовать модельная законотворческая деятельность МПА ЕврАзЭС.

Уверен, что открытый и конструктивный диалог участников сегодняшнего «круглого стола» будет работать на решение этих задач и позволит выработать важные рекомендации по повышению качества правового обеспечения евразийской экономической интеграции.

Желаю всем участникам «круглого стола» конструктивной и плодотворной работы!

У региональной интеграции - реальные цели _ Стр. 20-33 ^

СОБЫТИЕ

У региональной интеграции -реальные цели

октября 2013 года в столице Республики Казахстан Астане состоялось важное международное событие. Парламентарии и руководители исполнительных ветвей власти государств Евразийского экономического сообщества, международных и общественных организаций, специалисты и эксперты в сфере экономической интеграции за «круглым столом» обсудили важный для Сообщества вопрос: «Роль региональной интеграции в развитии конкурентоспособности стран ЕврАзЭС и ее правовое обеспечение».

Встреча, как отметил модератор «круглого стола» Председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан М.С. Ашимбаев, проходит по инициативе Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС Н.З. Нигматулина, а ее организаторами выступили Мажилис Парламента Казахстана и Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС.

Важность вопросов, внесенных в повестку дня, как нельзя более созвучна тем многосторонним процессам интеграции,

СТРАН

которые происходят сейчас на евразийском пространстве.

Открывая заседание, М.С. Ашимбаев подчеркнул:

«Цель сегодняшней встречи - обменяться мнениями на экспертном уровне между парламентариями по вопросам развития евразийской интеграции, роли евразийской интеграции в повышении конкурентоспособности наших стран, а также обсудить вопросы правового обеспечения евразийской интеграции на нашем пространстве.

Характерно, что эта встреча проходит в Астане именно в октябре, так как ровно

13 лет назад в октябре 2000 года президентами Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

За эти 13 лет Евразийское экономическое сообщество сыграло большую роль в укреплении торгово-экономических контактов между нашими странами, реализации совместных экономических проектов. И основная заслуга ЕврАзЭС в том, что была создана база для более продвинутых форм интеграции. Именно на основе тех наработок, которые были проведены в рамках ЕврАзЭС, были учреждены Таможенный союз и в дальнейшем Единое экономическое пространство. Только в рамках интеграционных объединений можно обеспечивать свободное движение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, что является одним из факторов развития в современном глобальном мире. Интеграция на евразийском пространстве отвечает интересам наших государств, поскольку позволяет объединить наши экономические потенциалы, сформировать общий рынок, совместно реализовывать крупные экономические и инфраструктурные проекты. В конечном итоге интеграция позволяет усилить наши конкурентные преимущества в глобальной экономике.

Конечно, в этом ключевую роль играют наши правительства, соответствующие государственные органы. В то же время можно констатировать, что с каждым годом роль парламентов и парламентариев в интеграционных связях тоже усиливается. Это связано с тем, что любые интеграционные контакты должны основываться на четкой, ясной, правовой основе, а эту правовую основу создают парламентарии».

В адрес участников «круглого стола» поступило приветствие Председателя Ма-жилиса Парламента Республики Казахстан, Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС Н.З. Нигматулина, которое озвучил заместитель Председателя Мажи-лиса Парламента Республики Казахстан С.А. Дьяченко.

Во вступительном слове С.А. Дьяченко обратил внимание на то, что ЕврАзЭС за годы своего существования не только продемонстрировало успешную реализацию стоящих перед ним задач, но и определило интеграционный вектор многостороннего взаимодействия наших государств уже на долгосрочную перспективу. Он считает весьма важным, что, «продвигая интеграцию, мы придерживаемся общего понимания, что интеграционные процессы в первую очередь должны базироваться на экономическом

прагматизме и, несомненно, что все интеграционные инициативы, реализуемые нашими странами, имеют единую конечную цель -создание более благоприятных условий для жизни и повышение общего благосостояния граждан государств ЕврАзЭС.

Конечно же, в предстоящие годы еще многое предстоит сделать в этом направлении. Уверен, что парламенты наших стран и впредь будут тесно взаимодействовать для успешного достижения целей развития региональной интеграции и решения актуальных задач в рамках Сообщества».

Об этом в своем приветствии участникам «круглого стола» говорили и Ответственный секретарь Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС П.Б. Зверев. Пожелав коллегам конструктивной работы, он убедительно обрисовал преимущества регионального интеграционного взаимодействия и сразу же перешел к главному: как сделать интеграционные процессы более эффективными, отвечающими всем требованиям совместных экономических реалий и что нужно предпринять для дальнейшего совершенствования законотворческого нормативно-правового обеспечения этой работы:

«За 12 лет функционирования Евразийского экономического сообщества апробированы и реализуются такие эффективные механизмы интеграционного взаимодействия, как зона свободной торговли и Таможенный союз. Началось формирование более высокого уровня экономической интеграции - Единого экономического пространства, а затем и построение Евразийского экономического союза.

На всех этапах интеграции Ассамблея вместе с другими институциональными структурами Сообщества обеспечивала успешное формирование правовой базы ЕврАзЭС. Ассамблеей разработано и принято более 200 нормативных правовых актов, которые широко применяются в национальных законодательствах. Но важен и обратный процесс. Считаю, что и парламентарии государств ЕврАзЭС должны найти и занять

в нем важное место, обеспечивающее более эффективную работу по гармонизации правовой базы Сообщества с учетом новых интеграционных задач.

Весьма символичным было проведение в Астане 29 мая текущего года заседания Высшего экономического совета Таможенного союза и Единого экономического пространства, на котором были уточнены основные, принципиальные положения строительства Евразийского экономического союза. В принятых Высшим евразийским экономическим советом решениях заявлено, что в ходе кодификации международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и при подготовке международно-правовой основы учреждения Евразийского экономического союза необходимо использовать также положения договорно-правовой базы ЕврАзЭС, сохраняющие актуальность и не противоречащие договоренностям государств-членов, достигнутым в рамках Таможенного союза и ЕЭП.

Предлагается уточнить принципиальные подходы к формированию институциональной основы Евразийского экономического союза, согласно которой Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества и суд ЕврАзЭС должны быть преобразованы в соответствующие парламентский и судебный органы Союза.

С учетом этих положений Евразийской экономической комиссии предложено доработать проект Договора о Евразийском экономическом союзе. В связи с этим Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС приступила к более тесной работе с Евразийской экономической комиссией. В частности, подписан меморандум о сотрудничестве, а также одобренный Бюро План совместных мероприятий МПА ЕврАзЭС и Евразийской экономической комиссии.

Все это предполагает дальнейшую активизацию деятельности Ассамблеи по совершенствованию своей законотворческой функции с учетом преобразования Евразий-

ского экономического сообщества в Евразийский экономический союз. В частности, по основным направлениям развития евразийской интеграции уже в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства необходимо приступить к работе по подготовке основ законодательства. Надо сказать, что месяц назад мы завершили подготовку Основ гражданского законодательства. Они уже переданы на уровень Интеграционного Комитета.

Представляется целесообразным, чтобы национальные парламенты обратили внимание и больше применяли в своей работе практику парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации, регламентами которых предписано обязательное использование профильными комитетами палат модельных законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи. Думается, что в дальнейшей своей деятельности Межпарламентской Ассамблее целесообразно усилить, кроме законотворческих, и свои контрольные функции, в частности, по мониторингу состояния гармонизации национальных законодательств, а также в вопросах формирования и согласования бюджета Сообщества.

Считаю, что обязательным условием повышения эффективности деятельности Межпарламентской Ассамблеи является ее тесное взаимодействие как с исполнительными органами, так и с депутатским корпусом, а также учеными и специалистами государств Сообщества. Для этого есть смысл взять на вооружение такой проверенный механизм взаимодействия, как межпарламентские слушания, на которых можно будет формировать на коллегиальной основе консолидированное мнение представителей всех спектров общества, нации и власти.

В связи с этим представляется исключительно важным наделить Межпарламентскую Ассамблею ее полномочиями и ресурсами, достаточными для реализации поставленных задач по модернизации существующей правовой базы Сообщества, что предполагает серьезную работу по основательной

переработке, а вернее, подготовке актуализированных версий основополагающих нормативных правовых документов Ассамблеи -Регламента и Положения о Межпарламентской Ассамблее. Очень важно, чтобы данные изменения были отражены в новом Договоре о Евразийском экономическом союзе».

В ходе заседания участники «круглого стола» дали достойную оценку деятельности МПА ЕврАзЭС как в правовом обеспечении евразийской интеграции, так и в ее развитии. Рассказав о проделанной работе,

депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, председатель Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по правовым вопросам М.Б. Тиникеев поднял актуальные проблемы, связанные с поступательным развитием евразийской интеграции, правовым аспектом ее многогранных процессов. При этом он сослался на достижения Республики Казахстан, роль которого в интеграционном движении стран ЕврАзЭС чрезвычайно велика:

«Позиция Республики в вопросе реформирования евразийского интеграционного пространства основывается на Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Приоритеты Казахстана неизменны: это развитие партнерства с соседями -Россией, Китаем, а также США, Европейским союзом, странами Азии. Казахстан будет укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство. В качестве ближайшей цели Республика видит создание Евразийского экономического союза, в котором вопросы будут решаться консенсусом, а политический суверенитет не будет ущемляться. Все это является положениями «Стратегии «Ка-захстан-2050».

Казахстан исходит из того, что экономической политикой нового курса будет все-

объемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности. Это не только наши принципы, сегодня прагматизм в экономической политике является также и стратегическим курсом наших партнеров по интеграции - Республики Беларусь и Российской Федерации.

Нам экономически выгодно быть вместе, являться единым интеграционным ядром. Сегодня мы имеем на три государства огромный рынок с суммарным ВВП в размере около 2 триллионов долларов США, объединяющий 170 миллионов потребителей. При этом в Едином экономическом пространстве каждый из нас стремится к тому, чтобы его товары были более конкурентоспособными. К примеру, чтобы казахстанские товары могли стать таковыми, мы стремимся развивать новые производства с упором на расширение несырьевого сектора, ориентированного на экспорт, развивать импорт промышленных мощностей и обмен технологиями, создавать совместные международные компании. Именно евразийская экономическая интеграция и стремление к обеспечению конкурентоспособности позволят нам вместе противостоять сегодняшним проблемам в глобальной мировой экономике. Помните, в притче отец позвал трех своих сыновей и заставил их сломать веник. Когда они по одному прутику легко сломали, справились с этим заданием, но когда целый веник, они не смогли его сломать. Так и наши государства только вместе смогут преодолеть сегодняшний сложный экономический период».

Современные реалии, отметил М.Б. Ти-никеев, накладывают и на парламентарии особую ответственность, ставят новые задачи по формированию правовой базы евразийской интеграции. Сегодня в рамках Ассамблеи идет работа над совершенствованием деятельности по межпарламентскому взаимодействию. Мы стали реализовывать новые задачи, такие как взаимодействие с наднациональным органом - Евразийской экономической комиссией, в рамках своей

компетенции обеспечивать функционирование Суда Евразийского экономического сообщества. Совместно с Евразийской экономической комиссией идет практическая работа по кодификации правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Важным направлением нашего сотрудничества остается взаимодействие с представителями бизнеса, практиками и учеными, занимающимися вопросами евразийской интеграции.

В конце сентября текущего года мы провели в Санкт-Петербурге совместное заседание двух комиссий Ассамблеи: по правовым вопросам и по таможенному регулированию и пограничной политике. По итогам этого заседания был сделан вывод, что сегодня очень важно в ходе перестройки евразийского интеграционного процесса не потерять существующие практические наработки. Нужна преемственность во всем процессе преобразований.

Например, в Ассамблее разработано более десяти проектов основ законодательства в различных правовых сферах. Необходимо, чтобы с переходом к Евразийскому экономическому союзу они не были потеряны. Мы разработали проект Основ гражданского законодательства. В содержательном плане как национальный законопроект он уже рассматривается в парламенте России, нет концептуальных возражений ни у Беларуси, ни у Казахстана, ни у других государств Сообщества. Однако, с точки зрения процедуры его принятия в рамках ЕврАзЭС, есть опасность потерять его, если сегодня мы не предпримем определенных действий для возможности внедрения института основ законодательства в правовую систему будущего Евразийского экономического союза.

Докладчик затронул и такую проблему:

«Мы с коллегами провели анализ использования парламентами государств - членов Евразийского экономического сообщества нормативно-правовых актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей. Все парламенты представили соответствующую информа-

цию, из которой следует, что акты Ассамблеи востребованы и используются в деятельности парламентов. Но это делается фрагментарно, нет четкой организационно-правовой системы.

Конечно, применять тот или иной акт МПА, а тем более ратифицировать или не ратифицировать тот или иной международный договор, является суверенным правом каждой страны. Но, коллеги, если уж мы приняли документ, то давайте действовать согласованно. Если в парламентах есть замечания по его содержанию, то это не является препятствием для продолжения наших дискуссий в рамках Ассамблеи. Важно, взаимно уважая мнения каждой из сторон, целенаправленно идти в направлении гармонизации законодательства. В противном случае все наши международные акты не будут реализовываться и останутся чисто декларативными».

Из этого выступления видно, что парламентарии стран Сообщества играют все большую роль в осмыслении, обеспечении, развитии интеграционных процессов. Развивается система консультативно-совещательных парламентских площадок в различных форматах. Одной из них стал созданный в 2012 году Интеграционный клуб при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания России В.И. Матвиенко. При поддержке этого клуба организован и сегодняшний «круглый стол».

«Мы понимаем, что сам облик мировой экономики сейчас уже во многом определяется взаимодействием региональных интеграционных объединений. Сама регионализация - это ведущий фактор экономики», -заявил представитель Интеграционного клуба, член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам И.Н. Морозов. И назвал еще одну проблему, которая ждет своего решения:

«Очень узкое место - это транспортная система. Как известно, для обеспечения формирования транспортного союза Сообщества разработаны рекомендации по гар-

монизации законодательства государств -членов ЕврАзЭС в сфере правового регулирования перевозок. Ведется работа над основами транспортного законодательства.

В соответствии с Концепцией формирования единого транспортного пространства на территории Сообщества предлагается формирование трех международных транспортных коридоров: «Западная Европа - Западный Китай», «Север - Юг», «Запад - Восток». Но для этого необходимы реальные межгосударственные программы высокоскоростных автомобильных и железнодорожных коридоров. Идут споры между железнодорожниками и автомобилистами, но совершенно понятно, что реализация проектов должна осуществляться слаженно всеми участниками переговоров.

Один из элементов этих программ -создание объединенной транспортно-логистической компании, основная идея которой - это создание единого международного оператора железнодорожных грузоперевозок, который будет работать на сквозном маршруте - между Евросоюзом и Китаем. Что повысит конкурентоспособность этого сектора экономики неоднократно, и об этом говорят цифры.

В соответствии с бизнес-планом в 2020 году дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры составит около 1 миллиарда 600 миллионов долларов. Аккумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП в 2020 году, согласно расчетам, достигнет 11,3 миллиарда долларов, в том числе для Казахстана - 5,3 миллиарда, для Беларуси - 1 миллиард, для Российской Федерации - почти 5 миллиардов. И работа законодателей будет заключаться в изменении таможенного законодательства. Грузы должны проходить в Европу и Китай по территории ЕЭП беспрепятственно. Опять же наша с вами задача будет заключаться в стыковке национального и наднационального уровней законотворчества. Это новая для нас работа, но ее нужно делать, к этому

нужно готовиться. И для этого нам следует чаще встречаться».

Передав приветствие участникам «круглого стола» от Председателя Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкина и председателя Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкого, заместитель Председателя этого Комитета Т.Н. Москалькова сказала:

«Мы собрались на земле, которая стала инициатором концептуальной идеи создания Евразийского экономического союза. Сегодня мы уже на пути к этому. Идея, высказанная двенадцать лет назад, сегодня является реальностью, и мы с уверенностью можем сказать, что Таможенный союз состоялся, что он вырос в Единое экономическое пространство, и наш путь к созданию Евразийского экономического союза в 2015 году совершенно понятен по своему алгоритму, набору законодательных и правоприменительных мер».

Напомнив, что объем взаимной торговли членов Таможенного союза в 2011 году составлял 62,3 миллиарда долларов США (по сравнению с предыдущим годом увеличение составило 32,1 процента), Т.Н. Москалькова проанализировала механизмы создания Единого экономического пространства и особо выделила при этом свободу движения товаров; свободу движения услуг; свободу движения капитала; свободу движения рабочей силы.

Свобода передвижения товаров обеспечивается сегодня беспошлинной торговлей, снятием таможенного контроля на внутренних границах, и это позитив. Что не удалось? Препятствует большое количество технических барьеров во взаимной торговле, и нам вместе нужно выйти на совместные регламенты и совместную работу в этом направлении.

О свободе передвижения услуг. Такая свобода создана в строительной отрасли, архитектуре, рекламе, здравоохранения. Но мы еще не решили эту проблему в таких от-

раслях, как транспорт, телекоммуникации, финансы.

Создание общего рынка капиталов - наиболее слабое звено в ЕЭП, поскольку необходимо разработать банковское и страховое законодательство, правовые режимы на валютном рынке и рынке ценных бумаг. Среди этих четырех направлений его надо считать требующим наибольших усилий и внимания.

Что нам удалось сделать в части обеспечения свободы передвижения рабочей силы этом направлении? Отменить квотирование обязательных разрешений на работу. Трудовые мигранты могут находиться на территории стран-участниц Таможенного союза без постановки на регистрационный учет 30 дней. Кроме того, на повестке дня разработка законодательства, которое позволит увеличить это количество дней до 90.

МПА ЕврАзЭС выработаны три вида нормативных правовых актов, которые позволяют нашу идеологию превратить в правовую форму:

- основы;

- модельные законы, которые у нас называются типовыми проектами законодательных актов;

- рекомендации.

Данные модели создаются экспертами всех государств, входящих в ЕврАзЭС, и их качество очень высокое. Но сегодня они не востребованы в той мере, в которой мы могли бы на это рассчитывать и таким образом обеспечить унификацию и гармонизацию законодательства. Почему? Да потому, что в регламентах наших парламентов нет такого обязательства, как проведение правовой экспертизы проектов законодательных актов на соответствие этим модельным законам. Я думаю, конкретным решением этой задачи стало бы внесение таких изменений и обязательное проведение правовой экспертизы на соответствие основам, модельным законам и рекомендациям нашего законодательства.

Сегодня из пяти государств, которые входят в состав ЕврАзЭС, три государств объединились в Таможенный союз, далее - в

ЕЭП, и движутся к созданию Евразийского экономического союза. Это Россия, Казахстан, Беларусь. Совершенно правильно было замечено, что созданное «пятеркой» сообщество хотело бы сохранить те большие наработки взаимосвязей и взаимоуспеха, которые достигнуты за эти годы. В этом направлении уже сделаны первые шаги.

12 апреля 2011 года Премьер-Министр, а ныне Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев обратился с заявлением о готовности начать процесс присоединения республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Путь этот непростой, и нужно присоединиться к более 100 соглашений, которые составляют правовую базу Таможенного союза, и 17 международных правовых актов - правовую базу ЕЭП.

Но есть желание нашего стратегического партнера по экономическому сообществу, и есть желание и воля России, Казахстана и Беларуси помочь преодолеть этот путь. Совсем недавно мы стали свидетелями воли, которая прозвучала из уст Президента Армении о присоединении к Таможенному союзу. Все это свидетельствует о том, что Таможенный союз представляет интерес; несмотря на сложности в этом интеграционном процессе, его выгоды для государств и народов совершенно очевидны. Поэтому очень важно проведение серьезной информационной пропаганды и разъяснение, что могут дать государствам и народам Таможенный союз, ЕЭП и создание Евразийского экономического союза».

Концептуальное по своему характеру выступление Т.Н. Москальковой, раскрывающее приоритеты евразийской интеграции на современном этапе, было выслушано с большим интересом. Эта тема, в частности, нашла несомненное отражение в выступлении члена Маджлиси намояндагон Республики Таджикистан С.С. Амиршоевой:

«Из расчетов Центра интеграционных исследований Евразийского Банка Развития видно, что присоединение Кыргызской

Республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству способно обеспечить дополнительный экономический эффект как для стран Таможенного союза, так и для Кыргызской Республики. Данный шаг будет иметь долгосрочные и позитивные последствия для развития обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, занятости населения Кыргызстана. Интеграция страны в крупные региональные экономические образования не только существенно расширит рынок сбыта товаров, но и повысит инвестиционную привлекательность республики, в частности, в электроэнергетику, транспорт, так как экономические отношения в этих областях будут в значительной мере урегулированы на уровне ЕЭП.

Что касается экономики Таджикистана, то его присоединение к Таможенному союзу и ЕЭП также будет иметь положительный эффект. Однако нельзя рассчитывать, что преимущества возникнут автоматически. Для республики будет лишь открыто окно возможностей. К этому выводу пришел Центр интеграционных исследований Евразийского Банка Развития, рассмотрев различные аспекты и перспективы экономического развития Таджикистана в исследовании «Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к Таможенному союзу и ЕЭП».

Численный анализ статистического эффекта от присоединения Таджикистана к Таможенному союзу показал, что этот интеграционный процесс приведет к незначительному изменению микроэкономических показателей. На начальном этапе страна получит умеренный положительный эффект. Однако выгоды увеличатся, если республике удастся воспользоваться дополнительными возможностями, которые открывает перед ней вступление в Таможенный союз.

Потенциальные эффекты складываются из трех основных компонентов: привлечение инвестиций; повышение производительности и фактор трудовой миграции.

Такие эффекты в состоянии обеспечить дополнительное повышение потенциального роста ВВП Таджикистана на 3,5 процента в среднесрочной перспективе. В том числе за счет привлечения инвестиций дополнительный рост может составить до 1,6 процента в год, за счет повышения производительности - 0,5 процента, благодаря вовлечению новых трудовых ресурсов и снижению безработицы - 0,4 процента, за счет денежных переводов - 1 процент. Прирост ВВП позволит Таджикистану не только решать насущные социально-экономические проблемы, но и выйти на траекторию устойчивого роста.

В последние два десятилетия инвестиции в экономику Таджикистана были значительно ниже ее потенциального уровня. Инвестиционный потенциал республики в настоящий момент составляет порядка 2,5 миллиарда долларов в год. Вступление в Таможенный союз станет действенным стимулом притока внешних и внутренних инвестиций в таджикскую гидроэнергетику, горнодобывающую и легкую промышленность, банковский сектор и агропромышленный комплекс.

Таможенные тарифы республики достаточно близки к Единому таможенному тарифу Таможенного союза, что значительно упростит скорость их сближения и не приведет к существенной переориентации торговли. Для роста эффективности экспортной корзины необходима организация производства новых для Таджикистана товаров и повышение уровня переработки.

Главная выгода Таджикистана от вступления в ЕЭП будет заключаться во вхождении республики в единый рынок труда. Соглашения ЕЭП в области трудовой миграции направлены на объединение трудовых ресурсов государств-участников, создание и эффективное функционирование общего рынка труда. Положительное влияние присоединение Таджикистана к ЕЭП окажет и на страны, принимающие трудовых мигрантов. Например, рост доходов российского бюджета только за счет налога на доходы

физических лиц составит до 40 миллиардов рублей в год.

Как видим, региональная интеграция должна быть не самоцелью, а тем механизмом, посредством которого формируется, как сейчас принято говорить, инновационная экономика».

Заместитель директора Департамента Управления делами и организационно-правовых вопросов Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС А.Я. Казаков, приветствуя от имени Генерального секретаря ЕврАзЭС Т.А. Мансурова участников «круглого стола», отметил, что «... интеграция государств Сообщества ведется с учетом положительного опыта развития ведущих интеграционных структур, прежде всего Европейского союза. Постоянно расширяются связи ЕврАзЭС с такими международными организациями, как ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ЕЭК ООН, ЕС.

Являясь наблюдателем в ООН, Сообщество заключило почти три десятка меморандумов о сотрудничестве с организациями системы ООН и другими международными институтами. На встрече Генерального секретаря ЕврАзЭС с Генеральным секретарем ООН господин Пан Ги Мун отметил положительные аспекты в развитии ЕврАзЭС и создании Таможенного союза. Под эгидой ООН подготовлены обзоры инновационного развития Беларуси и Казахстана.

В настоящее время государствами Сообщества реализуются ряд совместных межгосударственных программ. С 2011 года -пятилетняя программа «Инновационные биотехнологии», с 2012 года - трехлетняя «Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита», с 2013 года - шестилетняя программа «Рекультивация территорий государств ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».

С целью ликвидации последствий мирового финансового кризиса президентами государств Сообщества и Арменией в 2009 году были созданы Антикризисный

фонд, Центр высоких технологий. Для реализации совместных проектов была создана совместная венчурная компания «Центр инновационных технологий ЕврАзЭС» при участии соответствующих структур Беларуси, Казахстана и Российской Федерации. С января 2012 года начал функционировать Суд ЕврАзЭС, в который могут обращаться юридические и физические лица Сообщества, а также бизнес-структуры третьих стран для защиты своих прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Активно работает Евразийский деловой совет, который содействует вовлечению деловых кругов в интеграционные процессы. Создаются межгосударственные производственные и торговые объединения, совместные предприятия. ЕврАзЭС, используя международную практику, поэтапно осуществляет интеграционные процессы -от зоны свободной торговли к Таможенному союзу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимная торговля товарами стран-участниц Таможенного союза возросла в 2010 году на 29 процентов, в 2011 году - на 34 процента, в 2012 году - на 7,5 процента. Не дожидаясь окончательного завершения работ по созданию Таможенного союза, главы государств приняли решение ускорить работу по формированию ЕЭП. Благодаря интенсивной работе правительств сторон и Секретариата Интеграционного Комитета в декабре 2010 году Межгоссовет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) принял пакет из 17 международных соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП Беларуси, Казахстана и Российской Федерации. Уже с января 2012 года экономики трех стран функционируют в условиях ЕЭП. Сегодня в рамках ЕврАзЭС создаются предпосылки для образования единого социального пространства, которое предполагает функционирование общего рынка труда, гармонизацию систем социального страхования и пенсионного обеспечения, создание общего образовательного пространства, общедо-

ступность ряда медицинских слуг, усиление социально-культурных связей. При этом для бизнеса и населения произошли изменения законодательства и торгово-промышленных процессов, которые связаны с созданием единого рынка.

Одной из основных задач органов ЕврАзЭС, решаемой сегодня совместно с Межпарламентской Ассамблеей, является подготовка Основ законодательства в базовых сферах правоотношений и принятие типовых проектов законодательных актов, на основе которых разрабатываются акты национальных законодательств.

Бюро Межпарламентской Ассамблеи совместно с Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС подготовлен проект Основ гражданского законодательства для регулирования гражданско-правовых отношений. Реформирование национальных гражданских законодательств государств Сообщества будет содействовать гармонизации гражданского законодательства, способствующего развитию экономической интеграции в Сообществе».

А это очень важно. Ведь впереди - создание Евразийского экономического союза. Работы здесь немало, проблем тоже. Об этом, в частности, и говорил заместитель Директора Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Б.А. Парсегов:

«О создании Евразийского экономического союза было сказано еще в ноябре 2011 года в Декларации Евразийской экономической интеграции, которую приняли президенты России, Казахстана и Беларуси. На сегодняшний день основная задача по подготовке союзного договора - это кодификация уже имеющейся договорно-правовой базы.

Дело в том, что договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП составляют более 100 международных договоров, подписанных в период с 1995 по 2012 годы. Даже ученым-международникам сегодня стало тяжело соотносить взаимодействие

этих договоров, их норм. Ряд из них уже начинают противоречить друг другу, что создает трудности при их реализации. Поэтому поставлена задача до апреля 2014 года подготовить этот проект Договора к подписанию с датой введения его в действие 1 января 2015 года.

Непосредственно наш Департамент отвечает за подготовку двух разделов - конкурентная политика и политика в области государственных закупок. Надо отметить, что пока каждый работал в своем секторе, мы, может быть, немножечко были связаны узковедомственными интересами. Сегодня, когда все стало составной частью единого Договора, наглядно видно, что у нас даже не только фактическое состояние экономик, но и правовая база находятся в несколько разновекторных направлениях. Поэтому работа над Договором идет сложно, но взаимопонимание есть. Отрабатывается взаимодействие, в котором главным будет единая политика.

О текущих задачах можно сказать одно: мы полностью выполняем действующие соглашения. И если мы обеспечим выполнения Договора о единых принципах и правилах конкуренции, то в конце текущего года главы трех стран должны подписать акт о наделении Евразийской комиссии полномочиями по проведению расследований нарушений единых принципов и правил конкуренции на трансграничных рынках. С 2012 года Республикой Беларусь, Российской Федерацией предоставлен взаимно национальный режим в области государственных закупок, Казахстан полностью всю правовую базу принял, теперь возникают только чисто технические вопросы. С 1 января 2014 года национальный режим в области госзакупок будет представлен на территории всех трех стран, что будет очень большим подспорьем бизнесу, что снимет еще один барьер и обеспечит равные условия доступа хозяйствующих субъектов трех стран ко всей экономической деятельности на Едином экономическом пространстве».

«За последнее время евразийская интеграция прочно вошла в нашу политическую и дипломатическую жизнь», - заявил начальник отдела Первого Департамента стран СНГ Министерства иностранных дел Российской Федерации В.Б. Кудрявцев. «Во многом этот процесс стал определять экономические отношения и стратегию развития России, Белоруссии и Казахстана. Задаче содействия объединению наших потенциалов в установлении и укреплении контактов между людьми и традиционных производственных связей уделяется повышенное внимание руководством нашей страны. В частности, в новой концепции внешней политики России, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 года, развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств определено в качестве приоритетного направления. Можно условно выделить в нашем взаимодействии по вопросам евразийской экономической интеграции три уровня:

Первый (самый широкий по охвату) - это зона свободной торговли в рамках СНГ. Соответствующий Договор, как здесь уже было отмечено, представляющий собой качественно новый шаг вперед, был подписан 18 октября 2011 года.

Второй уровень - Евразийское экономическое сообщество, созданное в 2000 году и объединяющее пять государств: Россию, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. В настоящее время идет его реформирование с учетом новых реалий интеграционного строительства.

Наконец, третий уровень, который имеет особое значение, - это взаимодействие в рамках наиболее комплексных и глубоких интеграционных форматов Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Именно эти три страны стали ядром евразийской интеграции.

В настоящее время выполнены все основные мероприятия по созданию, обеспечению

функционирования Таможенного союза, заработали единые системы регулирования во многих ключевых областях экономики. Сформирована единая система внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведения согласованной политики в области технического регулирования и применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

К 1 января 2015 года государства Таможенного союза и Единого экономического пространства намерены создать Евразийский экономический союз, который станет еще более высокой ступенью экономической интеграции. Его формирование подразумевает создание единого рынка товаров и услуг, капитала и рабочей силы, включая полную ликвидацию оставшихся барьеров по пути их свободного перемещения. Мы нацелены в будущем двигаться к единой в рамках "тройки" политике в ключевых отраслях экономики. Мы стремимся к тому, что условия работы на территории нашего объединения были максимально прозрачны и понятны нашим торговым партнерам».

«Наше объединение, - подчеркнул В.Б. Кудрявцев, - открыто для присоединения новых членов. Так, с Кыргызстаном, официально подавшим заявку о вступлении, ведется полномасштабная работа по присоединению к Таможенному союзу. Таджикистан также не скрывает своего интереса к евразийской экономической интеграции. Приветствуем намерение армянской стороны присоединиться к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Реализация данного решения отвечает глубинным, жизненно важным интересам наших стран и народов.

Что касается ряда других партнеров по СНГ, в частности Украины и Молдавии, то мы уважаем их стремление развивать отношения с Евросоюзом, но при этом видим определенные риски для двустороннего взаимодействия с Киевом и Кишиневом в случае подписания соглашения об ассоциации и глубокой всеобъемлющей зоне свободной

торговли с ЕС на саммите восточного партнерства в Вильнюсе в конце ноября этого года.

Хотелось бы рассчитывать, что совместно нам удастся выработать взаимоприемлемые подходы, чтобы избежать возможных негативных последствий для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества между нашими странами, которые могут возникнуть при реализации упомянутого соглашения».

Большое значение в интеграционных процессах имеют аналитические структуры, научные, исследовательские и отраслевые институты. Их разработки, выводы и прогнозы очень важны в подписании договоров, формировании направлений, расширении и углублении интеграционных связей.

Анализ сопровождения интеграционных процессов со стороны научных структур стал основным мотивом выступления Президента Института экономических исследований при Министерстве экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан М.Н. Муханова. Докладчик, опираясь на данные научных исследований, высоко оценил результаты, достигнутые в интеграции стран ЕврАзЭС, которая, по его словам, идет в русле всех мировых тенденций. Он отметил, что создана разветвленная нормативно-правовая база, охватывающая большой спектр направлений сотрудничества, включая гуманитарное. Четко определились приоритетные сферы, прежде всего, связанные с наращиванием транспортного, коммуникационного, водного, энергетического, промышленного и аграрного потенциала. Уже сегодня Сообщество может входить в пятерку крупнейших региональных экономических объединений мира.

Однако, как отметил М.Н. Муханов, исследовательская сторона не всегда успевает за быстрым шагом интеграционных процессов. Поэтому институт активизировал изучение международной практики интеграционных процессов в их различных аспектах, в том числе и самого «продвинутого»

сегодня Европейского союза, особенно его ошибки, чтобы они не повторились в нашем Сообществе.

Активизация Единого экономического пространства, стремление ряда стран вступить в эту организацию обуславливает переход региона к новому этапу интеграции и изменению его экономического ландшафта. Вот почему важны скоординированность проведения этих процессов - организационных, структурных, содержательных, более полная реализация потенциала ЕврАзЭС в качестве новой экономической зоны притяжения капиталов, технологий, знаний, создание межрегиональных трансграничных кластеров, повышение инициативы деловых структур наших стран.

Конечно, страны ЕврАзЭС имеют разные стратегии, модели экономического развития, и это отражается на их способах регулирования, поддержки тех или иных форм экономической активности. В этой связи и процесс гармонизации, унификации экономических режимов происходит в достаточно активной форме. Но хотелось бы также обратить внимание на то, что эти процессы требуют такой взаимно учитывающей, укрепляющей стороны формулы согласования совместного использования тех режимов регулирования, которые более прогрессивны, и тех стандартов, тех регламентов, которые отражают именно те цели и задачи, которые ставит перед собой и ЕврАзЭС, и новая форма Единого экономического пространства.

Докладчик обратил внимание и на то, что динамика межгосударственного товарооборота в рамках ЕврАзЭС несколько снижается. А ведь интеграционный потенциал связан не только с торговой деятельностью, но и с реализацией совместных проектов. В этой связи программы каждого государства должны учитывать эти интеграционные процессы и быть направлены на то, чтобы объединить потенциал стран. Интеграция - это не самоцель, это даже не сумма интегрирующих экономик и рынков. Это качественно новый экономический механизм, который должен

дать синэнергетический эффект для каждой страны, входящей в Сообщество. Поэтому нормативно-правовое обеспечение и экономическая содержательная часть должны предусматривать именно такое получение интеграционного эффекта от деятельности экономических агентов.

О роли финансовых институтов в реализации интеграционных процессов и задачах, стоящих перед ними, рассказал представитель Евразийского Банка Развития А.А. Абдрахманов:

«Евразийский Банк Развития является эффективным инструментом содействия углублению интеграционных процессов в регионе. Данная задача выполняется посредством инвестирования в крупные инфраструктурные проекты с общим объемом накопленного инвестиционного портфеля в размере 5 миллиардов долларов США.

Инвестиционный портфель Банка обладает следующими интеграционными эффектами:

- дополнительные торговые потоки между государствами-участниками в объеме свыше 1,8 миллиарда долларов США в год;

- дополнительные взаимные инвестиции между государствами-участниками в объеме

1.6 миллиарда долларов США;

- в среднем около 4 миллиардов долларов США в год в виде дополнительного выпуска продукции в экономиках государств - участников Банка.

В долгосрочной перспективе проекты Банка могут способствовать генерации около

4.7 миллиарда долларов США в год дополнительного выпуска продукции в смежных отраслях экономики государств - участников Сообщества (так называемый мультипликативный эффект).

В июне совет Банка утвердил стратегию Банка на 2013-2017 годы, в соответствии с которой он сосредоточит свои усилия на следующих направлениях деятельности:

- финансирование проектов по развитию энергетической, транспортной и муниципальной инфраструктуры;

- содействие в повышении энергоэффективности экономик путем финансирования проектов по снижению энергоемкости предприятий и улучшению показателей ресурсосбережения.

С целью углубления экономической интеграции между государствами-участниками будет продолжено финансирование проектов, способствующих развитию торгово-экономических связей и привлечению взаимных инвестиций.

Основным индикатором деятельности Банка в рамках новой стратегии является ежегодный объем новых проектов или прирост инвестиционного портфеля в размере не менее 1 миллиарда долларов США в год. Таким образом, на конец периода осуществления стратегии (2017 год) Банк должен нарастить портфель до 10 миллиардов долларов с текущих 5 миллиардов. При этом доля проектов с интеграционным эффектом в текущем инвестиционном портфеле должна составлять не менее 50 процентов, а его отраслевая структура - отражать стратегические и отраслевые направления Банка. С учетом национальных стратегий и программ развития в новой стратегии Евразийского Банка Развития определены страно-вые приоритеты, отражающие специфику его деятельности в каждом из государств-участников Банка.

Помимо инвестиционной деятельности, Евразийский Банк Развития проводит масштабную исследовательскую работу по эффектам интеграции в рамках Таможенного союза. Комплексное исследование, осуществленное нашим Центром интеграционных исследований, продемонстрировало позитивное влияние расширения Таможенного союза ввиду возможностей единого рынка, потоков инвестиций в индустриальное и агропромышленное развитие, межотраслевой кооперации и более либерального рынка для трудовых ресурсов.

Наши расчеты показывают, что положительный эффект от присоединения новых

участников к Таможенному союзу составит 2-6 процентов ВВП соответствующих стран».

В рамках заседания «круглого стола» состоялась оживленная дискуссия. Ее участники делились накопленным в регионах опытом, анализировали достигнутые результаты, поднимали проблемы, связанные с дальнейшим развитием интеграционных процессов, развернутых в странах Сообщества. Но все они были единодушны в одном: интеграционное объединение государств ЕврАзЭС полностью отвечает коренным интересам как каждой страны в отдельности, так и всего Сообщества. И в этом направлении нужно продолжать активную работу.

Результат интеграции, подчеркнули участники встречи в Астане, - это не абстрактная экономическая выгода, не выгода в будущем, а такая, которую можно понять, выразить в цифрах и которая уже сегодня работает на благо государств ЕврАзЭС. Была отмечена масштабность и значимость стоящих перед государствами Сообщества задач, необходимость поиска и осуществления новых, адекватных вызовам времени решений, связанных с прорывным развитием процессов экономической интеграции, совершенствованием ее законотворческой, нормативно-правовой составляющей.

Плодотворное обсуждение насущных проблем, анализ проделанной за минувшие годы работы, выступления, обмен мнениями, конкретные предложения, прозвучавшие на «круглом столе» в Астане, позволят государствам ЕврАзЭС установить постоянный и конструктивный диалог между парламентариями, руководителями исполнительной власти, учеными, общественными и деловыми структурами, найти новые, согласованные подходы, осуществление которых позволит внести достойный вклад в дальнейшее развитие и углубление интеграционных процессов, способствовать их реальному воплощению в повседневную практическую работу глобального измерения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.