ПОЗИЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
ПАРЛАМЕНТА
ПРАВОВЫЕ ОЦЕНКИ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ И ИНТЕГРАЦИЯ В ЕврАзЭС
Журнал начинает серию статей руководителей парламентов стран ЕврАзЭС (в последовательности, установленной алфавитным перечнем государств - членов Евразийского экономического сообщества) с их оценками законотворческой межпарламентской деятельности и интеграционного процесса
Г.В. Новицкий,
заместитель Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
ОБ ОПЫТЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ПРИВЕДЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СООТВЕТСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ, ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В РАМКАХ ЕврАзЭС, И ДРУГИМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ СООБЩЕСТВА*
За годы своей деятельности Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС способствовала развитию новых межгосударственных отношений. В рамках ЕврАзЭС создана достаточно обширная правовая база, включающая международные договоры, соглашения, модельные законы, типовые нормативно-правовые акты. Свой вклад в ее создание вносит и Парламент Республики Беларусь. В этих целях в Беларуси принята Концепция совершенствования законодательства, предусматривающая повышение эффективности национального права, осуществление мер по унификации нашего национального права с законодательствами других государств.
Национальное собрание Республики Беларусь совместно с Правительством оперативно рассматривает все нормативно-правовые акты Сообщества. Так, по состоя-
* По материалам выступления на заседании МПА ЕврАзЭС 26 мая 2006 года.
ЕВРАЗИИСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА2007,
нию на 10 февраля 2006 года, было подписано 83 международных договора и 75 из них (т.е. свыше 90%) уже ратифицированы либо прошли иные внутригосударственные процедуры. На наш взгляд, это неплохой показатель. Конечно, надо стремиться к 100-процентной ратификации в те сроки, которые реальны с учетом возможностей страны.
Ратифицировано Соглашение с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства, подписанное в 1999 году. Ратифицирован Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства - участника Договора. По трем соглашениям, подписанным в 2006 году, проводятся внутригосударственные процедуры, в том числе по Соглашению о сотрудничестве в организации интегрированного валютного рынка Сообщества.
Нормы права, содержащиеся в действующих международных договорах, уже являются частью законодательства Республики Беларусь.
Реализуя взятые на себя обязательства, мы надеемся на их выполнение со стороны других государств ЕврАзЭС. В частности, скорейшее вступление в силу названного Договора о правовом статусе граждан было бы конкретным шагом в защите их прав в наших странах.
Парламент Республики Беларусь последовательно использует основные положения и нормы типовых модельных законодательных актов. Их принятие способствует модернизации национального законодательства, повышает культуру правотворчества.
Большинство из принятых МПА ЕврАзЭС 54 модельных нормативно-правовых актов относится к экономической сфере. В Республике Беларусь при подготовке бюд-
жетного Банковского и Налогового кодексов использованы, в частности, основные положения концепции Основ бюджетного законодательства Сообщества, а Типовой проект о поддержке малого и среднего предпринимательства - при разработке соответствующего национального закона. Рекомендации Межпарламентской Ассамблеи по гармонизации национальных законодательств о регламентации взимания НДС и акцизов также учтены при разработке ряда действующих у нас законодательных актов. В Законе Республики «О валютном регулировании и валютном контроле» использованы положения соответствующего модельного закона. Типовой проект о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров из третьих стран использован при подготовке Закона «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь» во внешней торговле, а модельный закон «О технических барьерах в торговле» - при разработке Закона «О торговле» и т.д.
При участии Республики Беларусь разработаны модельные законы в трудовой сфере. Отдельные нормы их использованы в Трудовом кодексе нашей страны.
Модельные законы «Об образовании», «О просветительской деятельности» послужили основой для принятия новой редакции Закона «Об образовании в Республике Беларусь» и Закона «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития». К сожалению, сближение наших систем образования идет не столь быстро, как хотелось бы. Между тем законодательные акты многих государств в области образования устарели и не отражают современных требований. Для решения проблемы можно было бы посредством Основ законодательства Сообщества об образовании установить согласованный уровень образования в наших странах (определив сроки
ПОЗИЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПАРЛАМЕНТА
обучения с учетом национальных особенностей).
Важнейшее направление сближения законодательств наших стран - совместная работа по принятию Основ законодательства в базовых сферах правоотношений. Национальное собрание Республики Беларусь поэтому активно участвует в создании Основ законодательства в энергетике, образовании, в транспортной, таможенной и бюджетных областях - областях, в которых законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС играли и продолжают
играть значимую роль.
Межпарламентская деятельность нашего Сообщества является залогом успешного сотрудничества с другими международными парламентскими институтами. Белорусская сторона разделяет идеи Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС относительно углубления интеграционных процессов, в том числе и на европейском уровне.
Мы благодарны коллегам и за поддержку позиций Республики Беларусь на международной арене.