Научная статья на тему 'Об опыте законотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по приведению национального законодательства в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, и другими правовыми актами Сообщества'

Об опыте законотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по приведению национального законодательства в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, и другими правовыми актами Сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте законотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по приведению национального законодательства в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, и другими правовыми актами Сообщества»

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА 2008, № 3

В.А. Пехтин,

заместитель Председателя Государственной Думы 4-го созыва Федерального Собрания Российской Федерации

ОБ ОПЫТЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИВЕДЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СООТВЕТСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ, ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В РАМКАХ ЕврАзЭС, И ДРУГИМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ СООБЩЕСТВА*

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества функционирует уже более десяти лет. За этот период ею была проведена большая работа по формированию правовой базы Сообщества. Было принято свыше пятидесяти модельных законов и типовых проектов законов, Концепции Основ транспортного законодательства, Основ законодательства об энергетике, Основ бюджетного законодательства государств - членов ЕврАзЭС, а также ряд других важных нормативно-правовых документов.

Деятельность нашей межпарламентской организации способствует динамичному развитию экономики стран - членов ЕврАзЭС, что было отмечено в ходе состоявшегося в октябре 2007 года заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств.

Состояние экономики государств - членов Сообщества характеризуется продолжением ее роста, увеличением объемов взаимной торговли и повышением уровня доходов населения. Улучшились практически все основные показатели их социально-экономического положения. Например, валовой внутренний продукт в 2006 г. вырос по сравнению с 2005 годом на 7%, производство промышленной продукции - на 4%, продукции сельского хозяйства - на 3%. Объем взаимной торговли товарами государств - членов ЕврАзЭС, по предварительной оценке, составил 70 млрд долл. США, что на треть больше, чем в 2005 году.

* Выступление на заседании Бюро МПА ЕврАзЭС 31 октября 2007 г.

30 октября 2007 года состоялось совместное заседание четырех постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС: по правовым вопросам, по экономической политике, по агропромышленной политике, природопользованию и экологии, по социальной политике, на которых были рассмотрены важные документы и принят ряд решений, направленных на достижение стратегических целей нашего межпарламентского сотрудничества.

В современном мире с масштабными и противоречивыми процессами глобализации многократно возрастает актуальность создания интеграционных сообществ государств, которые имеют целый ряд совместных интересов и стремятся обеспечить себе достойное место во всемирной конкурентной борьбе. И мы с вами осознанно пошли на создание Евразийского экономического сообщества с тем, чтобы сообща повысить нашу конкурентоспособность, а в конечном итоге благосостояние народов, которые мы представляем.

На территории СНГ есть несколько объединений, целью которых является формирование общих экономических пространств. Но из этих объединений наиболее эффективно Евразийское экономическое сообщество.

ЕврАзЭС успешно и последовательно решает свои задачи. Уже создана зона свободной торговли применительно к товарам, производимым на территории ЕврАзЭС. 6 октября 2007 года в Душанбе Межгосударственным Советом на уровне глав государств приняты очень важные решения по созданию Таможенного союза, который обеспечит равенство условий ввоза товаров из третьих стран. Впервые создается наднациональный орган - специальная Комиссия Таможенного союза. Мы вплотную подошли к решению третьей, ключевой задачи - созданию единого экономического пространства. Именно для этого, а также для координации действий наших государств по вступлению в ВТО и создавалось ЕврАзЭС. Ярким примером практических результатов нашего сотрудничества является строительство Сангтудинской ГЭС в Таджикистане и т.д.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Государственная Дума принимает самое активное участие в реализации решений, принимаемых Межгосударственным Советом и Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС и использует в своей законотворческой деятельности нормативно-правовых актов Сообщества. По состоянию на 1 октября 2007 года, Государственной Думой ратифицировано 90 международных договоров и соглашений ЕврАзЭС из 95 принятых. Разрабатываемые Межпарламентской Ассамблеей модельные законы и типовые проекты используются при формировании правовой базы Российской Федерации. С другой стороны, многие национальные законы России служат базой при подготовке нормативно-правовых актов Межпарламентской Ассамблеи.

Сейчас, анализируя итоги деятельности МПА ЕврАзЭС за прошедшие годы, мы отчетливо видим и наши достижения и наши недостатки. К недостаткам следует отнести, в частности, то, что практически во всех государствах ЕврАзЭС, включая Россию, национальные парламенты пока испытывают ряд трудностей в работе по приведению национальных законодательств в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС и другими правовыми актами Сообщества.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации мы провели опрос в комитетах и получили весьма разнообразные ответы по этой проблеме. Одни комитеты отметили, что они в своей работе учли положения некоторых типовых проектов, принятых МПА ЕврАзЭС. (Например, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам в своей текущей законодательной деятельности учел положения типового проекта «О кредитных потребительских кооперативах граждан»). Другие комитеты сетуют, что до них не всегда доходит вся информация по принимаемым Межпарламентской Ассамблеей и Межгосударственным Советом ЕврАзЭС нормативно-правовым актам. Один из опрошенных комитетов отметил как

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА 2008, № 3

реальную проблему существующие различия между структурой национального законодательства в разных странах Сообщества. К примеру, типовые проекты нормативных актов могут включать положения, которые в нашей стране нельзя реализовать в одном законе, так как они относятся к различным отраслям российского законодательства.

Все эти моменты необходимо учитывать при оптимизации процесса приведения национального законодательства в соответствие с международными документами, разработанными в рамках ЕврАзЭС. В этом направлении особенно важную роль призван сыграть Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации. Как известно, Договор подписан 18 июня 2004 года на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС. В настоящее время закончен процесс его ратификации парламентами. На состоявшемся 30 мая 2007 года заседании Бюро Председатель Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Султанов М.А. проинформировал нас о том, что данный Договор ратифицирован Парламентом Кыргызстана. Так что Договор вступил в силу. Этот Договор предусматривает установление в базовых сферах правоотношений единых для сторон норм правового регулирования, которые будут приниматься путем заключения сторонами соответствующих соглашений.

Одним из направлений дальнейшего развития Сообщества в 2008 году будет разработка межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС по формированию Единого транспортного пространства, общего энергетического рынка и эффективному использованию водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона, мирному использованию атомной энергии, развитию приоритетных направлений науки и технологий, в том числе информационных технологий, медицины, биотехнологий, новых материалов и нанотехнологий, экологии и природопользования, горного дела и

металлургии, нефтехимии, альтернативных источников энергии, микроэлектроники и других. Будет продолжена работа по дальнейшему развитию и совершенствованию сотрудничества в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики государств - членов Сообщества.

Реальное и эффективное экономическое сотрудничество, осуществляемое в рамках Сообщества, открывает новые возможности для деловой инициативы в целях подъема национальных экономик и повышения уровня жизни граждан государств - членов Сообщества. Вместе с тем, мне и моим коллегам в парламентской делегации Российской Федерации в Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС представляется, что деятельности нашей межпарламентской организации следует придать более прагматический характер.

В тесном взаимодействии с исполнительными органами ЕврАзЭС Ассамблее необходимо сконцентрироваться на таких приоритетных направлениях, как разработка унифицированной правовой основы по вопросам сотрудничества в тарифно-таможенной, топливно-энергетической, торговой, аграрной, миграционной сферах. К тому же, как совершенно справедливо подчеркивают наши коллеги из парламентов других стран Сообщества, необходимо прилагать гораздо больше усилий по реализации совместных проектов в реальном секторе экономики. И, конечно, все мы явно недорабатываем в части исполнения уже принятых нами международных правовых документов.

Самую активную роль в этом процессе призваны сыграть постоянные комиссии нашей Ассамблеи. При этом важно повысить и роль научно-экспертных советов при этих комиссиях, которые призваны осуществлять значительную часть работы по сближению и унификации национальных законодательств в рамках Сообщества.

Задачи, стоящие перед Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, масштабны и сложны, но выполнимы и реалистичны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.