Научная статья на тему 'Об истории создания и особенностях деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического Сообщества'

Об истории создания и особенностях деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического Сообщества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
104
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА / ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ МПА ЕВРАЗЭС / БЮРО МПА ЕВРАЗЭС / СЕКРЕТАРИАТ МПА ЕВРАЗЭС / ПРАВОВАЯ БАЗА СООБЩЕСТВА / СИМВОЛИКА ЕВРАЗЭС / ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ / ДОКТРИНА ЕВРАЗЭС / INTER-PARLIAMENTARY ASSEMBLY OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / THE CORE BODIES OF THE IPA EURASEC / BUREAU OF THE IPA EURASEC / IPA EURASEC SECRETARIAT / LEGISLATION BASE OF THE COMMUNITY / SYMBOLICS OF THE EURASEC / MODEL LAWS / DOCTRINE OF THE EURASEC
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об истории создания и особенностях деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического Сообщества»

мического сообщества от 10 октября 2000 г. и решением Межгосударственного Совета от 31 мая 2001 г. «Об обеспечении преемственности органов управления интеграцией». Кстати сказать, подготовка учредительных документов вновь создаваемой организации была поручена межправительственной рабочей группе, в заседаниях которых в качестве экспертов принимали участие представители Секретариата Совета МПА СНГ.

В этот же день состоялось первое заседание Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, принявшей на себя функции Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, созданного на основании Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.

С учетом изменения функций и задач Межпарламентского Комитета как органа парламентского сотрудничества в рамках вновь созданного Сообщества, формирования самостоятельного Секретариата Бюро МПА ЕврАзЭС, отдельного бюджета и собственной материально-технической базы МПА ЕврАзЭС Секретариату Совета МПА СНГ предстояло сложить с себя полномочия административного органа МПК.

Но еще в течение полугода Секретариат Межпарламентской Ассамблеи СНГ обеспечивал деятельность новой организации, участвуя

в реализации Программы работ по формированию МПА ЕврАзЭС. За этот период была сформирована нормативная база МПА ЕврАзЭС, образованы научно-экспертные советы, апробирована новая форма работы - проведение межпарламентских слушаний, организован конкурс по разработке символики ЕврАзЭС.

Опыт обеспечения организационной и технической деятельности Межпарламентского Комитета, а затем некоторое время и МПА ЕврАзЭС силами Секретариата Совета МПА СНГ в дальнейшем был использован при взаимодействии МПА СНГ и Парламентской Ассамблеи Договора о коллективной безопасности после создания последней.

Ключевые слова: эволюционный путь развития интеграции; Межпарламентская Ассамблея СНГ; процесс сближения и гармонизации национальных законодательств; Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях; пакет основных документов; Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве; сравнительно-правовой анализ национальных законодательств; Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

Keywords: Evolutionary way of integration development; Interparliamentary Assembly of the CIS; process of unification and harmonization of the national legislations; the Treaty on integration deepening in economic and humanitarian areas; basic documents; the Treaty on the Customs union and Uniform economic space; comparatively-legal analysis of the national legislations; the Treaty on Eurasian economic community establishment.

А.Н. Марышев,

Первый заместитель Ответственного секретаря Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, кандидат технических наук

ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ОСОБЕННОСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Истоки создания Евразийского экономического сообщества и его органа - Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС восходят

к 29 марта 1996 года, когда президенты Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Респу-

блики подписали Договор между четырьмя государствами об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Тогда орган межпарламентского сотрудничества назывался Межпарламентским Комитетом, а его Председателем был Председатель Собрания народных представителей Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызстана Алмамбет Матубраимо-вич Матубраимов.

В 1998 г. к Сообществу четырех присоединилась и Республика Таджикистан.

И лишь в 2000 г. интеграционное объединение Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана преобразовано в Евразийское экономическое сообщество, а Межпарламентский Комитет - в Межпарламентскую Ассамблею.

С этого момента рабочей группой, состоящей из представителей органов власти государств - членов ЕврАзЭС, началась работа по формированию основополагающих документов, определяющих деятельность основных органов Сообщества (Положений и Правил процедуры Межгосударственного Совета, как высшего органа, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета).

31 мая 2001 г. было избрано руководство Сообщества. Первым Председателем Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества стал Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, а первым Генеральным секретарем ЕврАзЭС был назначен также представитель Казахстана Нигматжан Кабатаевич Исингарин.

Официально функционирование Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества начинается с 13 мая 2002 г., когда в Москве Межгосударственный Совет утвердил Положение о Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС.

Хочется особо остановиться на проведении первого заседания Межпарламентской Ассамблеи в ее новом качестве (после утверждения Положения о МПА ЕврАзЭС). Такого напряженного по накалу страстей, такого эмоционального заседания Ассамблеи у нас в последующие годы никогда не было. Дело в том, что на должность руководителя Межпарламентской Ассамблеи претендовали парламентарии России и Казахстана. А основными претендентами на эту высокую должность были Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Геннадий Николаевич Селезнев и Председатель Сената Парламента Республики Казахстан Оралбай Абдыкари-мович Абдыкаримов. Видимо, все дело было в том, что к этому времени авторитет Евразийского экономического сообщества и его Межпарламентской Ассамблеи был достаточно высок, а поэтому руководить таким важным органом ЕврАзЭС было престижно, но самое главное - интересно в творческом плане. При этом как роль России, так и роль Казахстана, а также их вклады в становление и развитие Сообщества были исключительно велики. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев стоял у истоков создания Сообщества и был его инициатором. Россия несла основную нагрузку по финансированию деятельности Евразийского экономического сообщества.

В конце концов основным аргументом который стал определяющим при принятии окончательного решения по данному вопросу, стало положение Регламента МПА ЕврАзЭС о том, что ротация Председателя Межпарламентской Ассамблеи осуществляется в последовательности в соответствии с очередностью следований названий государств согласно русскому алфавиту. Алфавит в дан-

ном случае был на стороне Казахстана (буква «К» предшествует букве «Р»).

В результате первым Председателем Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества был избран Председатель Сената Парламента Республики Казахстан Оралбай Абдыкаримович Абдыкари-мов. Затем руководство Ассамблеей переходило на ротационной основе к парламенту другого государства Сообщества строго в соответствии с Регламентом Ассамблеи. К сегодняшнему дню руководители парламентов всех стран ЕврАзЭС возглавляли Межпарламентскую Ассамблею. В настоящее время Председателем МПА ЕврАзЭС является Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Борис Васильевич Батура.

Затем были сформированы основные органы Межпарламентской Ассамблеи -Бюро МПА, состоящее преимущественно из руководителей парламентов (12 членов) и осуществляющее организацию деятельности Ассамблеи, а также Секретариат МПА ЕврАзЭС, являющийся постоянно действующим исполнительным органом Ассамблеи.

В составе Секретариата работают представители всех государств - членов ЕврАзЭС, хотя основная часть сотрудников является, естественно, гражданами России, так как на территории этого государства расположены все органы Сообщества.

Руководит Секретариатом МПА ЕврАзЭС Ответственный секретарь Межпарламентской Ассамблеи, назначаемый Бюро МПА. У Ответственного секретаря исключительно большие полномочия. Кроме того, что Ответственный секретарь является руководителем постоянно действующего исполнительного органа Ассамблеи, он пользуется правами юридического лица Ассамблеи и в этом качестве выступает от имени Межпарламентской Ассамблеи.

На протяжении 10 лет (с 1996 по 2005 г.) Секретариатом Межпарламентского Комитета, а затем и Межпарламентской Ассамблеи

бессменно руководил ваш покорный слуга, автор данной статьи Анатолий Никитович Марышев.

В 2006 г. руководство Секретариатом в соответствии с постановлением Бюро я передал в надежные руки Петру Борисовичу Звереву, у которого очень много свежих и интересных мыслей по совершенствованию деятельности Межпарламентской Ассамблеи. Я же работаю по решению Бюро Первым заместителем Ответственного секретаря, что обеспечивает, на мой взгляд, преемственность деятельности Секретариата и всей Межпарламентской Ассамблеи. Как мне кажется, Петр Борисович прислушивается к моему опыту, что является гарантией надежной и качественной работы Секретариата в будущем.

Расскажу о некоторых особенностях и проблемах формирования Секретариата Межпарламентской Ассамблеи (на первом этапе - Межпарламентского Комитета).

Во-первых, очень трудными были первые шаги организационного плана формирования Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и ее Секретариата. И здесь я хотел бы несколько слов сказать о той большой роли, которую сыграл Генеральный секретарь большой, в то время уже сформировавшейся и вставшей на ноги Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) Михаил Иосифович Кротов. Он взял нас, еще неоперившихся птенцов, под свое могучее крыло. Это был шаг большого, мудрого человека и политика.

Мы оперативно получили помещения для размещения Секретариата, финансирование, оргтехнику, а самое главное - большой, уже накопленный опыт, а также профессионализм Михаила Иосифовича и его коллег по Ассамблее СНГ, которые на удивление добросовестно, совершенно бескорыстно и безропотно, на первых порах на добровольной основе работали на две Ассамблеи - СНГ и ЕврАзЭС, делясь своими знаниями, навыками, а самое главное - особенностями работы межпарламентской организации. Без

этой помощи нам встать на ноги и окрепнуть было бы очень трудно. И будет совсем несправедливо, если я не назову этих моих коллег, друзей, которые в трудную минуту подставили свое плечо. Кроме Михаила Иосифовича, я хотел бы сказать большое спасибо за поддержку Алексею Петровичу Дол-жикову, Виктору Васильевичу Карпову, Виктору Николаевичу Михайлюку, Константину Андреевичу Пшенко, Сергею Степановичу Житковскому, Юрию Владимировичу Баранову, Борису Вячеславовичу Сизову, Владимиру Афанасьевичу Бухтоярову и многим, многим другим.

В результате при такой мощной поддержке Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС и ее Секретариат окрепли и обеспечили в последующем, как мне кажется, продуктивную работу Ассамблеи по формированию правовой базы Сообщества.

А теперь несколько слов еще об одном очень важном этапе формирования Евразийского экономического сообщества - разработке символики (эмблемы и флага) Сообщества. Разработка символики ЕврАзЭС была поручена Межпарламентской Ассамблее. Это была непростая и напряженная работа. Содержание эмблемы должно было отразить весь спектр функциональных особенностей деятельности Евразийского экономического сообщества (экономическую направленность и международный характер деятельности Сообщества, его европейско-азиатскую географическую структуру). С другой стороны, - эмблема должна была быть лаконичной, выразительной, а также несущей художественно-эстетическую нагрузку.

Для разработки эмблемы в рамках Сообщества был объявлен конкурс. К работе были подключены лучшие художники и специалисты в этой области всех государств, входящих в Сообщество. Председателем конкурсной комиссии по подведению итогов конкурса был назначен Председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Георгий Вадимович Вилин-бахов. Было получено более трехсот эски-

зов эмблемы и флага Сообщества. Среди них было очень много интересных и оригинальных предложений. Поэтому выбор был непростым. При этом основными конкурентами стали художники Санкт-Петербурга и Москвы. Вначале, при предварительном подведении итогов конкурса, первенство было отдано представителям Санкт-Петербурга. Но затем при окончательном рассмотрении проектов символики на заседании Интеграционного Комитета первое место было отдано художникам-геральдистам Москвы, чья эмблема и флаг были признаны лучшими. Принятая эмблема отразила все требования, включенные в художественно-техническое задание (сердцевина эмблемы - земной шар с выделением европейско-азиатского континента подчеркивала международный характер организации, ее евразийскую структуру; окружающие земной шар две устремленные ввысь фигуры-ласточки подчеркивали динамичный характер Сообщества, а их цвет - голубой и золотистый - традиционные цвета Европы и Азии). К тому же эмблема оказалась художественно законченной, лаконичной и, что очень важно, радующей глаз.

И наконец, закончив с символикой, Евразийское экономическое сообщество и ее Межпарламентская Ассамблея сосредоточились на основной работе.

В соответствии с Положением основными задачами Межпарламентской Ассамблеи стали формирование единой правовой политики ЕврАзЭС, координация законотворческой деятельности национальных парламентов по гармонизации их нормативно-правовой базы, а также организация межпарламентского сотрудничества.

За период деятельности Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан (с 1996 по 2000 г.) и Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (с 2000 г.) разработано более двухсот нормативно-правовых актов (модельных законов и типовых проектов зако-

нодательных актов, рекомендаций, а также проектов Основ законодательств и их концепций).

Анализ информации об использовании национальными парламентами нормативно-правовых актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей, свидетельствует о широком использовании ими основных положений, принятых Ассамблеей типовых проектов, рекомендаций, концепций, проектов Основ законодательства при подготовке законов.

Так, по информации Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также Национального центра законодательства и правовых исследований Республики более 50 модельных законов, типовых проектов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи нашли широкое применение при подготовке проектов законов Республики Беларусь, а также в ходе их доработки.

При этом обязательный характер использования принимаемых Межпарламентской Ассамблеей нормативно-правовых актов в законотворческой деятельности Республики Беларусь предусмотрен Регламентом Палаты представителей Национального собрания.

Аналогичная информация использования разработок Межпарламентской Ассамблеи представлена и другими парламентами государств Сообщества.

Так, основные положения и нормы правовых актов Межпарламентской Ассамблеи, а также предложения и рекомендации Ассамблеи нашли полное или частичное отражение во многих законах и кодексах Республики Казахстан, в том числе в таких как: «О частном предпринимательстве», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «Об электроэнергетике», «О государственной поддержке инновационной деятельности», «Об экспортном контроле», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О валютном регулировании и валютном контроле», Та-

моженном, Бюджетном, Трудовом кодексах и других нормативных актах.

При этом Республикой Казахстан принятые Ассамблеей нормативно-правовые акты часто используются при подготовке международных договоров в рамках Евразийского экономического сообщества.

Значительная часть типовых проектов законодательных актов МПА использована также Федеральным Собранием Российской Федерации, парламентами Кыргызской Республики и Республики Таджикистан. При этом Федеральным Собранием отмечены правовые акты Ассамблеи, нормы которых целесообразно уточнить с целью использования в действующем Российском законодательстве.

Следует также отметить, что многие нормативно-правовые акты Межпарламентской Ассамблеи используются в дальнейшем Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС при формировании правовой базы Сообщества, в частности, при формировании единых принципов регулирования деятельности естественных монополий, выработке скоординированной политики в области государственных закупок, соглашения об организации и функционировании рынка зерна государств - членов ЕврАзЭС, а также ряда соглашений в таможенной сфере.

Хотелось бы особо отметить наиболее знаковые, на мой взгляд, события в рамках Евразийского экономического сообщества, связанные с деятельностью Межпарламентской Ассамблеи за 10-летний период. Среди них:

1. Утверждение Межгосударственным Советом ЕврАзЭС Положения о Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества (13 мая 2002 г.).

2. Разработка символики Евразийского экономического сообщества.

3. Выделение Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС из состава Секретариата Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в самостоятельное структурное подразделение -юридическое лицо (2 сентября 2002 г.).

4. Переход от модельных законов и типовых проектов, имеющих рекомендательный характер, к разработке Основ законодательств ЕврАзЭС, имеющих характер прямого действия (Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации, принятый Межгосударственным Советом 18.01.2004 г.).

В международной деятельности наиболее значимые результаты Ассамблеи можно отметить такие как:

1. Тесное взаимодействие и постоянное участие в мероприятиях, проводимых Межпарламентским Союзом (МПС) и Парламентской Ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС).

2. Проведение совместных мероприятий с Европейской экономической комиссией ООН по вопросам совершенствования правовой базы ЕврАзЭС, в частности, ежегодных международных научно-практических семинаров «Правовые и технические аспекты гармонизации данных для ведения международной торговли и построения "Единого окна"».

3. Проведение совместно с ЮНЕСКО международной научно-практической конференции «Образование через всю жизнь: становление и развитие непрерывного образования в рамках общего образовательного пространства ЕврАзЭС» (Санкт-Петербург, 21-24 июня 2004 г.).

4. Учреждение при содействии ВТО и Международной торговой палаты Евразийского экономического центра правового анализа, информирования и содействия инвестициям (Женева, 26.01.2008 г.).

В настоящее время Межпарламентская Ассамблея совместно с Комиссией таможенного союза и Интеграционным Комитетом приступает к очень важному этапу по созданию Евразийского экономического сообщества - созданию таможенного союза и Единого экономического пространства и формированию их нормативно-правовой базы.

В заключение я хотел бы поделиться некоторыми соображениями по вопросам со-

стояния и механизмах совершенствования рыночных преобразований в государствах Сообщества в посткризисный период.

Анализ последних событий показывает, что проблемы экономических преобразований и прежде всего финансового сектора экономики как в государствах нашего Сообщества, так и в других государствах, во многом связаны с масштабными геополитическими процессами мирового характера, что обусловлено взаимозависимостью мировой системы экономики, все более глубоким взаимопроникновением корпоративных экономических систем друг в друга. А это предусматривает взаимный паритет и равноправность, партнерство, а также более сбалансированный характер интеграционных процессов как на региональном, так и на межгосударственном уровнях.

Кроме этого, с целью смягчения возникающих масштабных социально-экономических кризисов, как показывает опыт, требуются серьезные корректировки рыночных механизмов проведения экономических реформ, а также усиление, а вернее, изменение роли государства в принятии своевременных стабилизационных мер.

Реализация данных задач требует их глубокого осмысления и публичного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, тщательного анализа и принятия взвешенных решений.

В связи с этим нам необходимо рассмотреть вопросы, связанные с систематизированным и комплексным изучением истории, современного состояния и перспектив развития Евразийского экономического сообщества, что обеспечило бы формирование ценностей и установок евразийской интеграции и их широкое распространение в массовом сознании государств - членов Сообщества.

К таким ключевым вопросам можно было бы отнести следующие:

1. Вопросы совершенствования рыночных преобразований в государствах - членах ЕврАзЭС на основе анализа последствий мирового экономического кризиса.

2. Разработка Доктрины Евразийского экономического сообщества, как базовой научно-практической программы по уточнению основополагающих, экономических, политических и социальных параметров развития общества и государств на ближайшую перспективу.

3. Формирование активной роли парламентского измерения в развитии интеграционных процессов в условиях структурной перестройки мировой экономики.

4. Разработка и внедрение правовых инструментов по защите национальных рынков и производителей государств - членов Сообщества.

5. Активизация работ по формированию новых международных региональных финансовых центров.

В этой связи представляется исключительно своевременным и важным обеспе-

чить ускорение работ по подготовке Доктрины Евразийского экономического сообщества, целевым результатом которой стало бы развитие человеческого капитала. И, уже исходя из этих ориентиров, формировать правовую базу Сообщества на ближайшие десятилетия.

Ключевые слова: Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества; основные органы МПА ЕврАзЭС; Бюро МПА ЕврАзЭС; Секретариат МПА ЕврАзЭС; правовая база Сообщества; Символика ЕврАзЭС; типовые проекты; Доктрина ЕврАзЭС.

Keywords: Inter-parliamentary Assembly of the Eurasian economic community; the core Bodies of the IPA EurAsEC; Bureau of the IPA EurAsEC; IPA EurAsEC Secretariat; legislation base of the Community; Symbolics of the EurAsEC; model laws; Doctrine of the EurAsEC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.