Научная статья на тему 'Сближение во имя благополучия и процветания'

Сближение во имя благополучия и процветания Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕЭП / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / INTEGRATION ASSOCIATIONS / THE CUSTOM UNION / SES / INDUSTRIAL COOPERATION / EURASIAN ECONOMIC UNION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сближение во имя благополучия и процветания»

р

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ:

экономика, право, политика

Международный научно-аналитический журнал № 11 • 2012

Санкт-Петербург

Журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий» Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

(Решение Президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России от 19 февраля 2010 года № 6/6)

РЕДАКЦИОННЫМ АБИШЕВ Али Ажимович, ректор Казахского экономического университета имени Т.Рыскулова, доктор экономических наук. ГЛАЗЬЕВ Сергей Юрьевич, заместитель Генерального секретаря ЕврАзЭС, академик РАН, доктор экономических наук. ГРИНБЕРГ Руслан Семенович, директор Института экономики РАН, член-корреспондент Российской академии наук, доктор экономических наук.

ЖОРОБЕКОВА Шарипа Жоробековна, Президент Национальной академии наук Кыргызской Республики, доктор химических наук.

ЗВЕРЕВ Петр Борисович, Ответственный секретарь Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.

ИЛОЛОВ Мамадшо Илолович, Президент Академии наук Республики Таджикистан, председатель Комитета Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по социальным вопросам, охране здоровья, науке, образованию, культуре и политике среди молодежи и женщин в обществе, доктор математических наук.

ИСКАКОВ Ирлан Жангазыевич, ректор Межрегионального института экономики и права (Санкт-Петербург), кандидат юридических наук.

КОКОШИН Андрей Афанасьевич, Председатель Правления Российской ассоциации инновационного развития, академик РАН, доктор исторических наук.

МАЗАЙ Нина Николаевна, Председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. МАКСИМЦЕВ Игорь Анатольевич, ректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук.

МОРОЗЕВИЧ Анатолий Николаевич, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор технических наук.

НАУЧНЫЙ СОВЕТ

МЯСНИКОВИЧ Михаил Владимирович, Премьер-Министр Республики Беларусь, доктор экономических наук. СИДОРОВИЧ Александр Владимирович, директор Казахстанского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Председатель Исполкома Евразийской ассоциации университетов, доктор экономических наук.

СЛУЦКИМ Леонид Эдуардович, Председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор экономических наук.

СМИРНОВ Евгений Александрович, Председатель Суда ЕврАзЭС.

СУЛТАНОВ Куаныш Султанович, член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан, доктор политических наук. СУТЫРИН Сергей Феликсович, заведующий кафедрой мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук.

ХУДОЛЕЙ Константин Константинович, проректор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук.

ЦЫГАНКОВ Павел Афанасьевич, заведующий кафедрой социологии международных отношений Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор Московского государственного института международных отношений, доктор философских наук.

ШАМАХОВ Владимир Александрович, директор СевероЗападного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор экономических наук.

ШНЯКИН Валерий Николаевич, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

БАКЕНОВ Халель Закарьевич, представитель Парламента Республики Казахстан в МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, ПА ОДКБ, кандидат технических наук.

ВАСЕЦКИМ Андрей Анатольевич, редактор раздела «Политика», заместитель директора Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор политических наук. ДЯТЛОВ Сергей Алексеевич, редактор раздела «Экономика», профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук. ЖУРАВЛЕВ Владимир Павлович, Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области, кандидат юридических наук. КЛИМОВ Сергей Михайлович, главный редактор, ректор Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, доктор экономических наук. ЛИВЕРОВСКИЙ Алексей Алексеевич, редактор раздела «Право», декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор юридических наук.

МАЙОРОВ Валентин Викторович, шеф-редактор, руководитель пресс-службы Секретариата МПА ЕврАзЭС.

МАРЫШЕВ Анатолий Никитович, Первый заместитель Ответственного секретаря МПА ЕврАзЭС, кандидат технических наук.

РЯБУХИН Петр Павлович, Ответственный секретарь ПА ОДКБ, представитель Федерального Собрания Российской Федерации в МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС.

САЙФУЛЛОЕВ Файзиддин Файзуллоевич, представитель Маджлиси Оли Республики Таджикистан в МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, ПА ОДКБ, кандидат медицинских наук. САТВАЛДИЕВ Нурбек Абдрашитович, представитель Жо-горку Кенеша Кыргызской Республики в МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, ПА ОДКБ.

СЛУЧЕВСКИМ Вячеслав Владимирович, куратор проекта, заместитель Ответственного секретаря МПА ЕврАзЭС, кандидат исторических наук.

ТОРОПЫГИН Андрей Владимирович, заместитель шеф-редактора, начальник Управления Секретариата МПА ЕврА-зЭС, доктор политических наук.

ШИЛО Дмитрий Николаевич, представитель Национального собрания Республики Беларусь в МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, ПА ОДКБ.

Учредители:

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества. Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права.

Партнеры издания:

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Межрегиональный институт экономики и права (Санкт-Петербург). Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (информационная поддержка). Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Российской Федерации. Регистрационное свидетельство ПИ № ФС77-30818 от 27 декабря 2007 г.

© «Евразийская интеграция: экономика, право, политика», текст, 2012 © ООО «Издательство «Левша. Санкт-Петербург», оформление, 2012

Сдано в набор 20.03.2012. Подписано в печать 24.04.2012. Формат 60Х90 1/8. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Печ. л 26. Тираж 1200 экз. Оригинал-макет и полиграфические работы - ООО «Издательство «Левша. Санкт-Петербург» 197376, Санкт-Петербург, Аптекарский пр., 6. Тел./факс (812) 234-54-36, 234-13-00 E-mail: [email protected], www.levshaprint.ru

СОДЕРЖАНИЕ

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

К.А. Мами

Сближение во имя благополучия и процветания..................................................................................10

С.Е. Нарышкин

Парламентский вектор евразийской интеграции.................................................................................13

М.Ш. Шабозов

Правовое обеспечение государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Республике Таджикистан....................................................................................................................16

М.А. Махмудов

Конституционный нормоконтроль - гарантия гармонизации национальных законодательств.....21

ЭКОНОМИКА

B.А. Свиридович

Проблемы современной белорусской экономики. Финансовый аспект..............................................23

C.И. Рекорд

Международные кластерные системы как мезоуровень экономической интеграции на пространстве ЕврАзЭС.......................................................................................................................28

A.И. Кадыров

Россия и Азербайджан развивают взаимоотношения в сфере реальной экономики. И далее везде - в науке, технике, образовании и культуре..................................................................36

B.И. Березовский

Инновационная экономика и воспроизводственный процесс системы «Наука - производство»....42 Н.Ф. Нидоев

Факторы, влияющие на безопасность сельского хозяйства,

или как выйти из зоны «гуманитарной помощи».................................................................................47

ГОСУДАРСТВА ЕЭП: ДЕЛА. ПРОБЛЕМЫ. ПЛАНЫ..................................................................54

Ю.В. Мишальченко, С.Н. Белоусов, Н.Н. Гудалов

Международные правовые и экономические аспекты институционального баланса. На опыте Евросоюза

С.А. Дятлов, П.Б. Зверев

Совершенствование организационно-правового механизма формирования Единого экономического пространства

Показатели внушают оптимизм

Об итогах внешней и взаимной торговли государств - членов Таможенного союза в 2011 году Г.Г. Рахматуллина

Малый и средний бизнес Казахстан в условиях Таможенного союза

ПРАВО

ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО...........................................................................................................84

М.А. Махмудов

Конституционный нормоконтроль -

гарантия гармонизации национальных законодательств

А.Я. Запорожан

Управление муниципальной собственностью в РФ: поиск оптимальной модели.............................89

Б.Ш. Саидамиров, А.А. Розикзода

Клевета как способ унижения чести и достоинства представителей власти

Как её распознать, чтобы предотвратить...............................................................................................97

С.А. Алжанкулова

Некоторые проблемные аспекты противодействия торговле людьми

с целью принудительного труда...........................................................................................................100

И.С. Турлай

Механизмы повышения инвестиционной привлекательности стран

Единого экономического пространства...............................................................................................105

Ф.А. Гевондян

Современное состояние и перспективы развития сравнительного правоведения..........................111

ПОЛИТИКА

М.М. Шумилов

Современные проблемы региональной безопасности

и участие России в их урегулировании..............................................................................................115

В.А. Ачкасова, Э.В. Гаевский

Структура политических интересов России в Центральной Азии.....................................................123

Д.А. Ланко

Геополитика Евразии в представлении политических элит...............................................................130

содержание

М.М. Кучерявый, В.В. Плотников

Региональная модель формирования информационного общества

(На примере Содружества Независимых Государств)........................................................................138

Б.А. Ширяев, Н.В. Федоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай и страны Центральной Азия: военно-стратегический аспект отношений.............................144

И.Ж. Искаков

Евразийская интеграция как ответ вызовам глобализации................................................................149

Д.Ю. Иванов

Современная практика анализа политической ситуации на постсоветском пространстве...........154

Л.В. Желдикова

К вопросу преодоления религиозно-политического экстремизма

В контексте обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан................................159

A.А. Марышев

Институт президентства на постсоветском пространстве: перспективы развития.........................164

B.В. Гоблик

Региональные формы содействия евроинтеграции Украины

Опыт участия Закарпатской области в программах ЕС по приграничному партнерству...............170

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

Международные договоренности способствуют успеху в экономике..........................................178

Отклик на новую книгу.......................................................................................................................180

А.В. Торопыгин

Консерватизм в экономике не отрицает ее модернизации

На принципах духовного здоровья и интеграции..........................................................................185

Пилоты коммерческой авиации проходят университетскую подготовку................................186

СТРАНЫ ЕВРАЗЭС: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Дорожная карта....................................................................................................................................187

А.В. Торопыгин

Великий шелковый путь. Перезагрузка

CONTENT

OFFICIAL POSITION

K.A. Mami

Convergence for the welfare and prosperity..............................................................................................10

S.E. Naryshkin

The parliamentary vector of the Eurasian integration...............................................................................13

M.S. Shabozov

The legislative securing of the state support of agricultural production

in the Republic of Tajikistan....................................................................................................................16

M.A. Mahmudov

Constitutional norms control - a guarantee of the national legislations harmonization.........................21

ECONOMY

V.A. Sviridovich

Problems of modern Belarusian economy. The financial aspect...............................................................23

S.I. Record

The international cluster systems as a meso-level of economic integration in the EurAsEC.................28

A.I. Kadyrov

Russia and Azerbaijan are developing relationships in the real economy

And then everywhere - in science, technology, education and culture.....................................................36

V.I. Berezovsky

An innovation economy and the reproduction process of the system "Science - production"..............42

N.F. Nidoev

The factors of the agriculture safety, or How to exit from the "humanitarian help" area.......................47

THE SINGLE ECONOMIC SPACE MEMBER-STATES:

AFFAIRS. PROBLEMS. PLANS..........................................................................................................54

Y.V. Mishalchen, S.N. Belousov, N.N. Gudalov

International legal and economic aspects of the institutional balance. The EU experience S.A. Dyatlov, P.B. Zverev

The Improving of the organizational and legal framework of the Single Economic Space creation

The indicators are encouraging

On the results of the bilateral and external trade of the Customs Union member-states in 2011

G.G. Rakhmatullina

Small and medium business in Kazakhstan

LAW

LEGAL SPACE........................................................................................................................................84

M.A. Mahmudov

Constitutional norms control - a guarantee of the national legislations harmonization

A.Ya. Zaporozhan

Management of a municipal property in Russia: looking for the optimal model.....................................89

B.Sh. Saidamirov, A.A. Rozikzoda

Libel, as a way of humiliation of honor and dignity of the authority representatives............................97

S.A. Alzhankulova

Some problematic aspects of the counteraction of trafficking of people for forced labor.......................100

I.S. Turlay

Mechanisms for increasing of the investment attractiveness

of the Single Economic Space member-states.........................................................................................105

F.A. Ghevondyan

Current status and prospects of the Comparative Law development......................................................111

POLICY

M.M. Shumilov

Modern problems of regional security and the Russia's participation in their settlement......................115

V.A. Achkasova, E.V. Gayevski

The structure of the political interests of Russia in Central Asia.............................................................123

D.A. Lanko

The geopolitics of the Eurasia in the view of political elites...................................................................130

M.M. Kucheryavyi, V.V. Plotnikov

Regional model of the information society

(the example of the Commonwealth of Independent States)...................................................................138

B.A. Shiryaev, N.V. Fedorov

China and the Central Asia countries: military-strategic aspect of the relationship.................................144

I.Zh. Iskakov

Eurasian integration as a response to the globalization challenges..........................................................149

D.Yu. Ivanov

The modern practice of the politic situation analysis in the former Soviet Union....................................154

L.V. Zheldikova

To overcome the issue of religious and political extremism

In the context of the national security of the Republic of Kazakhstan...................................................159

A.A. Maryshev

The presidency in the former Soviet Union: Prospects for Development...............................................164

V.V. Goblik

Regional forms of assistance to Ukraine's European integration

An experience of the Transcarpathian region in the EU programs on the cross-border partnership.....170

SCIENTIFIC MESSAGES AND THE INFORMATION

International agreements contribute to the success in the economy.................................................178

RESPONSE TO A NEW BOOK.........................................................................................................180

A.V. Toropygin

Conservatism in the economy does not deny its modernization

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

With a principles of an intellectual wealth and integration................................................................185

Pilots of commercial aircrafts take a university training...................................................................186

THE EURASEC MEMBER-STATES: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

Road map................................................................................................................................................187

A.V. Toropygin

The Great Silk Road. Reboot

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

В условиях глобализации углубленное взаимодействие России с другими государствами Единого экономического пространства необходимо для выхода из кризиса и интеграции наших стран на равных в мировую, прежде всего в западную, экономику

«Экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи и лозунги - главный двигатель интеграционных процессов». Так - словами Президента Н.А. Назарбаева - начинается статья Председателя Сената Парламента Республики Казахстан, Председателя Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества К.А. Мами «Сближение во имя благополучия и процветания» в лидирующем в нашем журнале разделе «Официальная позиция». Этим автор статьи отдает должное Президенту Казахстана за предложенную им в 1994 году идею создания Евразийского союза государств. К.А. Мами напоминает: тогда имелось в виду, что в глобализирующемся мире нет смысла бесконечно замыкаться в своих границах. Плодотворность идеи была подтверждена практикой, и появление работоспособного регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве стало важнейшим геополитическим достижением, дающим ощутимые выгоды экономикам наших стран.

Сегодня все мы стали свидетелями того, что восстановление производственной кооперации, отказ от таможенных барьеров обеспечивают качественно новый уровень развивающимся хозяйственным связям. Не менее важно, как подчеркивается в статье, что кооперация идет не только на уровне экономик и законодательств. Укрепляются гуманитарные и культурные связи, развиваются и улучшаются человеческие отношения, открываются новые возможности трудоустройства, обучения и бизнеса. Что касается Единого экономического пространства, то, как пишет в своей публикации К.А. Мами, оно позволит нашим государствам построить общий рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов и конъюнктуры, эффективно парировать разного рода колебания на финансово-валютных рынках. Создание же Евразийского экономического союза является новым этапом интеграции на пространстве ЕЭП, что ставит перед парламентами наших стран новые задачи в сфере нормотворчества.

Об ускорении интеграционного процесса, выразившегося в функционировании Единого экономического пространства и деятельности Евразийской экономической комиссии, а главное - о ближайших интеграционных задачах межпарламентских ассамблей (МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС) 20 марта на Международном экономическом форуме «СНГ и новые форматы евразийской интеграции» в своем выступлении говорил Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин. Журнал в разделе «Официальное мнение»» с разрешения С.Е. Нарышкина публикует текст его выступления.

Подчеркивая возрастающую роль парламентов наших государств, С.Е. Нарышкин предлагает обратить внимание на ряд важнейших моментов. Среди них - требование синхронного принятия согласованных в рамках СНГ интеграционных решений, необходимых для обеспечения баланса интересов всех государств Содружества; необходимость активизации работы по созданию межгосударственного инновационного пространства и др.

Председатель Госдумы говорит также о том, что для решения такой амбициозной задачи, как создание к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, потребуется серьезная перестройка всего комплекса межпарламентского взаимодействия. В результате, на взгляд С.Е. Нарышкина, должен быть создан Евразийский парламент.

В разделе также публикуется статья заместителя Председателя Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан М.Ш. Шабозова о правовом обеспечении государственной поддержки сельскохозяйственного производства в стране. В частности, речь идет о земельной реформе - сложной комплексной проблеме, решение которой позволит землепользователям стать хозяевами земли.

К.А. Мами,

Председатель Сената Парламента Республики Казахстан, Председатель Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС

Сближение во имя благополучия и процветания

«Экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи и лозунги -главный двигатель интеграционных процессов».

Н. Назарбаев

Интеграционные процессы, как показывает практика, имеют свою природу и эволюцию. Тенденция, направленная на углубление торгово-экономических и промышленных связей между некоторыми государствами на постсоветском пространстве, наблюдается и в других частях света. Страны на фоне необратимой и всеобъемлющей глобализации объединяются в региональные экономические блоки для того, чтобы отстаивать и продвигать свои хозяйственные интересы на мировом рынке.

Если смотреть на Восток, то видим, что центр тяжести глобальных торгово-экономических и, соответственно, политических отношений перемещается в Азию, где, наряду с экономическими гигантами, такими как Китай и Япония, бурно развиваются АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и Индия. Азбукой интеграции для многих стран является и опыт Европейского союза.

Предлагая в 1994 году идею создания Евразийского союза государств, Президент Казахстана имел в виду то, что «...в глобализирующемся мире нет смысла бесконечно упиваться собственной самобытностью и замыкаться в своих границах».

То, что интеграционные объединения рождаются в муках, ежедневно доказывается жизнью. На создание Таможенного союза ушли годы, проведены непростые переговоры, ибо каждый участник интеграционного проекта руководствуется сугубо своими национальными интересами. Впрочем, подобные проблемы присущи не только Таможенному союзу или сменившему его Единому экономическому пространству (ЕЭП).

Этим объясняются, например, разногласия и среди стран Европейского союза в вопросах вывода еврозо-ны из затянувшегося кризиса; в частности, не все страны ЕС подписали недавнее соглашение, предусматривающее жесткие фискальные и другие меры. Сам ЕС, как известно,

состоит из членов, входящих в зону евро, и из тех, у которых в обороте своя национальная валюта. В то же время, разногласия между партнерами и переговоры по их устранению в современном мире воспринимаются как нормальное явление.

По сути, участники интеграционных проектов на постсоветском пространстве стремятся восстановить старые, прерванные связи в новом формате и на основе принципа добровольности и равноправия. Ввиду роста конкуренции в мире, участники ЕЭП, в первую очередь думают о защите своих товаропроизводителей и общего рынка.

Несмотря на наличие определенного и ожидаемого недовольства со стороны некоторых представителей деловых кругов и общественности, Таможенный союз доказывает свою эффективность. Формирование общего рынка, на территории которого проживают 164 млн потребителей, позволило увеличить товарооборот между Россией, Беларусью и Казахстаном; за прошлый год он вырос на 36%.

Появление работоспособного регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве стало важнейшим геополитическим достижением, дающим ощутимые выгоды экономикам наших стран. Восстановление производственной кооперации, отказ от таможенных барьеров обеспечивают качественно новый уровень развивающимся хозяйственным связям.

Не менее важно и то, что кооперация идет не только на уровне экономик и законодательств. Укрепляются гуманитарные и культурные связи. Развиваются и улучшаются человеческие отношения; для граждан открываются новые возможности трудоустройства, обучения и бизнеса.

Своевременному обеспечению законодательных основ интеграции способствовало то, что на основе документов, разработанных Парламентами стран - членов ЕврАзЭС, были максимально приближены законодательства интегрирующихся государств. С момента создания МПА ЕврАзЭС принято порядка

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

79 типовых проектов законодательных актов. Нормы, заложенные в них, в целом создали предпосылки для сближения национального законодательства стран Сообщества в различных сферах деятельности.

По целому ряду документов, сформировавших основу модельного законодательства стран Сообщества в сфере экономического развития, обеспечения безопасности, противодействия новым угрозам и вызовам, правоприменения, соблюдения основных прав и свобод человека, осуществления социальной и экологической политики, расширения гуманитарного сотрудничества, головными разработчиками стали депутаты Парламента Казахстана.

В законодательной работе коллективного института межпарламентской дипломатии важная роль принадлежит и Межпарламентской Ассамблее СНГ. МПА СНГ внесла весомый вклад не только в гармонизацию национальных законодательств, инвентаризацию обширной договорно-правовой базы, но и в создание модельной законодательной базы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Другими словами, усилиями парламентариев стран Содружества Независимых Государств создан мощный задел для дальнейшей реализации задач, связанных с выходом СНГ на следующий этап развития, в том числе Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Благодаря своевременному формированию договорно-правовой базы, с начала прошлого года Комиссией Таможенного союза уже осуществляются полномочия в сфере тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Таможенного союза, применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф ТС.

В принятой Президентами Казахстана, России и Беларуси Декларации о формировании Единого экономического пространства отмечается: «Развивая Таможенный

союз и Единое экономическое пространство, мы движемся к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными экономическими объединениями».

Развитие Единого экономического пространства позволит нашим государствам построить общий рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала, минимизировать подверженность мировой экономической конъюнктуре, эффективно парировать разного рода колебания на финансово-валютных рынках.

Создание же Евразийского союза является новым этапом интеграции на пространстве ЕЭП, что ставит перед парламентами наших стран новые задачи в сфере нормотворчества. Напомню в этой связи, что до 1 января 2015 года намечено завершить кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Надо полагать, что к тому времени будут определены роль и место парламентской составляющей в процессах интеграции на территории Евразийского союза.

Дальнейшая работа по укреплению со-

трудничества стран Содружества, достижению новых рубежей интеграции остается важным приоритетом для казахстанских парламентариев. В создании Евразийского экономического союза Парламент Казахстана, как и Парламенты стран-участниц ЕЭП, видят единые задачи.

Устремленность наших стран занять достойное место в мире, идти в авангарде глобального роста и цивилизационного прогресса подкрепляется и вдохновляется общим историческим прошлым и узами крепкой дружбы народов Казахстана, России и Беларуси, взаимовыгодностью торгово-экономических связей.

Конечно, этот путь имеет свои сложности и проблемы, но, как отмечает Президент Н. Назарбаев, «...разумное понимание интеграции - это не столько взгляд, обращенный в прошлое, безусловно впечатляющее, сколько взгляд в будущее», который определяет грядущие перспективы евразийского сближения во благо наших стран и народов.

Ключевые слова: интеграционные объединения; Таможенный союз; ЕЭП; производственная кооперация; Евразийский экономический союз.

Keywords: integration associations; the Custom Union; SES; industrial cooperation; Eurasian economic union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.