Научная статья на тему 'По пути интеграции и созидания'

По пути интеграции и созидания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ / УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОГОВОР О СТАТУСЕ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИ- ЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА / ЦЕЛЕВЫЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ЗАКОНЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INTEGRATION ASSOCIATION OF THE SOVEREIGN STATES / SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH / LEGISLATIVE ACTIVITY / THE TREATY ON THE STATUS OF BASES OF THE LEGISLATION OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / TARGET INTERSTATE PROGRAMS / THE SOCIAL AND ECONOMIC POLICY OF THE STATE / LAWS OF NEW GENERATION / INVESTMENT APPEAL
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По пути интеграции и созидания»



М.У. Убайдуллоев,

Председатель Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан

ПО ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ И СОЗИДАНИЯ

а ля истории десятилетие - срок небольшой. Однако каким бы ни был по продолжительности тот или иной исторический период, он имеет свою значимость для человече-деб, судеб разных стран и народов.

Образование Евразийского экономического сообщества, которому исполняется 10 лет, было значительным событием в жизни наших стран. Оно стало исторической реальностью и было востребовано самой логикой интеграционных процессов между странами - участницами на огромной территории Евразийского континента.

За 10 лет Сообщество прошло путь становления и накопило немалый опыт, который служит фундаментом для дальнейшего развития и умножения созидательного потенциала.

Деятельность Сообщества направлена на упрочение традиционно дружеских связей, развитие многопланового и взаимовыгодного сотрудничества. И нам следует и впредь развивать интеграционные и объединяющие тенденции в тесном взаимодействии.

Евразийское экономическое сообщество уже превратилось в общепризнанную международную организацию, имеющую все атрибуты полноценного межгосударственного объединения, цель которого всемерно способствовать тому, чтобы интеграционные процессы строились на новых принципах и реалиях. Это вызвано тем, что наше межгосударственное образование - это интеграционное объединение суверенных государств, являющихся полноправными субъектами международного права и при этом имеющих разный уровень политического и экономического развития.

Деятельность Евразийского экономического сообщества и входящих в его состав международных институтов, в частности Межпарламентской Ассамблеи, - яркое свидетельство того, что Сообщество заняло одно из ведущих мест в политической системе, экономической и социальной жизни содружества наших государств.

Благодаря усилиям Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС последовательно и целенаправленно идет важный процесс унификации и гармонизации законодательств в наших странах, создается правовая база для развития сотрудничества и правово-

го обеспечения отношений между странами Сообщества.

Естественно, деятельность МПА этим не ограничивается. Главными ее направлениями также являются формирование правовых основ поддержания региональной стабильности и безопасности, содействие регулированию кризисных ситуаций, борьба с терроризмом и экстремизмом, организованной транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотических веществ и т.д.

Располагаясь на перекрестке Великого шелкового пути, Таджикистан служил связующим звеном между Западом и Востоком и, оставаясь верным самобытным традициям мудрых предков, древним обычаям и нравственным ценностям, наш народ всем своим существом тяготеет к интеграции, добрососедству, дружеским отношениям и сосуществованию в сообществе равных партнеров.

Сегодня с удовлетворением хочется отметить, что Таджикистану принадлежит честь быть активным участником учреждения Евразийского экономического сообщества. Благодаря возрастающим интеграционным процессам последние годы Таджикистан показывает устойчивый экономический рост, цель которого - повышение благосостояния и качества жизни населения.

Члены Маджлиси милли и депутаты Мад-жлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан принимают самое активное участие в работе Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и других органах Сообщества. В настоящее время в состав Ассамблеи входят восемь парламентариев Таджикистана, которые участвуют в пленарных заседаниях Межпарламентской Ассамблеи, а также в работе ее постоянных комиссий.

За период деятельности МПА ЕврАзЭС председателями Ассамблеи избирались руководители парламентов (палат парламентов) Белоруссии, Казахстана, России, а в период с мая 2007 г. по май 2009 г. мы удостоились высокой чести возглавлять Межпарламентскую Ассамблею. За время нашего пред-седательствования на пленарных заседаниях

МПА были рассмотрены около сорока актуальных вопросов, приняты 18 нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в экономике, агропромышленном комплексе, таможенной и социальной сферах государств - членов ЕврАзЭС. Разработанные типовые проекты, модельные законы и рекомендации по гармонизации национальных законодательств направлены в парламенты государств Сообщества.

В своей законотворческой деятельности Парламент Республики Таджикистан эффективно использует положения и нормы типовых (модельных) нормативно-правовых актов разработанных в рамках МПА ЕврАзЭС. В частности, в ходе разработки соответствующих нормативно-правовых актов Республики Таджикистан широко были использованы положения модельных законов и типовых проектов «Об образовании», «О занятости населения», «Об основах транспортной деятельности», «О борьбе с терроризмом», «О борьбе с коррупцией», «О государственной границе», «Об основах внешнеэкономической деятельности», «О миграции», «О молодежи и государственной молодежной политике», «Об основах социальной политики», «Об электронном документе», «О борьбе с наркоманией», «О лицензировании экспорта и импорта товаров», «О специальных защитных антидопинговых и компенсационных мерах при импорте товаров из третьих стран», «О защите прав потребителей», «О взаимном страховании», «Об альтернативной (малой) энергетике». Также использованы Рекомендации по противодействию незаконному обороту наркотиков, по совершенствованию законодательства государств -членов ЕврАзЭС в сфере борьбы с терроризмом, по развитию и гармонизации правовой базы, регулирующей приграничное сотрудничество государств - членов ЕврАзЭС, Концепция межрегионального сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Парламентарии Республики Таджикистан внесли и вносят определенный вклад в разработку этих и других типовых правовых актов.

Был сделан и существенный шаг на пути совершенствования работы самой МПА ЕврАзЭС: решением Бюро МПА № 4 от 31 октября 2007 г., в частности, поставлена задача по переходу от принятия рекомендательных типовых законодательных актов к разработке нового инструмента формирования правовой базы - Основам законодательства ЕврАзЭС. Они после их принятия Межгоссоветом и ратификации национальными парламентами становятся нормативно-правовыми актами прямого действия, что повышает значимость этих документов в содержательном и организационном аспектах.

В период функционирования МПА ЕврАзЭС произошло немало знаковых событий по совершенствованию форм и методов деятельности, приданию ее работе прагматизма в тесной увязке с использованием практики работы национальных парламентов. Одно из них - проведение по нашей инициативе 1-2 ноября 2002 г. в г.Душанбе выездного заседания МПА ЕврАзЭС. Примечательно, что на этом заседании был принят основополагающий правовой акт Сообщества - Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации. По прошествии времени теперь можно сказать, что принятие этого важного документа в значительной мере способствовало осуществлению согласованной правовой политики и формированию правовой системы, обеспечивающей эффективное интеграционное взаимодействие в рамках Сообщества. С целью реализации Договора были разработаны и в мае 2004 г. направлены в национальные парламенты законопроекты по Основам таможенного законодательства ЕврАзЭС, Основам транспортного законодательства ЕврАзЭС, Основам законодательства ЕврАзЭС об энергетике и ряд других актов.

В сфере особого внимания Бюро МПА ЕврАзЭС в этот временной период находились вопросы взаимодействия Ассамблеи с национальными парламентами, международными межпарламентскими организаци-

ями - МПА СНГ, Межпарламентским Союзом, Парламентской Ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества, Парламентской Ассамблеей Совета Европы и др. При формировании правовой базы Сообщества Межпарламентская Ассамблея учитывает опыт и особенности законодательства этих и других организаций.

И еще об одном знаковом событии. С 1 января 2010 г. уже действует таможенный союз Беларуси, Казахстана и России в рамках ЕврАзЭС, означающий переход Сообщества к более высокому этапу интеграции. Этот переход был подготовлен всеми государствами - членами ЕврАзЭС. Их совместными усилиями создавались все документы, необходимые для формирования таможенного союза и его договорно-правовой базы. При этом Таджикистан будет вписан в будущую историю таможенного союза с красной строки: именно в столице Республики - г.Душанбе в октябре 2007 г. главами государств Сообщества было принято решение о создании этого союза. Тем самым наступил качественно новый момент в развитии Содружества. Думается, что если таможенный союз охватит все государства - члены СНГ, то интеграционный процесс поднимется на совершенно новый уровень развития.

Следующим этапом формирования Евразийского экономического сообщества станет создание Единого экономического пространства. Твердое намерение Республики Таджикистан уже сейчас вступить в переговоры с целью присоединения к союзу подкрепляются нашим участием в разработке и реализации многих целевых межгосударственных программ ЕврАзЭС. Это прежде всего программы по формированию единого транспортного пространства, общего энергетического рынка, а также принимаемые меры для решения социальных, культурных, миграционных и других проблем.

Активно развиваются экономические, научные и культурные связи нашей страны с государствами ЕврАзЭС, что помимо конкретной материальной выгоды, приносит и

рост международного авторитета. Это можно подтвердить на примере двусторонних связей. Так, реализация совместных проектов с Россией, Казахстаном, Киргизией сближает Таджикистан с этими государствами. Повышению авторитета республики способствует и ее участие в актуальных международных мероприятиях. Например, парламентарии Таджикистана приняли активное участие в межпарламентских слушаниях «О согласованной агропромышленной политике государств - членов ЕврАзЭС», международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития», организованной на постоянной основе Ассамблеей совместно с Ленинградским государственным университетом им. А.С.Пушкина. А на межпарламентских слушаниях 1 декабря 2009 г. -«О формировании общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС» Республике Таджикистан было доверено представить авторитетной аудитории один из основных докладов об опыте законодательного обеспечения развития энергетики в Таджикистане.

За годы независимости суверенный Таджикистан прошел путь, равный пройденному веками. На карте республики появились новые современные населенные пункты, промышленные и энергетические объекты, проложены тысячи километров новых автомобильных дорог, выведших страну из коммуникационного тупика, воздвигаются новые учреждения здравоохранения и образования, оборудованные современной технологией, быстро развивается инфраструктура, изменяется сам облик городов, районов и сел, возрождены всемирно известные памятники истории и культуры, наряду с чем появились новые творения архитектурной мысли и зодчества с уникальным восточным и национальным колоритом.

Все это стало возможным благодаря реализации социально-экономической политики государства, направленной на устойчивое экономическое развитие, повышение уровня

и качества жизни, улучшение социальной защиты нуждающихся слоев населения.

В стране поэтапно и последовательно проводятся экономические и структурные реформы, которые создают благоприятный климат для привлечения внутренних и иностранных инвестиций, роста частного сектора, поддержки рыночных структур и развития коммерческой, финансово-банковской системы. Упрощен порядок регистрации совместных предприятий и других предприятий различных форм собственности. Так, согласно новым законам, предприятия с иностранными инвестициями освобождаются от уплаты налога на прибыль на период от 2 до 5 лет, в зависимости от вложенного капитала.

Наряду с этим, для успешного осуществления экономических реформ и преобразований в общественно-политической и социальной жизни, реализации приоритетных общегосударственных задач нам необходимо создавать законы нового поколения. Поэтому деятельность парламента будет направлена на дальнейшее совершенствование законодательства в соответствии с требованиями экономического и социального развития страны, посредством своевременного реагирования на законодательном уровне на ключевые проблемы, волнующие население. Для этого используется комплекс механизмов совершенствования законотворческой деятельности. Именно на это направлена деятельность вновь образованного Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан.

Наша страна располагает огромными запасами природных и гидроэнергетических ресурсов. Имеются достаточные запасы сырьевых ресурсов для металлургической, химической, строительной индустрии, других отраслей промышленности. Разведаны крупнейшие в Центральной Азии и СНГ месторождения серебра, золота, железа, свинца, сурьмы, угля, поваренной соли, драгоценных камней и др.

В достижении экономического развития приоритетным направлением являет-

ся максимальная независимость топливно-энергетического комплекса. Страна обладает значительными запасами энергетических ресурсов, что стимулирует инвестиционную привлекательность в эту отрасль.

С целью реабилитации и дальнейшего развития энергетического сектора целенаправленно продолжается взаимовыгодное сотрудничество с международными финансовыми институтами и зарубежными странами. В этом плане совместно с Российской Федерацией успешно реализован инвестиционный проект строительства Сангтудин-ской ГЭС-1, которая уже работает на полную мощность. Исламская Республика Иран инвестирует строительство Сангтудинской ГЭС-2.

В нашем горном крае несмотря на множество озер, рек и родников с кристально чистой водой люди испокон веков бережно относятся к использованию воды. Добрые традиции предков продолжаются и ныне. Учитывая то, что в последние годы обеспеченность питьевой водой превращается в глобальную планетарную проблему, Президент страны уважаемый Эмомали Рахмон выступил с инициативами о рациональном использовании водных ресурсов, особенно пресной воды, в частности об объявлении Международного десятилетия действий «Вода для жизни» 2005-2015 гг. и 2012 г. - Годом Международной дипломатии воды.

Наряду с законотворческой деятельностью, парламентарии страны всемерно способствуют закреплению достигнутых результатов, укреплению дружеских отношений и развитию сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Маджлиси милли и Маджлиси намоян-дагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан создали группы дружбы и сотрудничества со многими парламентами стран Азии, Африки, Европы и Америки, регулярно обмениваются официальными визитами, активно участвуют в мероприятиях Межпарламентского Союза, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Европарламента, Межпарламентской

Ассамблеи государств - участников СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Азиатской Парламентской Ассамблеи и многих других, членами которых являются.

Хорошим примером в плане поиска новых форм сотрудничества между парламентариями и добрым плодом парламентской дипломатии стал инициированный Маджли-си милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постоянно действующий Межпарламентский форум «Таджикистан - Россия: потенциал межрегионального сотрудничества». Состоявшиеся 24-26 августа 2006 года в Душанбе, 17-20 сентября 2007 г. в Москве с выездом в Оренбург, 24-25 октября 2008 года в гг. Душанбе и Худжанде Межпарламентские форумы продемонстрировали позитивную роль парламентского содействия развитию сотрудничества между регионами России и Таджикистана. За годы функционирования этого эффективного межпарламентского института между субъектами России и городами и областями Таджикистана подписано более 20 соглашений, договоров и меморандумов о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах. Итоги первых трех форумов показали, что институционализация подобного формата взаимодействия взаимовыгодна и приносит плодотворные результаты обеим сторонам. В этой связи сторонами согласован вопрос проведения четвертого Форума осенью 2010 г. в городах Москве и Санкт-Петербурге.

На рубеже тысячелетий независимый Таджикистан, как равноправный член мирового сообщества, ради настоящего и будущего страны, верховенства закона и упрочения законности, демократических процессов уверенной поступью идет созидательным курсом к построению подлинно гражданского общества.

Вместе с тем современные реалии, связанные с острейшей глобальной конкуренцией, мировым финансовым и экономическим кризисом, выдвигают конкретные зада-

чи, адекватные новым вызовам планетарного масштаба, и только их реализация путем объединения усилий позволит нам выстоять и преодолеть их последствия. В этом деле Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС призвана сыграть координирующую роль, поддержать и развить объединительный настрой в совместных действиях по обеспечению наших позиций на международной арене и, самое главное, создание таких политических, экономических и правовых условий, которые бы реально способствовали повышению благосостояния наших народов.

Ключевые слова: интеграционное объединение суверенных государств; устойчивый экономический рост; законотворческая деятельность; Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества; целевые межгосударственные программы; социально-экономическая политика государства; законы нового поколения; инвестиционная привлекательность.

Keywords: integration association of the sovereign states; sustainable economic growth; legislative activity; the Treaty on the status of Bases of the legislation of the Eurasian economic community; target interstate programs; the social and economic policy of the state; laws of new generation; investment appeal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.