Научная статья на тему 'Десять лет роста'

Десять лет роста Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE PRESIDENTIAL PROGRAM "BOLASHAK" / ПРООБРАЗ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМНЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА / ТРАНЗИТ ТОВАРОВ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ / ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СНГ / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА "БОЛАШАК" / A PROTOTYPE OF THE EURASIAN UNION / REGIONAL INTEGRATION / MUTUAL ECONOMIC COMMUNICATIONS / ECOLOGICAL SAFETY / SOCIAL-HUMANITARIAN SPHERE / TRANSIT OF THE GOODS BETWEEN EUROPE AND ASIA / EXTERNAL LABOUR MIGRATION / THE ANTITERRORIST CENTRE OF THE CIS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Десять лет роста»



У.Б. Мухамеджанов,

Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан

ДЕСЯТЬ ЛЕТ РОСТА

Широко известная в СНГ евразийская идея Нурсултана Назарбаева в качестве первого шага обрела реальные очертания в облике ЕврАзЭС, председателем которого в 2010 г. является Казахстан. Новое сообщество было образовано десять лет назад, а с 1 января 2010 года заработал Таможенный союз. Уже в ближайшей перспективе возможно создание единого экономического пространства, являющегося, по моему твердому убеждению, прообразом Евразийского союза.

Мировое сообщество вступило в период глобализации, который объективно уменьшает возможности отдельных государств в обеспечении их устойчивого социально-экономического развития. В этих условиях лишь мощные региональные группировки могут нейтрализовать последствия современных вызовов. Региональная интеграция не только является наиболее эффективным механизмом противодействия негативным последствиям глобализации, но и позволяет максимально использовать ее положительные стороны.

После распада Советского Союза перед новыми независимыми странами встали фундаментальные проблемы коренного переустройства общественной жизни, формирования и укрепления национальной государственности при сохранении сложившихся за десятилетия экономических, политических и гуманитарных связей. Решение этих проблем сопровождалось значительными трудностями, вызванными масштабными кризисными явлениями. Изначально новыми независимыми государствами были выбраны различные варианты стратегии развития.

На первоначальном этапе интеграционные объединения, сформировавшиеся в регионе Евразии в первой половине 90-х годов XX в., были нацелены на решение проблем совместного выхода из кризиса, межгосударственного размежевания между бывшими советскими республиками и выхода их на международную арену в качестве признанных независимых государств. Однако разные подходы к осуществлению антикризисных программ в конечном итоге привели к определенной дифференциации государств и осложнили реализацию интеграционных инициатив.

На нынешнем этапе постсоветские государства достигли достаточно высокой степени устойчивости, стали полноправны-

ми членами мирового сообщества, определились с национальными интересами и приоритетами во внешней и внутренней политике. Соответственно новым содержанием наполнились интеграционные процессы на евразийском пространстве.

Казахстан занимает заметное место в системе региональных объединений, сформировавшихся на евразийском пространстве. При этом участие сразу в нескольких интеграционных структурах с разной конфигурацией участников позволяет нашей стране на условиях взаимодополняемости реализовать национальные интересы, включая обеспечение суверенитета, стабильности и экономического роста.

Впервые с инициативой создания Евразийского союза Президент Республики Казахстан выступил в марте 1994 г. в стенах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Эта идея была встречена в странах СНГ по-разному. Но вопреки всему она прошла испытание временем, оставаясь злободневной на протяжении всех лет.

И теперь, в условиях коллективного противостояния глобальной рецессии, сама жизнь подталкивает к единению, подтверждая правоту тезиса Нурсултана Назарбаева об отсутствии в долгосрочной перспективе альтернативы евразийской интеграции.

Прелюдией стало Заявление глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации «О десяти простых шагах навстречу простым людям», которые были инициированы Нурсултаном Назарбаевым.

В последующем, шаг за шагом, идея евразийства стала воплощаться в практические дела. Как результат образовались межгосударственные структуры, такие как ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и другие. В настоящее время ЕврАзЭС - международная экономическая организация, основной целью которой является эффективное продвижение государствами - участниками процессов формирования таможенного союза и Единого экономического пространства.

При создании Евразийского экономического сообщества предусматривалось, что оно будет содействовать решению определенных задач в области внешнеторговой и таможенной политики, экономической политики, в социально-гуманитарной области, правовой сфере.

Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Это четко структурированная система с довольно жестким механизмом принятия и реализации решений.

Десять лет, прошедшие со дня создания Евразийского экономического сообщества, показали, что динамичные реформы, а также эффективная интеграция невозможны без адекватной правовой инфраструктуры. За время суверенного развития государства - члены ЕврАзЭС создали свои национальные законодательные системы. Но сотрудничество в рамках Сообщества потребовало сближения и гармонизации созданной ими нормативно-правовой базы.

Именно в этих целях и была образована Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС как орган парламентского сотрудничества в рамках Сообщества, формируемая из парламентариев России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

С момента образования на заседаниях Ассамблеи и Бюро приняты и одобрены более 140 документов, в том числе Основы четырех законодательств (бюджетное законодательство государств - членов ЕврАзЭС, транспортное законодательство ЕврАзЭС, законодательство ЕврАзЭС об энергетике, таможенное законодательство ЕврАзЭС).

Ассамблеей приняты 70 типовых проектов законодательных актов (модельных законов), на основе проведенного сравнительно-правового анализа подготовлены 64 Рекомендации и Предложения по гармонизации национальных законодательств государств -членов ЕврАзЭС.

В стадии разработки находятся проекты Основ налогового законодательства ЕврАзЭС, законодательства ЕврАзЭС об об-

разовании, пенсионного законодательства ЕврАзЭС, законодательства ЕврАзЭС о здравоохранении. Для их доработки Ассамблеей сформированы соответствующие рабочие группы.

За годы существования ЕврАзЭС были приняты целый комплекс международных договорно-правовых документов, направленных на формирование таможенного союза, реализацию других целей и задач интеграции. Даже простое их перечисление свидетельствует об огромном объеме выполненной работы. В этом числе ратифицированные Казахстанским Парламентом акты, касающиеся Евразийского экономического сообщества, а также таможенного союза и Единого экономического пространства.

Прямым следствием деятельности ЕврАзЭС является таможенный союз, сформированный тремя странами - Казахстаном, Беларусью и Россией по итогам заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г. в городе Минске.

В столице Республики Беларусь принято решение по введению первого ключевого элемента таможенного союза трех стран. С 1 января 2010 г. вводится в действие единый таможенный тариф, а полномочия по его формированию передаются наднациональному органу - Комиссии таможенного союза. С 1 июля начнет функционировать единая таможенная территория, вступит в силу договор о Таможенном кодексе.

Создается огромный новый рынок. По расчетам экспертов таможенный союз позволит трем странам получить к 2015 году прирост ВВП свыше 15%. Общий эффект от таможенного союза составит для России 400 млрд долларов, для Беларуси и Казахстана - более 16 млрд, или около 14% нашего ВВП. Следующей ступенью должно стать ускоренное формирование Единого экономического пространства наших государств.

В ноябре 2009 г. в г.Минске подписаны также Протокол о создании общего страхового рынка, Положение о принципах, формах сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС по

поддержанию режима внешних границ и целый ряд других документов, которые обеспечивают экономическую стабильность на нашем общем пространстве. Председательство передано Казахстану, который проведет следующее заседание в текущем году.

Среди приоритетных направлений деятельности Сообщества является обеспечение энергетической независимости и безопасности государств Сообщества путем восстановления и развития между ними взаимовыгодных хозяйственных связей в области энергетики и формирования общего энергетического рынка, создание надежной энергетической базы для их устойчивого экономического роста.

Следует подчеркнуть, что в Казахстане при разработке Закона Республики «Об электроэнергетике» учитывались Концепция Основ законодательства об энергетике государств - членов ЕврАзЭС и законопроектные предложения по Основам законодательства ЕврАзЭС по энергетике.

С формированием энергетического рынка и урегулированием водно-энергетических проблем в Сообществе тесно связано решение вопросов экологической безопасности. К настоящему времени Парламентом Республики Казахстан принят Экологический кодекс, где учтены нормы модельного Экологического кодекса, разработанного Межпарламентской Ассамблеей СНГ.

Большую роль для экономического и социального развития стран ЕврАзЭС имеет решение проблемы использования национальных валют во взаимных расчетах. На внеочередном заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества 25 января 2006 г. в Санкт-Петербурге утверждено Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - членов ЕврАзЭС, ставшего первым этапом формирования валютного союза государств - членов ЕврАзЭС.

Широкий круг вопросов предстоит решать в социально-гуманитарной сфере, поскольку конечная цель наших усилий - повышение уровня и качества жизни каждого

гражданина в странах Сообщества. Уже подготовлена и получила положительную оценку специалистов Концепция согласованной социальной политики государств - членов ЕврАзЭС. На ее основе предстоит гармонизировать соответствующее законодательство, в частности, в области образования.

Принятая в 2004 г. Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании предусматривает определение общих принципов государственной политики и унификацию государственных образовательных стандартов в этой области. Закон «Об образовании» Республики Казахстан уже приводит в соответствие с данной Концепцией систему общего и профессионального образования.

Следующим направлением, на котором Евразийское экономическое сообщество концентрирует свои усилия, является создание единой транспортной системы, что объективно вытекает из географического расположения Сообщества, в силу которого оно обладает огромным потенциалом по предоставлению услуг транзита товаров между Европой и Азией. В МПА уже проведена значительная работа по формированию единого подхода к созданию общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы. Подготовленные Концепции Основ законодательства в различных сферах социально-экономической деятельности создают возможность для внедрения в Сообществе единых начал правового регулирования и в области транспортного законодательства.

В последнее время в странах ЕврАзЭС одной из проблем, из года в год набирающих социальную значимость, является внешняя трудовая миграция. Принимающими странами являются Республика Казахстан и Россия, а странами-донорами - государства с большим миграционным потенциалом - Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан.

Сложившаяся ситуация побуждает страны ЕврАзЭС к упорядочению процессов миграции, к которым следует подходить комплексно. Необходима выработка общих направлений миграционной политики для ко-

ординации интересов и гармонизации национальных законодательств. Разработан и принят ряд документов по формированию согласованной миграционной политики на территории Сообщества. Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС приняты модельный закон «О миграции» и типовой проект «О внутренней миграции», на основе которых парламентарии государств-членов ЕврАзЭС разработали и приняли соответствующие нормативно-правовые акты на национальном уровне.

Межпарламентская Ассамблея на постоянной основе осуществляет мониторинг использования в законотворческой деятельности национальных парламентов нормативно-правовых документов Ассамблеи. Так, основные положения и нормы правовых актов Межпарламентской Ассамблеи, а также предложения и рекомендации Ассамблеи нашли полное или частичное отражение во многих законах и кодексах Республики Казахстан, в том числе «О частном предпринимательстве», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «Об электроэнергетике», «О государственной поддержке инновационной деятельности», «О техническом регулировании», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенном, Бюджетном, Трудовом кодексах Республики Казахстан и других нормативных актах.

В отечественных законах использованы положения типовых проектов законов «О прожиточном минимуме», «О миграции», «О государственных социальных стандартах». Следует отметить, что модельные законы МПА ЕврАзЭС в значительной степени способствовали успешной модернизации казахстанского законодательства.

Принятые Ассамблеей нормативно-правовые акты часто используются Республикой Казахстан при подготовке международных договоров в рамках Евразийско-

го экономического сообщества. Учитывая, к примеру, основные положения «Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС», в Казахстане принята новая редакция закона «Об экспортном контроле».

Экологический кодекс Казахстана, помимо соответствующих законов и кодексов ряда европейских стран, содержит нормы модельного Экологического кодекса, а также положения 18 из 22 международных конвенций по природоохранной сфере, к которым присоединился Казахстан.

Наряду с этим целый ряд прогрессивных казахстанских законодательных актов были рекомендованы в качестве основы для разработки модельных законов МПА СНГ, их положения были использованы для формирования национальных законодательств государств - участников Содружества.

Следовательно, идет достаточно интенсивный взаимообогащающий процесс в рамках унификации наших законодательств. Полагаю, что для более эффективного и действенного правового регулирования взаимоотношений между государствами в рамках ЕврАзЭС в перспективе можно будет говорить о возможности прямого действия отдельных модельных законов при условии их достаточной проработанности и согласованности между заинтересованными сторонами.

Вне всякого сомнения, Парламент Республики Казахстан и в дальнейшем будет вносить достойную лепту в законодательное обеспечение интеграционных процессов в Евразийском экономическом сообществе.

На сегодняшний день ЕврАзЭС является эффективным, динамично развивающимся интеграционным объединением, самой продвинутой моделью экономического сообщества постсоветского пространства. Это не политический клуб, а действительно экономическое сообщество, «локомотив» экономической интеграции на пространстве СНГ.

Можно выделить три перспективных измерения интеграции евразийского простран-

ства: экономическое, военно-политическое и культурно-гуманитарное.

Первое измерение - экономическое - характеризуется существенным продвижением по созданию режима свободной торговли товарами. Это позволило увеличить объем взаимного товарооборота стран Сообщества в 3,5 раза, а общий объем взаимных инвестиций - почти в 5 раз.

В рамках ЕврАзЭС стали создаваться реальные механизмы финансовой интеграции. Например, Евразийский банк развития сегодня финансирует целый ряд проектов в Казахстане, России, Беларуси и Таджикистане.

В 2009 г. на февральском саммите ЕврАзЭС в Москве приняты такие прорывные проекты, как создание совместного Антикризисного фонда в размере 10 млрд долларов и международного Центра высоких технологии. Следующим шагом могло бы стать создание предложенного Нурсултаном Назарбаевым валютного союза стран ЕврАзЭС. Все это, безусловно, приблизит нас к созданию Евразийского экономического союза.

Второе измерение евразийской интеграции - военно-политическое - связано с работой по обеспечению региональной безопасности.

В конце прошлого века участники Договора о коллективной безопасности от 1992 г. адаптировали этот документ к новым угрозам глобальной и региональной стабильности. Так была создана Организация Договора о коллективной безопасности. На саммите в Москве принято решение о создании мобильной региональной группировки войск быстрого развертывания. Объединенная система ПВО, крепнущее военно-техническое сотрудничество, совместные учения воинских подразделений стран в рамках ОДКБ -все это составные части формируемого единого оборонного пространства.

Ответом на угрозу международного терроризма стало и создание Антитеррористического центра СНГ.

Правоохранительные органы наших стран усиливают совместную борьбу с трансграничной преступностью, наркотрафиком, не-

легальной миграцией. Это тоже важные составляющие евразийской интеграции. «Азиатский вектор» общеевразийской безопасности сегодня включает такие структуры, как Шанхайская организация сотрудничества и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Их развитие, как отметил Нурсултан Назарбаев, без поддержки и активного участия многих постсоветских стран было бы невозможно.

«Европейское направление» евразийской безопасности мы связываем с деятельностью ОБСЕ, председателем которой наша страна стала в 2010 году. Для Казахстана, который является коллективным выдвиженцем стран СНГ на этот пост, это почетная миссия и большая ответственность. Как страна -председатель ОБСЕ мы будем стремиться к тому, чтобы самый большой материк планеты - Евразия - стал общим пространством мира и взаимопонимания народов.

Третье - культурно-гуманитарное измерение евразийской интеграции. За последние годы евразийская идея воспринята многими интеллектуалами постсоветских стран. Создан Евразийский клуб ученых. На формирование общего информационного пространства работают Евразийский Медиа-форум и Евразийская академия телевидения и радио, образовательного - Евразийская ассоциация университетов. Данное измерение обусловливает скорейший переход к инновационному развитию. Именно поэтому 2010 год объявлен в СНГ Годом науки и инноваций. Перспективными представляются совместные проекты, в том числе космос, нано- и информационные технологии, энергетика и энергосбережение. Казахстан, как заявил Президент Республики, готов финансировать участие казахстанских ученых в исследовательских проектах, осуществляемых в России, Украине, других странах СНГ.

Актуальным является создание единого евразийского образовательного пространства. Так, Казахстан уделяет приоритетное внимание подготовке специалистов высшей квалификации. Только в рамках Президент-

ской программы «Болашак» ежегодно направляются до 3 тысяч студентов в ведущие учебные заведения мира. В настоящее время в России проходят обучение 422 стипендиата программы, в Украине - 28. Всего же в России учатся более 12 тысяч казахстанцев. Казахстанские вузы, в свою очередь, открыты для студентов из стран СНГ. Ежегодно выделяются квоты на обучение для граждан Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.

В Европейском Союзе огромной популярностью пользуется программа «Эразмус Мундус». Она направлена на развитие сотрудничества в сфере высшего образования и свободы передвижения студентов и аспирантов. Казахстан, как заверил Глава государства, может создать аналог подобной программы для Евразийского пространства. Она могла бы носить имя Льва Николаевича Гумилева. Реальной представляется идея создания в ведущих вузах стран СНГ «евразийских кафедр», которые могли бы объединять ученых и студентов, специализирующихся по данному направлению.

В целом особого внимания требует работа с молодежью, включая, в частности, поддержку различных форм молодежных обменов между нашими странами, взаимодействие между молодежными организациями и молодежными лидерами.

Многое сделано, немало и нерешенных проблем. Но мы обогатились бесценным интеграционным опытом, и у нас есть воля. А дорогу, как известно, осилит идущий.

Ключевые слова: прообраз Евразийского союза; региональная интеграция; взаимные хозяйственные связи; экологическая безопасность; социально-гуманитарная сфера; транзит товаров между Европой и Азией; внешняя трудовая миграция; Антитеррористический центр СНГ; Президентская программа «Болашак».

Keywords: a prototype of the Eurasian union; regional integration; mutual economic communications; ecological safety; social-humanitarian sphere; transit of the goods between Europe and Asia; external labour migration; the Antiterrorist centre of the CIS; the Presidential program "Bolashak".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.