Научная статья на тему 'Правовое обеспечение сотрудничества как условие поступательного развития Евразийского экономического Сообщества'

Правовое обеспечение сотрудничества как условие поступательного развития Евразийского экономического Сообщества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение сотрудничества как условие поступательного развития Евразийского экономического Сообщества»

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА2007,

У.Б. Мухамеджанов,

Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Независимость государства, его способность проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику характеризуется и готовностью взаимодействовать с другими государствами. При этом развитие партнерских отношений между странами позитивно сказывается на жизни населения каждой из них и укрепляет их позиции на мировой арене. Успех таких отношений во многом зиждется на правовом фундаменте, ведущую роль в котором играет унификация «правил игры» в различных сферах деятельности.

Еще в первые годы независимости государств - участников СНГ стало очевидно, что выход из экономического кризиса, обеспечение государственной, экономической, экологической и иной безопасности, повышение их политического веса в мире требует развития международного сотрудничества во многих сферах. Это касалось и международных организаций. И сегодня, прежде всего, можно сказать, что многие из проблем внешней безопасности страны СНГ смогли относительно успешно решить именно на основе своего тесного взаимодействия. Благодаря совместным усилиям удалось остановить отдельные вооруженные конфликты и несколько снизить опасность их возникновения в будущем.

Необходимость в еще более тесной экономической интеграции привела к тому, что на пространстве СНГ стали создаваться различные интеграционные объединения, возникли разные формы межгосударственного сотрудничества. Но наиболее успешным из них стало Евразийское экономическое сообщество, объединившее Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российскую Федерацию, Таджикистан. Его формирование явилось закономерным продолжением интеграционных процессов на пространстве СНГ и во многом предопределило дальнейшие перспективы развития этих процессов.

ПОЗИЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПАРЛАМЕНТА

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, которому принадлежала инициатива по организации Евразийского экономического сообщества, определил необходимость в его создании так: обеспечить свободное перемещение людей, капиталов и услуг в целях повышения конкурентоспособности наших товаров и улучшения жизни населения путем эффективного торгово-экономического сотрудничества на новой базе. По существу был взят курс на максимально возможное использование опыта поэтапного становления Европейского союза.

И Евразийскому экономическому сообществу удалось доказать свою жизнеспособность. Подтверждение тому - реализация практически всех нормативных, правовых документов, принятых в рамках Сообщества, интеграция Организации Центральноазиатского сотрудничества в ЕврАзЭС и расширение Сообщества за счет вступления в него Республики Узбекистан.

За годы существования ЕврАзЭС был принят целый комплекс международных договорно-правовых документов, направленных на формирование Таможенного союза, реализацию других целей и задач интеграции. Даже простое их перечисление свидетельствует об огромном объеме выполненной работы.

Определенная заслуга в этой деятельности принадлежит Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС. Образованная для правового обеспечения развития экономического сообщества она решала ряд задач: во-первых, по формированию согласованной правовой политики ЕврАзЭС; во-вторых, по координации законотворческой деятельности национальных парламентов для реализации целей и задач Сообщества; в-третьих, по организации межпарламентского сотрудничества.

За время суверенного развития государства - члены ЕврАзЭС создали свои национальные законодательные системы. Но сотрудничество в рамках Сообщества потребовало сближения и гармонизации созданной ими нормативно-правовой базы. Это особенно отчетливо осознается сейчас, когда наши

страны разрабатывают такие серьезные конкретные проекты, как создание единого таможенного союза, формирование наднациональной транспортной и энергетической инфраструктуры и т.п.

В МПА уже проведена значительная работа по формированию единого подхода к организации системы тарифного и нетарифного регулирования сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, по созданию общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы.

Подготовленные Концепции Основ законодательства в различных сферах социально-экономической деятельности, действительно, создают возможность для внедрения в Сообществе единых начал правового регулирования в области транспортного, энергетического, таможенного, бюджетного законодательства, законодательства об образовании и в других областях, хотя, конечно, не все разработки МПА становятся основой для национальных законопроектов.

Депутаты Парламента Республики Казахстан активно участвуют в деятельности Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. В настоящее время членами МПА и ее постоянных комиссий являются 16 казахстанских парламентариев. В течение нескольких лет Казахстан и председательствовал в этом авторитетном органе Сообщества.

Положения документов и рекомендаций МПА ЕврАзЭС нашли отражение во многих законах Республики Казахстан, которые регулируют отношения в экономической сфере. В этой связи следует еще раз отметить законы «О частном предпринимательстве», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «Об электроэнергетике», «О государственной поддержке инновационной деятельности», «О техническом регулировании», «Об экспортном контроле», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» и целый ряд других.

На «финишную прямую» выходит про-

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА 2007, № 1 X Н

цесс вступления государств ЕврАзЭС во Всемирную торговую организацию. Это усиливает потребность в скоординированном совершенствовании законодательной базы в соответствии с требованиями ВТО.

Дальнейшая гармонизация законодательства стран ЕврАзЭС должна обеспечить общее правовое поле на приоритетных направлениях развития Сообщества, к которым относятся не только создание таможенного и транспортного союзов, но и энергетического рынка и развитие сотрудничества в социальной, гуманитарной сфере.

На неформальном саммите в Сочи в 2006 году главы государств - членов ЕврАзЭС поставили задачу разработать весь пакет документов по формированию Таможенного союза. Предусмотрено уже в нынешнем году провести все внутригосударственные процедуры и завершить его формирование для Беларуси, Казахстана и России. Соответственно особое значение приобретает реализация Концепции Основ таможенного законодательства, принятой Бюро МПА ЕврАзЭС. Важнейшей задачей становится и сближение таможенного законодательства всех членов Сообщества с учетом этой Концепции.

Что касается создания транспортного союза, то и оно также требует ускорения работ по гармонизации соответствующего законодательства. Национальные законы, регулирующие транспортные отношения, должны отразить положения модельных документов ЕврАзЭС. Ключевое значение приобретает кодификация транспортного законодательства.

Не менее актуальными для Сообщества вопросами являются создание единого энергетического рынка и обеспечение эффективного водно-энергетического сотрудничества в Центральной Азии.

Следует подчеркнуть, что в Казахстане при разработке Закона Республики «Об электроэнергетике» учитывались Концепция Основ законодательства об энергетике государств - членов ЕврАзЭС и законопроектные предложения по Основам законодательства ЕврАзЭС по энергетике. Казахстанский

закон в результате позволяет обеспечивать надежное, стабильное функционирование электроэнергетического комплекса страны и защиту прав участников рынка электрической и тепловой энергии.

С формированием энергетического рынка и урегулированием водно-энергетических проблем в Сообществе тесно связано решение вопросов экологической безопасности. К настоящему времени Парламентом Республики Казахстан уже принят Экологический кодекс, предусматривающий гармонизацию национального экологического законодательства с учетом международных актов, переход на новые экологические стандарты, совершенствование системы государственного контроля. При этом в Кодексе, наряду с соответствующими законами и экологическими кодексами ряда зарубежных стран, директивами Европейского союза, международными экологическими конвенциями были учтены и нормы модельного Экологического кодекса, разработанного Межпарламентской Ассамблеей СНГ. В Кодексе учтены 18 международных конвенций из 22, существующих в природоохранной сфере, к которым присоединился Казахстан.

Широкий круг вопросов, в том числе по правовому обеспечению, предстоит решать в рамках ЕврАзЭС в социально-гуманитарной сфере, поскольку конечная цель наших усилий по развитию экономического сотрудничества состоит в том, чтобы добиться осязаемых результатов по повышению уровня и качества жизни каждого гражданина в странах Сообщества. Уже подготовлена и получила положительную оценку специалистов Концепция согласованной социальной политики государств - членов ЕврАзЭС. На ее основе предстоит гармонизировать соответствующее законодательство, в частности, в области образования.

Принятая в 2004 году Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании предусматривает определение общих принципов государственной политики и унификацию государственных образовательных стандартов в

ПОЗИЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПАРЛАМЕНТА

этой области. В Казахстане закон «Об образовании» систему общего и профессионального образования уже приводит в соответствие с образовательными программами, предусмотренными данной Концепцией.

Специально хотелось бы подчеркнуть, что гармонизируя национальные законодательства, государства - члены ЕврАзЭС определяют практически равные правовые рамки, в которых должна разрабатываться экономическая политика этих государств. Но тактические принципы государственной политики, в соответствии с общепринятой практикой, реализуются в подзаконных актах национальных правительств. Это создает возможность для разной интерпретации гармонизированных законов со стороны органов исполнительной власти. Поэтому есть необходимость в какой-то мере согласовывать подзаконные акты стран ЕврАзЭС для более точной и синхронной реализации принятых законов. На наш взгляд, это должно стать одним из направлений правового сотрудничества.

В последнее время усложняются отношения в мировой политике. Это делает особенно необходимой межгосударственную

интеграцию для решения и общих для человеческой цивилизации проблем, перешагнувших государственные границы. Дальнейшая судьба любого национального общества все более зависит теперь от степени организации международных экономических и политических отношений.

Казахстан в этих условиях является последовательным сторонником интеграционных процессов на постсоветском пространстве, активно поддерживает деятельность международных организаций стран СНГ, в том числе путем посильного вклада, вносимого казахстанскими парламентариями в деятельность МПА ЕврАзЭС.

Гармонизация национального законодательства в рамках ЕврАзЭС с учетом международных правовых норм всегда находилась и находится в числе основных приоритетов деятельности высшего представительного органа Казахстана.

Я уверен, что и в дальнейшем Парламент Республики Казахстан будет вносить достойную лепту в законодательное обеспечение расширения и углубления интеграционных процессов в Евразийском экономическом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.