Научная статья на тему 'Ключевой ресурс ЕврАзЭС - качественно новый уровень согласованной правовой политики'

Ключевой ресурс ЕврАзЭС - качественно новый уровень согласованной правовой политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевой ресурс ЕврАзЭС - качественно новый уровень согласованной правовой политики»

В.А. Попов,

Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ЕврАзЭС - КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ СОГЛАСОВАННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Наиболее существенные задачи, стоящие сегодня перед Евразийским экономическим сообществом, - формирование таможенного и транспортного союзов, обеспечение согласованной экономической политики, наращивание темпов сотрудничества в реальном секторе экономики, создание и развитие общего рынка в сферах энергетики, финансов и услуг, взаимодействие в социальной и миграционной областях, гармонизация правовых отношений внутри Сообщества.

Белорусская сторона придает большое значение реализации данных задач. Их выполнение позволит достичь основных целей организации - укрепить потенциалы экономик стран - участниц ЕврАзЭС, создать единое экономическое пространство, интегрироваться в мировую экономику, обеспечить устойчивое социальное развитие государств Сообщества.

Сегодня, спустя некоторое время, прошедшее с момента образования ЕврАзЭС, можно дать оценку практическим результатам интеграции в рамках Сообщества, в том числе проанализировать процесс наращивания экономического сотрудничества участниками данного объединения.

Если говорить о Республике Беларусь, то в 2007 году ее товарооборот с государствами ЕврАзЭС составил 26 760 млн долл. США, увеличившись по сравнению с 2000 годом в 2,8 раза.

Во всех государствах, входящих в Сообщество, наблюдается экономический рост, улучшаются макроэкономические показатели. Так, в Республике Беларусь объем валового внутреннего продукта в 2007 году увеличился по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах на 70,5%. Вместе с тем тенденция к улучшению основных макроэкономических показателей характерна для всех стран постсоветского пространства, что обусловлено мерами, принимаемыми руководством государств по преодолению серьезного экономического спада, имевшего место после развала Советского Союза.

В то же время теперешние темпы роста экономики государств ЕврАзЭС и СНГ в целом явно недостаточны, должны быть гораздо выше, особенно если мы стремимся выйти на уровень развитых стран мира.

Для воплощения в жизнь целей, стоящих перед ЕврАзЭС, важно обеспечить и реальное проведение согласованной политики, безусловное выполнение решений, принимаемых в рамках Сообщества его членами.

По состоянию на 1 октября 2007 года в рамках ЕврАзЭС заключено 95 международных договоров, для вступления в силу которых требуется выполнение внутригосударственных процедур. Полагаю, что координация работы по синхронизации сроков выполнения внутригосударственных процедур в этой связи является одной из важнейших задач Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и парламентов стран Сообщества. В частности, Национальное собрание Республики Беларусь строго контролирует этот процесс. На законодательном уровне закреплена норма, которая ограничивает срок внесения предложений о ратификации международного договора шестью месяцами со дня его подписания. Принятые меры способствовали тому, что по состоянию на 1 октября 2007 года из 91 заключенного внутри ЕврАзЭС международного договора, участницей которых является Беларусь, выполнены внутригосударственные процедуры по 90 договорам.

Наращивая правовую базу интеграционного взаимодействия, мы ратифицировали в 2006-2007 годах ряд документов, имеющих большое значение для развития сотрудничества в рамках Сообщества. Среди них хотелось бы отметить: Соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке стран - членов ЕврАзЭС, Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами членов Сообщества, Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств - членов организации.

Мы рассчитываем, что реализация положений этих документов будет способствовать проведению согласованной правовой политики государств ЕврАзЭС для обеспечения свободного перемещения товаров на их территории, упрощению транзита, а также расширению сотрудничества налоговых и таможенных органов.

Представляется целесообразным более активное привлечение парламентариев, специалистов МПА ЕврАзЭС, ученых и экспертов к подготовке и экспертизе договоров и соглашений, подписываемых в рамках Собще-ства, а также к осуществлению мониторинга имплементации норм международных договоров в национальные законодательства.

В силу специфики их исторического развития в каждом из государств - членов ЕврАзЭС уже сложилась своя уникальная правовая система, наработана собственная международная договорная база.

Вместе с тем успешное осуществление целей и задач евразийской интеграции во многом зависит от формирования единого правового поля в рамках Сообщества. Поэтому выработка единых механизмов реализации сотрудничества внутри организации и адаптация к ним национальных правовых актов представляются самым назревшим вопросом, для решения которого нам необходимо приложить значительные общие усилия.

Роль МПА ЕврАзЭС и национальных парламентов, входящих в организацию, здесь, несомненно, ключевая. К настоящему времени Межпарламентской Ассамблеей подготовлено и принято более 60 нормативных правовых актов - так называемых типовых проектов, носящих рекомендательный характер. Механизм их реализации определен отдельными нормативными документами.

В целях их реализации в регламентах Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь установлен порядок использования пра-

вовых актов МПА ЕврАзЭС в законотворческом процессе. Белорусские парламентарии достаточно активно работают с типовыми проектами Межпарламентской Ассамблеи. За последнее время при подготовке законопроектов ими использовано более 30 таких документов.

Одновременно хочу подчеркнуть, что процесс подготовки типовых проектов требует большей обоснованности и юридической проработки.

При формировании программы законотворческой деятельности МПА ЕврАзЭС следует более серьезное внимание обращать на то, чтобы разрабатываемые типовые проекты отражали стратегические направления деятельности Сообщества и учитывали особенности национальных законодательств его членов.

Приоритетным направлением законотворческой деятельности МПА ЕврАзЭС должны стать разработка и принятие Основ законодательства ЕврАзЭС, которые устанавливают единые для государств - членов Сообщества нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений и принимаются путем заключения странами ЕврАзЭС соответствующих соглашений. Правовая основа для этого уже создана: все парламенты государств Сообщества ратифицировали Договор о статусе Основ законодательства ЕврАзЭС, порядке их разработки, принятия и реализации, подписанный 18 июня 2004 года. Таким образом, полагаю, есть все необходимые инструменты, чтобы придать этой работе более системный характер, предусмотрев активное участие в ней Интеграционного Комитета, а также экспертов государственных органов стран Сообщества.

За сравнительно небольшой срок со времени своего создания ЕврАзЭС сумело доказать свою полезность. Свидетельством эффективности его деятельности явилось присоединение к Сообществу в 2006 году Узбекистана, а также слияние с ЕврАзЭС организации «Центрально-Азиатское сотрудничество». Это укрепило евразийский интеграционный

процесс, открыло дополнительные возможности для решения ключевых задач интеграционного взаимодействия.

Сегодня в ЕврАзЭС практически действует режим свободной торговли товарами, в основном не применяются тарифные и количественные ограничения.

Вместе с тем в настоящее время фундаментом режима свободной торговли является договорно-правовая база, формируемая двусторонними договоренностями государств ЕврАзЭС. В связи с этим существует необходимость юридического закрепления сложившихся отношений в данной области на уровне шести государств. Именно поэтому сейчас ведется подготовка проекта Договора о зоне свободной торговли ЕврАзЭС.

Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества на текущем этапе развития Сообщества является работа по созданию таможенного союза. Белорусская сторона всецело поддерживает данную идею. Мы считаем, что внутри союза должны быть обеспечены равные условия для субъектов хозяйствования всех стран ЕврАзЭС.

К сожалению, пока в формировании таможенного союза участвуют только Беларусь, Казахстан и Россия. Важно, чтобы к этому процессу смогли, как можно скорее, присоединиться и другие государства ЕврАзЭС -Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

В то же время надо учитывать, что процесс присоединения будет зависеть от степени готовности каждого государства принять общие правила игры и следовать им.

В рамках Таможенного союза уже разработана и применяется общая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС. Утвержден ряд документов по обеспечению единого порядка тарифного и нетарифного регулирования, единых торговых режимов, унификации таможенного законодательства. В ходе заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС в октябре 2007 года были подписаны 4 межгосударственных договора и приняты важные решения, направленные на создание

правовой базы Таможенного союза. С подписанием главами правительств в январе 2008 года 9 межправительственных договоров, перечень которых утвержден президентами стран ЕврАзЭС, оформляется юридический каркас союза.

Данными документами уточняется структура интеграции, судебные и исполнительные органы наделяются дополнительными полномочиями, государства-участники обязываются подчиниться решениям, принимаемым на межстрановом уровне.

Несомненно, это сложный политический шаг - передача части национальных функций государств в области формирования таможенной политики наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. Но без этого нам вряд ли удастся создать сильный и полноценный таможенный союз - ядро интеграции и ориентир для остальных государств - членов ЕврАзЭС.

В данном контексте мы в Беларуси нацелены на активную работу по формированию необходимых условий для обеспечения реального функционирования союза. Республика Беларусь намерена содействовать вступлению в силу соответствующих соглашений и выполнению вытекающих из них обязательств.

Очевидно, что создание полномасштабной правовой базы Таможенного союза потребует дополнительной разработки, в том числе и на национальном уровне, большого количества документов в развитие положений, уже имеющихся. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для оперативной и качественной их подготовки.

Однако даже Таможенный союз мы рассматриваем лишь как переходный, транзитный этап. Уже сейчас следует наращивать усилия в направлении создания единого экономического пространства, которое должно стать следующей ступенью становления ЕврАзЭС в качестве полнокровного интеграционного объединения.

В настоящее время частично функционирование единого экономического пространства обеспечивается путем применения 17 до-

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

говоров о свободе движения между странами услуг, капитала и рабочей силы. Необходимо продолжить работу по согласованию подготовленного пакета из еще 25 документов, включающего проекты соглашений в сферах конкуренции, субсидирования, регулирования деятельности естественных монополий, создания общего энергетического рынка и рынка услуг, расширения свободы движения капитала и рабочей силы. Это позволит сформировать полную структуру правового поля единого экономического пространства и ускорит переход к практической реализации данного проекта.

В деле создания единого экономического пространства, так же как в случае с организацией Таможенного союза, лидерами интеграции являются Беларусь, Казахстан и Россия. Но нужно стремиться обеспечить подключение к единому экономическому пространству и остальных членов ЕврАзЭС.

Одной из серьезнейших задач, находящихся в самом фокусе евразийской интеграции, является формирование единого транспортного пространства. В целом сфера транспорта не только в Республике Беларусь, но и во всех странах Сообщества - это одна из ключевых составляющих общегосударственной стратегии развития.

В рамках Сообщества заключен целый ряд соглашений и принято большое количество документов, направленных на создание нормативно-правовой базы в сфере транспорта. Однако результаты работы по транспортной составляющей экономического пространства ЕврАзЭС еще далеки от наших ожиданий. Поэтому Беларусь выступила с предложением о подготовке проекта межгосударственной целевой программы «Транзит», реализация которой, как нам представляется, должна стать основой формирования высокоэффективных национальных транспортных систем. Это позволит удовлетворить спрос на перевозки, повысить стандарты качества и безопасности, укрепить конкурентоспособность перевозчиков на внутреннем и внешнем рынках.

Данная программа в качестве самостоятельного направления нашла отражение в Концепции формирования транспортного пространства государств - членов ЕврАзЭС.

В числе ключевых задач Сообщества находится и создание единого энергетического пространства. Однако государства - члены ЕврАзЭС имеют различные подходы к реализации данной идеи, обладают разными возможностями для ее осуществления.

Для Беларуси наибольший интерес представляют обеспечение свободного транзита энергоресурсов через территории государств Сообщества, прозрачные условия определения стоимости продукции энергетической отрасли, возможность участия в совместных проектах на территориях других членов ЕврАзЭС. Со своей стороны мы готовы предоставить не только свои транзитные возможности, но и промышленный, научно-технический потенциал.

На состоявшемся в мае 2007 года заседании Бюро Межпарламентской Ассамблеи Сообщества был рассмотрен вопрос о формировании топливно-энергетического комплекса ЕврАзЭС и его правовом обеспечении. Было отмечено, что формирование общего энергетического рынка государств Сообщества предполагает решение задач на нескольких уровнях - политическом, экономическом, общественном, с обязательным учетом принципов взаимодополняемости и баланса интересов.

Эти принципы должны находить отражение не только в межгосударственных соглашениях в сфере энергетики, но и в конкрет-

ных шагах по унификации норм национального законодательства.

Сегодня Сообщество уже подошло к необходимости координации шагов государств -членов ЕврАзЭС и на мировой арене. С этой целью лидерами стран ЕврАзЭС утверждена Концепция международной деятельности организации. Перед нами стоит ответственная задача по обеспечению ее реализации, разработке четкой совместной внешнеэкономической стратегии, в том числе по конструктивному взаимодействию с такими структурами, как СНГ, ОДКБ, Межпарламентский Союз, Европейский союз, Шанхайская организация сотрудничества, Всемирная торговая организация, Азиатско-Тихоокеанское сообщество и др.

Построение реально действующего межгосударственного объединения с глубокой степенью интегрированности во всех сферах экономики - процесс длительный и трудоемкий. Уже созданная правовая основа позволяет более активно переходить к практическим шагам в реальных секторах экономики и освоению новых направлений сотрудничества.

При этом за каждым нашим шагом мы должны видеть, что реально он несет нашим народам и чем может быть привлекателен для других стран.

Основная задача парламентов - обеспечить интеграционные процессы стабильной, прогнозируемой, востребованной нормативно-правовой базой, способствующей совершенствованию и развитию Сообщества и реализации всех достигнутых договоренностей в рамках ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.