Научная статья на тему 'О некоторых аспектах развития ЕврАзЭС и формирования Таможенного союза'

О некоторых аспектах развития ЕврАзЭС и формирования Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОД К КАЧЕСТВЕННО НОВОМУ ИНТЕГРАЦИОННОМУ ЭТАПУ / ЦЕЛЬ - ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ДОГОВОРНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС / СОВМЕСТНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ - ТВЕРДЫЙ СТОРОННИК ИНТЕГРАЦИИ / CONTRACTUAL AND LEGAL DATABASE OF THE EURASEC'S CUSTOMS UNION / TRANSITION TO A QUALITATIVELY NEW LEVEL OF INTEGRATION / THE PURPOSE - FORMATION OF A SINGLE ECONOMIC SPACE / JOINT ACTION TO OVERCOME THE GLOBAL ECONOMIC CRISIS / ECONOMIC SECURITY / THE REPUBLIC OF BELARUS - A FI RM SUPPORTER OF INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батура Б. В.

В статье подводятся главные итоги интеграционного сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС и определяются основные задачи формирования их Таможенного союза и эффективного противостояния мировому экономи- ческому кризису. Подчеркивается особая роль Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС при решении этих задач и отмечается последовательная позиция парламента Республики Беларусь в отношении разработки антикризисных мер и углубления региональной экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some aspects of the EurAsEC development and the Customs Union creation

The article defines the main results of the integration cooperation of the EurAsEC member states and the primary aims of the Customs union creation and effective resistance to the world economic crisis. The special role of the EurAsEC Inter-parliamentary Assembly in the decision of these problems is underlined and it is marked the consecutive position of the Belarus Parliament concerning the working out of antirecessionary measures and deepening of regional economic integration.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах развития ЕврАзЭС и формирования Таможенного союза»

Б.В. Батура,

Председатель Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ ЕврАзЭС И ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Особенностью современного этапа развития мировой экономики является усиление процессов интеграции. Страны, близкие исторически и имеющие схожие точки зрения на международные события, образовывают региональные торгово-экономические союзы и формируют общее экономическое пространство. Создание в октябре 2000 года Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), с одной стороны, стало своевременной реакцией на ставшую очевидной эту тенденцию, с другой - образование постоянно действующей международной организации явилось подтверждением необходимости более тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества государств Сообщества.

Сегодня ЕврАзЭС - одно из наиболее эффективных многосторонних интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Государствами - учредителями Сообщества выступили Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Статус наблюдателя при этой организации имеют Армения, Молдова и Украина, а также Межгосударственный авиационный комитет и Евразийский банк развития, оказывающий странам - участницам Сообщества содействие в реализации совместных программ.

Постоянные контакты ЕврАзЭС с Организацией Объединенных Наций, ее функциональными и региональными структурами (в 2003 году ЕврАзЭС получило статус наблюдателя при ООН, в 2007 году была принята специальная резолюция «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Евразийским экономическим сообществом») и другими межгосударственными объединениями свидетельствуют о его международном признании.

Создание ЕврАзЭС стало основой для перехода государств - членов Сообщества к качественно новому интеграционному этапу. Усилия, направленные на использование преимуществ интеграции в интересах развития сбалансированных, взаимовыгодных и ориентированных на нормы и правила ВТО

отношений в экономической сфере, а также последовательное стимулирование торговли дают положительные результаты. В 2008 году товарооборот между странами ЕврАзЭС составил 135 миллиардов долларов (в 2007 г. -104 миллиарда долларов).

Основная наша цель - сформировать единое экономическое пространство. В этом направлении уже предпринят ряд практических шагов. В частности, Беларусь, Казахстан и Россия приняли решение о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза, открытого для присоединения к нему других государств по мере их готовности.

Работа по формированию таможенного союза ведется в соответствии с планом действий, утвержденным Межгосударственным советом ЕврАзЭС на уровне глав государств 6 октября 2007 года. Эффективное функционирование Таможенного союза как базиса единого экономического пространства будет определяться успешным решением ряда стратегических задач: снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, включая отмену вывозных пошлин; упрощение внешнеторговых процедур; обеспечение защиты интересов в рамках споров с третьими странами; выработка благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и др.

Республика Беларусь всегда была твердым сторонником интеграции на пространстве СНГ. Эта ее позиция остается неизменной, что подтверждается в ежегодных посланиях Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь и белорусскому народу, постановлениях Правительства и отражается в решениях органов власти.

Наша страна активно и последовательно выступает за развитие общего энергетического рынка, принятие единых правил в области транспорта и транзита и др. Беларусь стала инициатором разработки важных межгосударственных программ «Здоровье народов ЕврАзЭС», «Микроэлектроника ЕврАзЭС XXI века», «Создание совместного центра продаж и сервисного обслуживания маши-

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

ностроительной техники стран ЕврАзЭС», а также программы «Биотехнологии», реализация которой начнется в ближайшее время.

Для функционирования Таможенного союза необходима соответствующая договорно-правовая база. Уже разработано более 30 международных договоров. На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 6 октября 2007 года в Душанбе главами государств подписаны, в частности, договоры о создании единой Таможенной территории и формировании Таможенного союза и о Комиссии таможенного союза. Главами правительств Беларуси, Казахстана и России 25 января 2008 года приняты девять соглашений, которые с вышеназванными договорами практически будут составлять основу договорно-правовой базы таможенного союза. В декабре 2008 года на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Москве главами правительств были приняты еще 16 международных договоров по вопросам таможенно-тарифного и технического регулирования, организационных условий деятельности Секретариата Комиссии Таможенного союза и др.

Этот пакет документов прошел внутригосударственные процедуры и внесен для рассмотрения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

На седьмом заседании Комиссии Таможенного союза, состоявшейся 12 августа 2009 года, одобрен в основном проект плана по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу таможенного союза в части, касающейся белорусско-российской границы, а также создана единая переговорная делегация Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по присоединению к ВТО.

На заседании Комиссии таможенного союза 25 сентября 2009 года одобрен проект Таможенного кодекса Таможенного союза, обеспечивающего таможенное регулирование на единой таможенной территории.

Создание Таможенного союза как важнейший этап экономической интеграции наших государств предполагает:

ведение единой внешнеторговой политики, включая 100-процентную унификацию ввозных таможенных тарифов;

установление единого режима в торговле с третьими странами;

применение в отношении товаров из третьих стран единых мер нетарифного регулирования, в том числе антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер и технических барьеров;

установление и применение порядка распределения таможенных и иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие;

унификацию порядка таможенного администрирования, включая принятие единого Таможенного кодекса;

усиление взаимодействия таможенных органов Сторон на основе эффективного применения информационных технологий для обеспечения обмена информацией и ведения общей статистической базы данных о внешней и взаимной торговле.

Следует подчеркнуть особое значение для интеграции согласования Единого таможенного тарифа по всей номенклатуре товаров, состоящей из более чем одиннадцати тысяч товарных позиций. Введение его в действие откроет путь снятию любых ограничений во взаимной торговле и возможность выноса всех видов контроля на внешнюю границу единой таможенной территории. Важно это и для продвижения принятого главами правительств «тройки» решения о совместном вступлении во Всемирную торговую организацию.

В вопросе присоединения к ВТО велика роль Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и парламентов наших стран. Переход на правила и нормы ВТО потребует от нас значительных усилий по разработке на национальном уровне новых и внесению поправок в действующие законодательные акты. В настоящее время Межпарламентская Ассамблея совместно с секретариатом Комиссии Таможенного союза приступила к проведению сравнительно-правового анализа националь-

ных законодательств государств - членов ЕврАзЭС на их соответствие международным договорам по формированию правовой базы Таможенного союза. Таким образом, формирование нормативной правовой базы скоординированного вступления государств Евразийского экономического сообщества -членов Таможенного союза в ВТО и перевод их хозяйственной деятельности на правила игры данной международной организации будет для нас одной из важных задач.

В рамках ЕврАзЭС утвержден план совместных мер по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. Главами правительств государств ЕврАзЭС при участии Армении 9 июня 2009 года в Москве подписан Договор об образовании Антикризисного фонда в объеме 10 миллиардов долларов США. В июле 2009 года Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко своим указом одобрил этот договор, а также соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда, которые, как известно, пойдут государствам-участникам в виде займов и стабилизационных кредитов и будут привлекаться для финансирования межгосударственных программ и инвестиционных проектов.

Белорусская сторона поддержала согласованную политику стран ЕврАзЭС по эффективному противостоянию кризису.

Наши действия в этой сфере направлены прежде всего на решение двух задач: обеспечить своевременность взаимных расчетов во внешней торговле с целью избежания нарастания неплатежей и недопустить появления ограничений во взаимной торговле. При этом особенно важно сохранить сложившиеся кооперационные связи между субъектами хозяйствования по основным базовым производствам. Например, проблемы в производственной деятельности Минского тракторного завода неизбежно повлияют на ритм работы 157 предприятий в одной только России.

В Республике Беларусь в целях обеспечения экономической безопасности в сложившихся условиях принята система

антикризисных мер, направленных на поддержание стабильной работы валообразую-щих предприятий и банковского сектора. В частности, на поддержку банковской системы выделено 3 трлн руб. при условии, что эти деньги должны направляться в реальный сектор экономики. Кроме того, разработаны соответствующие региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Особый упор сделан на обеспечении перехода на инновационный путь развития страны.

Большое внимание выработке антикризисных механизмов уделяет Парламент нашей страны. Так, в январе 2009 года Президиум Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь с участием представителей Администрации Президента Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, заинтересованных министерств и постоянных комиссий Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь обсудили задачи Парламента по обеспечению стабильного развития национальной экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Парламенту предстоит обновить законодательную базу, регулирующую отношения в финансово-экономической и социальной сфере, расширить правовое поле для либерализации условий хозяйствования, социальной поддержки граждан и стимулирования их предпринимательской инициативы. Всего за последнее время в Республике Беларусь принято более 30 нормативных правовых актов, совершенствующих отношения в различных отраслях экономики. Как результат, по оценкам международных экспертов, в 2009 году в рейтинге стран с благоприятными условиями для занятия предпринимательской деятельностью Республика Беларусь за год поднялась на 24 пункта и занимает теперь 58-ю позицию.

В продвижении интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС особая роль принадлежит его Межпарламентской Ассамблее. Возглавив парламентскую струк-

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

туру ЕврАзЭС, Беларусь будет всемерно способствовать созданию надлежащей нормативной правовой базы Сообщества.

В соответствии с Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества от 18 июня 2004 г. весьма важно добиваться неукоснительного выполнения подписанных нами договоров, которые дают возможность успешно решать стоящие перед ЕврАзЭС задачи. Представляется необходимым разработать типовой проект законодательного акта «О механизме реализации международных договоров и решений органов ЕврАзЭС».

Актуальным является и создание правовой базы в тарифно-таможенной сфере, обеспечивающей развитие единого энергетического рынка, агропромышленного комплекса и реализацию совместных проектов в других отраслях реального сектора экономики. Следует также определить комплекс законодательных мер, направленных на формирование общих подходов в области социально-гуманитарного сотрудничества и миграционной политики. Надо продолжить работу по созданию правовых инструментов, регулирующих внешние связи регионов, с тем, чтобы помочь нашим субъектам хозяйствования выстраивать продуктивное взаимодействие с деловыми кругами в процессе функционирования Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарных и фитосанитарных мер необходимо своевременно принять технические регламенты ЕврАзЭС для всех государств -членов Сообщества, завершить оформление режима беспрепятственного передвижения товаров в рамках единой таможенной территории, разработать проекты соответствующих соглашений, а также Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.

Особое внимание предстоит уделить проекту Статута Суда ЕврАзЭС. Следует также

определиться с порядком применения на национальном уровне решений Комиссии Таможенного союза, которая начала свою работу в январе 2009 года и в ходе семи заседаний приняла уже более 60 решений по наиболее актуальным вопросам формирования Таможенного союза.

Приоритетным направлением деятельности МПА ЕврАзЭС и национальных парламентов является также участие в выработке организационно-правовых механизмов, способствующих:

завершению переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу таможенного союза и отмене таможенного оформления товаров, перемещаемых в пределах таможенных территорий Союзного государства, в том числе происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на его территории;

упрощению перемещения товаров и транспортных средств в рамках Таможенного союза (в части компетенции таможенных служб).

В этом контексте особое значение имеют отмена действующих ограничительных мер тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле на основе ранее достигнутых договоренностей, ведение единой методологии статистики внешней и взаимной торговли товарами на единой таможенной территории, завершение необходимых процедур по формированию единой таможенной территории в формате трех государств. В настоящее вре-

мя еще не согласован порядок перемещения в условиях единой таможенной территории отдельных видов продукции: драгметаллов, драгоценных камней (обработанных и необработанных алмазов), а также лома и отходов черных и цветных металлов.

В повестке дня и принятие Таможенного кодекса Таможенного союза.

Глубоко убежден, что только целенаправленная совместная работа МПА ЕврАзЭС и национальных парламентов стран - участниц Сообщества будет способствовать созданию эффективной договорно-правовой базы и укреплению интеграционных процессов на территории ЕврАзЭС.

В заключение хочу пожелать всем читателям журнала успехов и благополучия, а своим коллегам-парламентариям плодотворного сотрудничества, динамичной и успешной работы на благо наших стран и народов.

Ключевые слова: переход к качественно новому интеграционному этапу; цель - формирование единого экономического пространства; договорно-правовая база Таможенного союза ЕврАзЭС; совместные меры по преодолению последствий мирового экономического кризиса; экономическая безопасность; Республика Беларусь - твердый сторонник интеграции.

Keywords: transition to a qualitatively new level of integration; the purpose - formation of a single economic space; contractual and legal database of the EurAsEC's Customs Union; joint action to overcome the global economic crisis; economic security; the Republic of Belarus - a firm supporter of integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.