Научная статья на тему 'Двадцать лет по пути интеграции'

Двадцать лет по пути интеграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ПОСТ- СОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕДИНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПАРЛАМЕНТСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / THE REAL SOVEREIGNTY / THE POST-SOVIET TERRITORY / THE UNIFORM LEGAL POLICY / PARLIAMENTARY DIMENSION / INTEGRATION PROCESSES / THE CUSTOMS UNION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двадцать лет по пути интеграции»

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Юбилей государственной независимости: странам Содружества есть чем гордиться, есть чему научиться, есть для чего идти - только вперед

Сегодня в деловых и общественных кругах России, Казахстана и Беларуси присутствует здоровый оптимизм. Потому что идея создания Единого экономического пространства, подкрепленная политической волей лидеров стран Таможенного союза, наполняется конкретными действиями. Так, тремя президентами уже подписаны необходимые для запуска ЕЭП документы: Декларация о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии и Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

Без получения странами постсоветского пространства своей государственной независимости о таких интеграционных прорывах сегодня можно было бы лишь мечтать.

Путь к 20-летию создания СНГ был, цитируем из основополагающей статьи Владимира Путина, «непростым и порой извилистым». На этот пройденный путь сегодня стоит оглянуться, чтобы еще раз провести «работу над ошибками» и не повторять прежних неудач.

В статьях раздела «Официальная позиция» сегодня рассказывается о том, как шли к 20-летнему рубежу государства - члены ЕврАзЭС, какую непростую школу освоили парламентарии этих государств. И главное - как работают руководители законодательных палат стран Сообщества над созданием необходимого для движения вперед законодательства.

Потенциал объединительных процессов на евразийском пространстве неисчерпаем, и задача законодателей - создавать правовые условия для наполнения интеграционных процессов реальными экономическими, социальными программами и проектами. Таково, в частности, мнение Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь В.П. Андрейченко. Это мнение разделяют, дополняют, конкретизируют в своих статьях и другие парламентские лидеры ЕврАзЭС.

Завершая данный раздел нашего журнала, о 20-летнем опыте межпарламентского сотрудничества рассказывает Генеральный секретарь Совета МПА СНГ М.И. Кротов.

В.П. Андрейченко,

Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Двадцать лет по пути интеграции

На исходе XX века на политической карте мира появились 15 новых государств, перед которыми со всей остротой встала проблема обретения своего места в уже устоявшейся глобальной системе координат. Этот процесс шел непросто: критическое отношение к советскому прошлому, стремление добиться признания мирового сообщества приводили к недооценке позитивного опыта совместного существования.

Болезненные последствия разрыва традиционных экономических, политических и культурных связей не замедлили сказаться. Стало очевидным, что без взаимной поддержки, использования преимуществ исторически сложившегося разделения труда и кооперации молодым постсоветским государствам сложно обеспечить устойчивое развитие, обрести реальный суверенитет. Осознавая стратегическую значимость интеграции для выхода на качественно новый уровень развития, в 2000 году главы государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан заявили о создании международной организации «Евразийское экономическое сообщество».

За исторически короткий промежуток времени нашим страна удалось достичь важных практических результатов, создать прочную институциональную и нормативноправовую основу как для реализации задач, стоящих перед ЕврАзЭС, так и для развития независимых суверенных государств Сообщества.

В отношении Республики Беларусь с полной уверенностью можно сказать, что время доказало правильность курса на сохранение всего лучшего, что было накоплено за предыдущие десятилетия, и построение на этой основе социально ориентированного государства. Не был допущен развал хозяйственного комплекса. Уже в 2003 году Беларусь первая на постсоветском пространстве вышла на докризисный уровень внутреннего валового продукта. В целом за 20 лет ВВП вырос практически в 2 раза; объем промышленного производства - в 2,5 раза.

Успехи в экономике стали базой для развития социаль-

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА • 2011, № 10

ной сферы. По отчету ООН за 2010 год Беларусь входит в группу стран с высоким индексом развития человеческого потенциала, занимая 61-е место в мире, лидирует среди стран СНГ. В минувшем году в стране построено боле 7 млн квадратных метров жилья. Республика вошла в первую тридцатку стран по уровню развития образования, опередив Великобританию, Германию, Израиль, Россию, Швейцарию и Японию.

Важную роль в достижении этих результатов сыграло Национальное собрание Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, четко определила компетенцию каждой из палат белорусского Парламента. Наряду с законодательной деятельностью, за палатами был закреплен существенный арсенал полномочий по контролю за деятельностью исполнительной власти и местных Советов депутатов.

Серьезным шагом на пути совершенствования деятельности Парламента стало конституционное положение о том, что депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Такой подход позволил обеспечить планомерность и непрерывность законотворческого процесса, повысить депутатскую активность в избирательных округах, сделать ее более результативной.

За прошедшие годы была проделана серьезная работа по систематизации и кодификации всего массива действовавших в стране нормативных актов СССР, БССР и Республики Беларусь. Парламентом принято 26 кодексов и свыше 1600 законов. Новой правовой регламентации подверглись отношения собственности, прав и свобод граждан, компетенция важнейших государственных органов всех ветвей власти, правоотношения в хозяйственной, банковской, инвестиционной, трудовой и многих других областях. По существу, создано современное, отвечающее реалиям времени, законодатель-

ство, отражающее потребности общества и государства, позволяющее стране уверенно двигаться по пути дальнейшего социальноэкономического развития.

Особое внимание Парламент Республики Беларусь уделяет развитию международного сотрудничества, в основе которого заложен принцип многовекторности. Белорусские парламентарии посетили более 60 стран. География визитов затрагивает практически все континенты земного шара. Со многими парламентами иностранных государств взаимодействие осуществляется на международно-договорной основе путем заключения соглашений о межпарламентском сотрудничестве, предусматривающих обмен информацией правового характера и формирование межпарламентских комиссий и рабочих групп по сотрудничеству.

На сегодняшний день в Национальном собрании Республики Беларусь функционируют 3 межпарламентские комиссии по сотрудничеству с законодательными органами Армении, Сирии и Украины, рабочие группы по сотрудничеству с 47 парламентами стран мира, а также 13 постоянно действующих делегаций для работы в международных парламентских организациях, в 8 из которых Парламент Республики Беларусь имеет статус полноправного члена.

Работа в Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества является одним из основных приоритетов деятельности Парламента Республики Беларусь и нацелена на реализацию решений, принимаемых главами государств.

Наша страна неоднократно становилась местом проведения мероприятий этой авторитетной международной организации, площадкой для принятия важных политических решений, направленных на активизацию деятельности Сообщества.

Вопросы формирования и организации деятельности МПА ЕврАзЭС обсуждались в г. Минске на заседании Бюро МПА ЕврАзЭС 11 июня 2002 года. Проведение в Республике Беларусь в 2006 году седьмого заседания

МПА ЕврАзЭС, наряду с заседаниями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, и глав правительств позволило повысить значение парламентского измерения в интеграционных процессах, а также продемонстрировать единство органов законодательной и исполнительной власти в их работе. Руководители парламентов государств - членов ЕврАзЭС встретились с Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, обменялись мнениями о развитии ЕврАзЭС и ее парламентской составляющей. Основной темой заседаний трех постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС, проходивших 14 - 15 октября 2009 года в г. Минске, были вопросы формирования правовой базы Таможенного союза ЕврАзЭС.

Формирование единой правовой политики ЕврАзЭС и координация законотворческой деятельности национальных парламентов являются основными задачами МПА ЕврАзЭС. К настоящему времени Межпарламентской Ассамблеей подготовлено и принято более 150 документов, в том числе около 80 типовых проектов (модельных законов) и 70 рекомендаций, целью которых является гармонизация законодательства государств Сообщества в различных сферах правоотношений. Указанные нормативные правовые акты нашли широкое применение в законотворческом процессе Республики Беларусь. Более 50 вышеназванных документов было использовано при подготовке национальных законопроектов. Среди них типовые проекты (модельные законы) «Об образовании», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», «О правовом регулировании организации охраны труда», «О службах охраны труда», «О поддержке малого и среднего предпринимательства», общая часть Концепции Основ налогового законодательства ЕврАзЭС и др.

Одновременно следует отметить активное участие Национального собрания Республики Беларусь в подготовке модельного законодательства ЕврАзЭС. Многие положения законов Республики Беларусь наш-

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

ли свое отражение в типовых проектах (модельных законах), среди которых «Об основах транспортной деятельности», «Об электронном документе» и др.

К приоритетным направлениям законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС относятся разработка и принятие Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, которые устанавливают единые для государств - членов ЕврАзЭС нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений. Межпарламентской Ассамблеей утверждена Программа законотворческой деятельности на 2011 и последующие годы, которой предусмотрена разработка основ бюджетного, налогового, транспортного, пенсионного законодательства ЕврАзЭС, а также основ законодательства ЕврАзЭС об инвестициях, образовании и здравоохранении.

Активизация этой работы в рамках МПА ЕврАзЭС при тесном взаимодействии с исполнительными органами ЕврАзЭС позволит выйти на более высокий уровень унификации законодательств государств - членов ЕврАзЭС.

Необходимо направить больше усилий на реализацию уже принятых нами программ и других документов. Среди них инициированная Республикой Беларусь программа «Инновационные биотехнологии», «Здоровье народов ЕврАзЭС», «Евразийская стратегическая программа развития электронных технологий» и др.

Перспективный характер имеет сотрудничество по внедрению в производство новейших научных разработок в целях повышения конкурентоспособности национальных экономик. Выполнению этой задачи будет способствовать реализация принятого в феврале 2009 года главами государств Сообщества решения о создании Центра высоких технологий ЕврАзЭС, призванного координировать разработки и реализацию научнотехнических программ, инновационных проектов, проведение исследований в областях нано-, био-, ГГ-технологий, энергосбереже-

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА • 2011, № 10

ния и других стратегических направлений технической модернизации и инновационного развития.

Важную роль в обеспечении экономического роста в государствах - членах Сообщества призван сыграть Антикризисный фонд ЕврАзЭС, который начал свою работу в начале 2010 года. Основными направлениями деятельности Фонда являются предоставление суверенных займов государствам - участникам Фонда в целях преодоления негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса, стабилизационных кредитов государствам - участникам Фонда с низким уровнем доходов, а также финансирование межгосударственных инвестиционных проектов. По инициативе Беларуси в рамках ЕврАзЭС был разработан и в

2009 году принят План реализации совместных мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса. Выполнение мероприятий Плана во многом способствует восстановлению уровня национальных экономик и росту важнейших экономических показателей.

Серьезные надежды на активизацию экономического сотрудничества и рост взаимной торговли мы связываем с функционированием Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Можно сказать, что его создание стало главным результатом работы ЕврАзЭС за прошедший период.

В 2009 году начала работу Комиссия Таможенного союза, которой переданы функции по ведению Единого таможенного тарифа и полномочия в сфере таможеннотарифного и нетарифного регулирования. Решаются вопросы введения в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, отмены таможенного оформления товаров, перемещаемых в пределах единой таможенной территории, переноса всех видов государственного контроля на внешние границы государств - членов Таможенного союза. Введены механизмы зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, обмена информацией между налоговыми орга-

нами, определена методология ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли.

На сегодняшний день международнодоговорная база Таможенного союза включает около 80 международных договоров. Республика Беларусь практически в полном объеме выполнила свои обязательства по ратификации данных международных договоров. Это стало хорошей основой для перехода к более высокой ступени интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП), создающему единый рынок со свободным движением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Благодаря твердой политической воле руководителей государств, интенсивной работе парламентов, правительств и экспертов высокого уровня были разработаны основные документы, составляющие международную договорно-правовую базу ЕЭП. В настоящее время она включает 17 соглашений, которые должны вступить в силу с 1 января 2012 года. Парламент Республики Беларусь в декабре

2010 года ратифицировал весь пакет международных договоров, формирующих ЕЭП.

Экономические преимущества Таможенного союза и ЕЭП очевидны: создается большой рынок с общим товарооборотом в сотни миллиардов долларов, общими запасами нефти в 90 млрд баррелей, совокупным объемом ВВП более 1,5 трлн долларов и населением почти в 170 млн человек. По оценкам экспертов, совокупный экономический эффект от функционирования Таможенного союза составит к 2015 году более 400 млрд долларов. Цифры говорят сами за себя.

В 2010 году товарооборот Республики Беларусь с государствами - членами Таможенного союза увеличился на 21,3% и составил 29 млрд долларов США. И в текущем году во взаимной торговле Республики Беларусь с государствами - членами Таможенного союза сохраняется устойчивая позитивная динамика: за январь - май темпы роста товарооборота составили 42,7% к аналогичному периоду 2010 года и достигли в стоимостном

выражении в текущих ценах 14,9 млрд долларов США.

Построение реального экономического пространства, где все сферы экономики будут глубоко интегрированы, - процесс непростой. Для этого нужны воля и напряженная работа многих людей, понимание ими всей важности этой созидательной работы. Мы ни в коем случае не должны допустить девальвации достигнутых договоренностей. Парламентариям наших стран следует объединить усилия по доведению до каждого субъекта хозяйствования сущности документов, принятых в рамках Таможенного союза и ЕЭП, показать те новые возможности, которые они открывают.

Движение государств ЕврАзЭС по пути интеграционного сотрудничества является закономерным явлением, основанным на многовековых и тесных исторических свя-

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

зях, культурной общности народов, экономических интересах государств.

Потенциал объединительных процессов на евразийском пространстве неисчерпаем. Нам необходимо наполнить интеграционные процессы реальными экономическими, социальными программами и проектами, которые будут привлекательны для всех государств - членов ЕврАзЭС. И Республика Беларусь, политика которой в интеграционной сфере все эти годы оставалась неизменной, приложит все силы для того, чтобы эффект нашего взаимодействия был максимальным.

Ключевые слова: реальный суверенитет; постсоветское пространство; единая правовая политика; парламентское измерение; интеграционные процессы; Таможенный союз.

Keywords: the real sovereignty; the post-Soviet territory; the uniform legal policy; parliamentary dimension; integration processes; the Customs union.

В отношении Республики Беларусь с полной уверенностью можно сказать, что время доказало правильность курса на сохранение всего лучшего, что было накоплено за предыдущие десятилетия, и построение на этой основе социально ориентированного государства. Не был допущен развал хозяйственного комплекса.

Успехи в экономике стали базой для развития социальной сферы. По отчету ООН за 2010 год Беларусь входит в группу стран с высоким индексом развития человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.