Научная статья на тему 'Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3606
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Л. Ф. Сербина

Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Несмотря на то, что нейропсихология как наука и разработанные на ее основе методы нейропсихологической диагностики и коррекции существуют несколько десятилетий, лишь в последние годы они стали использоваться в практической деятельности дефектологов, в большей степени логопедов, причем часто не учитывается тот факт, что нейро-психологический подход основан на замещающем онтогенезе, т. е. если у ребенка возникли и проявляются патологические симптомы в движениях, речи, в общем психическом развитии, следовательно на определенном этапе его развития воздействовали патогенные факторы, приведшие к такому состоянию.

Известно, что все функции осуществляются деятельностью мозга, причем не только корой, но и подкорковыми структурами, в свою очередь эти структуры развиваются гетерохронно и неравномерно. Нейро-психологическая диагностика позволяет не только определить локализацию поражения, но и этап до которого созрели эти структуры, что позволяет вести ребенка по типу замещающего онтогенеза, т. е. пройти с помощью коррекционных упражнений тот путь, который здоровый ребенок проходит естественным путем. В связи с этим необходимо вспомнить, этапы развития и созревания мозга при нормальном развитии: 1 стадия - анатомогенез (формирование нервной клетки; 2 стадия -морфогенез (клетка приобретает структуру для выполнения определенной функции; 3 стадия - функциогенез (под воздействием сигналов из вне клетка начинает выполнять свою функцию) и 4 последняя стадия -системогенез, когда между всеми структурами, блоками и зонами мозга устанавливаются нервные связи. Воздействие патогенного фактора может произойти на любой из этих стадий, как в период внутриутробного развития, так и в процессе родов и в период раннего развития. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, мозговые системы созревают и развиваются неодновременно, в первую очередь формируется двигательная система, которая дает возможность и толчок к развитию других мозговых систем - речеслуховой, пространственному восприятию. Таким образом на основе нейропсихологической диагностики можно определить, на каком этапе онтогенетического развития находится та или иная функция.

Нейропсихологический подход позволяет раннее определение механизмов дизонтогенеза и формирования нарушений функций ЦНС, лежащих в его основе, что в свою очередь дает возможность своевременно и адекватно подобрать коррекционную программу для

преодоления нарушений двигательного, перцептивного, речевых, интеллектуального и речевого развития.

Метод замещающего онтогенеза, основанный на учении А.Р. Лурии о функциональных блоках мозга и их иерархичном строении позволяет соотнести статус актуального развития ребенка с основными этапами развития психических процессов с выделением тех структур его онтогенеза, которые не были сформированы по тем или иным причинам. Поскольку двигательная сфера созревает на более ранних стадиях. Стимуляция моторного и сенсорного уровней приводит к активизации всех высших психических функций. Именно двигательное развитие выстраивает взаимодействие между другими уровнями и структурами психической деятельности. Формирование и закрепление телесных навыков, которыми овладевает ребенок стимулирует такие психические функции, как эмоции, произвольное внимание, память.

По мнению Ф.В. Семенович нейропсихологическая коррекция состоит из трех уровней, каждый из которых имеет свое специфическое воздействие на все три блока мозга. С помощью метода замещающего онтогенеза можно скорректировать многие особенности развития, пройдя с ним все этапы онтогенеза, причем чем раньше начинать занятия, тем более эффективны результаты, иногда даже самостоятельно появляются функции, над которыми в данный момент не велась коррекцион-ная работа.

В нашей экспериментальной работе мы использовали нейропсихо-логические упражнения, разработанные Е. Колгановой и Е.В. Пивоваро-вой для детей от 3 до 5 лет. В эксперименте принимали участие дети с задержкой психического развития и задержкой речевого развития всего 6 человек (возраст 4-6 лет).

До начала экспериментальной работы речь детей соотносилась с речью полутора-двухлетних детей и характеризовалась скудным лексическим запасом, причем наблюдалось звуковое оформление, нарушение слоговой структуры грубые аграмматизмы, фразовой речи не наблюдалось. У детей отмечалась двигательная неловкость, дети не умели приседать, совершенно неразвиты пространственные представления, отмечалась неточность в выполнении движений как руками, так и ногами, особые трудности возникали в мелкой моторике рук. Кроме того, отмечалась недостаточная сформированность мотивационно-целевой основы деятельности, сферы образов-представлений, трудности в становлении знаково-символической деятельности. Они значительно отставали по уровню сформированности регуляции и саморегуляции поведения, отмечалось недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости.

С этими детьми мы начали проводить последовательную систематическую работу по программе нейропсихологического сопровождения развития детей, разработанной В.С. Калгановой и Е.В. Пивоваровой, ко-

торая включала в себя: дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения, упражнения двигательного репертуара: растяжки, скручивание, перекатывание; сочетание дыхательных и двигательных упражнений, сочетание двигательных упражнений и развитие пространственных представлений, кроме того мы включали упражнения на развитие чувства ритма, игровой массаж и другие нейропсихологиче-ские упражнения рекомендованные в пособии.

Крайне важным условием такой методики является последовательность упражнений, причем особое внимание уделялось правильности и точности выполнения. Мы не переходили к следующему упражнению, не добившись освоения его ребенком. Кроме того, всем упражнениям, которые мы выполняли с детьми, обучали родителей с тем, чтобы они дома выполняли с ребенком, ориентируясь на критерии правильности (критерии выдавались в напечатанном виде). Занятия с детьми проводились индивидуально, для каждого ребенка разрабатывалась коррек-ционная программа в зависимости от его физических и психических возможностей, учитывалась его степень утомляемости и работоспособности, на занятиях стремились создать для ребенка чувство его безопасности терпеливо обучали ребенка делать перенос сложившегося способа действия, полученных знаний на другие ситуации. Кроме того, мы обязательно сочетали совместное выполнение упражнения с ребенком, показ, словесную инструкцию, следили за тем, что ребенок способен воспринять (воспринял). Постепенно, но систематически включали ребенка в самостоятельную оценку своей работы, формируя у ребенка адекватное отношение к самому себе и своим поступкам. Оценивая динамику продвижения ребенка, мы сравнивали его не с другими детьми, а с тем уровнем, на котором он находился на предыдущем этапе. У некоторых детей без специальных занятий с логопедом появились слова обозначающие воспринятое в правильном их употреблении, у одного ребенка появилась фразовая речь и даже желание знакомиться с буквами и попытки читать. В целом проведенная в течение полугода работа позволила сформировать у детей представления о телесном и внешнем пространстве, освоить пространственные схемы и диктанты, научить конструировать и копировать фигуры, овладеть пространственными речевыми конструкциями (пространственными предлогами и понятиями); сформировать у детей оптимальный для них уровень произвольной саморегуляции; сформировать чувство ритма; расширить поля зрительного восприятия, развить зрительно-моторной координации; у детей значительно улучшилось произвольное внимание, память, образное мышление, речевая деятельность; оптимизировался общего тонуса тела и двигательная активность а также общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Список литературы

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 2002.

2. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. - М.: АЙРИС-пресс, 2015.

3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.: Генезис, 2011.

М. Л. Скуратовская, Л. П. Светицкая

Включение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения в профессиональную подготовку дефектологов

Одной из важнейших задач профессиональной деятельности дефектологов является психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» актуализируется инновационная и экспериментальная деятельность, направленная на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, в частности, технологий, используемых в диагностической и реабилитационной деятельности. К числу таких технологий можно отнести инструментальные методы диагностики и коррекции.

Реализация федеральной целевой программы «Доступная среда» предполагает оснащение образовательных учреждений специальным оборудованием, обеспечивающим возможность реабилитационных мероприятий в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья и рекомендациями ПМПК. Специалисты сопровождения, к числу которых относятся дефек-тологи, логопеды, должны быть готовы к осуществлению профессиональной деятельности с использованием современных инструментальных методов диагностической и коррекционно-развивающей деятельности.

Поэтому в Южном федеральном университете в содержание основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профили подготовки «Логопедия» и «Дошкольная дефектология» были включены учебные дисциплины и виды деятельности, в рамках которых студенты-дефектологи последовательно овладевают инновационными технологиями диагностической и реабилитационной деятельности с использованием программно-аппаратных комплексов.

Освоение студентами-дефектологами инструментальных методов диагностической деятельности осуществляется с использованием программно-аппаратных комплексов лаборатории «Психолого-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.