Научная статья на тему 'Включение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения в профессиональную подготовку дефектологов'

Включение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения в профессиональную подготовку дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. Л. Скуратовская, Л. П. Светицкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Включение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения в профессиональную подготовку дефектологов»

Список литературы

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 2002.

2. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. - М.: АЙРИС-пресс, 2015.

3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.: Генезис, 2011.

М. Л. Скуратовская, Л. П. Светицкая

Включение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения в профессиональную подготовку дефектологов

Одной из важнейших задач профессиональной деятельности дефектологов является психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» актуализируется инновационная и экспериментальная деятельность, направленная на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, в частности, технологий, используемых в диагностической и реабилитационной деятельности. К числу таких технологий можно отнести инструментальные методы диагностики и коррекции.

Реализация федеральной целевой программы «Доступная среда» предполагает оснащение образовательных учреждений специальным оборудованием, обеспечивающим возможность реабилитационных мероприятий в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья и рекомендациями ПМПК. Специалисты сопровождения, к числу которых относятся дефек-тологи, логопеды, должны быть готовы к осуществлению профессиональной деятельности с использованием современных инструментальных методов диагностической и коррекционно-развивающей деятельности.

Поэтому в Южном федеральном университете в содержание основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профили подготовки «Логопедия» и «Дошкольная дефектология» были включены учебные дисциплины и виды деятельности, в рамках которых студенты-дефектологи последовательно овладевают инновационными технологиями диагностической и реабилитационной деятельности с использованием программно-аппаратных комплексов.

Освоение студентами-дефектологами инструментальных методов диагностической деятельности осуществляется с использованием программно-аппаратных комплексов лаборатории «Психолого-

педагогические и психофизиологические методы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в процессе образования» кафедры коррекционной педагогики: «Стабилан-01», позволяющий проводить диагностику состояния статокинетических функций, «Эгоскоп», обеспечивающий объективный анализ и тестирование психоэмоционального состояния и личностных особенностей человека и «ГРВ-камера», выявляющая особенности функционального и психоэмоционального состояния испытуемых. Быстрота диагностики, высокая достоверность и информативность её результатов, характерные для метода ГРВ-графии, делают его очень перспективным в организации диагностики и мониторинга коррекционно-педагогической деятельности. Также в учебном процессе использовался тест Люшера с компьютерной обработкой данных.

Коррекционно-развивающее направление работы с использованием инструментальных методов студенты-дефектологи рассматривали на примере использования следующих программно-аппаратных комплексов: комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью «Реакор» и «Стабилан-01», который позволяет проводить тренинг для улучшения функционирования опорно-двигательной системы.

Освоение студентами-дефектологами инструментальных методов диагностической и коррекционно-развивающей деятельности осуществляется поэтапно.

На первом этапе в рамках учебной практики на базе лаборатории кафедры коррекционной педагогики студенты впервые знакомятся с методами стабилографии, ГРВ-графии, программно-аппаратными комплексами «Реакор» и «Эгоскоп». Им рассказывается об истории возникновения методов, идёт общее знакомство с методами диагностики и коррекции на основе биологической обратной связи, их особенностями и возможностями, сферами применения.

На втором этапе в ходе изучения дисциплины «Современные методы функциональной диагностики и коррекции на основе БОС» студенты в ходе лекционных и практических занятий более глубоко знакомятся с программно-аппаратными комплексами «Реакор», «Стабилан-1», «Эгоскоп», «ГРВ-камера», с программным обеспечением данных комплексов, позволяющим использовать их в диагностической и коррекци-онной работе. В ходе изучения этого предмета студенты осваивают практические навыки работы с программно-аппаратными комплексами в комплексной диагностике и коррекционно-развивающей работе. Как правило, уже на втором этапе выделяется группа студентов, которые более углублённо изучают данные методы и в дальнейшем включают их свою экспериментальную работу.

На третьем этапе приобретённые ранее навыки работы на программно-аппаратных комплексах используются в научно-исследовательской работе студентов при подготовке курсовых и дипломных работ.

За последние 5 лет были подготовлены и успешно защищены студентами дневной и заочной форм обучения 8 дипломных и 12 курсовых работ с использованием инструментальных методов диагностики и коррекции. Результаты научно-исследовательской работы студентов опубликованы в сборниках научных конференций и в научно-практических журналах.

Изучение инструментальных методов диагностической и коррекци-онно-развивающей работы продолжается также на ступени подготовки магистров по программам «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» и «Клиническая логопедия» в рамках направления подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование». В ходе методологического семинара магистранты знакомятся с научными исследованиями в области методов диагностики и коррекции на основе биологической обратной связи в психологии, педагогике, медицине, спорте и также используют инструментальные методы в экспериментальной работе при подготовке магистерской диссертации.

Наконец, при реализации программ профессиональной переподготовки «Логопедия» и «Специальная дошкольная педагогика и психология», а также программ повышения квалификации педагогов, психологов слушатели также знакомятся с инструментальными методами при изучении дисциплины «Современные методы функциональной диагностики в специальном образовании».

Таким образом, считаем, что можно говорить об опыте создания целостной системы освоения студентами инновационных методов в диагностической и коррекционно-развивающей деятельности в рамках направления «Специальное (дефектологическое) образование», реализуемого в ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». Освоение инструментальных методов диагностической и коррекционно-развивающей деятельности позволяет подготовить выпускников к деятельности в условиях инновационной среды образовательных учреждений, развивает интерес к экспериментальной деятельности, способствует формированию навыков педагога-исследователя.

Список литературы

1. Булатова Т.Е. Перспективные направления использования метода ГРВ-графии в системе образования // Сб. тезисов междунар. конгресса «Наука. Информация. Сознание». - СПб., 2011.

2. Скуратовская М.Л., Светицкая Л.П. Использование программно-аппаратных комплексов в диагностике и коррекции нарушений статокинетических функций// Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов н/Д. - № 4 (36), 2014.

3. Скуратовская М.Л., Светицкая Л.П. ГРВ-графия в коррекции статокинетических функций с использованием стабилографии // Материалы XVI Междунар. науч. конгр. «Наука. Информация. Сознание», 5-6 июля 2013 г. - СПб., Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.