Научная статья на тему 'Использование интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты в экспериментальной работе студентов-дефектологов'

Использование интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты в экспериментальной работе студентов-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
506
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Л. П. Светицкая, Е. В. Зайцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты в экспериментальной работе студентов-дефектологов»

2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжело интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 208 с.

3. Маллер А.Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью: практ. пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2008.

Л. П. Светицкая, Е. В. Зайцева

Использование интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты в экспериментальной работе студентов-дефектологов

Развитие инклюзивных процессов в образовании предполагает создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. К числу таких условий относится, в частности, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, использование специальных методов и средств. Одним из таких средств, широко используемым в образовательных учреждениях Ростовской обл., которые реализуют адаптированные образовательные программы и адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, является интерактивное оборудование тёмной сенсорной комнаты.

Темная сенсорная комната - это пространственная среда, которая насыщена различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Оборудование полифункциональной интерактивной среды тёмной сенсорной комнаты используется для общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической работы.

Выбор задач, которые решает специалист в интерактивной среде тёмной сенсорной комнаты, зависит от состава группы, направленности учреждения, в котором осуществляется данная работа. Особенно большое значения приобретает влияние темной сенсорной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность готовности будущих дефектологов, логопедов к работе в интерактивной среде тёмной сенсорной комнаты обусловило введение в учебный план предмета «Коррекционная работа в интерактивной развивающей среде».

В рамках предмета студенты знакомятся с оборудованием тёмной сенсорной комнаты, используя возможности лаборатории кафедры коррекционной педагогики Южного федерального университета, оснащённой данным оборудованием, изучают развивающие и коррек-ционные возможности работы полифункциональной интерактивной среды тёмной сенсорной комнаты, проводятся практические занятия по разработке и реализации программ с использованием данного обо-

223

рудования, включают его в свою экспериментальную работу. В частности, в рамках научно-исследовательской деятельности магистрантов было проведено исследование влияния тёмной сенсорной комнаты на психоэмоциональное состояние студентов дефектологов в ходе образовательного процесса.

Экспериментальную группу составили 10 человек - студенты 1-3 курсов дневной формы обучения. Возраст испытуемых составлял 18-20 лет. Измерения психоэмоционального и психофизического состояния студентов проводилось в конце учебного дня до посещения тёмной сенсорной комнаты и после посещения.

Проведённое магистрантами изучение специальных научных исследований, посвящённых использованию оборудования тёмной сенсорной комнаты в психологической и педагогической практике, позволило разработать методику проведения экспериментальной работы. В качестве диагностических методов были использованы тест Люшера и методы ГРВ-графии.

Оценка влияния темной сенсорной комнаты на психоэмоциональное состояние студентов осуществлялось с использованием теста Люшера с компьютерной обработкой данных, что обеспечивало быстроту исследования.

При проведении исследования нервно-психического состояния студентов с использованием теста Люшера нами были выбраны такие показатели теста, как суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК), а также использовалась информация интерпретации полученных результатов.

Результаты показали, что у студентов до посещения темной сенсорной комнаты показатель СО, который отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, показал значение СО в стандартных баллах от 3 до 5, что характерно для среднего уровня непродуктивной нервно-психической деятельности. Что касается показателей Вк в стандартных баллах, они варьировали в пределах от 3 до 6 баллов с преобладанием оптимальной мобилизации физических и психических ресурсов с установкой на активные действия.

Таким образом, для группы обследованных студентов были выявлены как средние, так и непродуктивные уровни показателей СО и ВК нервно-психического состояния организма. При описании нервно-психического состояния студентов экспериментальной группы отмечалось скорее плохое состояние с высоким уровнем нервно-психической напряженности и эмоциональной нестабильности.

Некоторые особенности энергетического и функционального состояния студентов экспериментальной группы измерялись с использованием ряда методик ГРВ-графии: GDV Capture; Gdv Energy Field; GDV Diagram. В ходе проведения ГРВ-графии мы опирались на основные показатели: коэффициент активации (КА), площадь энергетического поля.

В ходе использования метода ГРВ-графии нами были получены показатели коэффициентов активации в диапазоне от 2 до 6 единиц, что свидетельствовало о неоднородности состояния общей активации организма студентов, где в одном случае из десяти мы наблюдали повышенный уровень тревожности. В остальных девяти случаях мы наблюдали значения коэффициентов активации в пределах нормы. Значение площадей энергетических полей было различно, среди них в двух случаях мы наблюдали низкую площадь энергетического поля, однако необходимо отметить, что показатели площадей полей, представляющих уровень функционального состояния организма, были на достаточно хорошем уровне.

После посещения темной сенсорной комнаты, где нами было проведено занятие со студентами «Волшебный мир» с использованием оборудования (сухого душа, сухого бассейна, водопада, жар-птицы, звездного неба и др.), нами была проведена повторная диагностика нервно-психического состояния студентов с использованием тех же методов, что и до проведения занятия.

Результаты исследования показали, что коэффициенты СО значительно стабилизировались и наблюдались в пределах 3-4 баллов, что свидетельствовало о незначительном уровне нервно-психической напряженности у студентов с установкой на активную деятельность. А показатели ВК отличались разнообразием, в восьми случаях они составляли 3-4 балла, что свидетельствовало о хорошей активности состояния организма и только в двух случаях составили 6 баллов, что свидетельствовало о высокой степени мобилизации физических и психических ресурсов организма.

Результаты ГРВ-графии показали разнонаправленные результаты коэффициентов активации: в трех случаях мы наблюдали показатели 56 единиц, что указывало на то, что эмоциональное восприятие студентов было повышено-возбужденное, характерное для активной работы, эмоционального возбуждения, напряженной деятельности, в следующих четырех случаях наблюдались показатели КА в пределах 2-4 единиц, что свидетельствовало о нормальном эмоциональном восприятии и спокойной деятельности организма, у трех студентов наблюдались показатели от 0,8 до 1,6 единиц, что свидетельствовало о заторможенности как эмоционального восприятия, так и в целом психических процессов и указывало на значительное расслабление организма. Отмечается незначительное повышение площадей энергетических полей у всех студентов.

Таким образом, проведенное нами исследование по изучению влияния темной сенсорной комнаты на психоэмоциональное и психофизиологическое состояние студентов-дефектологов 1-2 курсов обучения в возрасте 18-20 лет показало, что использование методов коррекцион-ной работы в тёмной сенсорной комнате должно базироваться на предварительной диагностике, учитывать индивидуальные особенности

психоэмоционального и психофизиологического состояния и быть индивидуальным, так как даже у студентов реакция на пребывание в интерактивной среде тёмной сенсорной комнаты была разнонаправленная: у одних студентов она привела к релаксации (30 % студентов), у других - к незначительному возбуждению (30 % студентов), а у третьих (40 % студентов) - сохранилось нормальное активное состояние. Исследование по дифференцированному влиянию интерактивной среды тёмной сенсорной комнаты на психоэмоциональное состояние студентов будет продолжено.

Список литературы

1. Баряева Л.Б. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья. - СПб.,

2007.

2. Коротков К Г. Основы ГРВ / Биоэлектрографии. - СПб:. СПбГИТМО (ТУ), 2006.

3. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера. Диагностика нервно-психического состояния: метод. рук. - Изд. 2-е. - СПб.: ИМАТОН, 2007.

О. А. Скворцова

К теоретическому обоснованию понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход» в обучении детей с ОВЗ

Актуальность и значимость проблемы индивидуализации и индивидуального подхода в обучении обусловлены сложностью разрешения существующего противоречия между коллективным характером учебной деятельности и сугубо индивидуальным усвоением знаний, выработкой умений и действий, зависящих от субъективных мотивов обучения, способностей, личностных качеств и опыта обучаемого. Сейчас образование ориентировано на гуманистическую парадигму, что нашло отражение в содержании концепций модернизации российского образования и профильного обучения. Лицо с ограниченными возможностями здоровья, его максимальное развитие, обучение, а затем интеграция в социум сейчас является одной из главных целей современной специальной педагогики. Потребность в индивидуализации растет от накапливающихся педагогических противоречий, свойственных любым формам обучения:

• между тем как отдельно взятый ребенок со своими специфическими особенностями усваивает знания в процессе обучения и средним значением качества знаний по классу в целом;

• противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями одного ребенка и специфически «дошкольными» потребностями другого, т. е. между уровнями их подготовки при поступлении в школу;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.