Поэтому так важна роль комплексного психолого-медико-педагогического подхода к обследованию и сопровождению детей в свете появления современной нормативно-правовой базы, развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3.
2. Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии: приказ М-ва обр. и науки РФ от 20 сент. 2013 г. № 1082.
3. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2014. -368 с.
4. О создании центральной психолого-медико-педагогической комиссии Амурской обл.: приказ М-ва обр. и науки Амурской обл. от 22.08.2014 № 1268.
Н. А. Сапулина
Формирование у учащихся с глубокой умственной отсталостью социально-значимых умений на уроках хозяйственно-бытового труда и социально-бытовой ориентировки
Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, формирование у них трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в младших классах является наиболее сложным и специфичным периодом, что обусловлено тяжестью их психофизических и возрастных особенностей. Темп развития чрезвычайно замедлен. У многих детей общий интеллектуальный дефект и связанное с ним общее недоразвитие речи сочетаются с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями.
Для них характерно нарушение всех высших психических функций:
•нарушение внимания, неустойчивость, отвлекаемость;
•грубые нарушения в сенсорной сфере, неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения, что приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности;
•мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне;
•отсутствие целенаправленности, быстроты и точности реакций, пе-реключаемости с одного действия на другое; •отсутствие самоконтроля.
В учебном плане для учащихся с глубокой умственной отсталостью предусмотрено введение предметов практической направленности, а именно: самообслуживание, ручной труд, предметно-практическая деятельность (1-2-е классы). С 3-го класса - социально-бытовая ориентировка, с 5-го класса - хозяйственно-бытовой труд.
Учебная программа предполагает поэтапную корректировку содержания каждого последующего года обучения. Обучение по данной программе носит выраженный индивидуализированный характер. Практическая направленность программного содержания по предметам позволяет учащимся осваивать учебный материал в полном объеме, частично (отдельные разделы), фрагментарно (отдельные темы).
Все необходимые и доступные к усвоению знания, умения, навыки носят выраженный интегрированный, социально направленный, практически значимый характер. Детей нужно обучать только тому, чему они могут научиться.
Направление педагогической работы носит выраженный адресный характер. Обучение предусматривает реализацию следующих приоритетных задач содержания образования детей с глубокой умственной отсталостью, а именно:
•отработку навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости (самостоятельности);
•включение детей в общеполезный хозяйственный и бытовой труд; •мотивацию на помощь другому, а не только ожидание помощи себе; •эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающему миру;
•развитие умения участвовать в совместной трудовой деятельности. Исходя из возможностей детей, их психофизических особенностей, учитель планирует необходимое содержание занятий. Все получаемые знания, умения, навыки должны быть использованы детьми с глубокой умственной отсталостью в настоящей жизни.
Одним из важнейших принципов обучения учащихся с отклонениями в развитии является принцип расширения социальных связей, однако непосредственно эта проблема решается на уроках социально-бытовой ориентировки и хозяйственно-бытового труда.
Через данные курсы дети усваивают доступные им умения и навыки ориентирования в общественной жизни. В первые два года обучения они овладевают в доступной форме операциями с предметами первой жизненной необходимости. В последующем учащимся прививаются основы общения и поведения в общественных местах. Данные занятия носят практическую и коррекционно-развивающую направленность, формирующую гражданина нашего государства в зоне актуального развития каждого ребенка.
Предмет СБО (социально-бытовая ориентировка) является важной ступенью в социализации обучающихся. Поэтому темы данного учебного курса максимально охватывают ближайшее окружение.
Организация и проведение уроков СБО предусматривает формирование адекватного социального поведения детей, поэтому для более полного усвоения материала предусмотрено много экскурсий: в библиотеку, по улице, по школьным помещениям, в учреждения культуры (музеи, кинотеатры, ЦДТ), поездки в общественном транспорте.
Формирование навыков хозяйственно-бытового труда - теоретические беседы переплетаются с практическими заданиями, которые дети выполняют самостоятельно.
Уже к 3-му классу у детей сформированы практические умения:
•наведение порядка в шкафу;
•складывание своих вещей;
•дежурство по классу, столовой;
•влажная уборка помещения;
•уход за комнатными растениями.
ХБТ (хозяйственно-бытовой труд) - этот предмет начинают изучать с 5-го класса. Он тесно связан с уроками социально-бытовой ориентировки. Учащиеся ухаживают за мебелью, комнатными растениями, выполняют простую работу по уборке помещений, умеют распознавать виды одежды и обуви, правильно их называют и классифицируют.
Основной целью предмета «Хозяйственно-бытовой труд» является овладение обучающимися простейшими практическими умениями ведения домашнего хозяйства.
Таким образом, через уроки социально-бытовой ориентировки и хозяйственно-бытового труда формируется приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение социального опыта.
Список литературы
1. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: прогр.-метод. материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 239 с. (Коррекционная педагогика).
2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжело интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 208 с.
3. Маллер А.Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью: практ. пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2008.
Л. П. Светицкая, Е. В. Зайцева
Использование интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты в экспериментальной работе студентов-дефектологов
Развитие инклюзивных процессов в образовании предполагает создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. К числу таких условий относится, в частности, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, использование специальных методов и средств. Одним из таких средств, широко используемым в образовательных учреждениях Ростовской обл., которые реализуют адаптированные образовательные программы и адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, является интерактивное оборудование тёмной сенсорной комнаты.
Темная сенсорная комната - это пространственная среда, которая насыщена различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Оборудование полифункциональной интерактивной среды тёмной сенсорной комнаты используется для общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической работы.
Выбор задач, которые решает специалист в интерактивной среде тёмной сенсорной комнаты, зависит от состава группы, направленности учреждения, в котором осуществляется данная работа. Особенно большое значения приобретает влияние темной сенсорной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность готовности будущих дефектологов, логопедов к работе в интерактивной среде тёмной сенсорной комнаты обусловило введение в учебный план предмета «Коррекционная работа в интерактивной развивающей среде».
В рамках предмета студенты знакомятся с оборудованием тёмной сенсорной комнаты, используя возможности лаборатории кафедры коррекционной педагогики Южного федерального университета, оснащённой данным оборудованием, изучают развивающие и коррек-ционные возможности работы полифункциональной интерактивной среды тёмной сенсорной комнаты, проводятся практические занятия по разработке и реализации программ с использованием данного обо-
223