Научная статья на тему 'Включение инструментальных методов диагностики и коррекции состояний в индивидуальные программы психолого-педагогической реабилитации'

Включение инструментальных методов диагностики и коррекции состояний в индивидуальные программы психолого-педагогической реабилитации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ / МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / DIAGNOSTICS PRINCIPLES / DIAGNOSTICS MODEL / TOOL METHODS / PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранова Марина Леонидовна

Рассматриваются вопросы методологии психолого-педагогического исследования особенностей психического развития; эффективность включения инструментальных методов диагностики и коррекции состояний в индивидуальные программы психологопедагогической реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баранова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION OF TOOL METHODS OF DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF CONDITIONS IN INDIVIDUAL PROGRAMS OF PSIHOLOGOPEDAGOGICAL REHABILITATION

Questions of methodology of psihologo-pedagogical research of features of mental development are considered; efficiency of inclusion of tool methods of diagnostics and correction of conditions in individual programs of psihologo-pedagogical rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Включение инструментальных методов диагностики и коррекции состояний в индивидуальные программы психолого-педагогической реабилитации»

II. Образование и менеджмент в медицинском приборостроении

УДК 65.013

М.Л. Баранова

ВКЛЮЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Рассматриваются вопросы методологии психолого-педагогического исследования особенностей психического развития; эффективность включения инструментальных методов диагностики и коррекции состояний в индивидуальные программы психологопедагогической реабилитации.

Принципы диагностики; модель диагностики; инструментальные методы; психофизическое развитие.

M.L. Baranova INCLUSION OF TOOL METHODS OF DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF CONDITIONS IN INDIVIDUAL PROGRAMS OF PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL REHABILITATION

Questions of methodology of psihologo-pedagogical research of features of mental development are considered; efficiency of inclusion of tool methods of diagnostics and correction of conditions in individual programs ofpsihologo-pedagogical rehabilitation.

Diagnostics principles; diagnostics model; tool methods; psychophysical development.

Современная система психолого-педагогической диагностики нарушений и особенностей психофизического развития у детей и подростков опирается на идеи системного подхода к организации психики, на представления о единстве «социальной и биологической линий» психофизического развития (Л.С. Выготский).

Методология психолого-педагогического исследования особенностей психического развития нашла отражения в принципах организации диагностики и анализа данных:

• Комплексность изучения - предполагает тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопедов, психологов, физиологов и врачей. Использование каждым специалистом научных методов исследования позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития и состояния ребенка и определяющих их факторов. Отсюда вытекает принцип стереогнозиса — оценки состояния ребенка с различных точек зрения (разными специалистами).

• Принцип целостности изучения - отдельные стороны психической организации ребенка (психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы друг от друга, а проявляются цело-

стно, в совокупности всех психических качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от его физического состояния. В соответствии с данным положением определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки различных характеристик сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка.

• Принцип структурно-динамического изучения соматических и психофизических структур ребенка - каждая конкретная особенность состояния ребенка изучается и оценивается с точки зрения возрастной соотнесенности и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и "гетерохронией" (разновременностью) созревания тех или иных функций, входящих в единый "ансамбль" формирования той или иной характеристики деятельности ребенка. Учет данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения (несформированности), но и определять причины их возникновения.

Необходимость соблюдения указанных принципов психологопедагогического исследования определяет требования к выбору методов и средств диагностики. В частности, диагностический инструментарий должен позволять достоверно и объективно анализировать разные стороны психофизического развития. Он должен быть соотнесен с возрастными особенностями диагностируемых показателей. Комплексный характер диагностического инструментария не исключает возможность его компактности - одновременного исследования нескольких характеристик в рамках одной экспериментальной ситуации. Учитывая, что достоверность получаемых данных, безусловно, повышается при масштабных исследованиях, охватывающих значительные по объему выборки, диагностический инструментарий должен позволять быстро и точно фиксировать и обрабатывать данные, что может быть обеспечено за счет использования компьютерных технологий.

Модель диагностики психофизического развития учащихся включает в себя изучение:

• сенсорных систем;

• речевого развития;

• статокинетических функций;

• состояние здоровья и энергетический потенциал обучающихся;

• физическое развитие и физиологическое состояние;

• психоэмоциональное состояние.

В таблице представлены диагностические методики, включающие инструментальные методы, использованные при проведении исследования психофизиологических и психологических особенностей учащихся экспериментальных групп, проводившегося в период с февраля по май 2009 года в г. Ростове-на-Дону.

Включение инструментальных методов в модель комплексной диагностики позволило, при уменьшении сроков диагностики, повысить её объективность.

Таблица 1

№ Сферы диагностики Параметры оценки Диагностические методики Оборудование

1. Сенсорные функции - острота слуха; - острота зрения; - поля зрения - аудиометрия; - проверка остроты и полей зрения - аудиометр; - таблица проверки остроты зрения Сивцева; - периметр Ферстера

Окончание табл. 1

№ Сферы диагностики Параметры оценки Диагностические методики Оборудование

2. Стато- кинетические функции - равновесие; - зрительномоторные координации - компьютерная стабилография; - стабилоплатформа (стабилоанализатор) СТАБИЛАН-01»;

3. Речевые функции - звукопроизноше-ние; - лексикограмматический строй; - фонематический слух - логопедическое обследование - диагностические логопедические альбомы

4. Психоэмоциональные и личностные особенности - реактивность и личностная тревожность; - наличие и тип акцентуации характера; - самочувствие, активность и настроение - метод эгоскопии -регистрация и анализ параметров пиктографической деятельности испытуемого на специальном сенсорном графическом планшете синхронно с полиграфическими сигналами (ЭЭГ, ЭКГ, КГР, ФПГ, дыхание, ЭМГ и т.д.); - психофизиологические методики на основе простой и сложной зрительномоторной реакции; - психодиагности-чесике методики - психодиагностическая система ЭГОСКОП; - устройство психологического тестирования УПФТ - 1/30 -«Психофизиолог»

5. Функциональные особенности ЦНС - функциональное состояние ВНС; -функциональное состояние ЦНС; работоспособность; - адаптационные возможности - оценка параметров вариабельности сердечного ритма на основе анализа кардиоинтервало-граммы; - методика вариационной сенсомет-рии (ВСМ), реализованной на основе простой зрительномоторной реакции; - психодиагностические опросники - устройство психологического тестирования УПФТ - 1/30 -«Психофизиолог»

Баранова Марина Леонидовна

Педагогический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет». E-mail: marinasku@yandex.ru.

344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 33, тел.: (863)2930253.

Заведующая кафедрой коррекционной педагогики, д.п.н.

Baranova Marina Leonidovna

Pedagogical Institute - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern federal university».

E-mail: marinasku@yandex.ru.

33, Bolshaya Sadovaya street, Rostov-on-Don, 344082, Russia, Phone: (863)2930253. Managing chair of correctional pedagogics, Doctor of Ped. Sc.,

УДК 65.013+37.047

Е.Е. Котова

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

ТРУДА5

Рассматриваются когнитивные аспекты деятельности специалиста в сфере интеллектуального труда. Выделены когнитивные параметры, представленные интегрированной моделью. Разработан комплекс диагностики.

Диагностика; когнитивные параметры; интеллектуальная деятельность.

E.E. Kotova

PROGRAM COMPLEX FOR DIAGNOSTICS OF COGNITIVE CHARACTERISTICS OF THE EXPERT IN SPHERE OF INTELLECTUAL

WORK

Are considered cognitive aspects of activity of the expert in sphere of intellectual work. Are selected cognitive parameters, presented by integrated model. Diagnostics complex is developed.

Diagnostics; cognitive parameters; intellectual activity.

Проблемы, касающиеся обеспечения общественного здравоохранения и системы медико-санитарной помощи необходимыми ресурсами, безусловно выходят за рамки сектора здравоохранения и включают в себя обеспечение информационными системами, что связано с рассмотрением вопросов трудовой деятельности в сфере информационных технологий и, в особенности, состояния и функционирования человека в современных условиях всё возрастающей роли интеллектуального труда.

Одним из важных разделов является производственная психогигиена, основной задачей которой является забота о нервно-психическом здоровье работающих людей, особенно в ситуациях информационной нагрузки и перегрузки, в экстремальных условиях. Это обусловлено тем, что по данным Всемирной организации здравоохранения «примерно одна треть всех невыходов на работу в развитых странах приходится на те или иные виды психических расстройств, главным образом неврозов» [1].

Одним из направлений психологической подготовки является совершенствование и тренировка профессионально важных для интеллектуального вида деятельности психологических качеств с помощью специальных методических приемов и тренажеров [1]. С этой целью необходимо проведение диагностики когни-

5 Работа выполняется при поддержке Гранта РФФИ 08-07-90001-Бел_А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.