Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни'

Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6168
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / ЛИНИИ РАЗВИТИЯ / DIAGNOSTICS / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / INFANCY / AGE-BASED APPROACH / LEVEL OF DEVELOPMENT / COMPLEX STUDY / LINES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна, Югова Олеся Вячеславовна

В статье дан ретроспективный аналитический обзор отечественных диагностических методик психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с отклонениями в развитии. Показана эволюция научных представлений о ключевых показателях и линиях психического развития детей раннего возраста. Описаны требования к разработке психолого-педагогического инструментария для выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни в контексте проектирования системы ранней комплексной помощи на современном этапе развития науки. Выделены и охарактеризваны основные параметры, демонстрирующие уровень развития общения и предметной деятельности малышей. На основании анализа теоретических источников и практического опыта деятельности сделан вывод о значимости в психолого-педагогической диагностике изучения и определения уровня сформированности у ребенка основных линий развития: социальной, физической, познавательной, а также степени развития ведущей и типичных видов деятельности, характерных для каждого конкретного возраста. Авторы подчеркивают, что педагогическая диагностика выступает в качестве начального этапа в системе коррекционно-педагогического воздействия, являясь его отправной точкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна, Югова Олеся Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENTAL DISORDERS OF INFANTS

The article presents a retrospective analytical review of domestic diagnostic techniques of psycho-pedagogical observation of infants with developmental disorders. The authors show the evolution of scientific interpretations of the key indicators and the lines of psychological development of infants. The article also describes the requirements to the process of working out psycho-pedagogical tools for identification of deviations from the normal development of infants in the context of designing the system of early complex support at the present stage of development of the science. The authors single out and characterize the basic parameters demonstrating the level of development of communication and object-oriented activity of infants. On the basis of analysis of theoretical sources and practical experience, the authors come to the conclusion about the urgency in psycho-pedagogical diagnostics of studying and defining the degree of formation of the basic lines of infant’s development: social, physical, and cognitive and the degree of development the of the leading and typical kinds of activity characteristic of each particular age. The authors specify that pedagogical diagnostics functions as the initial stage in the system of remedial pedagogical influence, being its stepping stone.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни»

УДК

ББК Ч458.091 ГСНТИ14.29.01 Код ВАК 13.00.03

О. Г. Приходько, О. В. Югова O. G. Prikhod'ko, O. V. Yugova

Москва, Россия Moscow, Russia

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ

Аннотация. В статье дан ретроспективный аналитический обзор отечественных диагностических методик психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с отклонениями в развитии. Показана эволюция научных представлений о ключевых показателях и линиях психического развития детей раннего возраста. Описаны требования к разработке психолого-педагогического инструментария для выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни в контексте проектирования системы ранней комплексной помощи на современном этапе развития науки. Выделены и оха-рактеризваны основные параметры, демонстрирующие уровень развития общения и предметной деятельности малышей.

На основании анализа теоретических источников и практического опыта деятельности сделан вывод о значимости в психолого-педагогической диагностике изучения и определения уровня сформи-рованности у ребенка основных линий развития: социальной, физической, познавательной, а также степени развития ведущей и типичных видов деятельности, характерных для каждого конкретного возраста. Авторы подчеркивают, что педагогическая диагностика выступает в качестве начального этапа в системе коррекционно-педагогического воздействия, являясь его отправной точкой.

Ключевые диагностика; психическое развитие; ранний возраст; возрастной подход; уровень развития; комплексное изучение; линии развития.

PSYCHO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENTAL DISORDERS OF INFANTS

Abstract. The article presents a retrospective analytical review of domestic diagnostic techniques of psycho-pedagogical observation of infants with developmental disorders. The authors show the evolution of scientific interpretations of the key indicators and the lines of psychological development of infants. The article also describes the requirements to the process of working out psycho-pedagogical tools for identification of deviations from the normal development of infants in the context of designing the system of early complex support at the present stage of development of the science. The authors single out and characterize the basic parameters demonstrating the level of development of communication and object-oriented activity of infants.

On the basis of analysis of theoretical sources and practical experience, the authors come to the conclusion about the urgency in psycho-pedagogical diagnostics of studying and defining the degree of formation of the basic lines of infant's development: social, physical, and cognitive - and the degree of development the of the leading and typical kinds of activity characteristic of each particular age. The authors specify that pedagogical diagnostics functions as the initial stage in the system of remedial pedagogical influence, being its stepping stone.

Keywords: diagnostics, intellectual development, infancy, age-based approach, level of development, complex study, lines of development.

Специальное образование. 2016. № 2

85

Сведения об авторе: Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: заведующий кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета.

Сведения об авторе: Югова Олеся Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета.

Контактная информация: 117261, Р

About the author: Prikhod'ko Oksana Georgievna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Head of Department of Logopedics, Director of Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University.

About the author: Yugova Olesya Vyacheslavovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Department of Logopedics, Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University.

сия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8, кор. 2

В отечественной науке первые диагностические методики разрабатывались в 20—30-е гг. ХХ в. и были нацелены на диагностику развития детей младенческого возраста. Психические проявления ребенка трактовались с позиции рефлексологического подхода как отражение определенных этапов созревания нервной системы. Н. М. Щелованов впервые сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга создает возможность появления тех или иных реакций, а факт их возникновения обусловливается соответствующими воспитательными воздействиями.

Одной из первых работ, посвященных диагностике развития младенца, является «Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года» И. Л. Фигурина и М. П. Денисовой (1926). В 40-е гг. XX в. Н. М. Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в пер© Приходько О. Г., Югова О. В., 2016

вый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 месяцев. Данный комплекс нормативных критериев был дополнен Н. С. Ак-сариной [1]. Возрастной диапазон исследования был расширен до трехлетнего возраста. Позднее на кафедре физиологии развития и воспитания детей Центрального института усовершенствования врачей была создана «Методическая разработка, рекомендуемая для использования в домах ребенка или яслях (по материалам Н. М. Щелованова, М. Ю. Кистя-ковской, Э. Л. Фрухт, Г. В. Гридневой и др.). Эти методики разрабатывались путем накапливания банка данных, устанавливающих соответствие между реакциями ребенка и возрастом их появления, на основании чего выносилось суждение об особенностях психического развития ребенка в категориях соответствия или несоответствия норме развития. Исследователями были определены нормати-

86

Специальное образование. 2016. № 2

вы нервно-психического развития детей на разных возрастных этапах, основные принципы контроля за психофизическим развитием, разработана методика диагностики физического и психического развития детей, содержание, методы и приемы педагогической работы с детьми первых лет жизни.

Сходные основания были положены в основу диагностики нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни, разработанной К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхи-ной и Л. Г. Голубевой [7]. При выявлении уровня нервно-психического развития ребенка раннего возраста оцениваются следующие линии развития: понимание речи и активная речь; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности и (на третьем году жизни) формирование изобразительной и конструктивной деятельности.

Авторами разработаны показатели этих направлений развития помесячно на первом году жизни, поквартально на втором году и по полугодиям на третьем году.

Перечень показателей представляет собой формализованные требования к умениям и навыкам ребенка в каждом возрастном микропериоде. Например, в сфере сенсорного развития ребенок в 1 год 1 месяц должен улавливать различия величин предметов с разницей в 3 см. В 1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев он должен различать 3 контрастные величины предметов, а в 2,5 года подбирать по образцу

предметы 4 основных цветов. При диагностике игровой деятельности и понимания речи выявляется умение детей выполнять игровые действия по инструкции взрослого («покорми куклу», «положи куклу в кроватку» и т. п.).

По уровню развития дети распределяются по четырем основным группам:

1-я группа — нормальное развитие, когда все показатели соответствуют календарному возрасту ребенка;

2-я группа — первоначальная задержка в развитии на один эпи-кризный срок;

3-я группа — более глубокая задержка, на два эпикризных срока;

4-я группа — глубокая задержка, на три эпикризных срока.

Результаты оценки уровня развития и поведения заносятся в индивидуальные карты психического развития, составленные на основе «Показателей нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни».

Данная диагностическая методика получила широкое распространение в детских учреждениях в нашей стране. Она достаточно удобна для использования как психологами, так и педагогами; представляет собой вариант тестологи-ческой модели диагностики, опирается на богатый эмпирический материал, включает стандартизированные методики оценки знаний, умений и навыков в разных областях развития ребенка.

Вместе с тем при таком парциальном подходе трудно составить

Специальное образование. 2016. № 2

87

представление о целостном личностном развитии ребенка, выявить особенности его мотивационной сферы, взаимоотношений с окружающими людьми, других личностных качеств.

Диагностика целостных форм психической активности, в которых реализуется и развивается личность ребенка, требует качественно иного подхода при разработке как показателей психического развития, так и самой процедуры диагностики. Для решения этой задачи необходима адекватная теоретическая позиция, которая позволяет, во-первых, представить в диагностической методике психическое развитие ребенка как процесс, имеющий собственную логику и закономерности, не выводимый из того, что составляет его необходимые предпосылки и условия (как, например, созревание функциональных структур центральной нервной системы); во-вторых, выделить в качестве предмета диагностики собственную активность ребенка в наиболее значимых для психического развития видах деятельности на каждом возрастном этапе.

На современном этапе в контексте проектирования системы ранней комплексной помощи особое значение имеет разработка психолого-педагогического инструментария для выявления отклонений в развитии детей. Рассмотрим существующие разработки.

• Вариантом диагностики детей раннего возраста, построенной с учетом закономерностей их психического развития, является «Ранняя

диагностика умственного развития» Е. А. Стребелевой (1994). Эта диагностика создана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции. Исходной теоретической основой автора являются положения культурно-исторической концепции о ведущей деятельности и о зоне ближайшего развития. За основу принято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте выступает предметная деятельность, а основным способом усвоения общественного опыта — совместная деятельность с взрослым.

Диагностика Е. А. Стребелевой представляет собой серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет. В качестве основных параметров выделяются:

- принятие задания: согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества выполнения;

- способы выполнения задания: самостоятельное выполнение — выполнение с помощью взрослого (если ребенок не может справиться сам) — выполнение задания после обучения;

- обучаемость в процессе диагностического обследования (виды помощи — прямой показ и действие вместе с ребенком; показ с помощью жестов; выполнение подражания с помощью речевой инструкции);

- отношение ребенка к результату своей деятельности. Заинтересованность своей деятельно-

88

Специальное образование. 2016. № 2

стью и конечным результатом характерна для ребенка раннего возраста. Безразличие к ним характерно для ребенка с нарушениями интеллекта. Все методики являются невербальными и могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня сложности типа перемещения предметов в пространстве, соотнесения предметов по форме, величине, цвету. Ребенку предлагается поймать шарик, собрать и разобрать пирамидку, сложить картинку из частей, построить по образцу взрослого домик из палочек, нарисовать дорожку или домик и пр. Каждое задание оценивается по четырехбалльной шкале. При оценке учитывается зона ближайшего развития: любое задание предлагается выполнить ребенку сначала самому, в случае затруднений — вместе со взрослым. Взрослый обучает малыша тому или иному действию, затем проверяет, может ли он действовать подражая, воспроизводить образец взрослого.

Данная методика является более надежным инструментом определения уровня психического развития, в том числе и умственного, по сравнению с выявлением актуального состояния той или иной его сферы. Определение зоны ближайшего развития дает возможность психологу наметить конкретные пути коррекционной работы с ребенком, выявить наиболее уязвимые области в его интеллектуальном развитии. Однако область при-

менения данной методики ограничена: она охватывает только одну сферу — умственное развитие и довольно узкий возрастной диапазон: только третий год жизни.

Е. А. Стребелева [5; 11] разработала и широко апробировала возрастной подход к выявлению отклонений в психическом развитии детей раннего и дошкольного возраста, учитывающий психологические новообразования, уровень развития ведущей и типичных видов деятельности ребенка в каждом возрастном периоде. Такой подход позволяет не только выявить отклонения в психическом развитии ребенка, но и определить пути ранней психолого-педагогической помощи. Авторский диагностический инструментарий Е. А. Стребелевой экспериментально апробирован и широко применяется специалистами во многих регионах Российской Федерации.

• К числу диагностических разработок, созданных на основе культурно-исторической концепции психического развития Л. С. Выготского, относится «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет» (авторы — Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова [3]). В ней предпринята попытка реализовать целостный личностно ориентированный подход к оценке психического развития ребенка с позиций теории ведущей деятельности А. Н. Леонтьева, периодизации психического развития Д. Б. Эль-конина и концепции генезиса общения ребенка со взрослыми М. И. Лисиной. В рамках данного подхода

Специальное образование. 2016. № 2

89

уровень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психического развития ребенка и выступает адекватным предметом психологической диагностики. В соответствии с выдвинутыми положениями методики, предлагаемые в пособии, направлены на диагностику уровней развития соответствующей раннему возрасту формы общения ребенка с взрослым — ситуативно-делового общения — и предметной деятельности как ведущей на этом этапе.

Основными параметрами, характеризующими уровень развития общения, выступают:

- уровень инициативности в общении как показатель стремления ребенка к общению;

- уровень чувствительности к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу другого человека, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого;

- уровень владения средствами общения — конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение, и речью.

Первые два параметра характеризуют потребностно-моти-вацион-ную сторону общения, третий — его операциональную составляющую.

Выделенные параметры оцениваются соответствующими показателями.

В качестве основных параметров уровня развития предметной деятельности выделяются:

- операциональная сторона предметной деятельности, показателями которой выступают различные виды действий с предметами;

- потребностно-мотивационная сторона предметной деятельности — уровень познавательной активности ребенка. Показателями познавательной активности являются интерес ребенка к предметам, стремление к обследованию и действиям с ними, настойчивость, эмоциональная вовлеченность в деятельность;

- включенность предметных действий в общение с взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка являются важнейшими показателями потенциальных возможностей самого ребенка. На третьем году жизни ребенка

диагностируется уровень развития отдельной ветви предметной деятельности — процессуальной игры, которая ложится в основу развития ведущей деятельности на последующем возрастном этапе — сюжетно-роле-вой игры. Основными параметрами процессуальной игры выступают:

- операциональная сторона игры — характер игровых действий;

- потребностно-мотивационная сторона игры — инициативность в игре, длительность игры, эмоциональное состояние ребенка в ходе игры;

- воображение как способность использовать в игре символические замещения;

90

Специальное образование. 2016. № 2

- принятие ребенком игровой инициативы взрослого. Характерной чертой диагностических ситуаций, разработанных в данном пособии, является их включенность в реальный контекст жизни ребенка — его свободную индивидуальную и совместную со взрослым деятельность.

Оценка результатов диагностики производится на основе комплексного качественного анализа поведения ребенка, что позволяет определить актуальный уровень его психического развития, своевременно выявить задержки и отклонения, определить зону его ближайшего развития.

• Методику педагогического обследования слуха у детей первого года жизни, которая способствует раннему выявлению снижения слуха, разработали Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко [4].

• Л. И. Фильчикова, М. Э. Бер-надская, О. В. Парамей [13] описали методы психолого-педагогической диагностики нарушений зрительного восприятия у детей младенческого возраста, а также особенности заболевания глаз у детей первых лет жизни.

• Е. Ф. Архипова [2] предложила вариант обследования доречевого развития детей с детским церебральным параличом.

• О. Г. Приходько [8; 9] разработала и апробировала диагностический инструментарий комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей основных линий развития (двигательного, познавательного, речевого, соци-

ального) детей с церебральным параличом от одного до 3-х лет. Авторская поэтапная диагностическая программа позволяет в процессе комплексного лонгитюдного изучения выявить актуальный уровень и потенциальные возможности детей, а также полиморфность проявлений нарушений функциональных систем у детей с ДЦП, создать вариативные индивидуальные программы.

• Ю. А. Лисичкина [6] модифицировала и апробировала диагностическую методику О. В. Баженовой для исследования довербально-го развития детей с ПЭП.

• Ю. А. Разенкова [12] представила варианты логопедического обследования ребенка первого и второго-третьего лет жизни применительно к детям, оставшимся без попечения родителей.

• Е. А. Екжанова, Е. А. Стребе-лева предприняли попытку развести для использования в педагогической практике два понятия: психолого-педагогическое и педагогическое обследование. Развести эти понятия важно, поскольку за ними стоят два подхода к обследованию ребенка, имеющих разные цели, задачи и требования к используемому инструментарию. В работе специалистов ПМПК, консилиумов, при комплектовании образовательных учреждений, в дифференциальной диагностике используется психолого-педагогический подход, для которого значимы методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Объектом психолого-педагогической диагно-

Специальное образование. 2016. № 2

91

стики отклоняющихся вариантов познавательного развития является процесс изучения психического развития детей, имеющих нарушения или отклонения в развитии. В педагогической диагностике на первый план выходит изучение и определение уровня сформирован-ности у ребенка основных линий развития (социальной, физической, познавательной), а также степень развития ведущей и типичных видов деятельности, характерных для каждого конкретного возраста. Авторы подчеркивают, что педагогическая диагностика выступает в качестве начального этапа в системе коррекционно-педагогического воздействия, являясь, по существу, его отправной точкой. На основе анализа результатов данных, полученных в ходе педагогического обследования, педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную кор-рекционную программу, являющуюся неотъемлемой частью индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева [5]).

• Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг [10] предложили методику диагностики нарушений взаимодействия ребенка раннего возраста с окружающим миром и представили признаки искажения аффективного развития.

В настоящее время в науке и практике необходим специальный диагностический инструментарий, позволяющий выявить нарушения развития не отдельных психических функций, а целостных форм психической активности, в которых

происходит развитие и становление личности ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни.

Литература

1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Медицина, 1977.

2. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни / Е. Ф. Архипова. — М. : Мозаика-Синтез, 2012.

3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет : метод. пособие для практических психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. — СПб. : Детство-пресс, 2005.

4. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / сост. Г. А. Тавартки-ладзе, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелым-ская. — М. : Полиграф сервис, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Екжанова, Е. А. Методика педагогического обследования детей младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е. А. Екжанова, Е. А. Стре-белева // Дефектология. — 2007. — № 6.

6. Лисичкина, Ю. А. Ранняя диагностика и коррекция недостатков довер-бального развития детей с перинатальным поражением центральной нервной системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Лисичкина. — М., 2004.

7. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : кн. для воспитателя детского сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — М. : Просвещение, 1986.

8. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации / О. Г. Приходько. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

9. Приходько, О. Г. Система ранней комплексной дифференцированной кор-

92

Специальное образование. 2016. № 2

рекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом : дис. ... д-ра пед. наук I О. Г. Приходько. — М., 2009.

10. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития I сост. Е. Р. Баенская, М. М. Либ-линг. — М. : Полиграф сервис, 2001.

11. Стребелева, Е. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии : пособие для педагога-дефек-толога и родителей I Е. А. Стребелева, Г. В. Мишина. — М. : Парадигма, 2010.

12. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие I Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова ; под ред. Е. А. Стре-белевой. — М. : Просвещение, 2004.

13. Фильчикова, Л. И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция : метод. пособие I Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. — М. : Полиграф сервис, 2003.

References

1. Aksarina, N. M. Vospitanie detey rannego vozrasta I N. M. Aksarina. — 3-e izd., ispr. i dop. — M. : Meditsina, 1977.

2. Arkhipova, E. F. Rannyaya diagnos-tika i korrektsiya problem razvitiya. Per-vyy god zhizni I E. F. Arkhipova. — M. : Mozaika-Sintez, 2012.

3. Diagnostika psikhicheskogo razvitiya detey ot rozhdeniya do 3 let : metod. posobie dlya prakticheskikh psikhologov I E. O. Smirnova, L. N. Galiguzova, T. V. Er-molova, S. Yu. Meshcheryakova. — SPb. : Detstvo-press, 2005.

4. Diagnostika i korrektsiya narusheniy slukhovoy funktsii u detey pervogo goda zhizni I sost. G. A. Tavartkiladze, N. D. Shmatko, T. V. Pelymskaya. — M. : Poligraf servis, 2001.

5. Ekzhanova, E. A. Metodika pedago-gicheskogo obsledovaniya detey mlad-

shego doshkol'nogo vozrasta s umstven-noy nedostatochnost'yu / E. A. Ekzha-nova, E. A. Strebeleva // Defektolo-giya. — 2007. — № 6.

6. Lisichkina, Yu. A. Rannyaya diagnostika i korrektsiya nedostatkov dover-bal'nogo razvitiya detey s perinatal'nym porazheniem tsentral'noy nervnoy siste-my : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Yu. A. Lisichkina. — M., 2004.

7. Pechora, K. L. Deti rannego vozrasta v doshkol'nykh uchrezhdeniyakh : kn. dlya vospitatelya detskogo sada / K. L. Pechora, G. V. Pantyukhina, L. G. Golubeva. — M. : Prosveshchenie, 1986.

8. Prikhod'ko, O. G. Rannyaya po-moshch' detyam s tserebral'nym para-lichom v sisteme kompleksnoy reabili-tatsii / O. G. Prikhod'ko. — SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008.

9. Prikhod'ko, O. G. Sistema ranney kompleksnoy differentsirovannoy korrekt-sionno-razvivayushchey pomoshchi detyam s tserebral'nym paralichom : dis. ... d-ra ped. nauk / O. G. Prikhod'ko. — M., 2009.

10. Psikhologicheskaya pomoshch' pri ran-nikh narusheniyakh emotsional'nogo razvi-tiya / sost. E. R. Baenskaya, M. M. Libling. — M. : Poligraf servis, 2001.

11. Strebeleva, E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i, vospityvayushchey rebenka rannego vozrasta s otkloneniyami v razvitii : posobie dlya pedagoga-defekto-loga i roditeley / E. A. Strebeleva, G. V. Mi-shina. — M. : Paradigma, 2010.

12. Strebeleva, E. A. Psikhologo-peda-gogicheskaya diagnostika detey rannego i doshkol'nogo vozrasta : metod. posobie / E. A. Strebeleva, G. A. Mishina, Yu. A. Ra-zenkova ; pod red. E. A. Strebelevoy. — M. : Prosveshchenie, 2004.

13. Fil'chikova, L. I. Narusheniya zre-niya u detey rannego vozrasta. Diagnosti-ka i korrektsiya : metod. posobie / L. I. Fil'chikova, M. E. Bernadskaya, O. V. Paramey. — M. : Poligraf servis, 2003.

Специальное образование. 2016. № 2

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.