Научная статья на тему 'Психологические подходы к коррекции школьной неуспеваемости учеников 1-4 классов'

Психологические подходы к коррекции школьной неуспеваемости учеников 1-4 классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
716
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / NEUROPSYCHOLOGY / РЕЧЬ / SPEECH / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / HYPERACTIVITY / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / PRINCIPLES OF CHILD DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишкова С.Ю.

Рассматриваются новые коррекционно-развивающие направления работы с детьми начальной школы. Особое внимание уделяется развитию и коррекции поведения и речи детей с использованием законов физиологии и нейропсихологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological approaches in the correction of poor performance of school pupils of 1-4 classes

The article discusses the new correctional and educational activities with primary school children. Special attention is paid to the development and correction of behavior and speech in children with the use of the laws of physiology, and neuropsychology.

Текст научной работы на тему «Психологические подходы к коррекции школьной неуспеваемости учеников 1-4 классов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.78

I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧЕНИКОВ 1—4 КЛАССОВ

Ю.С. Шишкова*

Аннотация. Рассматриваются новые коррекционно-развивающие направления работы с детьми начальной школы. Особое внимание уделяется развитию и коррекции поведения и речи детей с использованием законов физиологии и нейропсихологии.

Ключевые слова: нейропсихология, речь, поведение, гиперактивность, принципы развития ребенка.

PSYCHOLOGICAL APPROACHES IN THE CORRECTION OF POOR PERFORMANCE OF SCHOOL PUPILS OF 1—4 CLASSES

S.Yu. Shishkova

Annotation. The article discusses the new correctional and educational activities with primary school children. Special attention is paid to the development and correction of behavior and speech in children with the use of the laws of physiology, and neuropsychology.

Keywords: neuropsychology, speech, behavior, hyperactivity, principles of child development.

Научная специальность 19.00.07 — Педагогическая психология

Неуспеваемость в массовой общеобразовательной школе выступает как явление, обусловленное многими причинами. Нередко в число учащихся, испытывающих трудности в обучении, попадают дети, которые не демонстрируют признаков аномального развития и которых родители, врачи, педагоги причисляют к так называемой «практической норме». Зачастую педагоги затрудняются в определении причин, вызывающих трудности школьного обучения этих детей. И не всегда репетиторство или увеличение занятий по «отстающим» предметам помогают в решении проблем, а в некоторых случаях такой подход может даже и навредить.

Школьная неуспеваемость как проблема науки и практики находится в поле зрения уже давно, но именно

в последние годы отмечен рост интереса к ней со стороны специалистов в различных областях психологии, педагогики и медицины.

Психическое и соматическое здоровье современных детей вызывает сегодня не просто интерес профессионалов. Подчас накопление патологических стигм в современной детской популяции просто шокирует. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствующее в целом нормативному, а он не может обучаться, постоянно конфликтует с окружением или наоборот, замыкается в собственном мире, демонстрируя очевидную склонность к «аномальным» поведенческим эксцессам.

В последние годы психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое увеличение в детской по-

© Шишкова С.Ю., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* СВЕТЛАНА ЮЛИАНОВНА ШИШКОВА,

кандидат психологических наук, доцент, генеральный директор Психологического Центр «ДОМ», доцент кафедры психологии

Московский институт экономики, политики и права

Адрес: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: pc_dom@mail.ru

8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

пуляции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма (почек, поджелудочной железы, желчевыводящих систем, ритмики мозга и т.д.). Наблюдается заметный скачок индекса агрессивности и токсикоманий, гиперактивность и дефицит внимания, иных форм делинквентного поведения, резкое снижение их возрастного порога. Увеличение числа детей с признаками правосторонней эпиготовности, заметное возрастание случаев левору-кости на позволяет продуктивно использовать наработанные методы коррекции.

Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии, дислексии и т.д.; различные психопаталогические феномены (повышенную возбудимость или истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму. И эти факты — лишь незначительная часть той картины, которая фиксируется различными специалистами при описании особенностей развития ребенка. При этом, как правило, каждый из них акцент-рирует определенный патофеномен, непосредственно относящийся к сфере его профессиональных интересов.

В связи с этим возникает вопрос: «что же считать нормой детского развития?». Ведь совершенно очевидно, что сегодня абсолютно неправомерно оценивать соматический и психический статус детей исходя из норм вчерашнего дня. За последние полвека мир настолько кардинально изменился, что это не может не сказаться на структуре адаптивных механизмов человека; естественно, наиболее ярко это проявляется на детской популяции.

Развитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 15—20 лет назад. Совершенно очевидно, что и соматическая, и мозговая организация поведения человека, рожденного естественным путем (питавшегося до года молоком матери, игравшего в различные подвижные игры во дворе, читавшего добрые сказки с бабушкой и т.д., будет принципиально отличаться от таковой у человека, рожденного с помощью «кесарева сечения» или стимуляторов — а сегодня таковых — подавляющее большинство, — вскормленного искусственно, т.е. непрошедшего этап взаимодействия с материнской грудью, завернутого в «памперсы» и растущего в окружении компьютерной субкультуры. Это попросту два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга.

Более продуктивными методами коррекции в настоящее время становятся комплексные подходы, такие как, нейрологопедия, нейропсихология, психотерапевтические подходы. Нейропсихология детского возраста связывает эти проблемы с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетиче-ского синдрома», т.е. внутриутробной и(или) возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых ( в первую очередь стволовых) структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и (или) искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга. На психическом уровне это выглядит, в частности, как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформировность произвольной саморегуляции, в целом — учебная и социальная неуспешность.

Традиционно методы коррекции детей с проблемами в обучении разделяются на два основных направления. Первый — собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухо-речевой памяти, счетных операций, письма и т.д.

Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, массаж, ЛФК и др.) и телесно-ориентированные психотехники, которые зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействия с другими людьми.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов — «сверху» и «снизу» — открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», второй — «на тело». Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводятся к обычной сум-мации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I 7

системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов. Поэтому методологическое преимущество нейропсихоло-гического подхода к коррекционному воздействию, обеспечивающее его эффективность, заключено в принципе системности, который означает направленность программы коррекции не на преодоление отдельного дефекта, а в целом на гармонизацию психического функционирования личности ребенка. Этот принцип не исключает необходимости выбора основного, приоритетного направления работы на каждом этапе коррекции каждого ребенка на основе данных его комплексного нейропсихологического обследования.

Учитывая все вышесказанное, выстраивается кор-рекционно-развивающая методика «Буквограмма» для детей от 5 до 14 лет. Что волнует родителей и учителей начальной школы? Это то, что ребенок не внимательный, отвлекается, гиперактивный, энергетически истощенный. Дети не проявляют интерес к чтению, а это постепенно приводит к снижению учебной мотивации в целом.

Да, ситуация не простая. Это подтверждают и многочисленные исследования ученых, сообщающие нам о том, что умеют читать так, как надо, только 3% школьников.

Причин такого положения в области чтения и письма много, о чем говорилось ранее. Желание у родителей и учителей помочь ребенку есть, а что делать — не знают. Разберем несколько основных подходов:

Первое — начинать заниматься речью ребенка надо с самого раннего возраста, с младенчества.

Второе — при первых подозрениях на задержку речевого развития (нет простых слов к одному году) обращаться за помощью к логопедам, дефектологам, невр опатологам.

Третье — заниматься подготовительным процессом к чтению и письму необходимо не позже трех лет. Развивать мелкую моторику, фонематический слух, пространственную координацию.

Четвертое — готовить ребенка к школе, учитывая индивидуальные особенности, можно с пяти лет. Разве сложно, например, написать на карточках буквы и развесить их на стенах, чтобы ребенок видел их и узнавал, как любые другие предметы в комнате. Или, например, подписать предметы в комнате, чтобы у ребенка образ слова вызывал потом, при чтении, образ этого предмета. Или ежедневно читать книжку, а ту, которая нравится ребенку, прочитать еще раз, но быстро, чтобы он привык быстро схватывать содержание текста.

При коррекции детей важно знать основные принципы организации занятий с ребенком.

1. Принцип деятельности. Ребенок должен хорошо понимать, что надо делать в каждом конкретном упражнении. Если приучить ребенка выполнять упражнения сначала мысленно, то потом реальное выполнение будет происходить значительно быстрее и лучше.

2. Принцип дробления. В связи с тем, что объем внимания у ребенка ограничен, необходимо ставить перед ним только одну задачу. Если ставить перед ребенком задачу быстро и выразительно читать, то на начальном этапе освоение навыков чтения окажется для него непосильной задачей, непреодолимым препятствием, которое может вызвать отрицательное отношение к обучению.

3. Принцип нагрузки (постепенный, но неукоснительный). Для того, чтобы, помимо освоения навыков чтения, занятия с ребенком сопровождались еще и развитием способностей к освоению новых навыков, необходимо использовать принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в необходимости на каждом этапе постепенно увеличивать нагрузку («А еще быстрее можешь? А еще?) и перейти к следующим заданиям. Работая в таком режиме, ребенок будет получать удовольствие от занятия. Дети любят соревноваться, и поэтому занятия, организованные таким образом, будут способствовать большей активности и протекать с большим эмоциональным подъемом.

4. Принцип целостности. Этот принцип противоположен принципу дробления. Какое бы упражнение Вы не взяли, это — освоение лишь одного элемента сложного процесса обработки информации, это — часть. Тоннель лучше всего рыть с двух сторон. Поэтому очень полезно выбирать небольшой текст (один — два абзаца) и прочитать его, хорошо понимая содержание. Выполнить активно упражнение и снова прочитать этот же текст, но быстрее (по секундомеру определяя время чтения). Выполнить следующее упражнение и снова быстро прочитать текст. Сочетание чтения одного и того же текста и выполнение разных упражнений позволит освоенный элемент чтения быстро включить в целостный процесс. А еще лучше, если этот текст ребенок придумает сам, а Вы запишете его.

Теперь рассмотрим вопрос о том, в какой последовательности лучше выполнять упражнения.

Если ребенку исполнилось 4—5 лет, то выполнять одно или два упражнения в день. Если ребенку 6—7 лет, ежедневно выполнять по три упражнения. Если проблемы проявились в 10 лет и старше, уделять занятиям больше времени и выполнять их в определенной последовательности.

1) дыхательные упражнения—способствуют укреплению нервной системы;

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2) глазодвигательные упражнения — развитие и укрепление зрительных отделов головного мозга;

3) упражнения на координацию тела — развитие пространственных представлений.

В ходе коррекционно-развивающего обучения используется принцип индивидуального подхода к детям. Несмотря на сходство симптомов, выявляемых при нейропсихологическом обследовании, каждый ребенок представляет собой уникальность, проявляющуюся в особенностях его онтогенетичского развития, условиях жизни и воспитания и, следовательно, в неповторимости психического функционирования и в его личности.

Фундаментом комплексного нейропсихологиче-ского сопровождения развития ребенка является метод замещающего онтогенеза (МЗО), созданный А.В. Семенович и др. в 1990—1997 гг. МЗО — это нейропсихо-логическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика — профилактика — коррекция — абилитация — прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная цель этого метода — развитие мозгового (и шире — нейро-психосоматического) обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия МЗО идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамических психологических возрастных перестроек. Очевидно, что ак-

туализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно — ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

В заключение очень важно отметить, что эффективность коррекционно-развивающего обучения достигается только при взаимодействии с родителями ребенка. Необходимо научить родителей видеть и оценивать результаты коррекционной работы, понимать и принимать изменения, происшедшие с ребенком, участвовать непосредственно в коррекции (выполнять вместе с ним домашние задания, гибко взаимодействовать со своим ребенком). Важно учитывать, что отношение родителя к ребенку меняется намного медленнее, чем изменяется сам ребенок в ходе нейропсихологической коррекции. Закрепление и поддержание в семье результатов, достигнутых во время цикла коррекционных занятий зависит не только от физических возможностей родителей заниматься с ребенком, но и от их эмоционального настроя, веры в успешность и необходимость того, что они делают.

Литература

1. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. М., 1970.

2. Шишкова С.Ю. Буквограмма: в школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет. Ростов н/Д., 2015.

3. Шишкова С.Ю. Успеваемость учащихся как проблема профессионально-педагогической направленности учителя // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. № 4 (42).

4. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.