Научная статья на тему 'Исследование проблемы коррекции психического развития детей с рас с использованием нейропсихологического подхода'

Исследование проблемы коррекции психического развития детей с рас с использованием нейропсихологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1852
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ОНТОГЕНЕЗ МОЗГА / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТИМУЛЯЦИЯ РАЗВИТИЯ МОЗГА / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / ONTOGENESIS OF THE BRAIN / NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH / STIMULATION OF BRAIN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сербина Л.Ф.

В статье рассматриваются проблема созревания и деятельности мозговых структур, симптоматика аутистических расстройств, анализируются способы их коррекции, особенности нейропсихологической коррекции как метода замещающего онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of maturation and activities of the brain structures and the symptoms of autistic disorders, examines the ways of their correction, the peculiarities of neuropsychological correction as a method of replacement of ontogenesis.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы коррекции психического развития детей с рас с использованием нейропсихологического подхода»

УДК 159.922.762 : 616.8

Л. Ф. Сербина

Исследование проблемы коррекции психического развития детей с РАС с использованием нейропсихологического подхода

В статье рассматриваются проблема созревания и деятельности мозговых структур, симптоматика аутистических расстройств, анализируются способы их коррекции, особенности нейропсихологической коррекции как метода замещающего онтогенеза.

The article deals with the problem of maturation and activities of the brain structures and the symptoms of autistic disorders, examines the ways of their correction, the peculiarities of neuropsychological correction as a method of replacement of ontogenesis.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, онтогенез мозга, нейропсихологический подход, стимуляция развития мозга.

Key words: autism spectrum disorders, ontogenesis of the brain, a neuropsychological approach, stimulation of brain development.

Расстройства аутистической сферы у детей на сегодняшний день являются сложной и важной проблемой как для психиатрии, клинической психологии, так и для дефектологии. По данным многих исследований количество таких детей неуклонно увеличивается с каждым годом. При этом этиология и патогенез аутистических расстройств до настоящего времени изучен недостаточно.

Психическое развитие детей с РАС нарушено с момента появления на свет [3; 5]. Выделена симптоматика аутистических расстройств: нарушения в сфере социального взаимодействия; искаженное отношение к близким; неадекватная реакция на нового человека; игнорирование общения с другими детьми; неприязнь, гиперсензитивность при физическом контакте; слабость, избирательность реакции при вербальном общении; страхи и фобии и другие речевые, двигательные и поведенческие расстройства. В связи с тем, что ранняя объективная диагностика состояния высших психических функций представляет большие трудности, связанные нарушением социальных контактов с ребенком и речевыми нарушениями, часто встречаются ошибки при постановке диагноза детям до 5 лет. Это, в свою очередь, побуждает искать пути, способы и средства для дифференциальной диагностики, так как аутистические проявления встречаются и при других патологиях развития (олигофрении, алалии и др.). В связи с этим, проблема диагностики и коррекции общего и психического развития детей с РАС является актуальной. В западных странах распространен психоаналитический подход. Его суть состоит в поведенческой терапии или АВА (прикладной анализ поведения).

© Сербина Л. Ф., 2017

Прикладной анализ имеет три основных направления работы: коррекция социально приемлемого поведения; структурированное обучение навыкам; анализ и обучение вербальному поведению. Однако, несмотря на достаточную эффективность данного метода, следует подчеркнуть, что он направлен лишь на выработку «рефлекторного» поведения без направленности на развитие мозговых структур, обеспечивающих сознательную регуляцию деятельности и поведения. При работе с детьми «аутистами» активно используются вспомогательные методы: метод холдинг-терапии, музыкальная терапия, лечение с помощью животных. Изучение некоторых подходов позволяет сделать вывод о том, что каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. В этой связи мы решили исследовать возможности нейропсихологического подхода для коррекции нарушений психического развития детей с РАС и дифференциальной диагностики. На наш взгляд, нейропсихологический подход позволяет достаточно рано определить механизмы дизонтогенеза и возникновение нарушений функций ЦНС, лежащих в его основе, что, в свою очередь, дает возможность своевременно и адекватно подобрать коррекционную программу для преодоления нарушений перцептивного, двигательного, интеллектуального и речевого развития.

Известно, что все функции осуществляются благодаря деятельности мозга, причем не только корковыми, но и подкорковыми структурами, в свою очередь, эти структуры созревают и развиваются гетерохронно и неравномерно. Достижения нейропсихологии на современном этапе развития позволяют не только определить локализацию поражения мозга, но и этап созревания мозговых структур, что дает возможность вести коррекцию развития ребенка по типу замещающего онтогенеза, т. е. пройти с помощью специальных упражнений тот путь, который здоровый ребенок проходит естественным путем.

Изучение созревания и деятельности мозговых структур при нормальном развитии позволило выделить этапы развития мозга: анатомогенез (формирование нервной клетки); морфогенез (приобретение структуры, необходимой для выполнения определенной функции); функциогенез (под воздействием сигналов извне клетка начинает выполнять свою функцию) и последняя стадия - ситемогенез, когда между всеми структурами, блоками и зонами мозга устанавливаются нервные связи. Воздействие патогенного фактора может произойти на любой из этих стадий как в период внутриутробного развития, в процессе родов, так и в период раннего развития. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что в первую очередь созревают и развиваются мозговые структуры, обеспечивающие работу двигательной системы, которые, в свою очередь, дают толчок и возможность развития других систем: зрительной, речеслуховой, речедвигатель-ной, пространственному восприятию. Таким образом, на основе нейропсихологического подхода можно определить, на каком этапе онтогенетического развития находится та или иная функция [5].

Метод замещающего онтогенеза, основанный на учении А.Р. Лурии о функциональных блоках мозга и их иерархичном строении, позволяет соотнести статус актуального развития ребенка с основными этапами развития психических процессов, с выделением тех структур его онтогенеза, которые не были сформированы по тем или иным причинам.

Поскольку двигательная сфера созревает на более ранних стадиях, стимуляция моторного и сенсорного уровней приводит к активизации всех высших психических функций. Именно двигательное развитие выстраивает взаимодействие между другими уровнями и структурами психической деятельности. Формирование и закрепление телесных навыков, которыми овладевает ребенок, стимулирует такие психические функции, как эмоции, произвольное внимание, память. По утверждению А.В. Семенович нейро-психологическая коррекция включает три уровня, каждый из которых специфически воздействует на все блоки мозга: энергетический (подкорка), блок приема и переработки информации, блок контроля и регуляции произвольной деятельности. Таким образом, с помощью нейропсихологиче-ских упражнений можно скорректировать многие особенности психического развития ребенка, пройдя с ним все этапы онтогенеза, причем чем раньше начинать занятия, тем более эффективны результаты, иногда даже самостоятельно появляются функции, над которыми в данный момент не велась коррекционная работа.

Наше исследование, направленное на изучение возможностей нейро-психологического подхода в работе с детьми с РАС, проводилась на базе Лазаревского реабилитационного центра для детей и подростков города Сочи. Центр посещали десять детей от 5 до 6 лет с диагнозом РАС. В сентябре 2016 г. была проведена диагностика уровня психического развития с использованием методики Е.А. Стребелевой «Диагностика психического развития умственно отсталых детей раннего возраста». Анализ данных диагностики показал, что дети не справлялись с заданиями, несмотря на то, что задания рассчитаны на ранний возраст [7].

В связи с этим мы разработали программу нейропсихологической коррекции, включающей упражнения, направленные на сенсомоторное развитие, двигательные упражнения, коррекционно-развивающие игры, направленные на стимуляцию высших корковых функций. Воздействуя на основные компоненты психической деятельности, упражнения, включенные в программу, стимулируют развитие мозга, причем в онтогенетической последовательности. При разработке программы мы учитывали тот факт, что нейропсихологические упражнения улучшают не только работу каждого из полушарий, но и межполушарное взаимодействие.

В ходе экспериментальной работы мы использовали упражнения, разработанные В.С. Колгановой и Е.В. Пивоваровой для детей от 3 до 5 лет [1]. Занятия проводились индивидуально три раза в неделю в течение полугода. На первых этапах работы мы использовали приемы АВА-терапии в качестве «оболочки», т. е. стимулировали активность детей поощрением. Кроме того, упражнения проводились родителями по заданию педагога (родители предварительно посещали занятия с педагогом). Повторная диагностика показала, что произошло улучшение состояния

высших психических функций детей с диагнозом РАС. Результаты повторной диагностики позволили убедить не только в эффективности нейропси-хологического подхода в работе с детьми с РАС, но и побудили провести более глубокую дифференциальную диагностику.

Список литературы

1. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч.

- М.: АЙРИС-пресс, 2015. - 416 с.

2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-вед. - М.: Академия, 2003. - 384 с.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи.

- М.: Теревинф, 1997. - 341 с.

4. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции Расстройства аутистиче-ского спектра у детей: науч.-практ. руководство / под ред. Н.В. Симашковой. - М.: Авторская академия, 2013. - 264 с.

5. Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / пер. с нем.

- М.: Медицина, 2003. -120 с.

6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: АСАйЕМА, 2002.

7. Стребелева Е.А. Диагностика психического развития умственно отсталых детей раннего возраста. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2005. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.