Научная статья на тему 'Исследование эффективности АВА-терапии в работе с детьми с атипичным аутизмом'

Исследование эффективности АВА-терапии в работе с детьми с атипичным аутизмом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2549
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности АВА-терапии в работе с детьми с атипичным аутизмом»

Л. Ф. Сербина

Исследование эффективности АВА-терапии в работе с детьми с атипичным аутизмом

Первые случаи аутизма зафиксировали практикующие психиатры. Признаки аутических расстройств были объединены физическими и внешними проявлениями, аутистическим интеллектом, паттернами поведения в обществе, изменениями влечений и чувств, генетическими факторами, социальной значимостью и динамикой. Позже данное расстройство получило название «аутисти-ческая психопатия», или «синдром Аспергера». На сегодняшний день исследуется несколько видов расстройств, по своим проявлениям похожим на ранний детский аутизм, но имеющим в основе иные причины: детский аутизм (F84.0); атипичный аутизм (F84.1); синдром Аспергера (F84.5). Данные виды расстройств объединены термином «расстройства аутистического спектра» (РАС). Некоторые исследователи включают в РАС и психогенные формы с аути-стическим поведением.

В России действует принятое определение МКБ-10, согласно которому детский аутизм представляет собой общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. По современным международным клиническим классификациям аутизм включен в группу первазивных расстройств, т. е. охватывающих все области психики.

Наиболее часто детский аутизм проявляется до трех лет, реже до пяти, характеризуется рядом признаков, основными из которых являются недостаточность общения и социальных контактов, наличие шаблонов во всех видах деятельности. Можно говорить о том, что данный вид нарушений системно охватывает психику ребенка, влияя не только на нахождение в социуме и адаптацию, но и когнитивную сферу, внимание, поведение, эмоционально-волевую сферу.

Практический вывод о том, что дети с РАС представляют собой вариативную группу с широким спектром нарушений, позволяет говорить об эффективном применении комплексной терапии, охватывающей все сферы психики личности ребенка.

Проанализировав зарубежные и отечественные источники, посвященные названной проблеме, для написания данной статьи мы пришли к выводу о том, что в настоящее время ранний детский аутизм и расстройства аутистического спектра рассматриваются исследователями как особая форма эмоционального развития ребенка, развивающаяся по типу асинхронного искаженного развития [2]. Д. Свааб (нидерландский нейробиолог) в своих исследованиях обозначил атипичность развития мозга у аутистов. В возрасте 2-4 лет мозг таких детей значительно увеличивается в объеме по сравнению с нормально развивающимися детьми, затем некоторые структуры мозга резко замедляют свое развитие, а другие же совсем прекращают развиваться. Поскольку мозг является регулятором всей психической и соматической деятельности, у детей с аутистическими рас-

стройствами рано начинают проявляться негативные симптомы во всех сферах. Психические и физические проблемы детей с расстройствами аутистического спектра испытывают значительные трудности в полноценном развитии и социализации.

С самого начала вычленения этой проблемы в различных научных направлениях (медицине, психологии, коррекционной педагогике и др.) шли поиски способов оказания эффективной помощи таким детям в их развитии и особенно в социализации. В настоящее время предлагается несколько подходов в работе с такими детьми.

В западных странах широко используется психоаналитический подход, суть которого состоит в поведенческой терапии (оперантном обучении). Психоаналитический метод включает в себя специальную организацию внешних условий, которые требуют от ребенка необходимого поведения в различных ситуациях (общение, социально-бытовая ориентировка, продуктивной деятельность). Исследования показывают, что такой подход достаточно эффективен. Данные литературы свидетельствуют о том, что более 50 % детей получают возможность овладевать программой массовой школы и в дальнейшем становятся способными работать для обеспечения своего существования. Вместе с тем, последователи психоаналитического подхода замечают, что, по сути, дети остаются ригидными, навыки, полученные ими, с трудом переносятся в другие ситуации.

В нашей стране в коррекционной работе с детьми с аутистическими расстройствами широко используется нейропсихологический подход. Данный метод строится на предположении о том, что основные отклонения в нейропсихологическом статусе аутичных детей касаются сферы эмоционального обеспечения деятельности, т. е. мотивационной сферы (сферы физической активности), а нарушение произвольности и программирования деятельности носят вторичный характер. В связи с этим на первоначальных этапах коррекционной работы необходимо стремиться к установлению эмоционального контакта, мотивации и произвольности, что в дальнейшем позволит преодолевать затруднения в программировании и контроле своей деятельности.

Анализ литературы показывает различные способы коррекции психического развития при раннем детском аутизме. В их основе лежит лечебное и социально-психологическое сопровождение, включающее коррекционную работу по коррекции восприятия, внимания, общей и мелкой моторики, мышления и речи.

В последнее время становится достаточно популярным метод АВА-терапии, который представляет собой прикладной анализ поведения или модификацию поведения. Задачей внедрения технологии является выявление для ребенка с РАС взаимосвязи между желаемыми последствиями и определенным поведением, что можно охарактеризовать как поведение - последствие - повтор поведения. При этом последствия должны быть приятны для детей с аутизмом, только в этом случае становится возможным многократное повторение и закрепление. Базисом метода является установление взаимосвязи между поведением ребенка с аутизмом и тех причин, которые это поведение вызывают. Таким образом, возникает системное влияние на ребенка посредством моделирования фак-

торов окружающей среды для подкрепления желаемого поведения и социально необходимых действий. Ценность АВА-терапии доказана многочисленными исследованиями.

В этой связи мы решили экспериментально проверить эффективность данного метода. Экспериментальной базой исследования выступило МДОУ № 5 г. Сочи, в котором воспитываются семь детей с диагнозом атипичный аутизм. Целью нашего констатирующего эксперимента стало выявление уровня психического развития. Нами были использованы следующие адаптированные методики: выявление уровня полевой реактивности, уровня стереотипии, уровня экспансии, уровня эмоционального контроля. В исследуемой группе выявлено развитие высших психических функций значительно ниже своего возраста, тем не менее сформированы предпосылки для обучения, поскольку дети пытаются показывать жестами, что понимают те вопросы, которые задает им педагог, оживляются при наглядном показе требуемых действий. В то же время мы увидели достаточно противоположную картину: дети, которые расположены к общению, показывают низкую продуктивность деятельности, близкую к нулю, тогда как воспитанники с более выраженным аутичным поведением в спокойной обстановке показывают более высокие результаты при затрудненном контакте с окружающими. Качественные показатели работоспособности снижены в большей степени, чем первая группа критериев, поскольку они связаны непосредственно с деятельностью, результатом, оценкой собственных действий.

Разработанная нами коррекционная программа, основанная на принципах ABA-терапии, предполагала системный охват тех сторон развития детей, которые в большей степени необходимо корректировать для внедрения в социальную среду. Она включала несколько взаимосвязанных блоков: умение выполнять инструкции, поведение, учебные навыки. Результаты реализации программы показали положительную динамику различной степени выраженности. Это позволяет сказать, что ее применение является целесообразным. В то же время необходимо подчеркнуть, что применение ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра дает приблизительно такие же результаты, как и другие методики. Такой результат позволяет предположить, что для коррекционной работы с детьми аутистического спектра необходимо разрабатывать комплексную методику, ориентированную на индивидуальные особенности каждого ребенка с РАС.

Список литературы

1. Ранний детский аутизм [Электронный ресурс]. - URL: http: //www .bibHofond.ru/view.aspx?id=500853

2. Свааб Дик. Мы - это наш мозг: От матки до альцгеймера / пер. с нидерл. Д.В. Сель-верстова. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.