УДК [398.3:371.033](092)Яковлев
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И. Я. ЯКОВЛЕВА
USE OF NATIONAL LABOUR TRADITIONS IN ECOLOGICAL EDUCATION OF PUPILS IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF I. Y. YAKOVLEV
О. П. Терехова
O. P. Тerekhova
ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. Установлено, что использование народных трудовых традиций в Симбирской чувашской учительской школе способствовало трудовому и экологическому воспитанию учащихся. Подчеркивается целесообразность творческого использования идей и опыта И. Я. Яковлева по экологическому воспитанию учащихся в современной образовательной системе.
Abstract. It is established that the use of national labour traditions at Simbirsk Chuvash teachers' school promoted labour and ecological education of pupils. The expediency of creative use of I. Y. Yakovlev's ideas and experience on ecological education of pupils in modern educational system is underlined.
Ключевые слова: народные трудовые традиции, экологическое воспитание, творческое использование, просветитель чувашского народа, педагогическое наследие.
Keywords: national labour traditions, ecological education, creative use, the Chuvash people' enlightener a pedagogical heritage.
Актуальность исследуемой проблемы. Разработка современной стратегии развития воспитания и обучения может быть успешной лишь при условии использования положительного опыта как современных педагогов, так и исторического опыта предшествующих поколений. Творческое использование идей и опыта И. Я. Яковлева по экологическому воспитанию учащихся способствует обогащению современной образовательной системы.
В этой связи цель нашего исследования - изучить педагогическую систему И. Я. Яковлева, который рассматривал воспитание и обучение как продолжение народного воспитания подрастающего поколения, доказывал необходимость трудового обучения и воспитания детей в школе, подчеркивал тесную связь трудовых традиций с нравственным и экологическим воспитанием молодежи; определить и обобщить средства, методы и факторы трудового и экологического воспитания и обучения учащихся в Симбирской чувашской учительской школе; показать пути и возможности использования идей и опыта И. Я. Яковлева по трудовому и экологическому обучению и воспитанию учащихся, базирующихся на народных традициях, в современных условиях развития национального образования.
Материал и методы исследований. Объектом исследований является деятельность Симбирской чувашской учительской школы и чувашского просветителя И. Я. Яковлева по экологическому воспитанию учащихся. Методы проведенных исследований: литературный, сравнительно-исторический, статистический. В процессе исследования автором изучены труды классиков и современных ученых в области историографии педагогики, учебные планы, программы, учебники Симбирской чувашской школы, имеющиеся в фондах Государственной книжной палаты, Центрального государственного архива Чувашской Республики, Республики Татарстан, Ульяновской области, Национальной библиотеки Чувашской Республики, архива и библиотеки Чувашского государственного института гуманитарных наук и др.
Результаты исследований и их обсуждение. Накопленный в прошлом опыт способствует обогащению содержания педагогического образования, выработке корректного отношения и творческого подхода к достижениям педагогического наследия просветителей чувашского народа, использованию народных трудовых традиций и обычаев в учебновоспитательном процессе в современных условиях. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры. В ходе работы над исследованием разработаны и апробированы тематика лекций и практических занятий, методические рекомендации по исследуемой проблеме.
Симбирская чувашская учительская школа давала своим воспитанникам необходимые педагогические знания, агротехнические умения и навыки для будущей учительской деятельности в сельской местности. А. Е. Земляков отмечает, что Симбирская школа была народно-трудовым учебным заведением, и в основе ее деятельности лежал практический полезный труд, необходимый в условиях сельской жизни [1]. Сам И. Я. Яковлев вспоминал, что «... вся жизнь в школе воспитанников обоего пола была мною основана на труде, и, по возможности, в отношении быта приближена к той чувашско-деревенской, простой, трудовой среде, куда они должны были возвратиться уже народными учителями» [8, 27].
И. Я. Яковлев глубоко верил в трудолюбивый чувашский народ. Важнейшими истоками его педагогических идей явились народные трудовые традиции воспитания и обучения подрастающего поколения, учения Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Н. И. Ильминского. Большое значение имел также повседневный опыт педагогического коллектива Симбирской чувашской учительской школы.
Изучение педагогической системы И. Я. Яковлева показывает, что воспитание и обучение подрастающего поколения рассматривались им как продолжение народного воспитания. Иван Яковлевич считал, что труд должен стать непосредственным объектом изучения и освоения в школе. Основные пути творческого использования народных трудовых традиций в чувашской школе впервые наметил И. Я. Яковлев. Он умело сочетал народные трудовые традиции с достижениями педагогической науки России и Западной Европы, свои идеи трудового воспитания разрабатывал с учетом конкретных исторических и местных условий.
Чувашские трудовые традиции, как отмечают исследователи, отличаются многообразием и многосторонностью. Среди чувашского народа широко распространены такие коллективные формы трудовой деятельности и народных праздников, как ниме (помощь), алылмаш (взаимопомощь), выртма (ночное), акатуй (праздник сева), серен (праздник, связанный с весенним пробуждением природы), аван патти (букв. каша молотьбы), автан яшки (суп из петуха - праздник, который проводился после завершения молотьбы). Большинство
праздников было связано с трудом. Их проводили перед началом серьезной трудоемкой работы или в конце, чтобы отметить и подвести итоги выполненной работы [1, 54]. Например, праздник акатуй устраивали после завершения весенних полевых работ. На нем молодежь показывала свою готовность к трудовой деятельности, проводились разные состязания (скачки на конях, бег, лазание по гладкому столбу, борьба), многочисленные игры, танцы, девушки водили хоровод и т. п. К праздникам аван патти, автан яшки специально варили пиво, для участников коллективного труда варили кашу, суп; пели трудовые песни, застольную песню «Алран кайми аки-сухи», благодарили Бога за хороший урожай, просили богатый урожай и в дальнейшем.
Анализ трудовых традиций чувашского народа показывает, что они были тесно связаны с нравственными, эстетическими, экологическими, трудовыми формами народного воспитания. В древности идея формирования человека воспринималась как единство жизни, природы и воспитания, человек осознавал себя как неотъемлемую часть природы. В тесной связи с трудовыми традициями находятся вопросы экологического воспитания молодежи. Исследователи отмечают, что чуваши отличались высокой экологической культурой, они обожествляли землю-кормилицу, родники, воду, огонь, хлеб насущный. Старшее поколение показывало пример и учило молодежь брать у природы дары рационально, относиться к окружающей среде бережно.
В Симбирской чувашской учительской школе трудовому и экологическому воспитанию содействовало изучение предметов естествоведческого и сельскохозяйственного циклов, практические работы в учебных мастерских и на сельскохозяйственной ферме. «Практические занятия по сельскому хозяйству и его отраслям состояли в том, чтобы каждый воспитанник до окончания курса проходил все виды сельскохозяйственного труда» [1, 133]. На полях сельскохозяйственной фермы школы был внедрен восьмипольный севооборот, с соблюдением правил и основ агротехники обрабатывались и удобрялись поля, велась целенаправленная работа по уходу за лугами, лесами, огородом и садом.
И. Я. Яковлев постоянное внимание уделял изучению предметов о природе, ведению правильного земледелия и животноводства, чтобы вооружить выпускников знаниями и практическими умениями и чтобы они после окончания учебы продолжали традиции Симбирской школы, на пришкольных участках организовали образцовое хозяйство. Как известно, при инспектировании И. Я. Яковлев в первую очередь обходил пришкольные десятины, сад, огород, расспрашивал учителя и учащихся о проведенных на пришкольном участке работах, давал советы по посадке фруктовых деревьев и уходу за ними, выращиванию овощей и ягод.
В учебных мастерских под руководством мастера воспитанники изготовляли предметы школьного оборудования, сельскохозяйственные орудия и предметы домашнего обихода (мебель, оконные рамы, ульи, сундуки, приборы для учебных кабинетов и др.). По мнению И. Я. Яковлева, труд в мастерских для учащихся очень полезен, потому что он способствует развитию у них ловкости, глазомера, чувства изящного, выработке умения пользоваться различными инструментами и станками.
А. Е. Земляков отмечает, что «мастером творческого использования традиционных форм трудовой деятельности в школьном деле был И. Я. Яковлев, который строил школьные здания в Симбирске, сельскохозяйственную ферму, мастерские и умело привлекал учащихся к коллективным формам деятельности, устраивал в соответствии с народными традициями ниме, алылмаш, трудовые праздники «Первой борозды», «Первого снопа» и т. д.» [1, 46].
Помня, что чуваши разработали сельскохозяйственный календарь, в котором отразился опыт многих поколений в сроках обработки земли, времени сева и уборки урожая, предсказывания по приметам погоды, И. Я. Яковлев хотел внести в него некоторые уточнения. С этой целью на сельскохозяйственной ферме он организовал метеорологические наблюдения, в которых принимали участие воспитанники. Они вели наблюдения, записывали их в дневник, делали обобщение. Под руководством автора работы «Чувашские приметы о погоде и влияние ее на сельское хозяйство» А. В. Смоленского учащиеся собрали 468 чувашских примет о погоде; было собрано несколько видов гигроскопа и другие самодельные приборы, которыми затем пользовались сельские жители для узнавания погоды. Особое внимание И. Я. Яковлев обращал на труд на свежем воздухе, понимая, что труд на лоне природы развивает детей всесторонне: физически, умственно, нравственно и эстетически. Он хорошо понимал, что гармоничное развитие человека немыслимо без физического труда, творческого и радостного, укрепляющего организм, повышающего его жизненные функции, и учил воспитанников школы находить в каждом учебном предмете три «живые силы», которые бы благотворно действовали на учащихся: 1) сообщение им истинных познаний, касающихся природы и человека; 2) развитие умственных и физических сил учащихся; 3) приучение к кропотливому творческому труду и соединение обучения с производительным трудом [2, 1].
Серьезное внимание уделял И. Я. Яковлев женскому образованию. В женщинах он видел могучую силу возрождения культуры чувашского народа. В учебный план женского училища наряду с общеобразовательными предметами были включены рукоделие, домоводство, правила ухода за ребенком, больными. И. Я. Яковлев считал, чтобы поднять культурный уровень чувашской семьи, нужно дать соответствующее образование и воспитание как отцу - главе семьи, так и матери, которая играет главную роль в воспитании детей.
Много сил и энергии было вложено педагогическим коллективом Симбирской чувашской учительской школы в подготовку учителей для сельских училищ. Педагоги знали прогрессивные обычаи и традиции чувашского народа и старались их использовать в обучении и воспитании учащихся. Большое значение в природоохранительном воспитании имели проводимые в школе праздники древонасаждения. 7 августа 1901 года в Циркулярном письме управляющий округом, помощник попечителя А. Остроумов просит инспектора Чувашской школы Казанского округа ускорить исполнение предложения об устройстве праздника древонасаждения. В ответе на данное письмо И. Я. Яковлев пишет: «Вследствие предложения от 21 июля сего года за № 6366, имею честь почтительнейше сообщить Вашему Превосходительству, что вопрос об устройстве праздников древонасаждения был предложен мною на обсуждение Совета вверенной мне Симбирской чувашской учительской школы в заседании 2 ноября сего 1901 года. При подробном и всестороннем обсуждении вопроса Совет пришел к следующему заключению:
1. В один из праздничных дней в апреле месяце будущего 1902 года устроить с воспитанниками школы праздник древонасаждения.
2. Местом для насаждения послужат все незасаженные участки школьной усадьбы, а также усадебное место, принадлежащее председателю совета инспектору И. Я. Яковлеву. Для той же цели может служить также усадебное место, принадлежащее почетному попечителю школы г. Шатрову и находящееся по соседству со школой.
3. Так как празднество древонасаждения может принести большую пользу детям, в особенности при условии удачной посадки, то, по мнению преподавателя естествоведения
и сельского хозяйства г. Караваева, к каковому мнению присоединяются и все остальные члены Совета, необходимо придерживаться смешанного насаждения из пород деревьев, хорошо идущих в данной местности.
4. Чтобы торжество древонасаждения имело в большей степени воспитательнообразовательное значение, произвести не только посадку саженцев, но и посев семян древесных пород на семенные гряды.
5. Соображаясь с качеством почвы и условиями произрастания различных пород деревьев, тот же член Совета г. Караваева предложил в общих чертах план насаждения деревьев на означенных в п. 2 участках.
На участке г. Шатрова, если последует с его стороны разрешение, устроить семенные ряды и питомник, которые послужат для выращивания саженцев, необходимых на будущее время для ежегодных празднеств древонасаждения» [5, 3].
В целом представленный на Совет Симбирской чувашской учительской школы план проведения праздника древонасаждения был одобрен и принят к исполнению. В дальнейшем в школе этот праздник проводился ежегодно. При этом саженцы воспитанники выращивали в школьном питомнике, в течение года принимали активное участие в посадке деревьев, их поливе, в устройстве дорожек и цветников. По воспоминаниям воспитанников, в цветнике росли даже редкие экземпляры цветов; во избежание сноса на участок школы камней во время сильных дождей на участке школы, расположенном преимущественно по крутому и обрывистому склону, по проекту И. Я. Яковлева были устроены запруды и заграждения, посажены деревья для защиты плодовых садов и зерновых полей от смывания почвы [2, 190].
Резюме. Важнейшими истоками педагогических идей и опыта выдающегося педагога-просветителя И. Я. Яковлева явились народные трудовые традиции воспитания и обучения подрастающего поколения, которые находятся в тесной связи с нравственным и экологическим воспитанием. Большое значение для воспитанников имело использование в учебном процессе народных трудовых традиций, проведение праздников древонасаждения, урожая, весеннего сева, работа по разведению древесных пород и кустарников в питомниках, необходимые, по словам И. Я. Яковлева, для понимания значения окружающей среды в сохранении здоровья людей. Учащиеся за годы учебы получали много полезных знаний и практических навыков. Творческое использование идей и опыта И. Я. Яковлева по экологическому воспитанию учащихся, базирующихся на народных традициях, способствует обогащению современной образовательной системы. Его педагогическое наследие, особенно по использованию народных трудовых традиций в экологическом обучении и воспитании молодежи, представляет практический интерес и большую ценность для современной и будущей школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земляков, А. Е. Проблема связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики /
A. Е. Земляков. - Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет, 2004. - 290 с.
2. Госархив Ульяновской области. - Ф. 865. - Оп. 1. - Д. 56. - Л. 1.
3. Лялин, Г. С. И. Я. Яковлев и экологическая подготовка будущих учителей / Г. С. Лялин, Н. М. Матвеев,
B. Г. Скворцов // И. Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья. - Ульяновск ; Чебоксары, 1993. - С. 189-192.
4. Муромцев, И. В. Симбирская чувашская учительская школа / И. В. Муромцев. - Чебоксары : ЧНИИ, 1968. - 32 с.
5. ЦГА ЧР. - Ф. 20. - Оп. 1. - Д. 6. - Л. 11.
6. ЦГА ЧР. - Ф. 501. - Оп. 1. - Д. 102. - Л. 3-6.
7. Яковлев, И. Я. Моя жизнь. Воспоминания / И. Я. Яковлев. - М. : Республика, 1997. - 696 с.
8. Яковлев, И. Я. Письма / И. Я. Яковлев. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1985. - 366 с.