Научная статья на тему 'Формирование экологической воспитанности у учащихся Симбирской чувашской учительской школы'

Формирование экологической воспитанности у учащихся Симбирской чувашской учительской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической воспитанности у учащихся Симбирской чувашской учительской школы»

О. П. ТЕРЕХОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ

У УЧАЩИХСЯ СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Вся жизнь и деятельность Ивана Яковлевича Яковлева была посвящена благородному делу просвещения родного народа и народов Поволжья. «Возглавляя более 50 лет основанную им чувашскую учительскую школу и являясь в течение 28 лет инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, одновременно заботясь о чувашских школах других учебных округов, - пишет Л.П. Кураков, -разработал и осуществил на практике свою систему просвещения чувашского народа» [4, с. 13].

Исследователи научно-педагогической деятельности И.Я. Яковлева и Симбирской чувашской школы отмечают, что в основу учебно-воспитательного процесса школы великим патриархом были положены такие принципы, как народность, природосообразность, обучение на родном языке, наглядность, связь обучения с жизнью, с производительным трудом и т.п. «В понятие природосообраз-ности он включал физиологические особенности ребенка, его природные задатки. Учитывая их, воспитатель применял соответствующие методы воздействия на воспитуемого, возбуждал и развивал его духовные силы» [3, с. 160].

Я.А. Коменский, впервые последовательно обосновавший принцип приро-досообразности в воспитании, в «Великой дидактике» отмечал, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой, человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам [2, с. 164].

По мнению исследователей, понятие «природа» как уровень бытия этноса и фактор народного воспитания включает: 1) природно-географическую среду обитания (природные явления, сезонные изменения в природе, климат, фауну и флору, географические положения, величину территории и границы, рельеф, полезные ископаемые и природные ресурсы; 2) результат человеческой деятельности, преобразующий мир первичной природы и создающий мир «второй природы», - предметные элементы среды обитания (орудия труда, предметы обихода, одежда, продукты питания, жилища и хозяйственные постройки, культурные растения и домашние животные и др.) [1, с. 23].

«Под народностью И.Я. Яковлев понимал общедоступность школы, обучение и воспитание детей применительно к потребностям трудового народа, -подчеркивает И.П. Прокопьев. - Содержание образования, по его мнению, должно направляться народными интересами, служить делу подъема культуры и национального самосознания» [6, с. 11].

В Симбирской чувашской школе принцип природосообразности решался в нескольких направлениях: первое - это глубокое познание природы самого ребёнка, второе - взаимосвязь содержания и организации педагогического процесса и приближение их к окружающей природе, третье - организация процесса обучения и воспитания на обычаях и традициях народа. Великий педагог не мыслил себе педагогический процесс вне народной культуры, вне трудовых, нравственнорелигиозных, эстетических традиций этноса. «Готовясь к скромному служению в убогой деревенской обстановке, в условиях патриархального народного быта, учащиеся должны воспитывать себя именно в простоте и скромности и ни в чём не позволять себе отступлений от бытовых традиций родного народа. Жизнь,

близкая к природе и крестьянским традициям, благоприятно отзывалась и отзывается на физическом состоянии учащихся», - писал И.Я. Яковлев [11].

Любовь к природе, родному краю, желание сохранить красоту земли, беречь животный и растительный мир проявились у И. Яковлева с детства. «В детстве, до школы, - вспоминал он, - на меня сильное впечатление производила природа. Я особенно любил лес. Любил посещать наш пчельник с дедушкой Пахомом. Любил всходить на высокую (сажен около 100 высотой) гору, находившуюся около деревни Кошки, чтобы оттуда смотреть на окрестности. И впоследствии, посещая мою родную деревню, я любовался видами, открывавшимися с этой горы» [12, с. 71]. Тихан Петёркки, уроженец деревни Кошки-Новотимбаева, написал повесть «Кушка ачи» («Мальчик из чувашского села»), которая была опубликована в 1983 г. Повесть посвящена творческой судьбе, характеру и становлению личности Ивана Яковлевича Яковлева. Писатель так описывает деревню Кошки и её окрестности: «Укромное место выбрали кошкинцы для своей деревни. С востока и севера она защищена горами, и только тёплым южным ветрам открыт доступ в Кошки» [5, с. 10].

В педагогической системе чувашского педагога-просветителя важное место занимает подготовка будущих учителей к организации экологического воспитания учащихся и населения. С этой целью в учебном процессе в Симбирской чувашской школе использовали программный материал, содержание учебных предметов, сельскохозяйственный труд, труд в ремесленных мастерских, народные традиции, обычаи, религиозное просвещение, экскурсии и т.п.

И.Я. Яковлев излагает свою заветную мечту в письме № 980 от 20 декабря 1892 г. к Симбирскому губернскому предводителю дворянства, Председателю Совета Симбирского общества сельского хозяйства князю Ивану Михайловичу Оболенскому. Он отмечает, что в связи с неимением «усадебного места и опытного поля» воспитанники СЧУШ земледелию не обучаются. После окончания Симбирской чувашской учительской школы воспитанники будут работать учителями в сельских училищах, при многих из которых имеются до 1 десятины и более удобные места для огорода и сада, но в данное время они остаются без обработки. Более 10 лет тому назад у меня возникла мысль об улучшении у крестьян земледелия и главным образом о распространении огородничества и садоводства, которые у чуваш в настоящее время совершенно отсутствуют. Возможно достигнуть желаемых результатов путём заведения при сельских училищах образцовых огородов и садов, почти не делая особых затрат» [7].

И.Я. Яковлев выражает уверенность, что, получив специальную педагогическую подготовку как теоретически, так и практически, учителя и сельские школы могли бы оказать существенную пользу в этом деле. Заниматься земледелием народному учителю, как замечает И.Я. Яковлев, позволяет и время, так как обучением он занят не более восьми месяцев, остальные четыре месяца свободен. Хотя некоторые из них занимаются хлебопашеством, но не пользуются улучшенными приемами обработки земли, потому что учителя сами в настоящее время на уровне простого крестьянина, так как не имеют сельскохозяйственной подготовки и образования. «Все эти сейчас высказанные соображения - пишет И.Я. Яковлев, -навели меня на мысль обучать будущих сельских учителей - воспитанников Симбирской чувашской учительской школы начаткам земледелия, огородничеству и садоводству частью теоретически в классах, но главным образом практически на опытной усадьбе» [7].

Князь Оболенский в письме от 9 апреля 1893 г. № 27 сообщил Ивану Яковлевичу об избрании его членом-корреспондентом Общества сельского хозяйства и о решении Собрания временно передать ферму со всем инвентарём в заведование чувашской школы на шесть лет для обучения воспитанников СЧУШ земледелию, садоводству, огородничеству.

И.Я. Яковлев сообщил на педсовете, что летом он сам лично отправился на ферму для непосредственного наблюдения за ведением хозяйства и для того, чтобы точнее определить, какие ближайшие задачи должны быть поставлены и выполнены в хозяйстве фермы. Он отметил, что поля фермы изобилуют оврагами, поэтому необходима борьба с ними, предложил перегородить плотинами два огромных оврага и устроить таким образом два пруда , что положи -тельно может, кроме того, отразиться на почве, дальнейшее распространение оврагов должно прекратиться.

Дальнейшими задачами И.Я. Яковлев считает рациональное ведение скотоводства, введение травосеяния в полях, выработку семян с целесообразными опытами над ними, разведение сада и питомника. Нужно ввести в учебный план школы предметы по сельскому хозяйству, а для руководства теоретическими и практическими занятиями воспитанников надо пригласить специали-ста-агронома.

В учебный план яковлевской учительской школы было введено 58 часов для теоретического и практического изучения полеводства, садоводства, огородничества, в том числе пчеловодства, были утверждены «Правила для преподавания сельского хозяйства»:

«1. С целью распространения среди инородческого населения края сельскохозяйственных знаний в Симбирской чувашской учительской школе вводится в круг обязательных предметов обучение воспитанников сельскому хозяйству. Сверх того, в летнее время при школе устраиваются, по мере возможности, курсы для народных учителей по некоторым отраслям сельского хозяйства.

2. Практические занятия учащихся по сельскому хозяйству производятся на состоящей в ведении названной школы ферме Симбирского общества сельского хозяйства.

3. Теоретические предметы по сельскохозяйственным отраслям преподаются в двух последних классах, а для практических занятий по этим предметам назначаются два лета: одно при переходе воспитанников из II в III класс, а другое по окончании ими полного курса.

5. Для преподавания этих предметов, для практических занятий с учениками по сельскому хозяйству и для общего заведования хозяйством фермы определяется в Учительскую школу особый учитель из лиц, окончивших курс в средних сельскохозяйственных учебных заведениях Министерства государственных иму-ществ, с содержанием по 700 рублей в год...» [8].

Педагогический совет школы решил ввести в зимнее время при 7 недельных уроках программу по земледелию, по скотоводству, садоводству, огородничеству, пчеловодству, определил учебники, по которым будут заниматься учащиеся по этим предметам. Для крестьян, по словам И.Я. Яковлева, земля - его кормилица, поэтому он так привязан к ней, так дорожит каждой её бороздой. «Поэтому именно в области сельского хозяйства народный учитель может ближе всего сойтись с крестьянином и своими познаниями, разумными советами и своим примером может принести им посильную пользу и вызвать доверие к научным знаниям, поэтому будущему учителю необходимо воспользоваться школь-

ными годами для изучения сельского хозяйства, чтобы потом быть проводником сельскохозяйственных знаний» [9] . Он подчеркивает, что крестьяне почти всегда с недоверием относятся ко всяким новшествам. Поэтому если путём опыта наглядно показать пользу новых приёмов и крестьянин увидит выгоду от применения удобрения, посева новых сортов растений, то он поверит и с охотою возьмется за выгодное новое.

Своим примером, добрым советом учитель может оказывать влияние и на взрослых, но главной средой его деятельности должны быть ученики. «Задача учителя здесь состоит главным образом в том, чтобы дети крестьян, как будущие земледельцы, сделались более восприимчивы к научным знаниям, которые так нужны для улучшения крестьянского хозяйства и поднятия их благосостояния, - подчеркивает И.Я. Яковлев. - При некоторой опытности и знаний наш народный учитель может этого достигнуть, занимаясь со своими учениками в школьном саду или огороде над решением посильных задач и вопросов из сельского хозяйства, и этим самым может положить доброе начало сельскохозяйственному образованию в крестьянской среде. Ведь народная школа должна отвечать потребностям жизни» [9].

Наблюдения за жизнью и бытом сельчан показывают, что из-за незнания крестьян одни отрасли сельского хозяйства, несмотря на выгодность их, совершенно отсутствуют (садоводство и пчеловодство), другие - находятся на положении пасынков (огородничество и птицеводство), третьи (скотоводство и земледелие), на которых зиждется всё благосостояние сельского населения, стоят на низкой степени развития. Как показывает анализ учебного плана и программ, во всех классах на предметы естествоведческого курса было отведено двадцать часов в неделю, из них 13 - на изучение естествознания, 7 часов - на сельское хозяйство. С первого класса по третий класс включительно учащимся школы преподавалось естествоведение, которое включало комплекс предметов. Количество этих предметов увеличивалось по мере развития школы, в 1890-е годы этот курс включал в себя следующие учебные дисциплины: физику, химию, ботанику, зоологию, минералогию, анатомию, физиологию человека и растений. Подробнее и тщательнее изучались наиболее важные и имеющие практическое значение в жизни человека темы и разделы этого цикла. С учетом этих требований и был установлен порядок изучения вышеперечисленных предметов. Так, в первом классе второго года обучения изучалась зоология. Учащиеся пользовались учебниками «Краткий курс естественной истории» (авт. Н. Износков) и «Зоология» (авт. И. Ярошевский). Во втором классе второго года обучения изучали «Ботанику» по той же книге Износкова «Краткий курс естественной истории». Программа была составлена по принципу от простого к сложному: первоначально изучали простейшие, а затем более сложные организмы.

Параллельно с книгой Н. Износкова воспитанники занимались и по учебнику Д.Н. Кайгородова «Краткий обзор растительного царства по климатическим поясам». Пособие состояло из двух частей: первая часть содержала описание внешнего и внутреннего строения растений, вторая - распределение и характеристику растений по климатическим поясам. Обзор животных и растений, которые названы автором «божьими творениями», дан в зависимости от необходимости их человеку. В последующих классах (2, 3) преподавалась минералогия, анатомия, физиология человека и растений. Программа по минералогии и первая книга А.Я. Герда «Земля, воздух и вода», по которой занимались учащиеся, содержали краткие сведения о почве, камнях и металлах.

Курс анатомии и физиологии человека изучали после курса минералогии. В этом курсе давались сведения о строении тела человека, внутренних органах, изучались правила ухода за телом. «Краткий учебник анатомии и физиологии» (авт. Я. Наумов), выпущенный в 1899 г., давал элементарные сведения по этим темам.

В старших классах воспитанники изучали садоводство, знакомились, как правильно выбрать место для питомника и сада, учились правильно ухаживать за садом, прививать, обрезать, формировать кроны фруктовых деревьев, разбивать плодовый сад, изучали основы разведения ягодных кустарников, земляники. Серьезное внимание уделялось мерам борьбы с вредителями и болезнями плодовых растений, а также сбору и хранению плодов и ягод.

В целом программа курса по естествоведению была составлена исходя из практических задач, предъявляемых будущим сельским учителям жизненными условиями (см. таблицу). Для преподавания естествознания и основ сельского хозяйства были приглашены выпускники Московского университета. Они теоретически и практически объясняли воспитанникам, как прогрессивно ведется сельское хозяйство.

Распределение прохождения учебных предметов по классам и годам

Название предмета Число недельных уроков по классам и годам Число недель, уроков, которые даются за время мя прохождения курса по данному предмету Число практич. занятий, необходимых в году Учебники

I II III

1-й год 2-й год 1-й год 2-й год 1-й год 2-й год

Естествоведение

1. Ботаника 1 1 - - - - 60 Износкова

2. Зоология 1 1 - - - - 60 Износкова

3. Минералогия 1 - - - - 60

4. Анатомия

и физиология растений 1 1 1 - - - 30 Варгина

5. Анатомия

и физиология чело-

века - - 2 - - - 60 Ярошевского

Сельское

хозяйство

6. Садоводство - - - 2 - - 60 Раевского

7. Огородничество - - - 1 - - 30 Кренке

8. Пчеловодство - - - - 1 - 30 Потехина

9. Земледелие - - - - 2 1 90 Власова

10. Скотоводство 2 60 Котельникова

Итого недельных

уроков в классе 3 3 3 3 3 3

Число уроков

за весь курс 540

При изучении географии учащиеся также получали экологические знания. Учитель В. Никифоров на уроках обращал внимание воспитанников на значение ветров, на необходимость соблюдения чистоты рек, озер, родников, охраны растительного и животного мира.

При изучении таких тем, как «Почва и подпочва», «Пахотный слой», «Классификация почв», «Богатство и плодородие почв», воспитанникам сообщали о рациональных приемах земледелия, влиянии местных условий на урожайность,

способах увеличения плодородия почвы, использовании удобрений, а также о борьбе с оврагами, эрозией почвы.

В школе темы сочинений, изложений подбирались в соответствии с нравственно-экологическими задачами, способствующими воспитанию любви к природе, чувства ответственности за свои поступки: например, «Как аукнется, так и откликнется», «Работы в школьном саду», «Достопримечательности нашей местности». Были разработаны примерные темы для письменных работ, связанные с вопросами охраны природы: например, в первом классе - «Родная река», «Чем полезна чистота?», «Польза от деревьев»; во втором классе -«Осень. Хозяйство мужика ленивого и мужика трудолюбивого», «Пасха в деревне», «Для чего нужна грамота крестьянину?», «Счастливый день в моей жизни», «Праздник древонасаждения в Симбирске»: в третьем классе - «Почему мы любим родину?», «Значение чистоты в жизни человека», «Польза от домашних животных» и др. [11].

Симбирская чувашская учительская школа стремилась дать, хотя и краткий, но по возможности систематический и законченный круг сведений по естествознанию и сельскому хозяйству. По мнению И.Я. Яковлева, в ходе изучения предметов естествоведческого цикла ученики усваивают лучшие агротехнические приемы, воспитывают восприимчивость к научным знаниям, привыкают к самостоятельной деятельности, трудолюбию, бережливости и личной инициативе, во время практических занятий у них вырабатываются наблюдательность, любовь к растениям и вообще к природе; воспитателям дается возможность познакомиться поближе со своими воспитанниками, сблизиться с ними, дается «возможность чаще заглядывать в детскую душу» [10].

Большое значение для проведения опытной работы и овладения практическими навыками имела работа на сельскохозяйственной ферме. Рабочий день учащихся равнялся 8 часам. Они работали 4 часа до обеда (с 7 до 11 утра) и 4 часа после обеда (с 3 до 7 вечера) с четырехчасовым промежуточным отдыхом. В свободное от физического труда время каждый ученик обязан был вести дневник. В нем он ежедневно должен был описывать производимые им работы. Таким образом, за каждый день практикант давал отчет и себе, и руководителю о цели данной работы, технических приемах, нужных для ее выполнения, а также делал описания более сложных орудий, употребляемых для производства работы [10].

На ферме И.Я. Яковлев организовал метеорологические наблюдения, в которых принимали участие воспитанники. Они вели наблюдения, записывали данные в дневник, делали обобщения.

И.Я. Яковлев ввел обучение сельскому хозяйству и в женском училище. Занятия эти в основном состояли в ознакомлении воспитанниц и слушательниц курсов с разными отраслями сельского хозяйства. «Но главным образом, по мнению И.Я. Яковлева, их следует обучать ведению молочного хозяйства, домоводству, огородничеству и садоводству. Они должны приобрести знания и умения ухаживать за молочными коровами, научиться извлекать из молока разные продукты и хранить их» [11].

Симбирская чувашская школа давала сельскохозяйственные знания не только учащимся школы, но и работающим учителям. Так, Симбирская губернская земская Управа 6 апреля 1894 г. обратилась к инспектору Симбирской чувашской учительской школы И.Я. Яковлеву: «Губернская управа имеет честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, сообщить, насколько осуществимо откры-

тие для учителей начальных сельских училищ бесплатных курсов садоводства и огородничества при вверенной Вам школе» [8].

На это письмо Чувашской учительской школой был дан ответ, что курсы огородничества и садоводства могут быть устраиваемы при учительской школе в весеннее время в четные годы, когда не бывает выпуска учеников из школы, для занятий необходимо будет пригласить еще одного руководителя курсов с специально теоретическим и практическим образованием [9].

И.Я. Яковлев в работе Симбирской чувашской учительской школы использовал передовой опыт других школ, выписывал учебники и пособия по предметам естествоведческого цикла, изданные в разных регионах России. Это видно из переписки. Так, в документах Симбирской чувашской учительской школы имеется ответ инспектора Уржумского городского училища А. Рязанцева с приложением копий с программ уроков по сельскому хозяйству, письмо с приложением «Программы преподавания земледелия, садоводства, огородничества и пчеловодства во II и III классах Бирской инородческой учительской школы». Имеются «Правила для преподавания сельского хозяйства в инородческой учительской школе в г. Бирске Уфимской губернии», документы по преподаванию сельского хозяйства в Успенской сельскохозяйственной школе г. Переяславля Залесского уезда Владимирской губернии. Велась переписка и с Череповецкой учительской семинарией и т.п. [7].

31 декабря 1911 г. школой был куплен земельный участок у Управления Симбирского удельного округа [11]. Теперь у школы появилась возможность для проведения с воспитанниками практических занятий по сельскому хозяйству и организации экологического воспитания. Так, в отчете школы за 1913 г. указывается: «Осенью 1912 г. на ферме школы были произведены подготовительные работы, необходимые для начала организации полеводства, огородничества и садоводства, что позволило в отчетном году приступить к посеву хлебов и овощей и к посадке картофеля и яблонь и вести практические занятия воспитанников школы по сельскому хозяйству. Весной отчетного года кроме посева яровых хлебов, -говорится в отчете, - предстояло заложить на школьном участке плодовый сад и питомник и произвести посев и посадку овощей, трав и цветов около жилых зданий. В апреле и мае до начала экзаменов воспитанниками были произведены следующие работы: посажены 414 яблонь, 2000 шт. дичков, 100 шт. роз около жилых зданий № 1 и № 2, около % десятины столовой моркови и свеклы, сахарного гороха, репчатого лука и др. мелких овощей, пикирована рассада цветов и приготовлены паровые грядки для рассады поздней капусты и брюквы; посажено около 7 десятин картофеля и % десятины ранней капусты. Воспитанниками была перекопана вспаханная ранней весной земля перед и между двумя нижними зданиями и навезено туда 68 возов лесной земли для посева травы и посадки роз и цветов [8].

Теоретические знания, полученные в классах, учащиеся практически закрепляли на сельскохозяйственной ферме. Учащиеся с целью эксперимента в открытый грунт сажали свеклу (египетскую, Королеву), цикорий, ревень, гаолян. Последние три растения посеяны с единственной целью - познакомить воспитанников с ними. Для пробы были посеяны еще некоторые лекарственные растения - шалфей, белладонна, ромашка, коровяк, арника.

Во всех этих работах участвовали ученики 1 и 2 классов и ученицы 1-го отделения женского училища попеременно. Ученикам 3 класса были розданы участки в собственность по одной грядке каждому. На своих участках они са-

жали капусту разных сортов, помидоры, сеяли огурцы, репу, бобы, свеклу, кукурузу и шпинат. До конца учебного года учащиеся наблюдали за прорастанием растений, пололи, поливали и прореживали» [10].

В организации сельскохозяйственной фермы большую помощь оказал опытный специалист, профессор института сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии Г.А. Рудинский, который был управляющим фермы и давал уроки по сельскому хозяйству. Занятия на ферме начинались 25 апреля и заканчивались к 1 сентября.

Симбирская чувашская школа способствовала распространению новых сортов зерновых, бобовых культур, корнеплодов, однолетних и многолетних трав, фруктовых деревьев. Большая работа велась по разведению декоративных, древесных пород и кустарников. В питомнике выращивали множество сортов привитых яблонь и груш.

И.Я. Яковлев ввел праздники в честь окончания сева, по случаю завершения сельскохозяйственных работ, а также праздник древонасаждения. Еще будучи студентом, И.Я. Яковлев начал собирать предметы быта и культуры своего родного народа, записывал сказки, песни, пословицы и поговорки, народные приметы, впоследствии привлек к этому делу и своих воспитанников. С приходом в Симбирскую чувашскую учительскую школу на работу автора книги «Чувашские приметы о погоде и влиянии ее на сельское хозяйство» А.В. Смоленского эта работа усилилась. С помощью учащихся он собрал несколько видов гигроскопа и другие самодельные приборы, которыми затем пользовались сельские жители для узнавания погоды.

С целью распространения знаний по земледелию, способов обработки земли, культуры землепользования И.Яковлев совместно с учениками перевел на чувашский язык ряд книг и брошюр; в частности, «Три беседы о земледелии», «О почве», «О правильной обработке земли», «Как растет хлеб в поле», «О травосеянии» и др. Регулярно выписывались для школы книги, пособия по естествоведению, различным отраслям сельского хозяйства, а также приборы, коллекции для занятий.

И.Я. Яковлев в своей деятельности использовал, а также рекомендовал другим учителям применять на уроках художественные тексты, публицистические статьи о бережном отношении к природе, сказки, эпос, пословицы и поговорки, загадки, предания и былины, поверья и верования, которые способствуют возрождению в учащихся чувства благородного отношения ко всему живому и неживому на земле.

На современном этапе научно-педагогическая система И.Я. Яковлева и опыт Симбирской чувашской учительской школы по экологическому воспитанию молодежи приобретают особенную актуальность.

Литература

1. Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика / Г.Н. Волков. Чебоксары: Изд-во ИПК «Чувашия», 2004. 454 с.

2. Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избр. пед. соч. М.: Учитель, 1955.

164 с.

3. Краснов Н.Г. Иван Яковлевич Яковлев / Н.Г Краснов. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1976.

272 с.

4. Кураков Л.П. Прометей из чуваш / Л.П. Кураков. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1999. 223 с.

5. Петёркки Тихан. Кушка ачи. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1983. 196 с.

6. Прокопьев И.П. И.Я. Яковлев / И.П. Прокопьев // И.Я. Яковлев в воспоминаниях современников. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1968. С. 8-16.

7. ЦГА ЧР. Ф. 207. Оп.1. Д. 110. Л. 18.

8. ЦГА ЧР. Ф. 207. Оп. 1. Д. 139. Л. 18-43.

9. ЦГА ЧР. Ф. 207. Оп. 1. Д. 976. Л. 8-20.

10. ЦГА ЧР. Ф. 207. Оп. 1. Д. 314. Л. 4-5.

11. ЦГА ЧР. Ф. 501. Оп.1. Д. 6. Л.16-54.

12. Яковлев И.Я. Моя жизнь / И.Я. Яковлев. М.: Республика, 1997. 696 с.

13. Яковлев И.Я. в воспоминаниях современников / сост. В.Я. Канюков. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1968. С. 20-24.

14. Яковлев И.Я. Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы за 1912 год / И.Я. Яковлев. Симбирск, 1913. 93 с.

ТЕРЕХОВА ОЛЬГА ПАВЛОВНА родилась в 1970 г. Окончила Чувашский государственный университет. Старший преподаватель кафедры материаловедения и экологии Чувашского университета. Автор 50 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.