Научная статья на тему 'Использование музыкального фольклора как средства адаптации к социальной среде'

Использование музыкального фольклора как средства адаптации к социальной среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
310
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование музыкального фольклора как средства адаптации к социальной среде»

В.П. КАЗАКОВА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ К СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Глобальный нравственно-экологический и экономический кризис охватил все общество. Громадный объем информации, необходимой для осмысления и выживания, обрушился на человека. Выдержать это в условиях социальной неустроенности стало необычайно сложно, особенно наименее защищенной части общества - детям и подросткам. Громадный объем разнообразных знаний, преподносимых школой, требует повышенных интеллектуальных усилий, а следовательно и достаточно высокого уровня здоровья, т.е. способности к быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни, кризисным ситуациям в обществе, семье и школе. Не случайно социально-психологические исследования показывают тенденцию резкого возрастания уровня тревожности, психического напряжения и агрессивности поведения среди всех слоев населения, особенно среди детей и подростков. Постоянное пребывание в таком состоянии разрушительно для здоровья. Поэтому крайне необходимой стала незамедлительная профилактическая работа психологов, врачей и педагогов на гармонизацию и оздоровление.

Как показала мировая и отечественная практика, наиболее эффективными ресурсосберегающими методами гармонизации (не имеющими побочных негативных эффектов) являются методы арттерапии, связанные с исцеляющими возможностями слова, хореографии, изобразительной деятельности, театра, звуков и музыки. История применения арттерапии насчитывает много веков. Крупнейшие отечественные психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.А. Пербузов, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, С.А. Рубинштейн и психиатры В.М. Бехтерев, И.А. Догель, И .А. Перкалов, С.С. Корсаков уделяли внимание проблемам артте-рапии, говорили о влиянии искусства на формирование, развитие и становление человека.

Искусство влияет на эмоциональные реакции человека. Внешним проявлением этого влияния является феномен катарсиса, как «очищение и облагораживание чувств, в результате их создания и включения в целостную систему, создающую баланс положительного отношения к другим людям, к миру в целом, к самому себе как инварианту этого мира». В результате катарсиса происходит превращение отрицательных эмоций в положительные, благодаря включению в иную, более высокую систему ценностей возникает состояние внутренней упорядоченности и гармонии. Именно на переживании катарсиса построена арттерапия. Рассмотрим признаки, свойственные арттерапии:

- диалоговость. С помощью арттерапии человек испытывает потребность понять собственные мысли, разобраться в смыслах и вступать в коммуникацию с другими людьми;

- открытость целей работы с человеком также свойственна арттерапии, так как в ее процессе человек имеет неограниченные возможности для самовыражения и самореализации;

- внутренняя логика развития прогнозируемого качества связана с тем, что в реальной жизни человек испытывает катарсис при встрече с искусством;

- влияние на интегративные характеристики человека, которые определяют динамику личностной системы в целом. Эмоциональная система человека является его интегративной характеристикой;

- индивидуально-личностные ориентации деятельности педагога. Арттерапия позволяет развивать не только личностные качества человека, но и создает условия для раскрытия его индивидуальности;

- «оборачиваемость» используемых методов, двухсторонней эффективности применения связаны с тем, что катарсис испытывает не только ребенок, но и педагог;

- использование в качестве педагогического средства человеческих возможностей и источников в концентрированном виде отражают глубинную человеческую проблему;

- человек выступает как своеобразная знаковая система. Катарсис отражается во внешних появлениях человека, эмоциях, движениях, что позволяет людям понимать и взаимодействовать друг с другом;

- арттерапия позволяет импровизировать в различных видах искусства.

Надо отметить, что применение арттерапии эффективно в работе с любой

категорией детей. Покажем эффективность арттерапии детей с девиантным (отклоняющимся) поведением. Девиантное поведение мы определяем как двусторонний процесс:

- с одной стороны: отклоняющееся (девиантное) поведение - поведение, при котором ребенок по ряду причин не учитывает в своей жизни нормы и ожидания общества, при адекватном учете социальной средой его индивидуальности. В таком случае необходимо менять отношение ребенка к нормам социальной жизни;

- с другой стороны: отклоняющееся (девиантное) поведение - это взаимодействие ребенка с социальной средой, нарушающей его развитие и не учитывающей его индивидуальность. В данном случае надо менять отношение окружающих к ребенку.

Арттерапия также имеет двусторонний процесс и два основных механизма влияния:

1. Искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее решение через изменение этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

2. Эстетическая реакция позволяет изменить действие эффекта «от мучительного к приносящему наслаждение», гармонизовать внутренний мир.

Следовательно, применение арттерапии в работе с детьми девиантного поведения эффективно, так как обеспечивает двухсторонний процесс:

- создание педагогически целесообразной среды, учитывающей способности развития ребенка;

- становление ребенка как субъекта социальной жизни, учитывающего возможности, нормы, ценности среды, благодаря чему преодолевается девиантное поведение.

В последнее время в арттерапевтической среде стал особенно популярным так называемый интегративный подход в терапии, когда для саморазвития и познания секретов собственной личности или во имя достижения конкретно поставленных психотерапевтических целей используются изобразительное искусство, театр, танец и музыка вкупе.

В данной сфере имеет место поиск путей интеграции и приемов, соединяющих все направления, в то время как в песенном фольклоре эта интеграция присутствует изначально. В песнях все это настолько органично переплелось, что смысл слова интегративный представляется неким внешним вектором, тогда как сама суть фольклора уже представлена единством изнутри. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть возможности фольклора, которые представляют особенно значимыми при работе с детьми. Наиболее существенными признаками, характерными для фольклорных средств, являются следующие:

- целостность и глубина воздействия, обусловленная синкретичностью самого феномена, включающего ритмические, музыкальные, словесные воз-

действия, а также воздействие игрового пространства, окружающей среды, усиленное эффектом групповой деятельности;

- импровизационность действия, дающая участникам высокую степень свободы самовыражения и в то же время защищенная наличием устойчивой формы;

- безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства и переживания, не опасаясь оценки и сравнения;

- высокий уровень включенности в действие, что позволяет участникам группы более глубоко и полно проработать собственные проблемы;

- вариативность способов выражения проблемы, обусловленная самим характером феномена, где присутствуют элементы музыкального, текстового, драматического, игрового импровизирования, что также позволяет каждому участнику найти наиболее адекватный способ выражения собственных проблем, чувств и переживаний;

- создание ситуации вынужденного успеха, так как занятия фольклором не требуют наличия специальных способностей и в то же время способствуют творческому самовыражению, позволяющему каждому участнику ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

- символическое изменение реальности в рамках происходящего действия, что позволяет участникам группы обучаться на модели реальности эффективным способам поведения и взаимодействия;

- создание атмосферы коллективного эстетического переживания, что очень важно, так как создается благоприятный эмоциональный фон;

- относительная доступность применения метода, которая также обладает преимуществом.

На примере музыкального фольклора, синкретичного по своей сути, мы имеем уникальный пример целостного мировоззрения и мироощущения, которое, будучи принятым душою человека, оказывает на нее самое благотворное влияние, обеспечивая, сохраняя или выстраивая ее целостность. Фольклор обладает такими особенностями, что может применяться в качестве активного педагогического метода воздействия:

1) установление хороших отношений. Недерективность метода, атмосфера коллективного эстетического переживания, вовлечение всех участников создают изначально эмоционально теплые отношения;

2) ослабление напряжения. В ходе фольклорных игр, плясок, игры-песни происходят ослабление и снятие общего напряжения;

3) изменение поведения за счет нового эмоционального опыта. Каждый участник естественным образом «переживает» эмоциональный опыт предшествующих поколений;

4) когнитивное обучение. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, приемлемых способах выражения чувств;

5) приобретение и усвоение социальных навыков и новых форм поведения. Импровизационность позволяет достаточное число раз репетировать различные формы поведения без опасения превратить процесс в механическое повторение;

6) убеждение и внушение. В ходе творческой деятельности постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств. Это обеспечивается за счет повторяемости формул, ритмической организацией методики и поэтизированных текстов.

Таким образом фольклор является одним из самых действенных методов психолого-педагогического воздействия, который применим практически к любой проблеме, возникающей в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, способствует естественной адаптации ребенка к условиям школьной среды и социального окружения. Природа ребенка такова, что она не солжет самой себе, ребенок знает, что ему нужно. И музыкальный фольклор во всем своем разнообразии неоднократно демонстрировал, что он необходимое звено воспитания и взросления человека. Вводя музыкальный фольклор в школу, мы ставим наряду с остальными целями следующее: приобщение своих учеников к истории и культуре своего народа; обретение и осознание ими древних корней рода; стимулирование роста духовности через примеры высокого народного творчества; обучение детей сердечной радости через познание открытого звука; развитие философских взглядов на жизнь посредством используемого материала.

Нет никаких сомнений, что каждая из представленных целей соотносится и с целями других школьных дисциплин (истории, литературы, театра, музыки и прочих). Но здесь присутствует один штрих, который выделяет музыкальный фольклор в особую категорию, - это часто опускаемое на других уроках творчество и сотворчество не когда-либо, а сейчас, сию минуту. Только через светлое, радостное творчество мы приобщаемся к миру духовному, высшему. Только через элементы этого творчества выстраиваем собственное внутреннее и внешнее совершенствование. И поскольку радость является непременным условием глубины познания мира и себя в нем, фольклор в этом плане предоставляет нам массу возможностей восхождения. Непосредственно на уроках творческие моменты, как ниже будет показано, могут выражаться самыми разнообразными способами - от необычной комбинации уже известных ритмов до совершенно нового ритмического рисунка, от самостоятельного построения мелодии в том или ином стиле до создания аналогичного текста песни и др. И в итоге выдвигаются и воспитательные цели, такие, как постижение посредством народной музыки любви к себе, миру, людям.

Учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что музыкальный фольклор (песенный или инструментальный) может быть использован как в качестве учебного предмета или кружка в традиционной общеобразовательной школе, так и в качестве специального подхода, объединяющего в себе обучающее, воспитательное и психотерапевтическое направления работы. Крайне важен тот момент, что обучение музыкальному фольклору необходимо использовать как можно в более раннем возрасте, поскольку с каждым годом приходит в школы все больше больных детей. И больных не только физическими болезнями. Они несут на себе отпечатки всего, что происходит в мире нездоровых отношений взрослых. Важнейшие тенденции развития современного общества и общественного сознания, а именно: стремление к целостности, гармоничности и непротиворечивости, потребность в овладении и приобщении к культуре своего народа - делают фольклор достойным объектом всестороннего научного изучения, в ходе которого будут раскрыты все новые значимые грани этого феномена. Фольклор обращается к тем сокрытым от сознания глубинам, прикосновение к которым может дать ответы на многие вопросы нашего существования.

Литература

1. Зыкова М.Н. Фольклор как средство психолого-педагогического воздействия на развитие самосознания и формирование самоидентификации школьника // Мир психологии. 2004. № 3. С. 72-85.

2. Назарова Л.Д Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь, 2002. 240 с.

3. Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международ. науч.-практ. конф. 30 ноября - 1 декабря 2000 г. СПб.: ГАООРДИ, 2001. С.193-196.

КАЗАКОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА родилась в 1956 г. Окончила Казанский институт искусств и культуры. Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры музыкально-теоретических дисциплин и фортепиано Чувашского государственного университета. Область научных интересов - проблемы воспитания школьников на материале музыкального фольклора. Имеет 15 опубликованных работ, в том числе 1 монографию, 2 учебных пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.