УДК 159.9
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ КАК УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
© И. Ф. Нурмухаметова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: + 7 (347) 2299605.
E-mail: ehr2015@yandex. ru
В статье дается краткий теоретический анализ проблемы агрессии и эмпатии, а также рассматривается вопрос о развитии эмпатии как одного из условий, позволяющих понизить уровень агрессии и уменьшить частоту ее проявлений в поведении учащихся младших классов.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, действия, поведение, наказание, катарсис, эмпатия, когнитивный, эмоциональный, действенный.
Сложившаяся в последнее десятилетие и развивающаяся сегодня ситуация в стране в значительной степени повлияла на возникновение проблем, связанных с организацией обучения и воспитания школьников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций в значительной степени затрудняют становление личности современного школьника, развитие и актуализацию его личностного потенциала. Интенсивные миграционные процессы, протекающие на фоне явных и скрытых межэтнических конфликтов, усложняют проблему формирования просоциаль-ного поведения у детей с высоким уровнем агрессивности. Рост агрессии, по некоторым данным, связан также с переходными кризисными периодами трансформации социальных систем, когда наблюдается подъем так называемой «аномии». Это одна из многих причин нашего интереса к детской агрессии. Другая причина - это реальный рост агрессивного поведения детей, что находит отражение в списках милицейской статистики.
Необходимо отметить, что методологические проблемы теории агрессии не получили, на наш взгляд, должного решения, поэтому актуальность их сохраняется и в настоящее время. Этим объясняется внимание и интерес психологов к проблеме агрессии, в частности к проблеме детской агрессивности (R. Baron, D. Richardson, П. А. Ковалев, Т. Н. Курбатова, О. Ю. Михайлова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, S. Feshbach).
Одной из основных проблем начальных и последующих этапов методологического осмысления и концептуализации агрессии является избыточное внимание к какому-либо одному основополагающему фактору (инстинкты, фрустрация, оперантное поведение и т. п.), несущественной конкретике и искусственно заданным ситуациям. Поэтому при всем разнообразии выдвигающихся противоречивых теоретических обоснований большинство из них попадает под одну из четырех категорий, относящих агрессию к:
1) врожденным побуждениям или задаткам;
2) потребностям, активизируемым внешними стимулами;
3) познавательным и эмоциональным процессам;
4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Таким образом, к основным теориям, посвященным проблемам становления понятийно-категориального аппарата человеческой агрессии, можно
отнести фундаментальные инстинктивистские теории (W. McDougall, W. James, S. Freud, А. Adler, K. Lorenz и пр.); классические и модернистские теории фрустрации - агрессии (J. Dollard, L. Berkowitz, N. Miller, R. Barker, S. Rosenzweig и др.); теории социального научения (A. Bandura, А. Buss, D. Zilmann и пр.); теории социального влияния (J. Tedeschi, R. Felson, R. Smith, R. Brown и др.).
В указанных психологических работах внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение вопросов происхождения агрес-сис, причин и специфики её проявления в разном возрасте, на зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов и пр., а не на обоснование условий и поиск средств ее предотвращения или редуцирования. Эту ситуацию можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий - наказание и катарсис, с другой - представления о том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее проявлению. Однако ни то, ни другое, как показывают анализ проведенных многочисленных исследований, не согласуется с имеющимися эмпирическими данными.
Осуществляя теоретический анализ проблемы агрессии, мы обратили внимание на неоднозначное толкование исследователями понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное действие» и «агрессивное поведение».
Так, в психологическом словаре дается следующее определение агрессии: «Агрессия - это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического ущерба либо на уничтожение другого человека или группы лиц, вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания, состояния страха, напряженности, подавленности» [1].
Агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом (L. Berkowitz, К. К. Платонов, А. А. Реан и др.). Агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Агрессивные действия - это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же
198
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
агрессивные действия систематически повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении [2].
Те или иные формы агрессии характерны для большинства младших школьников, но с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.
Становление агрессивного поведения у детей -сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Многочисленные исследования показали, что для семей, в которых имеются агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
Необходимо также отметить, что если в процессе развития ребенок не научится контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией агрессивности на сверстников - в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению - в юношеском.
Эти факторы усилили наш интерес к поиску возможных путей и средств предотвращения или редуцирования агрессии. Нам представляется перспективным для эффективного решения задачи рассмотреть вопрос о развитии эмпатии как условия, позволяющего понизить уровень агрессии и уменьшить частоту ее проявлений.
Проблема развития эмпатии является одной из традиционных проблем психологии. Ее исследованию были посвящены работы таких известных философов и психологов, как H. Spencer, Т. Ribot, Т. Lipps, E. Titchener, S. Freud, J. Piaget, Т. П. Гавриловой, И. М. Юсупова и многих других ученых. Несмотря на это, фундаментальных исследований по изучению эмпатии было немного. Исследования проходили по разным направлениям, выдвигались разные гипотезы, трактовка экспериментальных данных была неоднозначна, т. к. представители разных психологических школ не могли прийти к единой точке зрения по поводу структурных составляющих и функциональных механизмов эмпатии.
Исследователи разных школ и направлений пытались дать определение феномену эмпатии.
Термином эмпатия определяется личностная черта - специфическая способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Одни исследователи толкуют эмпатию как процесс (Т. Пашукова); другие - как устойчивое свойство личности (Т. П. Гаврилова), как состояние (В. Винаске).
Нами используется следующее рабочее определение эмпатии. Эмпатия (греч. empatheia - сопереживание) - эмоциональное явление, переживание и устойчивое свойство личности.
Проведенный анализ литературы позволяет предположить, что дифференциация эмпатии как процесса отражения также должна производиться с учетом преобладания в ней одного из трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Между этими тремя компонентами обнаруживается сложная взаимозависимость.
Взаимосвязь аффективной, когнитивной и действенной составляющих представляет динамическую структуру эмпатии, в которой взаимодополнения компонентов определяют тип эмпатийного взаимодействия с доминированием одного из них. Соответственно, эмпатия может иметь три формы: когнитивная - первый элемент процесса эмпатии в виде понимания состояний другого без изменения своего эмоционального состояния; эмоциональная эмпатия - в виде не только понимания состояний другого, но и сопереживания и сочувствия, эмпати-ческого реагирования; действенная эмпатия - высшая форма эмпатии, выражающая в полной мере межличностную идентификацию, когда люди не только понимают состояние друг друга, сопереживают и сочувствуют, но и оказывают помощь [3].
Анализ исследований позволяет гипотетически предположить, что на протяжении человеческой жизни эмпатия как феномен проходит путь развития от низшей формы до высшей. И, конечно, у каждого человека этот процесс развития индивидуален.
Еще одно обстоятельство усилило наш интерес к проблеме связи агрессии и эмпатии. Причины детской агрессивности могут быть различны, но агрессивных детей объединяет одно общее свойство -невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Соотношение способности к сочувствию, сопереживанию и агрессивности было подтверждено экспериментально (N. Feshbach, S. Feshbach, A. Mehrabian, N. Epstein): дети, более способные к сочувствию, сопереживанию, менее агрессивны. Нами было проведено исследование, целью которого являлось подтверждение имеющейся взаимосвязи между уровнем агрессии и уровнем эмпатии. Итогом анализа теоретических и эмпирических данных исследований является предположение о том, что, развивая эмпатию, формируя эмпатийное поведение у детей с высоким уровнем агрессии, можно понизить уровень агрессии и уменьшить частоту ее проявлений.
Поэтому особую остроту в свете сказанного приобретает психологическое сопровождение педагогического процесса, в том числе организация пси-холого-коррекционной работы со школьниками с высоким уровнем агрессивности. Одной из важнейших задач психолого-педагогического воздействия является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих значимое конструктивное
влияние на формирование личности школьника, его сознания, самоопределения, самоидентификации, разрешение им возникающих психологических проблем и трудностей.
Нам представляется перспективным для эффективного решения задачи рассмотреть вопрос о возможностях психолого-педагогического воздействия, базирующегося на фольклорном материале. Коррекционно-развивающие возможности и степень действенности фольклора как активного средства воздействия в целом еще недостаточно осмыслены, и особенно в плане формирования эмпатийных стратегий поведения у детей с высоким уровнем агрессивности.
Термин «фольклор», впервые появившийся в середине 19 века, происходит от английского «FOLKLORE», что дословно означает «народное знание», «народная мудрость», «народное творчество». Фольклор первичен по отношению к искусству, в этой форме сознания в синкретическом виде содержатся зачатки искусства, религии, науки.
Существует множество определений фольклора. Нами используется следующее рабочее определение: фольклор - это древнейшая форма общественного сознания, в наиболее концентрированном виде и в виде устойчивых формул отражающая образы и отношения социально-культурного филогенетического опыта, а также сам процесс такого отражения, спецификой которого является импровизационное воспроизведение (воссоздание) устойчивой формулы обряда [4].
Поскольку фольклор представляет собой способ и процесс отражения мира, именно в древнейших фольклорных жанрах содержатся основные базовые компоненты, образующие содержание коллективного бессознательного и общественного сознания, а поэтому зачатки мощных способов воздействия на человека или группу людей.
С точки зрения психолого-педагогического воздействия можно выделить следующие наиболее значительные компоненты фольклора:
1. Музыкальный ряд фольклорных произведений. Музыка оказывает релаксирующее, тонизирующее, медитативное воздействие как на физические параметры организма, так и на высшие психические функции путем продуцирования определенных мелодических оборотов, звуковых последовательностей.
2. Текстовой (словесный) ряд произведений фольклора. Общеизвестно, какое огромное значение в процессе психолого-педагогического воздействия имеет слово. Его воздействие проявляется в преднамеренном изменении, перестройке смысловой сферы человека.
Необходимо подчеркнуть возможности фольклора, которые представляются особо значимыми и важными при работе с младшими школьниками. Наиболее существенными признаками, характерными для фольклорных средств, являются следующие:
- целостность и глубина воздействия, обусловленная синкретичностью самого феномена, включающего
ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, окружающей среды, усиленное эффектом групповой деятельности;
- безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства и переживания, не опасаясь оценки и сравнения;
- импровизационность действия, дающая участникам высокую степень свободы самовыражения и в то же время защищенная наличием устойчивой формулы;
- высокий уровень включенности в происходящее действо, позволяющий участникам группы более глубоко и полно осознать и проработать собственные проблемы;
- вариативность способов выражения проблемы, обусловленная самим характером феномена, где присутствуют элементы музыкального, текстового, драматического, игрового импровизирования, что, в свою очередь, позволяет каждому участнику найти наиболее адекватный способ выражения собственных проблем, чувств и переживаний;
- создание ситуации вынужденного успеха, т. к. занятия фольклором не требуют наличие специфических способностей и в то же время способствуют творческому самовыражению, позволяющему каждому участнику ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;
- символическое изменение реальности в рамках происходящего действа, позволяющей участникам группы обучаться на модели реальности эффективным способом поведения и взаимодействия;
- создание атмосферы коллективного эмоционального переживания, что является значимым фактором успешности;
- относительная доступность применения метода, являющаяся технологическим преимуществом [5].
Исходя из теоретического анализа проблемы и результатов нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Эмпатия является одним из условий снижения уровня агрессии учащихся младших классов.
2. Фольклор содержит все необходимые предпосылки успешности, эффективности влияния на развитие и формирование эмпатии ребенка и может быть использован как целенаправленное воздействие на личность в рамках целостного подхода психо-лого-педагогической коррекции агрессивного поведения учащихся младших классов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психологический словарь / Сост. М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова / Под ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
2. Кобзева О. В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2006.- 22 с.
3. Гаврилова Т. П. // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147158.
4. Зыкова М. Н. // Мир психологии. 2004. № 3. С. 72-85.
5. Зыкова М. Н. Фольклоротерапия. М.: Изд-во Моск. психо-лого-социального института, 2004.- 160 с.
Поступила в редакцию 02.08.2007 г.