СВЯЗЬ АГРЕССИИ С УРОВНЕМ ЭМПАТИИ И ОСОБЕННОСТЯМИ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Окунева Н.В.
Окунева Надежда Викторовна - аспирант, кафедра технологии и психолого-педагогических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация: в данной статье рассматривается взаимосвязь уровня эмпатии и темперамента с агрессией подростков. В первой, теоретической, части статьи представлены теоретические аспекты по проблематике феномена агрессивности. Рассмотрены формы проявления агрессивности и особенности агрессии подростков, еще выявляется противоположный вид реакции - это эмпатия, как способность к сочувствию, ее виды и характерные особенности. Также в этой части приводятся теоретические положения по проблеме проявления темперамента: определение понятия темперамента и темпераментные особенности личности по теории Г. Айзенка. Во второй части статьи представлены результаты практического исследования, проведенного с целью выявления особенностей агрессивности подростков с различным уровнем эмпатии и свойствами темперамента. Описаны база, выборка методики, используемые во время исследования и значимые взаимосвязи по теме исследования. Проведена обработка данных по используемым методикам, которая показала особенности незначительной связи между эмпатией и агрессией и значимую связь между темпераментом и агрессией. По результатам: у подростков с высоким уровнем эмпатии уровень агрессии был ниже, чем у тех, у кого установлен низкий уровень эмпатии. Также определили, что агрессивность проявляется и у подростков с высоким уровнем нейротизма, а именно у холериков и меланхоликов. Далее эмпирические данные были подвергнуты
количественному и качественному анализу с помощью корреляционного анализа.
Ключевые слова: агрессивность, темперамент, нейротизм, эмпатия, регуляторно-динамический аспект, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная устойчивость, эмоциональная лабильность, корреляционнальный анализ.
УДК 159.947
На сегодняшний день исследования профилактики негативных эмоций и агрессий в поведении людей в любом обществе возможно причислить к вопросу первоочередной значимости. В первую очередь это связано с тем, что за последнее время возросло число нарушений поведения у детей, особенно подросткового возраста: побегов из дома, воровства, прогулов школы, намеренной лживости, жестокого отношения к людям и животным, а также предпосылки к суициду [2; 11]. Все это вызывает беспокойство у родителей и учителей.
На девиантное поведение оказывает воздействие довольно огромная область культурных, экономических, социальных, социально-психологических и педагогических условий.
Общетеоретическое исследование научной литературы показывает, что единым в ранее названных нарушений, главным образом, считается агрессивность в разных формах её проявления, кроме того, приводящие к социальной и психологической дезадаптации и в целом к негативизму в поведении [2; 4; 5]. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивными действиями и негативизмом, как правило, относят к психологические и социально-психологические факторы [5; 13; 14]. К одним относятся нарушения из-за негармоничного семейного воспитания, к другим нарушения в мотивационной, психологической и высоконравственной сферах личности [12].
Установлено, что все без исключения живые организмы, в том числе и человек, не способны осуществлять две несовместимые реакции в одновременно. Данное
обстоятельство является отражением проблемы предупреждения и управления человеческой агрессией в виде так называемой гипотезы несовместимых взаимодействий, или же реакций, при которой можно уменьшить гнев и уровень открытой агрессии, инициируя этим либо другим способом у людей эмоциональные состояния, несопоставимые с агрессией [2; 14]. Одной из аналогичных несовместимых с агрессией реакций является эмпатия это способность ощутить чувства другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Д. Ридчардсон [1] трактует эмпатию только как познавательный процесс, в основу которого была положена модель когнитивного возбуждения Д. Циллман [3]. В данном подходе лежит утверждение о том, что в состоянии высокого уровня возбуждения, в состоянии когнитивной неспособности человек в большей степени будет вести себя порывисто. В таком случае агрессии, когнитивный сбой из-за высокого уровня возбуждения, будет уменьшаться вероятность её ингибирования и увеличиваться вероятность агрессии.
В случае если анализировать как биологическое создание, как представителя вида Человек разумный называемого индивидом, в таком случае возможно расскрыть соответствующие свойства, которые называют индивидными. Из числа разнообразия индивидных свойств особый интерес в психологии представляют нейродинамические особенности, сенсомоторная организация, концепция инстинктов и безусловных рефлексов.
Индивидные качества человека заключаются на генном уровне, то что ликвидирует либо значительно ограничивает способности и их перемены. Таким образом из числа разнообразия индивидных характеристик человека большой интерес представляют нейродинамические свойства, которые образуют темперамент.
Темперамент это система стабильных индивидуально специфических свойств психики, характеризующих динамику его социального бытия и душевной жизни [7]. По внешнему виду они одинаково проявляются в разнообразных
его формах (предметной деятельности или общения) независимо от их содержания, целей и мотивов и остаются практически постоянными в течение жизни [10].
В нашей работе речь пойдет о темпераменте и эмпатии, а кроме того об их взаимосвязи с агрессией, о том, как эти психические явления могут быть связаны.
Целью работы было исследование взаимосвязи различных форм агрессивного поведения с эмпатией и темпераментом подростков в коллективе ровестников.
В данной работе мы проверяли следующие гипотезы:
1. Между эмпатией, а также темпераментам и агрессией подростков существует взаимосвязь.
2. У испытуемых с высоким уровнем эмпатии и низким уровнем нейротизма (флегматики или сангвиники) агрессивность ниже, чем у учащихся с низким уровнем эмпатии и высоким уровнем нейротизма (меланхолики или холерики). Общую выборку исследования составили 75 учащихся подросткового возраста МАОУ СОШ № 152 г. Челябинска.
В качестве методической основы были выбраны следующие методики:
1. Диагностика социальной эмпатии А. Мехрабиана и Н. Эпштейна [6].
2. Опросник на определение агрессивности Басса- Дарки [9].
3. Опросник на определение свойств темперамента Г. Айзенка [8].
В процессе анализа данных, полученных по уровню развития эмпатии и агрессии, была обнаружена взаимосвязь между эмпатией, вербальной и физической агрессией. Итоги исследования (таблица 1) подтверждают, что наиболее эмпатийные участники исследования проявляют меньшей степени физическую агрессию по сравнению с менее эмпатийными, связь статистически значимая и прямая (г 0,45; p<0,05). Связь же между эмпатией и вербальной агрессией не является статистически значимой (г 0,162).
Было выявлено, то, что вербальная агрессия значимо связана с особенностью понять чувства другого. Ученики с самым низким уровнем способности поставить себя на позицию другого человека, чаще использовали вербальную агрессию, или же как ее называют словесной агрессией (исследовалась только вербальная форма). В случае аффективного компонента эмпатии, небольшая отрицательная связь выявилась между эмпатическим переживанием и вербальной агрессией и была обнаружена только у юношей. В следствии проведённого исследования было установлено, что только у юношей низкий уровень эмпатии увеличивает риск проявления вербальной агрессии. Таким образом, увеличивается и уровень вербальной агрессии, который влияет на то, как человек воспринимает и интерпретирует действия иного человека и его планы.
Таблица 1. Характеристика агрессии учащихся с разными уровнями эмпатии (%)
Эмпатия
Высокий Средний Низкий Итого
Хар-кй\ уровень уровень уровень
агрессии
Физическая агрессия 3 5 14 22
Косвенная 1 3 9 13
Вербальная 3 9 7 19
Раздражение 4 7 4 15
Подозрительность 4 5 7 16
Вина 3 5 7 15
Итого 18 34 48 100
Качественное исследование полученных данных (таблица 2) показало, что максимальное количество испытуемых, обладающих меланхолическим типом темперамента имеют высокий уровень агрессии, помимо этого, с анализа данных, заметно, то, что доминирующим
типом взаимодействия считается вербальная. Несомненно, что подростку с меланхоличным темпераментом легче показать отрицательные эмоции через форму (визг и крик) или через слова, однако совсем никак не с применением физиологической силы вопреки иного лица. Кроме того высокий уровень агрессии выражен у испытуемых холериков. Значительно ниже агрессия прослеживается у флегматиков и сангвиников. Но нужно отметить, что у последних трех типов темперамента значительно преобладает физическая агрессия. Данное свидетельствует о том, что таким людям легче отразить негативизм, прибегая к физическим контактам, чем к вербальной форме.
Таблица 2. Связь агрессии с разными типами темперамента
у подростков (%)
\Тип темпе-хпамента Хар-ки^ч агрессии ^ч Холерик Меланхолик Флегматик Сангвиник Итого
Физическая агрессия 8 9 5 3 25
Косвенная 0 4 1 1 6
Вербальная 5 11 3 1 20
Раздражение 3 7 3 1 14
Подозрительность 3 8 4 3 18
Вина 3 8 5 1 17
Итого 22 47 21 10 100
Присутствие статистической обрабатыванию сведений был применен показатель ранговой корреляции Спирмена, вследствие которого была выявлена статистически значимая связь между нейротизмом и агрессивностью (г=0,16, при p<0,001). Особенность личности, при которой проявляется эмоциональная неустойчивость, обозначает: чем выше
уровень нейротизма, тем сильнее агрессия станет проявляться и, напротив.
Принимая во внимание, то, что нейротизм считается одним из свойств темперамента, в таком случае можно говорить об определенной степени связи агрессии с типом темперамента.
Таким образом, наша гипотеза о том, что у учащихся с высоким уровнем эмпатии и низким уровнем нейротизма (фрегматики или сангвиники) уровень агрессивности ниже, чем у учащихся с низким уровнем эмпатии и высоким уровнем нейротизма (холерики или меланхолики), подтвердилось. Необходимо выделить, в таком случае то, что осознание трудности нарушений поведения и понимание природы детской агрессивности основываются на учёте онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, эмоциональной, половозрастных различий в мотивационной, нравственной и волевой сферах личности. Приобретенные сведения можно применять как в планировании профилактической, так и в коррекционной работе с обучающимися разных типов темперамента с целью развития личности и способности противостоять воздействию агрессии со стороны других лиц. Исследование является важным эмпирическим и теоретическим этапом для дальнейшего изучения особенностей взаимосвязи темперамента с эмпатией и агрессией личности.
Список литературы
1. Болдалёв А.А. Феномен понимания другого и определяющие его факторы // Мир психологии, 2001. № 3. С. 12-16.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия // СПб.: Питер, 2001. C. 316-319.
3. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1975. № 2. С. 147-157.
4. Креч Д. Нравственность, агрессия, справедливость // Самара, 1992. № 1. С 24-27.
5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // М., 1983. 21 с.
6. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности // М., 2004. С. 156-158.
7. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента // Изд. 2-е. Пермь, 1973. С. 116-118.
8. Романов К.М. Практикум по общей психологии // М., 2004. 240 с.
9. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // М. 2002. С. 43-54.
10. Русалов В.М. О природе темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии, 1985. № 1. С. 19-32.
11. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста // М., 1991. 45 с.
12. Фрейд 3. Введение в психоанализ // М., 1989. 391 с.
13. Фурманов И.А. Агрессивность и ее проявление в детском возрасте // Минск, 1994. 43 с.
14. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов // М., 2004. 351 с.